Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 12:45, дипломная работа
Цель – определить пути формирования этической культуры у учащихся начальных классов.
Гипотеза – выявленные пути помогут более эффективному формированию этической культуры у младших школьников.
Задачи:
1. Изучить сущность понятия «этическая культура».
2. Рассмотреть средства формирования этической культуры у младших школьников.
3. Выявить особенности представлений младших школьников об основных этических категориях.
4. Провести опытно-экспериментальное исследование, направленное на формирование этической культуры у учащихся начальных классов.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра педагогики и методики дошкольного и начального образования
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
по специальности 050708 «Педагогика и методика начального образования»
Формирование этической культуры у младших школьников
Допущена к защите
«_____»___________ 2013 г.
Заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования доцент Дюжакова М.В.
____________________ Подпись |
Исполнитель: студентка 5 курса заочного отделения педагогики и методики начального образования психолого-педагогического факультета Лебедкова Оксана Петровна
Научный руководитель: кандидат педагогических наук доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования Лаптиева Галина Григорьевна |
Воронеж 2013
Социальный прогресс – это поступательное развитие человеческого общества вершиной общественного прогресса – это создание условий для всестороннего развития личности. При деморализации общества и регрессе гуманности, которые мы наблюдаем сегодня, чрезвычайно актуальна проблема этического воспитания подрастающего поколения. Школа как социальный институт воспитания может существенно помочь обществу, если решение данной проблемы посчитает одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса. Учебно-воспитательный процесс школы – системо-образующий фактор организации жизнедеятельности детей, и этическое воспитание должны стать его органичной составной частью. На современном этапе развития общества стоит задача дальнейшего улучшения (работы) этического воспитания подрастающего поколения, оно призвано вырабатывать у подрастающего поколения твердые моральные убеждения, и навыки поведения, обобщению этических представлений.
Этика – наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования морали, её специфику и роль в обществе, систему нравственных ценностей и традиций. Предметом исследования этики является мораль – специфический способ ценностного познания и духовно-практичес-кого освоения человеком окружающего мира через призму добра и зла, справедливости и несправедливости и т.д. Этическое развитие учащихся, формирование у них моральных представлений связано с развитием эмоциональной сферы учащихся. Нетрудно передать ребёнку знания об этической норме поведения, требовать и контролировать выполнение школьником моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому.
Знаний этических норм недостаточно для того чтобы школьник самостоятельно, по собственному желанию, поступал нравственно. Поэтому вопрос о взаимосвязи этических представлений и поведения ребенка особенно актуален в истории современной педагогики и вызывает большие трудности в воспитании у школьников этической культуры. А.С. Макаренко писал: «Этика – одна из интересных и пока ещё мало освоенных страниц нашей духовной истории» опыт показывает, что формирование у учащихся начальных классов этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведения. Неправильное представления о дружбе, доброте, честности, справедливости являются причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому педагог должен, прежде всего выяснить, что знают дети об этической культуре отношений между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятия «доброта», «честность», «справедливость», осознают ли они проявления жестокости, лживости, себялюбия. Ж.-Ж. Руссо призывал оберегать детское сердце от пороков зла и ум от заблуждений. Он ставил три основные задачи этического воспитания добрых чувств, суждений, доброй воли. На первый план он выдвигал – развитие положительных эмоций, на второй – воспитание доброты; третий – воспитание положительных поступков.
По-своему понимают некоторые школьники правила поведения. Безрассудные шалости и озорство в представление многих учащихся ассоциируются с геройскими поступками, упрямства и грубость нередко квалифицируются в их среде как проявление самостоятельности. Что же касается норм вежливости и хорошего тона, то отдельные учащиеся откровенно относятся к ним как к излишним условностям. Подобное искаженное представление о требованиях проявления этической культуры порождает у школьников неправильные моральные установки и создает основу для нарушения норм и правил поведения. Вопросами этической культуры уделялось внимание издавна.
Так, Дж. Локк на отрицательных враждебных моральных идеях основывал вопросы этики. Добро – это то, что может доставить или увеличить удовольствие, уменьшить страдания и уберечь от зла, а зло, то, что может причинить страдания. Н.И. Новиков в своей книге «мысли о воспитании» писал, что нельзя добиться положительных результатов грубостью, насилием: необходимый результат дадут ласковые слова, краткое внушение. К.Д. Ушинский высоко оценивал значение хорошего тона, положительные взаимоотношения. В.А. Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что учение – это, прежде всего живые человеческие отношения. В основе этих взаимоотношений должна быть доброжелательность – азбука культуры.
Этическая культура имеет богатые, но, к сожалению, ещё мало изученные традиции. В наше время она развивается все более интенсивно, но ещё мало положительных результатов. Новые требования, предъявляемые к современной школе и учителю, вызывают необходимость пропаганды и новых исследований в области этики. В некоторых школах введены уроки этики, что повышает возможности учителей в этическом образовании и нравственном просвещении учащихся. А.С. Макаренко подчеркивал, что между сознанием и поведением есть «канавка», которую надо заполнить опытом практикой поведения. Эта мысль как нельзя лучше нацеливает учителя на то, чтобы не ограничивать воспитание учащихся нравственным просвещением, а раскрывать вопросы этической культуры, целенаправленно формировать у них устойчивый тип поведения, способствовать накоплению нравственного опыта.
Объект исследования – образовательный процесс в начальной школе, ориентированный на формирование этической культуры у младших школьников.
Предмет исследования – формирование этической культуры у младших школьников.
Цель – определить пути формирования этической культуры у учащихся начальных классов.
Гипотеза – выявленные пути помогут более эффективному формированию этической культуры у младших школьников.
Задачи:
1. Изучить сущность понятия «этическая культура».
2. Рассмотреть средства формирования этической культуры у младших школьников.
3. Выявить особенности представлений младших школьников об основных этических категориях.
4. Провести опытно-экспериментальное исследование, направленное на формирование этической культуры у учащихся начальных классов.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы, наблюдение, педагогический эксперимент.
База исследования: МОУ СОШ №72 города Воронежа, 3«В» класс. В исследовании принимали участие 27 человек.
Этическая культура занимает важное место в жизни человека и общества, а понятие этической культуры составляет серьёзную теоретическую проблему.
Рассматривать и раскрывать это понятие можно посредством выявления и описания составляющего его содержания, взятого в историческом процессе развития и функционирования. Путем выявления места в структуре духовной культуры общества, взаимосвязи и взаимодействия с другими элементами этой структуры можно сформировать конкретно-содержательное знание об этом предмете. Это знание оказывается весьма необходимым как для становления индивидуальной этической культуры личности, так и для использования его в социальной практике.
Этической культуре придается значение широкого осмысления жизнедеятельности человека, включающей в себя моральные принципы поведения и сферу нравственных отношений к окружающему миру.
Проблема этической культуры находится на границе этики и теории культуры. В настоящее время существуют два подхода к раскрытию сущности понятия «этическая культура». Первый начинается с раскрытия сущности родового понятия - «культура», а второй подход - видового - «нравственность».
Нравственная культура является составной частью этической культуры личности, поскольку лежит в основе образа жизни человека, охватывая широкий круг его ценностных ориентаций и духовных потребностей, преобразующих саму личность и определяющих нравственные параметры её самосовершенствования.
Здесь основой являются позиции А. Швейцера [41], исходный принцип которых – благоговение перед жизнью как таковой. Всё, что способствует сохранению жизни, её развитию, прогрессу, представляется добром, а уничтожающее жизнь, причиняющее ей вред – злом. Путь к возрождению культуры, которую А.Швейцер толковал как прогресс, он усматривал в нравственном совершенствовании индивида, в творчестве, происходящем в сфере духа.
В педагогической науке известна тенденция учёных к выделению этических категорий в нравственном просвещении школьников, к расстановке этических акцентов в процессе воспитания, решении проблемы общения и отношений учащихся (О.С.Богданова, Б.В.Бушмелёва, Е.В.Бондаревская, К.В.Гавриловец, Д.М.Гришин, И.Ф.Харламова, Н.Е.Щуркова)[4].
Основа этической культуры – гуманистическая система воспитания. Она вбирает в себя благотворные источники этического знания о человеке, которые мы черпаем:
- в трудах выдающихся мыслителей, выразивших и отразивших процесс формирования и развития этики как науки;
- в народной педагогике, вобравшей в себя этическое содержание народных традиций, праздников, фольклорного наследия;
- в нравственном
потенциале религиозных учений
и проповедей, на протяжении тысячелетий
игравших существенную роль в
усвоении народом общечеловечес
- в духовном
богатстве произведений
Приобщение
ребёнка с раннего детства
к этической культуре должно вылиться
в педагогически
Процесс нравственного воспитания личности, формирования этической культуры стал предметом исследования многих зарубежных и отечественных ученых и педагогов.
Огромный вклад в развитие этического воспитания подрастающего поколения внес советский педагог В.А. Сухомлинский. Алгоритм формирования этической культуры он представлял как соотношение таких компонентов: осознание и принятие норм общечеловеческой нравственности; воспитание чувств; формирование нравственных привычек; управление своими желаниями; формирование побуждений (мотивов) нравственных поступков [34].
Таким образом, целью и основным результатом организации процесса этического воспитания, главным показателем его эффективности является формирование нравственной культуры личности.
По мнению В.А. Сухомлинского, нравственная культура личности - это грань, момент общественной сущности человека, отражающий моральный потенциал личности, который заключается в осознании общественно значимой связи с миром и другими людьми, а также в специфических способах освоения и воспроизводства нравственных отношений [20].
Важность практической деятельности подчеркивает и Н.И. Болдырев [3]. Он считал, что включение личности в различные виды деятельности создает возможность формировать этическое знание, развивать нравственные чувства, вырабатывать навыки и привычки проявления моральных качеств. Также особое значение он уделял целенаправленному овладению учащимися знаниями моральных норм и принципов.
Известный педагог И.Ф. Харламов делает акцент на формировании моральных качеств личности. По его мнению, важную роль в этическом воспитании играет система разъяснений значимости конкретной моральной нормы для личности, организации соответствующей деятельности и упражнения по выработке умений, навыков и привычек нравственного поведения [39].
Некоторые из упомянутых выше авторов не включают в этическую культуру нравственные навыки, традиции, обычаи, чувства. Таким образом, сужается до известной степени содержание понятия. И здесь важно подчеркнуть, что без развитой культуры нравственных чувств, без сформированных нравственных навыков, привычек этические знания «не работают». Следовательно, нахождение более точного определения сущности этической культуры требует рассмотрения личности как единого целого.
Если обратиться к словарю по этике [33], то там найдем такое определение этической культуры личности: этическая культура личности – это сформированность и гуманистическая направленность ценностных ориентаций, духовных потребностей и мотивов поведения в образе жизни личности, основой которого является служение жизни, человеку, прогрессу.
Таким образом, этическая культура личности - сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания - нравственный разум, интуицию, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях.
В силу того, что взгляды авторов на сущность и содержание этической культуры личности различны, нет единой точки зрения и на ее структуру.
При определении основных компонентов и соответствующих элементов единой структуры этической культуры некоторые авторы (В.М. Соколов) руководствуются раскрытием сущности познавательного процесса и особенностями его реализации в развитии личности. Они раскрывают структуру этической культуры в следующем порядке: этические знания; моральные качества, принципы и убеждения; навыки и способности осуществлять моральные действия; повседневные активные моральные проявления личности [28].
Информация о работе Формирование этической культуры у младших школьников