Формирование этической культуры у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 12:45, дипломная работа

Описание работы

Цель – определить пути формирования этической культуры у учащихся начальных классов.
Гипотеза – выявленные пути помогут более эффективному формированию этической культуры у младших школьников.
Задачи:
1. Изучить сущность понятия «этическая культура».
2. Рассмотреть средства формирования этической культуры у младших школьников.
3. Выявить особенности представлений младших школьников об основных этических категориях.
4. Провести опытно-экспериментальное исследование, направленное на формирование этической культуры у учащихся начальных классов.

Файлы: 1 файл

диплом К ПЕЧАТИ.doc

— 558.00 Кб (Скачать файл)

 

Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги. Но и сейчас она актуальна. Так как очень часто не удается оградить детей от дурного влияния негативных явлений действительности, от не лучших образцов поведения людей не соответствующих нравственно-этическим нормам нации. Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной.

Подтверждается  закономерность нравственного воспитания «Если человека учат добру - в результате будет добро», при условии постоянной, требовательной, настойчивой учебы в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Задача общеобразовательной  школы - подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Ее решение связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности младшего школьника. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей учащихся к активно-деятельному взаимодействию с окружающим миром.

В ходе написания  работы были решены следующие задачи:

1. Изучена сущность понятия «этическая культура». Проанализировав мнение ряда авторов о понятии этической культуры, мы выделили основные позиции. Этическая культура - синтезирующая характеристика духовных качеств человека. Она охватывает все сферы человека, как духовную, так и волевую, все его поведенческие проявления, являясь интегральной характеристикой личности; определяет существования и функционирования человека в соответствии с системой моральных ценностей, принципов, норм, идеалов, потребностей и способностей. Можно обозначить основные задачи развития этической культуры младших школьников: накопление нравственного опыта, на который оказывают влияние – развитие мышления; овладение разнообразными способами работы с учебным материалом; организация учебного процесса и его методы; усвоение детьми нравственных знаний.

2. Рассмотрены условия и средства формирования этической культуры у младших школьников.

Формирование этической культуры младших школьников осуществляется с учетом их психофизического и индивидуальных особенностей их возраста: склонность к игре; невозможность долгое время заниматься монотонной деятельностью; недостаточная четкость нравственных представлений; противоречие между знанием и практическим применением; неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту, школе, на улице).

Оптимальные условия формирования нравственных качеств и их показатели рассматриваются с педагогических позиций, предполагающих использование системы разнообразных средств учета уровней сформированности нравственных качеств. Смысл изучения учащихся состоит в том, чтобы намечать перспективы воспитательной работы и осуществлять ее с учетом особенностей младших школьников. Основными условиями формирования этической культуры являются:

- семья;

- систематическая, научно обоснованная работа общеобразовательной школы;

- организация досуга ребенка;

- самовоспитание учащихся.

К основным средствам  относятся: картины, рисунки, рассказы и пр., которые позволяют обеспечить формирование нравственных качеств: ответственности, доброжелательности, гуманности, справедливости, честности и пр. Содержание изучаемого материала раскрывает нравственные проблемы: добра и зла, нравственного выбора, жизненных ценностей и т.д.

3. Выявлены особенности представлений младших школьников об основных этических категориях. Можно отметить, что у детей семи-, восьмилетнего возраста имеются представления об основных этических категориях – о добре и зле, о хорошем и плохом. Но эти представления часто наивны, своеобразны, поэтому учителю нужно знать их содержание, чтобы направлять нравственное развитие детей.

В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках.

Одними из первых детьми усваиваются нормы и правила  так называемого «бытового» поведения, культурно-гигиенические нормы, а также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами. Последними из нравственных представлений формируется те, которые касаются обращения с людьми. Они наиболее сложны и трудны для детского понимания, и следование им на практике детям дается с большим трудом.

Эмоционально  положительное отношение к самому себе, лежащее в основе структуры  личности каждого нормально развивающегося ребенка, ориентирует его на соответствие положительному этическому эталону.

Недовольство  ребенка собой есть основа для  перестройки его поведения. Часто ребенок эмоционально идентифицирует себя с образом, который произвел на него большое впечатление своей художественной выразительностью независимо от нравственных позиций героя.

4. Проведено опытно-экспериментальное исследование, направленное на формирование этической культуры у учащихся начальных классов.

Нами были получены следующие результаты. Большинство  школьников имеют поверхностные знания об этической культуре. Учащиеся испытывают затруднения в понимании и оценке своих поступков, а также в наличии адекватной самооценки.

На основе проведенных  методик мы выяснили, что сформированность этической культуры у младших  школьников находится на низком уровне. Проведя ряд мероприятий, направленных на формирование этической культуры мы провели контрольный эксперимент с помощью методик, используемых на первом этапе исследования.

В экспериментальном  классе на начало эксперимента учащихся с низким уровнем сформированности этической культуры  - 38%, со средним - 36%, с высоким – 26%. К окончанию эксперимента учащихся с низким уровнем сформированности этической культуры – 22%, со средним – 46%, с высоким – 32%.

В контрольном  классе на начало эксперимента учащихся с низким уровнем – 22%, со средним  – 47%, с высоким – 31%, к окончанию  эксперимента учащихся с низким уровнем  сформированности этической культуры - 38%, со средним – 39%, с высоким – 23%.

Очевидно, что  применяемая система мероприятий  привела к повышению уровня сформированности этической  культуры в экспериментальном классе. В контрольном классе существенных изменений не выявлено.

Таким образом, цель исследования достигнута – нами определены пути формирования этической культуры у учащихся начальных классов:

1) Этическое  воспитание ребёнка младшего  школьного возраста должно пронизывать весь процесс обучения и воспитания. Содержание уроков и внеклассных мероприятий должно быть ориентировано на  воспитание у ребенка общечеловеческих ценностей, правил культуры поведения, таких нравственных качеств как гуманность, взаимное уважение между людьми, товарищеская взаимопомощь и требовательность, коллективизм, воспитание заботы о старших и младших в семье.

2) Актуализация  субъектной позиции школьников  в процессе воспитания этической культуры, предоставление возможности определить свою моральную позицию в различных жизненных ситуациях, поупражняться в нравственном выборе собственного поведения.

3) Обеспечение процесса самопознания ребенком внутренних состояний, переживаний в процессе взаимодействия с «другими» и в ходе последующей их оценки.

4) Создание повседневной установки в адрес детей на их доброжелательность, на добрый эмоциональный климат взаимоотношений, уважение друг к другу.

Гипотеза подтвердилась  – выявленные пути способствуют более  эффективному формированию этической культуры у младших школьников.

 

Список использованной литературы

 

  1. Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности / Н.В. Андреенкова // Социальные исследования. – М., 2010. – Вып. 3. – С. 42-46.
  2. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л.И.  Божович. – М.: Просвещение, 2009. – 296 с.
  3. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории / Н.И. Болдырев. – М.: Педагогика, 2009. – 224 с.
  4. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Д.:  Педагогика, 2010. – 122 с.
  5. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности / З.Н.  Васильева. – М.: Просвещение, 2008. – 379 с.
  6. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С.  Выготский. – М.: Академия пед. наук РСФСР, 1960. – 350 с.
  7. Гринберг Л.Г. Сущность и специфика нравственной культуры: Вопросы нравственной культуры / Под ред. В. Жямайтиса. – М.: Владос, 2011. – 153 с.
  8. Гусейнов А.А. Краткая история этики / А.А.  Гусейнов. – М.: Мысль, 2007. –589 с.
  9. Гусейнов А.А. Мораль. Общественное сознание и его формы / А.А.   Гусейнов. – М.: Мысль, 2006. –160 с.
  10. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы / В.В.  Давыдов. – М.: Просвещение, 2010. – 474 с.
  11. Дашина Н.С. Психология и педагогика. Общая педагогика / Н.С. Дашина. – М.: Современный гуманитарный университет, 2009. – 121 с.
  12. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий. – М.: Просвещение, 2007. – 412 с.
  13. Зеленкова И.Л. Этика: Учебно-методическое пособие / И.Л.  Зеленкова. – М.: Университет, 2008. – 159 с.
  14. Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / И.А. Каирова. – М.: Просвещение, 2011. – 345 с.
  15. Кант И. Сочинения: В 6 т. / И. Кант. – М.: Литература. 1977. – 270 с.
  16. Ковалев Н.Е. Введение в педагогику: Учебное пособие для педагогических институтов / Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин. – М.: Просвещение, 2010. – 386 с.
  17. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / Г.М. Коджаспирова. – М.: Владос, 2012. – 380 с.
  18. Козлов Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников / Э.П.  Козлов. – Р-н-Д.: Изд-во Ростовского ун-та, 2008. – 458 с.
  19. Кон  И.С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива) /  И.С. Кон. – М.: Просвещение,  2008. – 270 с.
  20. Курзова Н.А. В.А. Сухомлинский о формировании нравственной культуры личности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.А. Курзова; РГПУ им. Герцена – СПб, 2007. – 18 с.
  21. Лаптенок А.С. Нравственная культура личности: Условия формирования / А.С. Лаптенок. – М.: Просвещение, 2012. – 180 с.
  22. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личност<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Tim

Информация о работе Формирование этической культуры у младших школьников