Формирование этической культуры у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 12:45, дипломная работа

Описание работы

Цель – определить пути формирования этической культуры у учащихся начальных классов.
Гипотеза – выявленные пути помогут более эффективному формированию этической культуры у младших школьников.
Задачи:
1. Изучить сущность понятия «этическая культура».
2. Рассмотреть средства формирования этической культуры у младших школьников.
3. Выявить особенности представлений младших школьников об основных этических категориях.
4. Провести опытно-экспериментальное исследование, направленное на формирование этической культуры у учащихся начальных классов.

Файлы: 1 файл

диплом К ПЕЧАТИ.doc

— 558.00 Кб (Скачать файл)

Третий метод – одобрение. Ребенок, у которого только формируются навыки и привычки правильного поведения и отношений с окружающими очень нуждается в одобрении со стороны взрослых. Одобряя правильное поведение ребенка, взрослый корректирует его, показывает, что оно правильное и что впредь следует делать также. Важным средством воспитания этической культуры является похвала, выражающая удовлетворение определенными действиями. Похвала, как и одобрение, способствует воспитанию у ребенка веры в свои силы и возможности. Хочется отметить не менее важный момент воспитание – это доверие. Психологическое состояние ребенка, которому доверяют, можно охарактеризовать, как стремление быть достойным этого доверия, сравнивая различные ситуации. В одном случае ребенку говорят, что он уже научился самостоятельно контролировать свое поведение. В другом случае мать укоряет сына за то, что он прогулял не улице больше времени, чем положено по режиму: «Разве можно тебе доверять, ты неисправим». В первом случае повышается чувство ответственности ребенка за свои дела, за выполнение режима дня, у него вызывается стремление к соответствующим волевым усилиям, а во втором – у него подрывается вера в свои силы и возможности. Поэтому предоставление детям большей самостоятельности, организация их деятельности на доверии к ним – один из правильных этических приемов формирования этической культуры у младших школьников.

Четвертый метод формирования этической культуры у младших школьников – доброжелательные отношения друг к другу, к взрослым. Система таких отношений между детьми и взрослыми предполагает уважение к личности ребенка, заинтересованность в его успехах, помощь в преодолении трудностей, веру в ребенка, доверие к нему.

Пятый метод – поощрение. Положительно сказывается на воспитании этической культуры учащихся поощрение развивающихся интересов детей. Так, отец заметил, что сын с удовольствием мастерит различные поделки из природного материала. Поощрением здесь может быть набор инструментов для обработки природных материалов. А вот материальное поощрение имеет наибольшее количество ошибок по сравнению с другими. Материальное поощрение применять следует очень умело, не приручая детей к тому, чтобы каждый его шаг и поступок материально вознаграждался. Нельзя, чтобы ожидаемый подарок выполнял функцию платы за труд. В подобных случаях ребенок привыкает делать добрые дела за определенную плату или вознаграждение. Так воспитывается жадность, корысть. Здесь не может быть речи о формировании этической культуры школьника.

Шестым методом в формировании  этической культуры младших школьников является – лишение удовольствия и развлечений. Если ребенок не послушен, плохо поступает, взрослые могут запретить, например, играть с конструктором, но здесь необходимо обязательно объяснить причину наложенного взыскания. И ещё одно средство действенное в формировании этической культуры – это лишения доверия. Так, дочь, ученица 3-го класса, сама всегда докладывала об учебных делах в школе. Родители только подписывали дневник, но вот как-то обнаружилось, что девочка скрыла полученную двойку, тогда мать в категоричной форме потребовала, чтобы дочь каждый день показывала дневник: «Оказывается твоим словам верить нельзя». В этом случае контроль родителей служит своего рода наказанием. Но долго так не должно продолжаться. Надо попытаться восстановить доверие. Через некоторое время можно спросить у девочки: «Могу я больше не просматривать твой дневник». Утвердительный ответ дочери должен восстановить доверие.

Нередко методические приемы и сами методы отождествляют со средствами формирования этической культуры, которые тесно связанны с ними и применяются в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности  (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой – совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, плакаты, художественная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, средства массовой информации).

Таким образом, все описанные  средства, методы и приемы формирования этической культуры младших школьников закрепляются в сознании детей, упражняются в добрых действиях, а это способствует воспитанию добрых этических представлений и поступков поведения.

Говоря о  средствах формирования этической культуры младших школьников, необходимо рассмотреть также условия ее формирования [11]:

1. Семья. Семейное воспитание имеет огромное влияние на формирование этической культуры ребенка: эмоциональная и морально – психологическая устойчивость родительского воздействия на ребенка; возможность индивидуального подхода к нему; развитие чуткости и задушевности через положительные эмоции и пример взрослых; духовная связь и нравственная приемственность жизненного опыта поколений; фамильная гордость и честь; использование лучших национальных традиций и обычаев; контроль за рациональным использованием свободного времени ребёнка; выбор развивающихся форм проведения досуга; привлечение к посильному домашнему труду и помощи родителям в хозяйственных делах; заботливое отношение к больным и престарелым и прочее. Все наиболее важные жизненные ценности личности закладываются в отчем доме важно только, чтобы поступки ребенка не оставались незамеченными для родителей. Вовремя среагировать на них, участливо и ненавязчиво подкорректировать, дать адекватную оценку в случаи необходимости – значит, на деле участвовать в нравственном воспитании детей [7].

2. Систематическая,  целенаправленная, научно обоснованная  работа общеобразовательной школы. Некоторые социологические исследования проводимые в последние года не зафиксировали резких противоречий в направленности воспитания в школе и семье, но, в то же время показали необходимость поиска новых путей сотрудничества, проведения реформы школы с целью ее приближения к современным реалиям и перспективам, которые ставит перед школой современное общество.

Так, по мнению педагогов и родителей,  установлено, что воспитывать детей надо честными, добропорядочными, стойкими в борьбе с трудностями, умеющими дружить, оставаться товарищами, коллективистами, но в то же время – постоять за себя, быть «противными». Снова в последние годы поднялся престиж диплома, но он стал не как свидетельство «культурности», а как выгодное вложение «капитала». Предпочтение отдается специальностям «практической» направленности: финансист, торговый работник, юрист, менеджер и т.д. Только 43% опрошенных учащихся назвали свою семью дружной и сплоченной, доверительных отношений с отцами нет у 54%, с матерями – у 33%, 22% отметили, что постоянно подвергаются оскорблениям со стороны взрослых членов семьи.

Таким образом, необходимо понимать, что союз родителей и педагогов в формировании этической культуры ребенка должен всячески укрепляться, ибо только совместными усилиями можно добиться надлежащего его воспитания [21].

3. Вовлечение  в воспитательный процесс социокультурной  среды за пределами семьи и школы. Важным аспектом в формировании этической культуры считается вовлечение ребенка во внешкольную деятельность. Речь идет об общественных и государственных учреждениях – домах и дворцах культуры, библиотеках, театрах и музеях, спортивных сооружениях, профилакториях, объединениях художественного и технического творчества и т. п. Это социокультурное условие подтверждается данными социологического опроса, который установил, что учащиеся различных регионов России свои пристрастия распределили так: занятие спортом (около 12%), музыка, художественная литература (11,3% и 11,2 соответственно), театр (до 7%), шитьё, вязание, кулинария (до 8%), технические виды творчества (5%), рисование, фотолюбительство (4%), рыбалка, туризм (до 2% ответов) [21].

4. Самовоспитание учащихся. Для реализации данного условия необходима своевременная профориентация ребенка, побуждающая его к самостоятельному творческому поиску через учебу, чтение (хорошую услугу учащимся окажет и литература по этике, эстетике, нравственности в целом), игры и собственный труд.

Все рассмотренные  выше социокультурные условия, безусловно, являются одним из важных аспектов формирования этической культуры, однако, возвращаясь к сущности самого понятия этической культуры, необходимо помнить, что она охватывает все сферы жизни и деятельности человека, его личностное развитие. Поэтому, также необходимо учитывать особенности психофизического развития младших школьников.

Глава 2. Опытно-экспериментальное  исследование, направленное на формирование этической культуры у учащихся начального звена школы

2.1. Особенности представлений младших  школьников об основных этических категориях

 

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль внеклассного чтения. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая литературу. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.

У детей семи-, восьмилетнего возраста имеются  представления об основных этических категориях – о добре и зле, о хорошем и плохом. Но эти представления часто наивны, своеобразны, поэтому учителю нужно знать их содержание, чтобы направлять нравственное развитие детей.

Воспитывая  в детях добрые чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жестокости, жадности вызывать эмоции осуждения, негодования.

Выявлению особенностей представлений у младших школьников о этических категориях могут  способствовать такие методы, как, рассказ, беседа, кино, театр, музыка. Так же можно рассмотреть влияние изобразительной деятельности на формирование этической культуры, на их нравственное сознание идет по пути изменения и обогащения чувств. Для того чтобы это влияние проявилось в поведении ребёнка, новые чувства должны перейти из мира воображаемого, идеального в мир реальной жизни, в практику повседневных занятий и игр.

Н.И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью воспитания этической культуры является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий [3].

В формировании личности младшего школьника, с точки  зрения С.Л. Рубинштейна, особое место  занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения.

В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках [18].

На определение роли планирования, как в учебной деятельности, так  и в нравственном поведении детей младшего школьного возраста было направлено внимание таких ученых как Л.А. Матвеева, Л.А. Регуш, и многих других. В своих исследованиях они обращаются к формированию нравственных мотивов поведения, оценки и самооценки нравственного поведения.

Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в деятельности.

«Практически любая деятельность имеет нравственную окраску», считает О.Г. Дробницкий [12], в том числе и учебная, которая, по мнению Л.И. Божовича, «обладает большими воспитательными возможностями» [2]. Последний автор представляет учебную деятельность младшего школьника ведущей. В этом возрасте она в большей степени влияет на развитие школьника, определяет появление многих новообразований. В ней развиваются не только умственные способности, но и нравственная сфера личности.

В результате регламентированного  характера процесса, обязательного  систематического выполнения учебных поручений у младшего школьника складываются нравственные знания, характерные для учебной деятельности, нравственные отношения, указывает И.Ф. Харламов [38].

Учебная деятельность, являясь  в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач.

Учителю принадлежит  приоритетная роль в воспитании и  обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны.

Специфической особенностью процесса нравственного  воспитания следует считать то, что  он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.

Процесс нравственного  воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.

Развитие морального сознания ребенка происходит через  восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают  и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.

Необходимое звено  в процессе нравственного воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.

Информация о работе Формирование этической культуры у младших школьников