Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 20:38, курсовая работа
Число рождающихся близнецов по отношению к общему количеству новорожденных в разных странах и на разных континентах различно, но в целом тенденция такова, что оно продолжает расти. По сравнению с 60-ми годами, процент рождения близнецов вырос с 1,18 до 2,78, то есть, почти в 2,5 раза. О причинах этого явления много говорят, и среди основных причин называют успехи современной медицины в области лечения бесплодия.
Введение
1. Теоретическая часть.
1.1 Общение. Его роль в жизни человека…………………………………стр.4
1.2 Особенности развития близнецов……………………………………..стр. 8
1.3 Основы коррекции общения детей в условиях детского сада
………………………………………………………………………………..стр. 11
2. Практическая часть
2.1 Констатирующий этап…………………………………………………стр. 18
2.2 Формирующий этап эксперимента……………………………………стр. 25
2.3. Контрольный этап……………………………………………………….стр. 34
Заключение…………………………………………………………………...стр. 36
Список литературы…………………………………………………………..стр.46
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
КУРСОВАЯ РАБОТА
« Формирование коммуникативных навыков у близнецов в игре»
Специальность ____________ – ______________________________
(код) (наименование специальности)
Специализация Развитие детей раннего возраста
(наименование специализации)
Руководитель (должность, звание, Ф.И.О.),
проф. _Смирнова Е. О.
Студент (группа, Ф.И.О.)
Леонова Н. Б. Гр. 4
«Процент оригинального текста составляет ______ %»
Методист учебно-производственной
лаборатории математических моделей
в психологии и педагогике Подпись Дата ФИО
Введение
1.1 Общение. Его роль в жизни человека…………………………………стр.4
1.2 Особенности развития
………………………………………………………………………………
2. Практическая часть
2.1 Констатирующий этап…………………………………………………стр. 18
2.2 Формирующий этап эксперимента……………………………………стр. 25
2.3. Контрольный этап……………………………………………………….стр. 34
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Актуальность проблемы.
Статистика: По разным оценкам, сегодня в мире насчитывается от 70 до 80 миллионов пар близнецов.
Число рождающихся близнецов по отношению к общему количеству новорожденных в разных странах и на разных континентах различно, но в целом тенденция такова, что оно продолжает расти. По сравнению с 60-ми годами, процент рождения близнецов вырос с 1,18 до 2,78, то есть, почти в 2,5 раза. О причинах этого явления много говорят, и среди основных причин называют успехи современной медицины в области лечения бесплодия. Поскольку средний возраст женщин-рожениц продолжает увеличиваться (особенно в развитых странах), вероятность появления на свет все большего количества близнецов также повышается. В 1990 году в США 39 женщин в возрасте 45-49 лет стали мамами близнецов. В 1997 году их было уже 444. С 1980 по 1996 годы ни одна женщина 50-54 лет не родила близнецов. В 1997 году 50 женщин такого возраста родили двойню, а 13 - тройню. Но основной причиной увеличения частотности рождения близнецов продолжает оставаться развитие методов лечения бесплодия. Современные исследования показывают, что 80% троен родились в результате применения таких методов. http://www.materinstvo.ru/
Человек даже самый маленький живет в обществе, Как только он появляется на свет, его окружает семья - « ячейка общества». Постепенно этот круг расширяется. От того как ребенок будет воспринимать общество, а главное, как это общество примет ребенка, зависит вся его дальнейшая жизнь.
Что же поможет ребенку стать личностью? Конечно, общение. Сначала с взрослыми, которые научать понимать «себя», а потом сверстники, которые научать понимать «отношение к себе». Процесс этот не простой и долгий, и чем раньше ребенок включен в него, тем больше времени у него на формирование навыков общения. Научить вступать в общение, поддерживать его, понимать партнеров, прогнозировать свои действия, преодолевать психологические барьеры в общении, подстраиваться под правила может общество ровесников, то есть группа детского сада. Ведь именно в игре ребенок чувствует себя более комфортно. Здесь нет сторонних наблюдателей, нет четких правил, нет ограничений его фантазиям, как бы далеко они не зашли. Во время игры дети примеряют на себя роль взрослого, дублируют отношения между ними.
В игре дети пытаются изменить реальность, которая порой, им не нравится. Ведь каждому человеку, пусть даже самому маленькому, хочется, чтобы его приняли и поняли, особенно близкие люди. И если это не получается в жизни, может быть получится в игре. Игра ясно показывает, каково положение ребенка в группе. Одни дети более предпочитаемы: их приглашают во все игры, прислушиваются к их советам, играют по их правилам. Другие (часто на это есть причины) остаются незамеченными, не пользуются популярностью. Но ведь дальнейшее социальное и нравственное развитие зависит именно от его первого опыта общения со сверстниками. Поэтому вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, имеет исключительное значение. Дети, уверенные в себе легко общаются со сверстниками и взрослыми. Дети, которые не умеют общаться, выделены в отдельную группу – «дети с проблемными формами общения». Как же относиться к близнецам? Нуждается ли их общение со сверстниками в коррекции, или эту форму общения нельзя назвать проблемной?
В ряде трудов (Л.И. Анцыферова, 1978; А.В. Петровский, 1977; Е.В. Субботский 1991) изучаются индивидуальные взаимодействия детей в группе детского сада. И лишь только Савич, ЛурияА. Р., Юдович Ф. Я.(С. Савич,( А. Р. Лурия, Ф. Я. Юдович, 1956) и Р. Заззо (R. Zazzo, 1960), в своих работах отмечают трудности в общении с другими детьми близнецовых пар.
Объект исследования: общение близнецов в паре и со сверстниками. Предмет исследования: содержание общения близнецов в игре.
Цель: Исследование содержания общения близнецов в игре.
1.2 Общение его роль в жизни человека
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.( Андреева Г.М. Социальная психология // М., 1988, 432 с.)
В формировании человеческой психики, ее развитии и становлении общение имеет огромное значение, разумного, культурного поведения. з Общаясь с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. А активное общение с развитыми личностями превращает его в личность. С рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином. Об этом свидетельствуют многочисленные; факты, описанные в литературе и показывающие, что, человек лишенный общения, деградирует в своем психическом развитии. Примеров тому великое множество, это состояния людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве, жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения). Но для ребенка особенно большое значение для психического развития имеет его общение со взрослыми на ранних этапах развития. Потому что малыш все свои человеческие, психические и поведенческие качества приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию. С общения психическое развитие ребенка начинается. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Особенно существенным является различение понятий «взаимоотношениями «общение» как внутреннего и внешнего компонентов межличностного взаимодействия. Специфический вид отношения человека к человеку, особая психологическая реальность, содержанием которой являются те образы, мысли и чувства, которые возникают в результате взаимного межличностного отражения это и есть взаимоотношения. Общение - это те информационные, эмоциональные или предметные поведенческие акты, в процессе, которых актуализируются, видоизменяются и развиваются межличностные отношения. (Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 2000.)
В концепции М.И. Лисиной общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений. (Проблемы онтогенеза общения / Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академия Педагогических наук СССР. – М.)
Обратившись к теме общения, Т.А. Репина выделила три вида межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста: оценочные, собственно личные и зачатки деловых отношений. Также ею было замечено, что существует различие между внутренними, субъективными отношениями и сферой их внешнего проявления, в способах общения с другими людьми, то есть объективными отношениями. Однако, в дошкольном возрасте из-за непосредственности у детей в большей степени, чем у взрослых, сближены субъективные отношения и их объективное выражение, а также в большей степени, чем у школьников, проявляется взаимосвязь и взаимопроникновение разных видов отношений и особенно ярко выражается эмоциональность всех видов отношений. ( Репина Т. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада М.)
В. Н.Мясищев выделял личностные эмоциональные отношения и отношения более высокого, осознанного уровня. Раскрывая сущность понятия "отношение " в психологии, В. Н. Мясищев указывал на то, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. «Макро- и микро-социумы, в которые постоянно включен человек, по-разному способствуя формированию и проявлению его потребностей, интересов и склонностей, действуя в нерасторжимой связи с особенностями его организма, и прежде всего нервной системы, создают в каждом случае ту субъективную призму, через которую неповторимо своеобразно преломляются все воздействия, которым подвергается живой, действующий человек». ( Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды (под ред. Бодалева А. А.) М)
А.А. Рояк , рассматривая трудности мотивационной
сферы общения, определяет ее как особую
характеристику ее ведущих потребностей.
Она отмечает: «Можно обнаружить случаи,
свидетельствующие о наличии отрицательных
мотивов общения, о преобладании у ребенка
эгоистических потребностей. Особенно
ярко такие тенденции проявляются у детей
с эгоистическими мотивами».
Таким образом, корни
общения - в самой материальной жизнедеятельности
индивидов. Общение же и есть реализация
всей системы отношений человека. (Рояк А.А. Психологический
конфликт и особенности индивидуального
развития личности ребенка. –М)
Смирнова Е. О. отмечает: Однако общение - это не просто внимание к другому или выражение отношения к нему. Оно всегда имеет свое содержание, которое связывает. Уже само слово «общение» говорит об общности, сопричастности. Такая общность всегда образуется вокруг какого-то содержания или предмета общения. Это может быть совместная деятельность, направленная на достижение результата, или тема разговора, или обмен мнениями по поводу какого-либо события, или просто ответная улыбка. Главное - чтобы этот предмет общения, это содержание были общими для людей, вступивших в общение. (Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений)
Леонтьев А. А.говорит так: "В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу" (Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. М.)
Приняв во внимание ,все выше изложенное, замечаем , что для развития ребенку нужно общение. Умение устанавливать и развивать контакты между людьми, необходимо для взаимодействия в коллективе. Любые отношения могут быть реализованы только в общении.Ребенок лишенный общения никогда не станет полноценной личностью.
Научное изучение близнецов началось в древней Греции. (IV в. до н. э). Большую роль сыграли труды К. Ф. Вольфа, развивавшего эпигенетический взгляд на эмбриогенез в своей "Теории развития" (1759). Обращаясь к современным источникам получаем такую информацию:
Дети-близнецы рождаются очень разными, с определенными индивидуальными особенностями в строении и функционировании организма и отдельных его систем. Как правило, беременность близнецами протекает тяжелее, женщина чаще испытывает токсикоз, страдает от гипертонии. Близнецовые беременности короче беременностей одним ребенком, близнецы часто рождаются недоношенными и менее зрелыми. Кроме того, сами роды зачастую проходят с осложнениями. Из-за всего этого дети могут отставать в развитии от своих сверстников. Они позже начинают держать голову, сидеть, ходит. В раннем детстве болеют чаще и поэтому оказываются физически более слабыми. Отставание близнецов проявляется не только в физической, но и в умственной сфере. Так, они позже начинают говорить, часто имеют более низкие интеллектуальные показатели. Заметную роль играет дефицит веса при рождении, причем у более легкого близнеца часто более низкий коэффициент интеллекта. Конечно, последствия сложного внутриутробного развития сглаживаются на протяжении раннего детства. У многих близнецов к началу школьного возраста они пропадают совсем, но у некоторых остаются ( Зырянова Н.М. Близнецы. – М., 2006.)
Но трудности у близнецов общении с другими детьми часто возникают из-за того, что окружающие воспринимают их как пару, не разделяя на индивидуальности. Это приводит к распределению социальных ролей между близнецами, возникновению специфических условий развития самосознания у близнецов, к их взаимной идентификации и большей привязанности и взаимозависимости, к стремлению во всем и всегда походить друг на друга. Это фактор, получил название «реакции близнецовости».
Информация о работе Формирование коммуникативных навыков у близнецов в игре