Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 12:45, дипломная работа
Цель – определить пути формирования этической культуры у учащихся начальных классов.
Гипотеза – выявленные пути помогут более эффективному формированию этической культуры у младших школьников.
Задачи:
1. Изучить сущность понятия «этическая культура».
2. Рассмотреть средства формирования этической культуры у младших школьников.
3. Выявить особенности представлений младших школьников об основных этических категориях.
4. Провести опытно-экспериментальное исследование, направленное на формирование этической культуры у учащихся начальных классов.
Также в процессе констатирующего эксперимента нами была проанализирована работа учителя на уроках и во вне урочное время, направленность, которая выявлялась в ходе беседы и во время присутствия на уроках и внеклассных мероприятиях данного педагога, а также подготовлены методики для определения уровней сформированности этической культуры у младших школьников.
В ходе анализа работы учителя было выявлено, что формирование этической культуры у младших школьников реализуется в основном на уроках чтения, в процессе которых дети сталкиваются с ситуацией нравственного выбора соотнося свое «Я» с героями художественных произведений, сравнивают свои впечатления с мнениями и взглядами сверстников, педагогов. Во время проведения внеклассных мероприятий упор делался на воспитание и формирование у учащихся доброжелательного отношения, умения сопереживать и сочувствовать, а также проявлять уважение к мнению другого человека. Незначительное внимание уделялось формированию вежливого отношения к сверстникам, родителям, людям. Это, на наш взгляд, является недостатком, потому что, как уже было отмечено ранее, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства, в процессе которого необходимо обогатить жизненный опыт знанием этических норм поведения и отношений с другими людьми. Новые переживания у детей формируются под влиянием конкретных воздействий, увиденного примера и собственного действия.
Для определения уровней сформированности этической культуры у младших школьников применялись методики А.И. Шемшуриной: «Продолжи предложение» (см. Приложение 1), методика «Творческий рассказ» (см. Приложение 2), методика «Диагностика этики поведения» (см. Приложение 3) и методика Е.А. Лыхиной «Диагностика этической культуры» (см. Приложение 4).
Данные методики позволяют фиксировать процесс развития нравственных знаний детей, опыта поведения, эмоциональных реакций на состояние другого человека и степень продвижения или изменения ценностных ориентаций личности [41].
Рассмотрим результаты выполнения диагностирования ученика 3«В» класса Кирилла Л.
Методика №1. «Продолжи предложение»
Методика №2. «Творческий рассказ»
1. В моем поведении устойчивым стало… (нормальное отношение к другим)
2. Особенно мне приятно, когда… (у всех хорошее настроение)
3. Мне нравится помогать другим, потому что… (мне это доставляет радость)
Методика №3. «Диагностика этики поведения»
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я… (его жалею)
2. Если кто-то надо мной смеется, то я… (обижаюсь)
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я… (их прошу об этом)
4. Когда меня постоянно перебивают, то я…(начинаю злиться)
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…(говорю, что не хочу сейчас разговаривать)
Методика №4. «Диагностика этической культуры»
Название качеств |
Наличие качеств |
Несправедливость |
- |
Злой |
- |
Нечуткий |
- |
Ленивый |
+ |
Неаккуратный |
- |
Нескромный |
- |
Лживый |
- |
Трусливый |
- |
Непослушный |
- |
Невоспитанный |
- |
Неотзывчивый |
- |
Замкнутый |
- |
Справедливость |
+ |
Добрый |
+ |
Чуткий |
+ |
Трудолюбивый |
- |
Аккуратный |
+ |
Скромный |
+ |
Смелый |
+ |
Воспитанный |
+ |
Отзывчивый |
+ |
Интерпретация результатов приведена в Приложениях 1, 2, 3, 4.
Анализ работ учащихся позволил сделать выводы о том, что большинство школьников имеют поверхностные знания об этической культуре, которая предполагает высокие нравственные чувства. На основе понятия этических норм возникает постепенное развитие эмоциональной и интеллектуальной – рациональной сфер личности ребёнка. Учащиеся испытывают затруднения в понимании и оценке своих поступков, а также в наличии адекватной самооценке.
По результатам констатирующего эксперимента в экспериментальном классе учащихся с низким уровнем сформированности этической культуры – 38%, со средним – 36%, с высоким – 26%.
Результаты констатирующего эксперимента представлены на диаграмме 1.
Диаграмма 1. Уровни сформированности этической культуры
у младших школьников к началу эксперимента (в процентах)
На основе проведенных методик мы выяснили, что сформированность этической культуры у младших школьников находится на низком уровне. Поэтому в процессе этического воспитания таким учащимися необходимо обеспечить психолого-педагогические условия для формирования этической культуры, постоянное и последовательное диалогическое взаимодействие педагога с учащимися по нравственным проблемам, создавать условия для формирования гуманистических отношений и взаимоотношений.
В работе
со школьниками, имеющими
Психолого-педагогическое сопровождение школьников, имеющих высокий уровень сформированности этической культуры, включало у младших школьников определенной системы отношений, стремление поступать согласно этическим нормам, устойчивостью нравственного выбора согласно этическим эталонам.
Этому посвящен следующий этап работы – формирующий эксперимент. Его цель – развитие нравственных качеств младшего школьника, стремление этической самооценке, самоконтролю. Для этого была разработана система мероприятий направленная на формирование этической культуры, включающая применение методики «этического заряда», классные часы и рассказы на формирование этической культуры, игры и упражнения, а именно:
Реализация методики «этического заряда», по А.И. Шемшуриной, проходила двумя путями:
– создание повседневной установки в адрес детей на их доброжелательность, на добрый эмоциональный климат взаимоотношений, уважении к друг другу.
– обеспечение динамичной нравственной пятиминутки, она посвящается анализу нравственных конфликтов с целью совместного поиска путей их предотвращения и определения достойного выхода из них.
Ежедневно перед началом занятий учитель выражал уверенность в том, что дети будут внимательны, уступчивы, доброжелательны друг к другу. Также заканчивался каждый учебный день. В ходе этических пятиминуток дети анализировали возникшие проблемы и ситуации и находили пути их решения. Использование рассказов предполагало постановку перед детьми специальных задач по вычленению общего нравственного, этического содержания различных поступков и выражению его в словесной форме.
В процессе игры «Город вежливых» ребята учились соблюдать элементарные правила поведения в общественных местах (кино, магазине), правила товарищества в работе играх.
При проведении игры «Узнай по голосу» дети старались узнать друг друга, быть более внимательными к своим товарищам.
Игра «Почта» требовала от детей развития творчества, выдумки. Вырабатывала этические нормы поведения в повседневной жизни.
Игры в перевоплощения нравственно развивают детей, они начинают лучше понимать друг друга. Учатся анализировать и оценивать опыт взаимодействия.
Использование рассказа Е. Пермяка «Самое страшное» направлено на формирование этической культуры на развитие таких качеств как, смелость, храбрость, честность.
На классном часе « Учимся быть благодарными» ребята учились лучше понимать друг друга, анализировать и обобщать поступки товарища и собственные, видеть их этическое содержание и оценивать его. Педагогу удалось создать благоприятный климат для самораскрытия школьников, установки доверительных отношений между ними. Высокую результативность классного часа обеспечила разнообразная насыщенность предлагаемого материала.
Описанные мероприятия направлены на развитие у детей овладению моральными нормами, этической культурой. Так дети начинают осознавать собственную нравственную основу отношений к человеку, обществу, к самому себе.
Проведя ряд мероприятий, направленных на формирование этической культуры мы провели контрольный эксперимент с помощью методик, используемых на первом этапе исследования.
Нами были получены следующие данные:
В экспериментальном классе на начало эксперимента учащихся с низким уровнем сформированности этической культуры - 38%, со средним - 36%, с высоким – 26%. К окончанию эксперимента учащихся с низким уровнем сформированности этической культуры – 22%, со средним – 46%, с высоким – 32%. Результаты представлены на диаграмме 2.
Диаграмма
2. Уровни сформированности этической
культуры у младших школьников экспериментального
класса на начало и к окончанию эксперимента
(в процентах)
В контрольном классе на начало эксперимента учащихся с низким уровнем – 22%, со средним – 47%, с высоким – 31%, к окончанию эксперимента учащихся с низким уровнем сформированности этической культуры - 38%, со средним – 39%, с высоким – 23%.
Результаты представлены на диаграмме 3.
Диаграмма 3. Уровни сформированности этической культуры у младших школьников к окончанию эксперимента ( в процентах)
Очевидно, что
применяемая система
После анализа результатов, полученных в ходе эксперимента, мы считаем возможным предложить несколько рекомендаций учителям, работающим над проблемой формирования этической культуры у младших школьников:
1) детям важно
показать, что доброе отношение
к людям должно быть
2) во время
проведения внеклассных
3) необходимо
с учащимися проводить
4) в процессе
занятий важно ориентироваться
на характерное для младшего
школьника внимание к нравствен
5) уроки должны проходить в увлекательной форме, быть эмоциональными, методически разнообразными, насыщенными игрой, упражнениями.
Информация о работе Формирование этической культуры у младших школьников