Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 15:55, дипломная работа
Мы прекрасно знаем, что основные трудовые, профессиональные навыки закладываются в детстве. Именно с детства мы должны воспитать интерес и любовь к изобразительному искусству. Основным фактором формирования эстетического восприятия, обучения и профессиональной ориентации учащихся, подготовки молодого человека к активному участию в развитии художественного потенциала страны является улучшение работы по развитию детского художественного творчества.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Психолого-педагогические исследования формирования эстетического восприятия у школьников среднего возраста средствами декоративной пейзажной живописи. 6
1.1. Особенности формирования эстетического восприятия у школьников среднего возраста средствами декоративной пейзажной живописи. 6
1.2. Выражение чувств и эмоций в декоративной пейзажной живописи 12
1.3. Формирование эстетического восприятия у школьников среднего возраста с учетом психологических особенностей данного возраста 16
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Методика обучения школьников искусству декоративной пейзажной живописи на уроках изобразительной деятельности 23
2.1. Анализ школьной программы по изобразительному искусству 23
2.2. Методика проведения занятий по декоративной живописи на уроках изобразительного искусства 33
2.3. Методические рекомендации к проведению занятий по живописи на тему декоративный пейзаж на уроках изобразительного искусства 36
2.4. Программа проведения уроков по декоративной живописи 38
2.5. Разработка трех уроков 39
Выводы по второй главе: 61
ЛИТЕРАТУРА 64
Учащимся предлагается начать выполнять пейзаж по представлению в карандаше. Задача передать линейную перспективу.
Урок №2.
Тема урока: Пейзаж как жанр изобразительного искусства.
Цели урока: Завершение пейзажа по представлению.
Задачи: 1. Закреплять особенности выполнения композиции пейзажа, его композиционным основам; закреплять изобразительные приемы и средства на примере пейзажа.
2. Развивать творческое мышление, чувство художественного анализа в выражении характера натуры; развивать практические умения.
3. Воспитывать чувство прекрасного, любовь к окружающему миру.
Оборудование для проведения урока:
1) для учителя;
2) для ученика.
1. Методическая таблица,
показывающая «Перспективу
2. бумага форматом
А:4, гуашь, кисти, палитра,
Структура урока.
1.Организационный момент (2 – 3 мин.)
2.Сообщение темы урока и постановка цели (3 мин.)
3. Повторение изученного материала (5 – 10 мин.)
4. Практическая работа (25 мин. )
5. Подведение итогов урока( 5 мин.)
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка присутствующих, организации рабочего места.
2. Сообщение темы урока и постановка цели.
Сегодня на уроке мы с вами завершаем пейзаж по представлению, но сначала повторим изученный на прошлом уроке материал.
3. Повторение изученного материала.
Ответьте пожалуйста на следующие вопросы:
1 .Дайте определение понятию горизонт?
Ответ. Плоскость горизонтальная бесконечная, находящаяся на высоте глаз наблюдателя и видимая как прямая горизонтальная линия называется в перспективе горизонтом.
2.Как определить уровень линии горизонта на картинной плоскости?
Ответ. Уровень линии горизонта на картинной плоскости определяется высотой точки зрения.
3.Где на рисунке
пересекутся удаляющиеся от
Ответ. Линии пересекутся в точке схода.
4.Как изменяются цвета
под влиянием воздушной перспек
Ответ. Ближние предметы кажутся более многоцветными, а удаленные одноцветными.
5.Как создать художественный образ?
Ответ. Выбор в мотиве главного, объединение живописными средствами смыслового и композиционного центра, передать состояние природы.
6.Назовите виды пейзажа?
Ответ. Городской, сельский, парковый, лирический, «дикой» природы.
4. Практическая работа.
Учащиеся завершают пейзаж по представлению акварельными или гуашевыми красками. Задача передать в нем перспективу и создать впечатление глубины на плоскости с помощью цвета.
К цветам, кажущимся ближе
своего фактического расположения -выступающими
относится главным образом
5. Подведение итогов урока.
Сдайте, пожалуйста работы. Понаблюдайте за изменениями состояний природы, выполните несколько набросков с натуры, и принесите их на следующий урок. Также принесите на следующий урок краски, кисти, палитру, бумагу.
Урок №3
Тема урока: Технология живописи гуашью.
Цели урока: Знакомство с гуашью. Изучение чем различаются краски гуашевые и акварельные.
Задачи.
1.Обучать технике живописи;
закреплять изобразительные
2.Развивать творческие
способности, расширять
3.Воспитывать активное
эстетическое отношение к
Оборудование урока:
1) для учителя;
2) для ученика.
1.Методические таблицы “последовательность рисования пейзажа”. Гуашевые краски и акварельные, кисти, палитра, два листа бумаги формата А:4. План - конспект урока.
2.Гуашевые краски, кисти, палитра, лист бумаги А4.
Структура урока.
1. Организационный момент (2 – 3 мин.)
2. Сообщение темы занятия и постановка цели (3 мин.)
3. Изложение нового материала (10 мин.)
4. Закрепление нового
материала путем устного
5. Практическая работа (20 мин.)
6. Подведение итогов урока (2 – 3 мин.)
7. Постановка домашнего задания ( 3 мин.)
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка присутствующих, организация рабочих мест.
2. Сообщение темы урока и постановка цели.
Сегодня на уроке я объясню чем отличаются гуашевые краски от акварельных.
3. Изложение нового материала.
Во время изложения нового материала учитель показывает отличия между гуашевыми и акварельными красками, объясняет, что из этих живописных техник техника работы гуашью является наиболее сложной.
Техника работы гуашью.
1 .Гуашевые краски
в отличие от акварели, лишены
прозрачности и обладают кроюще
2.Нельзя хаотично и
бессистемно наносить мазки
Сейчас сосредоточьтесь на упражнениях. Пробуйте разные технические приемы и цветовые палитры до тех пор, пока не найдете то сочетание, которое вас действительно устроит. Гуашью пишут: живописно, корпусно, прозрачно, с расплывами, затеками (при передаче мягкости и воздушности облаков), декоративно.
Мастера живописи часто применяют в акварельных работах гуашевые краски, смешивая их с акварельными красками.
Для работы гуашью применяют мягкие, но упругие кисти, как плоские, так и круглые ( щетинные).
В результате должны получиться
чистые, насыщенные и яркие цвета.
Проведите эксперимент и убедит
По таблице «Технические приемы живописи» проводится объяснение,
КАК ПИСАТЬ КРОНУ ДЕРЕВА.
Шаг 1 - темные тона: Пройдитесь по бумаге широкой стороной кисточки с краской, лишь изредка поворачивая ее, чтобы написать отдельные фрагменты листвы.
Шаг 2. средние тона: Теперь добавьте средние тона, прорабатывая края кроны, поворачивайте кисть, оставляя отдельные точечные мазки либо кончиком кисти, либо ее легким касанием на поворотах. Так вы будете варьировать размеры и форму листьев. Располагайте средние тона ближе к источнику света и составляйте некоторые темные тона.
Шаг 3 - светлые тона: В технике живописи гуашевыми красками светлые тона светлых градаций наносятся всегда последними. Смешайте на палитре в разных пропорциях желтую, красную и белила. Они наносятся там, где солнечный свет падает на листву, образуя блики. Постарайтесь, чтобы темные и средние тона подмалевка не были полностью закрыты
Шаг 4 - завершающие мазки: Сделайте переходы от листвы к небу нерезкими. Напишите просветы, сквозь которые видно небо.
Как придать объем стволу и ветвям.
Ствол и ветви имеют цилиндрическую форму, и это необходимо показать на картине, чтобы изображение казалось объемным.
Сначала напишите ствол и ветви . Далее нанесите следующий слой — светлые тона. Правильно подобранные тона позволяют показать объем.
Работая красками, мы начинаем с темных тонов, затем переходим к средним тонам и заканчиваем светлыми, а затем – тона. Главное - помните: тона надо наносить поверх светлых только после того, как светлые окончательно высохнут.
Создайте плавный переход от темного к светлому, добавляя средний тон.
Как писать траву
Для изображения травы я использую длинную щетинистую кисть №5. Для достижения нужного эффекта длина щетины должна быть почти 5 см. Я прижимаю щетину к бумаге под небольшим углом, как показано на рисунке, так чтобы щетина начала выпрямляться и щелкать по поверхности. Данный прием позволяет сразу написать множество отдельных растений с соцветиями и семенами. Вам потребуется густая краска и сухая кисточка. Чтобы овладеть этим приемом, нужно много практиковаться, но результат стоит того.
Попытайтесь изобразить траву таким же образом на листке бумаги. Результат может удивить Вас. Возможно, вам понравится работать в этой технике.
Так выглядит первый слой (первые мазки кистью). Начинайте с более темных тонов. Можно начать и со светлых - все зависит от того, какие тона, темные или светлые, будут нанесены сверху.
Второй слой должен контрастировать с первым, чтобы выделялись отдельные растения. Поверх темных я наношу средние, а затем светлые тона.
Далее я наношу еще раз слой темного тона, а в завершение еще раз использую светлый. Посмотрите, как смена тонов заставляет звучать каждую травинку. Обратите внимание, что не стоит придерживаться строгого чередования слоев темной и светлой краски от одного края бумаги до другого. Научитесь свободно распределять темные и светлые участки на картине.
Объяснение по таблице «Последовательности выполнения пейзажа».
Деревья - самый распространенный и, пожалуй, самый привычный элемент пейзажа. В то же время изображение деревьев является, возможно, самой сложной задачей для живописца. Занимаясь пейзажной живописью, художник должен всегда иметь под рукой карманный справочник-определитель деревьев, с помощью которого можно выяснить, в какой части страны произрастает то или иное дерево. Большинство деревьев можно узнать по их листьям, но самое важное для художника - иметь представление об общем силуэте дерена и форме ствола и веток. Действительно, многие деревья могут быть опознаны по силуэту, который художник должен передать реалистично и правдиво.
Прежде чем рисовать дерево, внимательно изучите его. На что похож его силуэт. Ствол прямой, изогнутый или искривленный? Можно ли сделать его более интересным, подчеркнув изгибы и наклоны? Может быть, оставить голую ветвь тут или там? Не забудьте отметить характер тени и в произвольном порядке оставить просветы неба и листве.
Изображение деревьев потребует большого количества упражнений. Но результат того стоит. Мастерски переданные деревья могут стать самым интересным и красивым элементом пейзажа.
Хорошая картина начинается, с удачного рисунка делая зарисовки на природе, можно намечать рисунок мягким карандашом, а затем писать по ним красками.
Последовательность выполнения пейзажа.
Первый этап – рисунок.
Первый шаг -смешивание красок на палитре.
Следующий шаг – раскрытие пейзажа в цвете. Попытайтесь уже на этом этане добиться наиболее точного распределения тонов. Крону дерева можно писать, прижимая кисть к листу бумаги и слегка поворачивая. Прописывая края кроны, нужно действовать более осмотрительно, поворачивая кисть так, чтобы придать листве произвольную форму.
Картину начинают писать сверху, с неба, постепенно спускаясь вниз, к переднему плану. Небо обычно является главным источником света в картине. Оно должно задавать не только общее настроение, но и тональную градацию картины.
Далее приступим к изображению деревьев на заднем плане. Темный акцент придала травяная зелень.
Затем уточняем цветовые отношения.
Последний шаг – прорисовка.
4.Закрепление нового материала путем устного фронтального опроса.
1. Последовательность письма гуашевыми красками?
Ответ. 1.Разработка эскиза. 2. Нанесение на лист подготовительного рисунка.
3.раскрытие цветом. 4. Уточнение цветовых отношений. 5.Прорисовка .
2. Как технические приемы вы узнали?
Ответ: живописно, корпусно, прозрачно, с расплывами, затеками (при передаче мягкости и воздушности облаков), декоративно.
5.Практическая работа.
Учащиеся вместе с учителем выполняют пейзаж «Осень в городе» с элементами архитектурных сооружений, для закрепления технических приемов.
6. Подведение итогов занятия.
Выставьте свои работы, я поставлю оценки.
2.7. Эксперимент.
В ходе эмпирического исследования по теме: «Формирование эстетического восприятия школьников среднего возраста средствами пейзажной живописи» мною был проведен педагогический эксперимент (анкетирование, наблюдение) по выявлению уровня знаний учащихся по живописи и пейзажу.
Объект эксперимента: процесс обучения искусству декоративного пейзажа при работе гуашевыми красками.
Цель эксперимента: выявить уровень знаний и практических умений школьников по живописи.
Гипотеза: формирование у школьников художественно-эстетических потребностей будет эффективнее, если учебный процесс будет оснащен:
- разработанными методическими рекомендациями к уроку
«Декоративный пейзаж », образцами живописи, выполненными гуашью, репродукциями пейзажей зарубежных и отечественных живописцев.
- если будут использоваться нестандартные формы и методы классной работы;
Задачи:
1 .Изучить психолого-педагогичес
2.Обеспечить урок «
3.Разработать нетрадиционные формы проведения урока.
Форма работы: классные занятия.
Методы и приемы: беседа, дискуссия, практические занятия, упражнения.
Педагогический эксперимент проводился в шестом классе школы №1 с. Ильмень, Руднянского района, Волгоградской области. В эксперименте участвовало 9 учащихся.
В процессе констатирующего эксперимента мы изучили: во - первых как относятся учащиеся к живописи, а во вторых уровень информированности учащихся по живописи.