Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 12:45, дипломная работа
Цель – определить пути формирования этической культуры у учащихся начальных классов.
Гипотеза – выявленные пути помогут более эффективному формированию этической культуры у младших школьников.
Задачи:
1. Изучить сущность понятия «этическая культура».
2. Рассмотреть средства формирования этической культуры у младших школьников.
3. Выявить особенности представлений младших школьников об основных этических категориях.
4. Провести опытно-экспериментальное исследование, направленное на формирование этической культуры у учащихся начальных классов.
Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги. Но и сейчас она актуальна. Так как очень часто не удается оградить детей от дурного влияния негативных явлений действительности, от не лучших образцов поведения людей не соответствующих нравственно-этическим нормам нации. Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной.
Подтверждается закономерность нравственного воспитания «Если человека учат добру - в результате будет добро», при условии постоянной, требовательной, настойчивой учебы в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Задача общеобразовательной школы - подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Ее решение связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности младшего школьника. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей учащихся к активно-деятельному взаимодействию с окружающим миром.
В ходе написания работы были решены следующие задачи:
1. Изучена сущность понятия «этическая культура». Проанализировав мнение ряда авторов о понятии этической культуры, мы выделили основные позиции. Этическая культура - синтезирующая характеристика духовных качеств человека. Она охватывает все сферы человека, как духовную, так и волевую, все его поведенческие проявления, являясь интегральной характеристикой личности; определяет существования и функционирования человека в соответствии с системой моральных ценностей, принципов, норм, идеалов, потребностей и способностей. Можно обозначить основные задачи развития этической культуры младших школьников: накопление нравственного опыта, на который оказывают влияние – развитие мышления; овладение разнообразными способами работы с учебным материалом; организация учебного процесса и его методы; усвоение детьми нравственных знаний.
2. Рассмотрены условия и средства формирования этической культуры у младших школьников.
Формирование этической культуры младших школьников осуществляется с учетом их психофизического и индивидуальных особенностей их возраста: склонность к игре; невозможность долгое время заниматься монотонной деятельностью; недостаточная четкость нравственных представлений; противоречие между знанием и практическим применением; неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту, школе, на улице).
Оптимальные условия формирования нравственных качеств и их показатели рассматриваются с педагогических позиций, предполагающих использование системы разнообразных средств учета уровней сформированности нравственных качеств. Смысл изучения учащихся состоит в том, чтобы намечать перспективы воспитательной работы и осуществлять ее с учетом особенностей младших школьников. Основными условиями формирования этической культуры являются:
- семья;
- систематическая, научно обоснованная работа общеобразовательной школы;
- организация досуга ребенка;
- самовоспитание учащихся.
К основным средствам относятся: картины, рисунки, рассказы и пр., которые позволяют обеспечить формирование нравственных качеств: ответственности, доброжелательности, гуманности, справедливости, честности и пр. Содержание изучаемого материала раскрывает нравственные проблемы: добра и зла, нравственного выбора, жизненных ценностей и т.д.
3. Выявлены особенности представлений младших школьников об основных этических категориях. Можно отметить, что у детей семи-, восьмилетнего возраста имеются представления об основных этических категориях – о добре и зле, о хорошем и плохом. Но эти представления часто наивны, своеобразны, поэтому учителю нужно знать их содержание, чтобы направлять нравственное развитие детей.
В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках.
Одними из первых детьми усваиваются нормы и правила так называемого «бытового» поведения, культурно-гигиенические нормы, а также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами. Последними из нравственных представлений формируется те, которые касаются обращения с людьми. Они наиболее сложны и трудны для детского понимания, и следование им на практике детям дается с большим трудом.
Эмоционально
положительное отношение к
Недовольство ребенка собой есть основа для перестройки его поведения. Часто ребенок эмоционально идентифицирует себя с образом, который произвел на него большое впечатление своей художественной выразительностью независимо от нравственных позиций героя.
4. Проведено опытно-экспериментальное исследование, направленное на формирование этической культуры у учащихся начальных классов.
Нами были получены следующие результаты. Большинство школьников имеют поверхностные знания об этической культуре. Учащиеся испытывают затруднения в понимании и оценке своих поступков, а также в наличии адекватной самооценки.
На основе проведенных методик мы выяснили, что сформированность этической культуры у младших школьников находится на низком уровне. Проведя ряд мероприятий, направленных на формирование этической культуры мы провели контрольный эксперимент с помощью методик, используемых на первом этапе исследования.
В экспериментальном классе на начало эксперимента учащихся с низким уровнем сформированности этической культуры - 38%, со средним - 36%, с высоким – 26%. К окончанию эксперимента учащихся с низким уровнем сформированности этической культуры – 22%, со средним – 46%, с высоким – 32%.
В контрольном классе на начало эксперимента учащихся с низким уровнем – 22%, со средним – 47%, с высоким – 31%, к окончанию эксперимента учащихся с низким уровнем сформированности этической культуры - 38%, со средним – 39%, с высоким – 23%.
Очевидно, что
применяемая система
Таким образом, цель исследования достигнута – нами определены пути формирования этической культуры у учащихся начальных классов:
1) Этическое воспитание ребёнка младшего школьного возраста должно пронизывать весь процесс обучения и воспитания. Содержание уроков и внеклассных мероприятий должно быть ориентировано на воспитание у ребенка общечеловеческих ценностей, правил культуры поведения, таких нравственных качеств как гуманность, взаимное уважение между людьми, товарищеская взаимопомощь и требовательность, коллективизм, воспитание заботы о старших и младших в семье.
2) Актуализация субъектной позиции школьников в процессе воспитания этической культуры, предоставление возможности определить свою моральную позицию в различных жизненных ситуациях, поупражняться в нравственном выборе собственного поведения.
3) Обеспечение процесса самопознания ребенком внутренних состояний, переживаний в процессе взаимодействия с «другими» и в ходе последующей их оценки.
4) Создание повседневной установки в адрес детей на их доброжелательность, на добрый эмоциональный климат взаимоотношений, уважение друг к другу.
Гипотеза подтвердилась – выявленные пути способствуют более эффективному формированию этической культуры у младших школьников.
Информация о работе Формирование этической культуры у младших школьников