Формирование этической культуры у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 12:45, дипломная работа

Описание работы

Цель – определить пути формирования этической культуры у учащихся начальных классов.
Гипотеза – выявленные пути помогут более эффективному формированию этической культуры у младших школьников.
Задачи:
1. Изучить сущность понятия «этическая культура».
2. Рассмотреть средства формирования этической культуры у младших школьников.
3. Выявить особенности представлений младших школьников об основных этических категориях.
4. Провести опытно-экспериментальное исследование, направленное на формирование этической культуры у учащихся начальных классов.

Файлы: 1 файл

диплом К ПЕЧАТИ.doc

— 558.00 Кб (Скачать файл)

Также в процессе констатирующего эксперимента нами была проанализирована работа учителя на уроках и во вне урочное время, направленность, которая выявлялась в ходе беседы и во время присутствия на уроках и внеклассных мероприятиях данного педагога, а также подготовлены методики для определения уровней сформированности этической культуры у младших школьников.

В ходе анализа  работы учителя было выявлено, что  формирование этической культуры у младших школьников реализуется в основном на уроках чтения, в процессе которых дети сталкиваются с ситуацией нравственного выбора соотнося свое «Я» с героями художественных произведений, сравнивают свои впечатления с мнениями и взглядами сверстников, педагогов. Во время проведения внеклассных мероприятий упор делался на воспитание и формирование у учащихся доброжелательного отношения, умения сопереживать и сочувствовать, а также проявлять уважение к мнению другого человека. Незначительное внимание уделялось формированию вежливого отношения к сверстникам, родителям, людям. Это, на наш взгляд, является недостатком, потому что, как уже было отмечено ранее, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства, в процессе которого необходимо обогатить жизненный опыт знанием этических норм поведения и отношений с другими людьми. Новые переживания у детей формируются под влиянием конкретных воздействий, увиденного примера и собственного действия.

Для определения  уровней сформированности этической  культуры у младших школьников применялись  методики А.И. Шемшуриной: «Продолжи предложение» (см. Приложение 1), методика «Творческий рассказ» (см. Приложение 2), методика «Диагностика этики поведения» (см. Приложение 3) и методика Е.А. Лыхиной «Диагностика этической культуры» (см. Приложение 4).

Данные методики позволяют фиксировать процесс развития нравственных знаний детей, опыта поведения, эмоциональных реакций на состояние другого человека и степень продвижения или изменения ценностных ориентаций личности [41].

 

 

Рассмотрим  результаты выполнения диагностирования ученика 3«В» класса Кирилла Л.

Методика  №1. «Продолжи предложение»

  1. Когда мама сердится, я… (стараюсь ее утешить)
  2. Когда ко мне обращаются невежливым тоном, я… (молчу)
  3. Когда от меня требуют послушания, я… (делаю наоборот)
  4. Когда кто-то надо мной смеется, я…(обижаюсь)
  5. Когда меня просят не грубить, я… (не обращаю внимания)

Методика  №2. «Творческий рассказ»

1. В моем поведении устойчивым стало… (нормальное отношение к другим)

2. Особенно мне приятно, когда… (у всех хорошее настроение)

3. Мне нравится помогать другим, потому что… (мне это доставляет радость)

Методика  №3. «Диагностика этики поведения»

1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я… (его жалею)

2. Если кто-то надо мной смеется, то я… (обижаюсь)

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я… (их прошу об этом)

4. Когда меня постоянно перебивают, то я…(начинаю злиться)

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…(говорю, что не хочу сейчас разговаривать)

Методика  №4. «Диагностика этической культуры»

Название качеств

Наличие качеств

Несправедливость

-

Злой

-

Нечуткий

-

Ленивый

+

Неаккуратный

-

Нескромный

-

Лживый

-

Трусливый

-

Непослушный

-

Невоспитанный

-

Неотзывчивый

-

Замкнутый

-

Справедливость

+

Добрый

+

Чуткий

+

Трудолюбивый

-

Аккуратный

+

Скромный

+

Смелый

+

Воспитанный

+

Отзывчивый

+


 

Интерпретация результатов приведена в Приложениях 1, 2, 3, 4.

Анализ работ  учащихся позволил сделать выводы о  том, что большинство школьников имеют поверхностные знания об этической культуре, которая предполагает высокие нравственные чувства. На основе понятия этических норм  возникает постепенное развитие эмоциональной и интеллектуальной – рациональной сфер личности ребёнка. Учащиеся испытывают затруднения в понимании и оценке своих поступков, а также в наличии адекватной самооценке.

По результатам  констатирующего эксперимента в экспериментальном классе учащихся с низким уровнем сформированности этической культуры – 38%, со средним – 36%, с высоким – 26%.

Результаты  констатирующего эксперимента представлены на диаграмме 1.

 

 

 

Диаграмма 1. Уровни сформированности этической культуры

у младших  школьников  к началу эксперимента (в процентах)

На основе проведенных  методик мы выяснили, что сформированность этической культуры у младших школьников находится на низком уровне. Поэтому в процессе этического воспитания таким учащимися необходимо обеспечить психолого-педагогические условия для формирования этической культуры, постоянное и последовательное диалогическое взаимодействие педагога с учащимися по нравственным проблемам, создавать условия для формирования гуманистических отношений и взаимоотношений.

 В работе  со школьниками, имеющими средний  уровень сформированности этической культуры, значимыми направлениями являлись развитие умений и навыков, обусловливающих с этических позиций оценивать собственные поступки и поступки окружающих в разных жизненных ситуациях.

Психолого-педагогическое сопровождение школьников, имеющих высокий уровень сформированности этической культуры, включало у младших школьников определенной системы отношений, стремление поступать согласно этическим нормам, устойчивостью нравственного выбора согласно этическим эталонам.

Этому посвящен следующий этап работы – формирующий эксперимент. Его цель – развитие нравственных качеств младшего школьника, стремление этической самооценке, самоконтролю. Для этого была разработана система мероприятий направленная на формирование этической культуры, включающая применение методики  «этического заряда», классные часы и рассказы на формирование этической культуры, игры и упражнения, а именно:

  1. Методика «этического заряда», основанная на сочетании повседневной установке на доброжелательность, уважение к окружающим и друг другу.
  2. Серия игр на формирование этической культуры:  «Узнай по голосу», «Почта», «Город вежливых», способствующих формированию этической культуры, проявлении уважения к другому человеку, доброжелательности в отношениях со сверстниками.
  3. Рассказы на этическую тему: Е. Пермяк «Самое страшное», «Надежный человек», И. Туричин «Дружба», целью которых являлось развитие нравственных качеств, формирование этической культуры.
  4. Классный час: «Учимся быть благодарными».

Реализация  методики «этического заряда», по А.И. Шемшуриной, проходила двумя путями:

– создание повседневной установки в адрес детей на их доброжелательность, на добрый эмоциональный климат взаимоотношений, уважении к друг другу.

– обеспечение динамичной нравственной пятиминутки, она посвящается анализу нравственных конфликтов с целью совместного поиска путей их предотвращения и определения достойного выхода из них.

Ежедневно перед началом занятий учитель выражал уверенность в том, что дети будут внимательны, уступчивы, доброжелательны друг к другу. Также заканчивался каждый учебный день. В ходе этических пятиминуток дети анализировали возникшие проблемы и ситуации и находили пути их решения. Использование рассказов предполагало постановку перед детьми специальных задач по вычленению общего нравственного, этического содержания различных поступков и выражению его в словесной форме.

 В процессе  игры «Город вежливых» ребята учились соблюдать элементарные правила поведения в общественных местах (кино, магазине), правила товарищества в работе играх.

При проведении игры «Узнай по голосу» дети старались узнать друг друга, быть более внимательными к своим товарищам.

Игра «Почта»  требовала от детей развития творчества, выдумки. Вырабатывала этические нормы поведения в повседневной жизни.

Игры в перевоплощения нравственно развивают детей, они начинают лучше понимать друг друга. Учатся анализировать и оценивать опыт взаимодействия.

Использование рассказа Е. Пермяка «Самое страшное» направлено на формирование этической культуры на развитие таких качеств как, смелость, храбрость, честность.

На классном часе « Учимся быть благодарными»  ребята учились лучше понимать друг друга, анализировать и обобщать поступки товарища и собственные, видеть их этическое содержание и оценивать его. Педагогу удалось создать благоприятный климат для самораскрытия школьников, установки доверительных отношений между ними. Высокую результативность классного часа обеспечила разнообразная насыщенность предлагаемого материала.

Описанные мероприятия  направлены на развитие у детей овладению  моральными нормами, этической культурой. Так дети начинают осознавать собственную  нравственную основу отношений к  человеку, обществу, к самому себе.

Третий  этап исследования – контрольный эксперимент.

Проведя ряд  мероприятий, направленных на формирование этической культуры мы провели контрольный  эксперимент с помощью методик, используемых на первом этапе исследования.

Нами были получены следующие данные:

В экспериментальном  классе на начало эксперимента учащихся с низким уровнем сформированности этической культуры  - 38%, со средним - 36%, с высоким – 26%. К окончанию эксперимента учащихся с низким уровнем сформированности этической культуры – 22%, со средним – 46%, с высоким – 32%. Результаты представлены на диаграмме 2.

Диаграмма 2. Уровни сформированности этической  культуры у младших школьников экспериментального класса на начало и к окончанию эксперимента  
(в процентах)

В контрольном  классе на начало эксперимента учащихся с низким уровнем – 22%, со средним  – 47%, с высоким – 31%, к окончанию  эксперимента учащихся с низким уровнем  сформированности этической культуры - 38%, со средним – 39%, с высоким – 23%.

Результаты представлены на диаграмме 3.

Диаграмма 3. Уровни сформированности этической  культуры у младших школьников к  окончанию эксперимента ( в процентах)

Очевидно, что  применяемая система мероприятий  привела к повышению уровня сформированности этической  культуры в экспериментальном классе. В контрольном классе существенных изменений не выявлено.

После анализа  результатов, полученных в ходе эксперимента, мы считаем возможным предложить несколько рекомендаций учителям, работающим над проблемой формирования этической культуры у младших школьников:

1) детям важно  показать, что доброе отношение  к людям должно быть соответственно  оформлено приветливостью, улыбкой,  сердечностью. Стремление детей быть приятным окружающим – заставляет их следить за своими манерами и поступками; 

2) во время  проведения внеклассных мероприятий  учитель должен предусматривать  возможность создания ситуации  успеха каждому ученику, ориентироваться  на включение всех учащихся  в этический диалог, общение, взаимодействие, создавать условия для этической рефлексии;

3) необходимо  с учащимися проводить повседневную  педагогически инструментированную  методику «этического заряда»;

4) в процессе  занятий важно ориентироваться  на характерное для младшего  школьника внимание к нравственной стороне поступка, желание дать ему моральную оценку, получить оценку окружающих;

5) уроки должны проходить в увлекательной форме, быть эмоциональными, методически разнообразными, насыщенными игрой, упражнениями.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Информация о работе Формирование этической культуры у младших школьников