Формирование этической культуры у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 12:45, дипломная работа

Описание работы

Цель – определить пути формирования этической культуры у учащихся начальных классов.
Гипотеза – выявленные пути помогут более эффективному формированию этической культуры у младших школьников.
Задачи:
1. Изучить сущность понятия «этическая культура».
2. Рассмотреть средства формирования этической культуры у младших школьников.
3. Выявить особенности представлений младших школьников об основных этических категориях.
4. Провести опытно-экспериментальное исследование, направленное на формирование этической культуры у учащихся начальных классов.

Файлы: 1 файл

диплом К ПЕЧАТИ.doc

— 558.00 Кб (Скачать файл)

Этическая культура характеризует мораль, которая ограничена историческими условиями своего реального воплощения, это по выражению Н.Н. Крутова, «мораль в действии». Она показывает реальный уровень включения нравственных ценностей в практику человеческих отношений [26].

В настоящее  время нет единой точки зрения на определение понятия «этическая культура личности». Мы рассмотрим некоторые из них:

  • единство, связь и взаимодействие сознания и поведения, гармония культуры нравственного сознания и моральных аспектов поведения (Л.М. Архангельский, В. Вичев, и др.);
  • степень усвоенных нравственных ценностей и овладение навыками их реализации в духовной деятельности и нравственной практике (Л. Гринберг, Р. Жимайтис);
  • показатель нравственности индивида, отражающий достигнутый уровень развития человека (В.А. Бачинин, А.С. Лаптенок, и др.).

Различны и  взгляды авторов на структуру этической культуры личности. В ней выделяются:

  1. Моральное сознание, нравственная деятельность, нравственные отношения (Л.М. Архангельский).
  2. Нравственное сознание и поведение (В.А. Блюмкин).
  3. Этическое мышление, нравственные чувства, нравственное поведение (А.С. Лаптенок).

Мы в своей работе под  этической культурой будем понимать реализацию культуры нравственного сознания и нравственных чувств, в деятельности, что приводит к формированию культуры нравственного поведения (рис.1) [13].



 


 


 

 

 

 

 

Рис. 1.

 

Этическая культура - синтезирующая характеристика духовных качеств человека. Она охватывает все сферы человека, как духовную, так и волевую, все его поведенческие  проявления, являясь интегральной характеристикой  личности; определяет существования  и функционирования человека в соответствии с системой моральных ценностей, принципов, норм, идеалов, потребностей и способностей [26].

Данные позиции  стали ведущими в разработанной  модели системы воспитания основ  этической культуры младших школьников, содержание и технология которой создают психолого-педагогические условия для личностного роста ребёнка, становления и развития этической культуры.

При этом мы исходим  из концепции воспитания, которая  во главу ставит личность и именно личности отводим значимую роль в нравственном совершенствовании общества.

Нормы общечеловеческой морали призваны регулировать поведение  людей, выражать направленность повседневного  человеческого общения, ориентировать  человека как сознательного субъекта поведения на дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другому, сочувствие и помощь по отношению к слабому, проявление великодушия, порядочности, благородства. Они против лживости, предательства, вероломства, грубости, высокомерия, трусости.

Несоблюдение  педагогической меры в методике этической информации, нарушает гармонию перевода этических знаний в эмоциональную сферу ученика, в нравственную практику поступка. Это проявляется в разрыве знания и поведения, что противоречит самой природе этического воспитания.

Предпосылки для решения этого противоречия создают методические материалы, ориентирующие педагогов на культурологические корни национальной духовности, использование глубинных истоков народной педагогики с ее богатой палитрой форм эмоционального включения ребёнка в процесс практического освоения этических норм жизнедеятельности через коллективные праздники, игры, народные традиции, фольклор, своеобразную школу народного календаря.

Актуальная проблема педагогической практики в теоретическом и методическом осмыслении процесса этического воспитания младших школьников в настоящее время обнаруживается в недостаточности имеющейся литературы в методическом его оснащении.

 

1.2. Условия и средства формирования этической культуры младших школьников

 

Формирование  этической культуры у младших школьников предполагает опору на общечеловеческую культуру. По словам О.Г. Дробницкого, «нравственность никогда не стоит особняком, но всегда находится в неразрывном сплетении с тканью многостороннего бытия человека в обществе. Она всегда соотносится с чем-то еще, соотносится особым, присущим только ей образом... Нравственность никогда не выступает в виде самодовлеющей себе области, но всегда обнаруживается во взаимоотношении с чем-то другим» [12]. Выдвигая идеал гуманности и полагая человеческую личность в качестве высшей ценности, общечеловеческая культура на протяжении всей своей истории вырабатывает критерии для различения добра и зла, красоты и безобразия, истины и лжи.

Действительно, если становление этической культуры проходит под воздействием множества разнообразных объективных и субъективных факторов, то оно не может быть следствием одного только нравственного воспитания, да и любого целенаправленного воздействия на человека. Этическое развитие — это не только результат внешнего осознанного и планируемого влияния на человека, но и феномен его самобытной жизни, результат самообразования и самовоспитания. Поэтому, если понимать сущность «этического мироотношения» во всей его многоаспектности, в полноте его исторических реализаций и богатстве потенциала, то становятся очевидными, с одной стороны, неразрывная связь между нравственными, познавательными, эстетическими аспектами бытия и необходимость формирования этической культуры в контексте общей культуры человека, с другой.

В современном обществе, неоднородном по своему культурному составу, можно выделить, по крайней мере, четыре уровня ценностей: общечеловеческие, национальные, групповые и индивидуальные. Первые создают единое интегративное поле для всех ценностей, на основе которых возможно взаимодействие и взаимопонимание между народами, странами и отдельными людьми. Называются и такие ценности, как правовые, политические, религиозные, эстетические, моральные, художественные  или такие, как жизнь, труд, здоровье, свобода, любовь, счастье, семья, патриотизм и т.д. Можно обсуждать антиценности (ложь, безобразие, зло и т.д.), значение которых преуменьшать, конечно, нельзя, а также псевдоценности, которые наиболее опасны, так как зачастую выглядят как подлинные. При этом и те, и другие негативные образцы могут играть и положительную роль.

Н.Д. Никандров считает более правильным ориентацию на относительно немногие, наиболее значимые ценности, которые и представляют собой обобщенные цели воспитания. Такой подход будет гораздо более инструментальным и одновременно предполагающим собственное творчество учителя.

Этическая культура младшего школьника, будучи неотъемлемым свойством культуры как социального явления, формируется всем укладом его жизни. Личность ребенка формируется, впитывая в себя все достижения моральной культуры общества. Разумеется, интенсивность впитывания и собственно развитие самой личности зависит от личностных характеристик индивида: полововозрастных, психофизиологических, интеллектуальных, образовательных и иных. Необходимо знать, что прежде, чем спрашивать, надо вырастить, обучить индивида, создать соответствующие социокультурные условия для становления личности и формирования ее внутренней культуры. Особенно важно, чтобы произошло это в школьные годы  на которые приходится основная доля личностного самоопределения [21]. Организованное обучение и воспитание должно осуществляться в рамках той или иной педагогической системы, имеющее определенное организационное оформление.

Рассмотрим  основные формы организации педагогического процесса, на которых происходит формирование этической культуры [32]:

  1. Классно-урочная работа, которая предполагает включение в педагогическую систему образования специализированного предмета этики как мощного инструмента нравственного влияния на развивающуюся личность школьника.
  2. Внеклассная и внешкольная работа имеют большое образовательно-воспитательное значение. Они способствуют развитию познавательных интересов, удовлетворению и развитию духовно-нравственных потребностей младших школьников. Главное же их назначение – выявление и развитие творческих способностей и наклонностей детей.

Неоспоримым преимуществом  классно-урочной системы является возможность в ее рамках органичного сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм учебно-воспитательной работы.

Массовые формы  использовались в основном при организации  внеучебной работы. Это утренники, праздники, школьные вечера, субботники, конкурсы, экскурсии. Критериями эффективности массовых форм организации педагогического процесса являются количественный охват школьников, четкость и организованность в процессе проведения мероприятий.

 Групповые  формы внеучебной работы проводились  с учащимися одного или разных возрастов и объединялись общностью интересов (предметные кружки, клуб любознательных «Почемучка», литературный клуб, шахматный клуб). Показателями эффективности групповых форм организации внеучебной работы являются стабильный состав кружка, заметные коллективные достижения, признаваемые окружающими.

Индивидуальная  форма работы по формированию этической культуры младших школьников включала в себя: консультации с родителями, дополнительные занятия с детьми. Критерием эффективности индивидуальных форм являются поступательные позитивные изменения в знаниях умениях, поведении, отношениях ребёнка, т.е. в личности в целом.

Кроме выше рассмотренных  форм организации педагогического  процесса, с целью формирования этической культуры, педагогу необходимо владеть определенными методами педагогической деятельности.

Первым  методом формирование этической культуры являются метод убеждения. К ним относятся: рассказ, беседа, разъяснения представляемых детям требований, убеждение примером взрослых, чтение художественных произведений, просмотр кинофильмов, театральных постановок, слушание музыки, знакомство с изобразительным искусством. Здесь необходима определенная организованная учителем система воспитания детей. Ведущее место в ней занимает такая форма внеурочной деятельности, как этическая беседа. Это – диалог учителя с детским коллективом на темы нравственности. Во время беседы школьники не только получают информацию о нормах и правилах поведения в обществе, но и происходит обмен собственным мнением и суждением, идет обобщение детских наблюдений, личных впечатлений уже имеющихся знаний. Практический опыт показывает, что знания у детей начальной школы о нормах поведения в обществе бессистемны, неполны и часто ошибочны. Разрозненные, подчас противоречивые факты нужно объединить, чтобы в сознании ребёнка сформировались этические понятия, представления, ценностные ориентации. Этот процесс становления нравственного сознания у младших школьников станет основой для формирования этической культуры, нравственных мотивов поведения. Например, в 3«В» классе проводилась беседа о патриотизме на тему: « Я - гражданин России».Опыт показывает, что формирование у учащихся этических представлений во многом определяет развитие их чувства и поведения, неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости является причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому необходимо разъяснить ребенку, что от него ждут, каким хотят видеть его.

Одним из видов метода убеждения является убеждение примером. Действие этого метода основано на том, что ребенок в своем стремлении хочет скорее стать взрослым, берет в качестве подражания пример взрослых. Склонность к подражанию основано на том, что у ребят нет ещё своего жизненного опыта, нет устойчивых привычек поведения. Поэтому это сказывается и на формировании понятий этической культуры. Целесообразно использовать произведения художественной литературы, в которой не только описаны конфликтные ситуации, не только даны противоположности добра и зла, их понятие, но даны положительные стороны событий. Великую роль нужно отдать сравнению этих событий, ситуаций. Так, в рассказе «Карасик» Н. Носова говорится о мальчике, который набедокурил, а потом струсил и сказал неправду, в результате должен пострадать котенок, но мальчик любил котенка; он понимает, что струсил, что поступил плохо, и хочет исправить вину, спасти котенка от наказания. Беседуя с детьми об этом рассказе, недостаточно спросить, как поступил мальчик. Конечно все скажут плохо. Необходимо так поставить беседу, чтобы дети глубоко задумались над поведением героя и почувствовали бы зависимость между совершенным поступком. В этом случае проходит не только формирование представлений у детей о хорошем и плохом, но и развитие их чувств, а это способствует формированию этической культуры. Необходимо обратить внимание на вопросы детей. Формированию этических представлений у детей, воспитанию их чувств, способствуют и наблюдения за общением детей в процессе деятельности. Учитель должен видеть каждого ученика, чтобы мимо его внимания не прошло ни одно сколько-нибудь серьезного нарушения ими общепринятых этических норм. Этические представления, культура поведения ребенка особенно четко выступают в том случае, когда он объясняет мотивы своего поведения. Велико воздействие на детей радио, кино, телевидения, театра. По играм детей, по их свободному общению на улице можно наблюдать, как сильно действуют на детей тот или иной фильм. Просмотр кинофильмов, телепередач надо так организовать, чтобы помогать бороться со злом, с недостатками. Неоценимую помощь в воспитании у детей этической культуры может оказывать искусство, музыка, живопись. Надо учить детей слушать народную классическую музыку, поднимающую их на высокую ступень духовной культуры. Совместное прослушивание на уроке, во внеурочное время дает возможность понять переживания ребенка, настрой их на верный путь к взаимоотношению. А.С. Макаренко считал, что «воспитание есть не что иное как упражнение детей в моральных поступках». Таким образом, задача учителя продуманно использовать средства формирования у детей этической культуры.

Вторым методом является разъяснение. Оно является наиболее доступным методом формирования этической культуры. Необходимо учителю, прежде всего выяснить, что знают дети об этике отношений между детьми, какое конкретное содержание они вкладывают в понятие «доброта», «честность», «справедливость». С помощью метода разъяснения ребятам разъясняются нормы поведения в школе, дома, на улице, в отношениях в людьми, в отношениях к своим обязанностям. Рассказ взрослых, как и разъяснение и беседа, предполагает накопление у детей запаса представлений, переживаний, понятий о тех моральных этических нормах поведения, которые приняты в обществе. При этом учащиеся начинают различать хорошее и плохое, справедливое и несправедливое. Функцию рассказа и разъяснения может выполнять книга.

Информация о работе Формирование этической культуры у младших школьников