Формирование коммуникативных навыков у близнецов в игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Число рождающихся близнецов по отношению к общему количеству новорожденных в разных странах и на разных континентах различно, но в целом тенденция такова, что оно продолжает расти. По сравнению с 60-ми годами, процент рождения близнецов вырос с 1,18 до 2,78, то есть, почти в 2,5 раза. О причинах этого явления много говорят, и среди основных причин называют успехи современной медицины в области лечения бесплодия.

Содержание работы

Введение
1. Теоретическая часть.
1.1 Общение. Его роль в жизни человека…………………………………стр.4
1.2 Особенности развития близнецов……………………………………..стр. 8
1.3 Основы коррекции общения детей в условиях детского сада
………………………………………………………………………………..стр. 11
2. Практическая часть
2.1 Констатирующий этап…………………………………………………стр. 18
2.2 Формирующий этап эксперимента……………………………………стр. 25
2.3. Контрольный этап……………………………………………………….стр. 34
Заключение…………………………………………………………………...стр. 36
Список литературы…………………………………………………………..стр.46

Файлы: 1 файл

ХХХХ.docx

— 101.09 Кб (Скачать файл)

Подарки

Перед игрой воспитатель готовит различные привлекательные для детей мелочи: маленькие игрушки, ленточки, значки, коробочки, косынки, мишуру, которые детям приятно было бы получить в подарок. Все это заранее раскладывается на специальном столе и закрывается тканью, чтобы дети раньше времени не обнаружили этого богатства.

В группе объявляется праздник, а на праздник всегда дарят подарки. «Давайте сделаем так: пусть каждый выберет из вещей то, что ему понравится, положит в коробку, а потом подарит, кому захочет. Посмотрите, какие красивые подарки приготовлены для вас!» — говорит педагог. Он открывает приготовленные украшения и дает детям полюбоваться ими. Потом дети усаживаются на стульчики, которые стоят спиной к столу с подарками.

Взрослый спрашивает одного из них, кому он хочет сделать подарок, дает ему коробку, с которой тот отправляется к столу. «Интересно, что выберет Петя и кому он подарит свой подарок?» — говорит воспитатель, обращаясь к остальным. И тут же объясняет важное правило игры: не подглядывать, что выбирает Петя, и не выпрашивать для себя подарки.

Потом ребенок с подарком в коробке подходит к тому, для кого этот подарок выбран. Торжественная передача происходит при активном участии взрослого, который показывает всем детям подарок, если нужно, помогает приладить украшение и подсказывает, что за подарок обязательно следует поблагодарить.

Так по очереди все дети дарят подарки друг другу.

Цепочка

Для детей подготовительной группы (авторская).

 При  рассаживании  детей важно учитывать их отношение  друг другу. Обычно рядом с  мальчиком сажают девочку, или  детей, отношения между  которыми  не совсем дружественные.  Дети  сидят в кругу ( на стульях или  на полу), воспитатель дает задание. Ребенок, с которого начинают  игру, говорит слово и дает руку, ребенку,  сидящему справа от него. Когда последний из детей назвав слово, подает руку и цепочка смыкается, дети быстро должны вскочить на ноги.

Задания: Назови лучшие качества своего соседа, лучшие внешние признаки, похвали одежду, назови лучший поступок, похвали его игрушку и т. д. Фраза должна начинаться со слов « У тебя самый красивый…»

Дракон 
Дети берутся за руки или становятся паровозиком друг за другом (положив руки на плечи друг другу или на талию). Впереди стоящий — голова дракона. Последний в шеренге — драконов хвост. Теперь голова дракона должна поймать свой хвост, при этом сам дракон должен «не развалиться». На месте головы и хвоста должен побывать каждый. Дети могут упасть, поэтому игру нельзя проводить на твердом покрытии (особенно асфальте), лучше всего — трава или песок.

 Разрывные цепи

Дети делятся на две команды, состоящие из равного количества человек. Команды берутся за руки и становятся друг против друга на расстоянии 10 м. Посовещавшись, одна из команд вызывает кого-то из другой команды. Он бежит, стремясь разбить цепь противоположной команды. Если ему это удается, он забирает кого-то из тех, чьи руки расцепились, к себе в команду. Если нет, то присоединяется к другой команде. Побеждает команда, которая полностью «взяла в плен» противника. Вышибалы. 
Чертится поле: прямоугольник 6 на 4 м. Выбирают двух водящих. Они становятся по краям площадки и кидают мяч друг другу, стараясь попасть в остальных. Остальные бегают по площадке. Выходить за пределы площадки нельзя. Если ребенка выбили, он либо выполняет задание (например, отжимается 3 раза) и возвращается в игру, либо меняется местами с тем, кто его выбил.

Вторая стадия

 Стало развитие  игровых навыков в совместной  игре. Начинать пришлось с самого  примитивного .  Девочкам предлагалось  поиграть в мяч, сначала со  взрослым, потом с одним из  детей, потом с группой детей. Построить снежный дом в том  же порядке. Когда девочки ( Лиза  раньше, Аня чуть позже) стали  сами выбирать партнеров, им были  предложены игры:

Зеркало

Перед началом игры проводится разминка. Воспитатель становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети их воспроизводят. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди выступает перед остальными. Один совершает какое-либо действие (например, хлопает в ладоши, или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Все остальные оценивают, насколько хорошо работает зеркало.

Показателями правильности зеркала является точность и одновременность движений.

Если зеркало искажает изображение или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и починить испорченное зеркало. Показав 2—3 движения, пара детей садится на место, а следующая демонстрирует свою зеркальность. Живые куклы

Дети разбиваются на пары несколько необычным способом: им предлагается заглянуть в глаза друг другу и найти себе партнера с тем же цветом глаз, как и у тебя самого. Если это вызовет затруднения, можно им помочь. После того как пары образованы, можно объяснить содержание игры: «Помните: когда вы были маленькие, многие из вас верили, что ваши куклы (зайчики, мишки) живые, что они умеют говорить, просить, бегать. Давайте представим, что один из вас превратился в маленького ребенка, а другой в его куклу — куклу-девочку или куклу-мальчика. Кукла будет что-то просить, а ее хозяин выполнять ее просьбы и заботиться о ней». Взрослый предлагает понарошку помыть кукле ручки, покормить ее, погулять с ней, но предупреждает, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять ее делать то, чего она не хочет. Когда дети примут игровую ситуацию и увлекутся, пускай продолжают играть сами. В следующий раз каждая пара может поменяться ролями.

Мозаика в парах

Каждая пара детей получает мозаику, детали которой делятся между ними поровну. Задача заключается в том, чтобы сложить общую картину. Для этого нужно задумать сюжет, распределить усилия, учитывать и продолжать действия партнера. По завершении работы каждое произведение показывается всем остальным, и те пытаются догадаться, что изобразили авторы.

Третья стадия

На этой стадии предполагалось повысить самооценку детей , здесь без взаимодействия со взрослым было не обойтись. Начинать опять пришлось с самого начала. Девочкам сначала вместе, потом каждой в отдельности предлагалось вместе с воспитателем, нарисовать картинку, украсить группу к празднику, навести порядок в игровом уголке. При этом воспитатель каждый раз в присутствии всех детей хвалил девочек. « Это дерево нарисовала Лиза, без моей помощи, как красиво у нее получилось.». «Эти игрушки расставила Аня, посмотрите как ровно». Когда девочки стали чувствовать себя более уверенно, можно было предложить им игры:

Клеевой дождик

Цель: сплочение детей, снижение тревожности, повышение самооценки.  
 
«Ребята, вы любите играть под теплым летним дождем? Пока мы с вами разговаривали, пошел ласковый дождик. Но дождик оказался не простым, а волшебным – клеевым. Он склеил всех нас в одну цепочку (дети выстраиваются друг за другом, держа за плечи, впереди стоящего), и теперь мы пойдем гулять.  Дети, держась друг за друга, передвигаются по комнате, преодолевая различные препятствия: обогнуть «широкое озеро», пробраться через «дремучий лес», прятаться от диких животных и др. Главное условие – дети не должны отцепляться друг от друга.  

«Я – Очень хороший»

Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.

Инструкция ведущего: «Ребята, садитесь на стульчики, и пусть каждый скажет о себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Но перед тем как сказать, давайте немножко потренируемся. Сначала произнесем слово «Я» шепотом, потом – обычным голосом, а затем – прокричим его. Теперь давайте таким же образом поступим со словами «очень» и «хороший» (или «хорошая»).  И, наконец, дружно: «Я очень хороший (хорошая)».  
Теперь каждый, начиная с того, кто сидит справа от меня, скажет, как захочет – шепотом, обычным голосом или прокричит, например: «Я – Катя! Я – очень хорошая!» или «Я – Саша! Я очень хороший!» 

Командир

Игра для детей подготовительной группы. Каждый день выбирается один ребенок на роль командира. Он разбирает все конфликтные ситуации в течение дня. И громко отдает приказы на выполнение режимных моментов. Например: Приказываю всем обедать, спать, одеваться и т. д. Единственное правило:  ребенок, который трижды не послушался командира, пропускает свою очередь быть командиром.

Игра воспитывает чувство ответственности, умение разрешать конфликтные ситуации, дисциплинирует. Для нашей ситуации: когда в роли командира Аня, она принимает решение, и если Лиза вмешивается в процесс, дети говорят: «Ты не командир, мы тебя не слушаем». Приходится Ане самой выходить из положения.

Во всех играх – эстафетах: « Кто быстрее добежит», « Кто дальше бросит» « Кто лучше построит» девочки были в разных командах. Аню чаще всего назначали капитаном команды.  Подвижные игры,  проводимые с детьми, были направлены на формирование чувства  товарищества, взаимовыручки.

Четвертая стадия.

Эта стадия была завершающей, у девочек уже появились зачатки общения, надо было только укрепить их. Опять на помощь пришла игра. Были подобраны следующие игры:

Мышеловка


                  Цель: развивать внимание, ловкость, четкость и координацию движений, навыки общения со сверстниками                                  

Описание: выберите двоих самых высоких детей или задействуйте в игре двух взрослых. Они смыкают руки и поднимают их вверх, говоря при этом следующие слова: «Как нам мыши надоели, все прогрызли, все поели. Вот поставим мышеловку, переловим всех мышей». В это время пробегают под руками взрослых или товарищей. После заключительных слов руки опускаются, т.е. мышеловка захлопывается. Участник, который попал в мышеловку, становится ловцом. Победителем становится тот участник, который последним попадется в мышеловку.

Воробей и кошка

 

Цель: развивать у ребенка двигательную активность, координацию движений, навыки общения со сверстниками.

Описание: участники делятся на «воробьев» и «кошек». «Воробей» становится в круг, а участники берутся за руки и не пускают «кошку» к «воробью». Если «кошка» прорывает оборону и ловит «воробья», на их места становятся игроки, которые пропустили «кошку». При проведении игры взрослые должны следить за тем, чтобы дети не делали резких движений и не ударяли друг друга.

 

Когда постепенно девочки обрели  уверенность в себе и своих силах, поняли доброжелательное отношение со стороны детей и взрослых, им чаще стали  предлагаться  роли ведущих в играх,  театрализованных постановках. Данная работа проводилась в течение  5 месяцев. Она была систематической и  целенаправленной


.

                 2.3 Контрольный этап эксперимента

Этот этап проводился с целью выявления изменений в развитии коммуникативных навыков у девочек-близнецов после проведения коррекционной работы. В начале эксперимента девочки имели слабовыраженные мотивационные и операциональные умения. Не возможность общаться со сверстниками привела к нарушению коммуникативных функций, к тому же одна из сестер была с ослабленным здоровьем и нуждалась в поддержке и опеке. Другая, примерив на себя роль опекуна, оказалась заложницей обстоятельств.

Проведенные отдельно с девочками и с другими детьми беседы, дали результат. Дети, сначала неохотно потом с радостью принимали их в игру. К тому же у Лизы оказались хорошие организаторские способности, она была терпима и добра. Дети, сразу оценили это. (Лучшей «мамы» для игры «Дочки-матери» не придумаешь).

Целью контрольного этапа эксперимента – стало определение влияния коррекционных занятий на развитие общения у девочек близнецов. Была выбрана методика «Капитан корабля». Она показала, что девочки приняты обществом ровесников, и сами приняли это общество. Надо заметить, что Лиза, при выборе помощников, первой не назвала сестру. Можно подумать, у нее появились симпатии к другим детям. При этом Аня, сразу выбрала Лизу, все-таки связующая ее с сестрой ниточка, еще существует. Но главное что все выборы девочек, и выборы девочек другими детьми, оказались положительными. Значит, цель работы была достигнута.

Вывод:

 Дети на начальном этапе  имели слабовыраженные операциональные  и мотивационные умения, что не  позволяло им приблизиться к  полноценному общению со сверстниками. Проводимые на протяжении долгого времени коррекционные упражнения и корригирующие игры значительно повысили коммуникативные навыки детей.

 Дополнительные  занятия отдельно с каждой  значительно повысили игровые умения, развили мотивы совместной деятельности, приблизившись к уровню детей с высокими показателями. ( см. приложение 3) Наиболее ярко положительные умения проявились в характере детей.

Аня.

Первоначально испытывал трудности мотивационного характера, играла одна, не испытывая потребности в совместной игре со сверстниками.

Начиная с третьего занятия, у девочки наблюдается слабый интерес к игре сверстников. На шестом занятии отвечает на приглашение к совместной игре. После 10 занятия впервые предлагает совместную игру. После двенадцатого занятия проявляет стойкий интерес к совместным играм.

          Лиза

Первоначально испытывала трудности операционального характера. Плохо владела игровыми умениями, не отстаивала свою позицию в играх. После проведенных занятий начинает, действовать в игре более уверенно, начиная с шестого занятия, осуществляет самостоятельное планирование игры и отбор игрового материала. После восьмого занятия проявляет организаторские умения. После десятого участвует в распределении ролей. После двенадцатого у девочки наблюдается стойкое подчинение игровым правилам, развивается способность адекватно разрешать возникающие в ходе совместной игры конфликты.

Информация о работе Формирование коммуникативных навыков у близнецов в игре