Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 20:38, курсовая работа
Число рождающихся близнецов по отношению к общему количеству новорожденных в разных странах и на разных континентах различно, но в целом тенденция такова, что оно продолжает расти. По сравнению с 60-ми годами, процент рождения близнецов вырос с 1,18 до 2,78, то есть, почти в 2,5 раза. О причинах этого явления много говорят, и среди основных причин называют успехи современной медицины в области лечения бесплодия.
Введение
1. Теоретическая часть.
1.1 Общение. Его роль в жизни человека…………………………………стр.4
1.2 Особенности развития близнецов……………………………………..стр. 8
1.3 Основы коррекции общения детей в условиях детского сада
………………………………………………………………………………..стр. 11
2. Практическая часть
2.1 Констатирующий этап…………………………………………………стр. 18
2.2 Формирующий этап эксперимента……………………………………стр. 25
2.3. Контрольный этап……………………………………………………….стр. 34
Заключение…………………………………………………………………...стр. 36
Список литературы…………………………………………………………..стр.46
Действие «реакции близнецовости» сказывается в первую очередь на формировании самосознания близнецов и определяемых им психических черт. Этот факт связан с тем, что основной проблемой при становлении самосознания и проявления высших психических функций у близнецов является преодоление их связи друг с другом. Им нужно пройти через отделение образа «Я» от образа «Мы», который первоначально формируется у близнецов под влиянием отношения окружающих к ним как к паре, а также под воздействием абсолютного сходства внешнего облика монозиготных близнецов (Семенов В., Кочубей Б. Близнецы. Проблемы воспитания и развития. -М.: «Просвещение», 1996. )
Следствием затрудненного
формирования самосознания у
близнецов является их сильно
развитая взаимная
По мнению С. Савич, в интерпретации приведенных выше результатов авторы обычно не учитывали потребности и привычки близнецов. Савич не согласна с утверждениями А. Р. Лурия и Ф. Я. Юдович (А. Р. Лурия, Ф. Я. Юдович, 1956) и Р. Заззо (R. Zazzo, 1960) о том, что близнецы имеют минимальную потребность в общении с взрослым, предпочитая общаться друг с другом. По результатам собственных исследований С. Савич установила, что близнец нуждается в общении с взрослым даже в большей степени, чем одиночнорожденный ребенок и при одинаковой возможности общаться с взрослым и своим со-близнецом, стремится к более частому общению с первым, поэтому близнецам приходится находить адекватные стратегии построения своих высказываний, чтобы быть включенными в процесс коммуникации, что приводит к конкуренции в ответах на высказывания взрослых. В результате близнецы научаются использовать краткие и эффективные лингвистические конструкции, которые дают преимущecтво в вербальном взаимодействии со взрослым одному из близнецов по сравнению с другим. Данная стратегия может быть сформулирована в виде правила: «Отвечать быстро и опускать лишнее» (S. Savic, 1980)
Навыки общественной деятельности вырабатываются у ребенка, если он включен в общественно-полезный труд. Это возможно лишь в том случае, когда каждый ребенок понимает свою значимость в общем деле. Воспитателю необходимо изучить личность ребенка, для выявления его возможностей и положительных черт, строить свою работу опираясь на эти показатели. Потому как главная задача и состоит в том, чтобы сформировать у ребенка уверенность в своих силах.
По определению А.А. Осиповой, «психокоррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологических воздействий».( Осипова А.А. Психологическая коррекция. – М.: Сфера, 2000. – 512 с.)
Проблема коррекции на современном этапе получила довольно широкое распространение. В работах авторов по данной проблеме представлен довольно широкий спектр программ исправления недостатков психического и личностного развития (Богданович, 1994; Петрусинский, 1995; Карабанова, 1997 и другие). В работах А.А. Осиповой, Е.О. Карабановой определены основные принципы психологической коррекции:
деятельностный принцип осуществления;
единство диагностики и развития;
единство возрастного и индивидуального развития;
единство диагностики и коррекции развития.
Как показывают многочисленные исследования (Д.Б. Менджерицкая, 1948; Р.И. Жуковская, 1965; В.Г. Нечаева, 1968; Т.А. Репина, 1986; А.А. Рояк, 1988, и другие), разработка психолого-педагогических приемов эффективна лишь в реализации их в деятельности.
Ведущей в дошкольном возрасте выступает игровая деятельность. Общение ребенка со сверстниками осуществляется в игре и по поводу игры. В игре дети утверждают свои волевые и деловые качества, радостно переживают свои успехи и горько страдают в случае неуспеха.
В теоретической литературе игра рассматривается как:
1) особое отношение личности к окружающему миру;
2) особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность;
3) социально-заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности;
4) особое содержание усвоения;
5) деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка;
6) социально-психологическая форма организации детской жизни, детского общества. (Щедровицкий Г.П. Методологические замечания к исследованию детской игры // Психология и педагогика игры дошкольника.) В исследованиях Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконина и других ученых изучались психологические особенности детской игры.
По выражению Л.С. Выготского «ребенок в игре всегда выше своего среднего возраста, выше своего повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя». (Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966, № 6, С. 74 – 75)
Игра для ребенка представляет собой реальную действительность, именно в игре он учиться выстраивать свои отношения со сверстниками, накапливает определенный опыт общения и умение приспосабливаться (подчиняться) правилам игры.
Так С.Л. Рубинштейн отмечает, что «игра – это осмысленная деятельность, то есть совокупность осмысленных действий, объединенных единым мотивом».( Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Просвещение, 1946. – 592 с.)
Л.А. Венгер, В.С. Мухина подчеркивают факт, что «в игровой деятельности развивается общение: игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение». (Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – 336 с.) В игре выстраиваются разные типы отношений. Использование ролей, развертывание сюжета представляют собой игровые отношения в чистом виде.
По справедливому замечанию А.А. Рояк «сюжетные» отношения становятся для ребенка не менее реальными, чем любые другие отношения с детьми. (Рояк А.А. Психологический конфликт. – М.: Педагогика, 1988. – 120 с.)
Возникающие в игре реальные отношения характеризуются отношением каждого ребенка к своей роли, его место в общем представлении. Это «деловые» отношения необходимые при выборе сюжета, распределении ролей, подготовки атрибутов.
На это обращали внимание Д.В. Менджерицкая (1929); В.П. Залогиня (1940); В.В. Лиштван (1947). Они называли эти отношения, в отличие от сюжетных, реальными.
Игра обычно рассматривается как один из видов деятельности (С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие). Однако, если интеллектуальные игры (конструктор, кубик Рубика и тому подобные) в «чистом виде» воспроизводят операции субъекта с объектом, то ролевые игры относятся с субъектно-субъектным. Ролевые игры, как основанные на отношениях данного рода, ближе всего именно к категории «общения». Можно сказать, что ролевая игра – это одновременно двойное общение: реальное и разыгрываемое (Н.П. Аникеева, 1994).
Ролевая игра дает ребенку возможность примерять себя в разных ролях, тем самым «подстраиваться под образ», меняя при этом свои собственные манеры поведения. Это приводит к развитию коммуникативных навыков, рефлексии. Результаты исследований подтверждают, факты о том, что игра является одним из мощнейших воспитательных и коррекционных средств (Буре, Меджерицкая и другие).
А.А. Осипова выделяет психологические механизмы коррекционного воздействия игры.
1. Моделирование системы социальных отношений в особых игровых условиях, следование их ребенком и ориентировка ребенка в этих отношениях.
2. Изменение позиции ребенка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма и последующей децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного «Я» в игре и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций.
3. Формирование (наряду с игровыми) реальных отношений как равноправных партнерских отношений сотрудничества между ребенком и сверстником, обеспечивающий возможность позитивного личностного развития.
4. Организация поэтапной отработки в игре новых адекватных способов ориентировки ребенка на выделение ребенком переживаемых эмоциональных состояний и обеспечение их осознания благодаря вербализации и, соответственно, осознание смысла проблемной ситуации, формирование ее новых значений.
5. Формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли.
Использовать игру в коррекционных целях предлагают многие отечественные исследователи. (И. Выготская, 1984; А. Захаров, 1988; А. Спиваковская, 1988 и другие). Нельзя не согласиться с ними, ведь именно игра дает ребенку возможность открытия как новых предметов и действий, так и новых чувств, переживаний. Партнеры по игре учат соблюдать общие правила, сдерживать себя, сопереживать другим участникам игры, понимать их и стремиться к тому, чтобы тебя тоже понимали. В этом случае, как было отмечено Репиной Т.А. «Игра – это, то средство, где воспитание и коррекция переходят в самовоспитание и самокоррекцию.» ( Общение детей в детском саду/ Под ред. Т. А. Репиной, Р.Б. Стеркиной – М., 1990 – С. 78 – 80)
К 4-5 годам у дошкольника развивается потребность общения со сверстниками и не зря этот период выделяется как наиболее благоприятный для развития межличностных отношений, перерастающих в дальнейшем в ситуативно-деловую форму общения с другими людьми. К этому возрасту большинство детей уже имеют коммуникативные навыки: могут объяснить свои действия, понимают свою роль, понимают действия других. Но бывают дети, которые (в силу разных обстоятельств), не умеют общаться. Такие дошкольники выделяются среди сверстников, чаще всего они играют одни. Не стремятся к установлению контактов, сверстники не понимают их, не принимают в свою игру. Ребенок, чувствуя свою несостоятельность, становится уязвленным, тревожным. Это приводит к эмоциональному неблагополучию, снижению самооценки, самоконтроля. Выливается в дальнейшем в массу всевозможных проблем. Потому-то коммуникативные способности являются важным фактором полноценного развития. Помочь ребенку можно только вовлекая его в игру, ведь игровая деятельность, основная деятельность дошкольника.
Глава 2 Исследование содержания общения близнецов в игре, между собой и со сверстниками.
2.1 Цели и задачи исследования
Замкнутый мир близнецов, понятен ли он тем, кто рядом, в чем различие общения близнецов между собой и с другими детьми. Может ли каждый из них быть полноценной личностью или эта связь не прервется никогда. Всегда ли нужно близнецам общение с другими детьми, или понимая друг друга без слов, они не нуждаются во вмешательстве из вне. Как сказывается такая ограниченность общения на развитии близнецовой пары. Таких исследований не проводилось. Наше исследование направлено на то чтобы путем анализа содержания общения близнецов во время игры, выявить особенности общения двойняшек между собой и со сверстниками. Главным аспектом исследования станет изучение самого процесса общения в игре.
Цель данной работы: Исследовать содержание общения близнецов в различных игровых ситуациях. Для этого был собран материал игровых моментов и разговора девочек между собой и со сверстниками. Для анализа была разработана методика обработки полученных данных, она позволила выявить различие в содержании общения близнецов между собой и со сверстниками.
Все материалы были получены во время самостоятельных игр детей, взрослый являлся лишь наблюдателем, не вмешивался в развитие игры, не прекращал ее по своему усмотрению. Дети вели себя естественно, свободно.
Задачи:
1. Выявить трудности в общении близнецов 6 лет со сверстниками (Теоретический анализ)
2. Установить характер взаимоотношений в близнецовой паре. (Психологический анализ)
3. Провести коррекционную
работу по развитию
Объект исследования: проблема общения близнецов со сверстниками.
Предмет исследования: развитие коммуникативных навыков близнецов со сверстниками в процессе игры.
Гипотеза. Я могу предположить, что при временном разделении близнецов и при помощи коррекционных игр с каждым из них в отдельности, возможно, устранить трудности общения близнецов в коллективе .
В курсовой работе использованы следующие методы исследования:
1. Клинический анализ.
2. Наблюдение за социальным развитием близнецов в условиях детского сада.
3. Количественный и качественный анализ.
Исследование проводилось на базе дошкольного учреждения.
Практическая значимость работы состоит в последовательном описании приемов по работе с близнецами, испытывающими трудности в общении со сверстниками, возможности их применения педагогами дошкольных учреждений.
Пояснительная записка
Информация о работе Формирование коммуникативных навыков у близнецов в игре