Формирование коммуникативных навыков у близнецов в игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Число рождающихся близнецов по отношению к общему количеству новорожденных в разных странах и на разных континентах различно, но в целом тенденция такова, что оно продолжает расти. По сравнению с 60-ми годами, процент рождения близнецов вырос с 1,18 до 2,78, то есть, почти в 2,5 раза. О причинах этого явления много говорят, и среди основных причин называют успехи современной медицины в области лечения бесплодия.

Содержание работы

Введение
1. Теоретическая часть.
1.1 Общение. Его роль в жизни человека…………………………………стр.4
1.2 Особенности развития близнецов……………………………………..стр. 8
1.3 Основы коррекции общения детей в условиях детского сада
………………………………………………………………………………..стр. 11
2. Практическая часть
2.1 Констатирующий этап…………………………………………………стр. 18
2.2 Формирующий этап эксперимента……………………………………стр. 25
2.3. Контрольный этап……………………………………………………….стр. 34
Заключение…………………………………………………………………...стр. 36
Список литературы…………………………………………………………..стр.46

Файлы: 1 файл

ХХХХ.docx

— 101.09 Кб (Скачать файл)

В экспериментальном исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста.

Данное исследование я начала проводить в сентябре  2012 по апрель 2013 учебного года, с детьми подготовительной группы. В начале года к нам пришли новые дети. Это были сестры-близнецы.

К этому времени у основной группы дошкольников были уже сформированы навыки общения, так как дети посещали эту группу в течение двух лет.

 Прежде, чем работать над  развитием и формированием взаимоотношений  детей в игре, необходимо было  выявить уровень развития коммуникативных навыков у девочек, чтобы увидеть их «слабые» места, которые необходимо развивать и «сильные», на которые можно опереться в работе (Первичная диагностика).

Для того, чтобы использовать игру как средство воспитания и формирования личности ребенка необходимо знать каждого ребенка: определить степень развития его чувств, эмоций, представлений и знаний, умений и навыков игрового взаимодействия, следование его социальным правилам и нормам в повседневной жизни, а также его умений применять их в своей деятельности. Всё это необходимо для более эффективной и направленной работы.

Диагностическая и формирующая работа проводилась со всей группой.

Сентября 2012 по апрель 2013.

2012-13 учебный год - подготовительная  группа - 21 человек.

Практическая часть

Данная исследовательская работа состояла из трех этапов:

  1. Констатирующий.

На этом этапе проводилась изучение и оценка сформированности коммуникативных навыков у девочек-близнецов. По результатам были составлены характеристики на каждую из них.

  1. Формирующий.

Был направлен на формирование навыков общения у детей посредством игр.

  1. Контрольный

Проводился контроль развития коммуникативных навыков у близнецов после экспериментального обучения.

 

2.1 Констатирующий этап

Его задачей было: определить отношения  детей с трех основных позиций.

а) Отношения внутри пары.

б) Отношения каждого ребенка к сверстникам.

в) Отношение сверстников к обеим девочкам.

 

Для  первой позиции был выбран метод «Наблюдение»  Наблюдение проводилось за девочками в различных ситуациях (протоколы см. в приложении), и по их результатам были составлены следующие характеристики.

Лиза.

Девочка шести лет физически развита. Уровень интеллектуальных способностей соответствует возрасту, Хуже дела обстоят с художественным творчеством. Она не может выбрать самостоятельно материал для работы, плохо владеет карандашом и ножницами.

В театрализованной деятельности ребенок совсем ограничен. Любое публичное выступление в группе дается с трудом, не говоря уже о праздниках в музыкальном зале.

В игровой деятельности: Лиза может задумать сюжет развернуть игру, но если Аня, не принимает в ней участие, то Лиза теряет к игре интерес.

Что касается сестры, то здесь (в близнецовой паре) она «старшая». Ни на минуту не выпускает из вида сестру, следит, чтобы никто не обидел, не съела чего-то запрещенного  ( У Ани аллергия ), правильно оделась. Если воспитатель делает Ане замечание, Лиза тут же торопиться, все исправить.

Аня.

Девочка шести лет антропометрические данные соответствуют возрасту, но на лицо нарушение осанки.  Девочка сильно сутулится и в стрессовых ситуациях, втягивает голову, поднимает плечи, как будто хочет спрятаться.

В интеллектуальном плане имеет средний уровень развития, совсем плохо в художественном творчестве. Рисунки, это в основном копии рисунков сестры, карандашом и кистью владеет плохо, с ножницами на «вы». Игровая деятельность развита слабо. Сюжеты не задумывает, действия не разворачивает, чаще всего играет одна, в настольные игры.

Театрализованная деятельность вызывает у девочки панику. Так на осеннем празднике не отошла от мамы ни на шаг.

В близнецовой паре она ведомая. Четко следует указаниям сестры, Общается со сверстниками и взрослыми тоже через нее.

 Вторая позиция была определена с помощью «Метода проблемных ситуаций» Для исследования межличностных отношений можно создавать такие естественные эксперименты, в которых ребенок будет поставлен перед необходимостью решения социальной проблемы (поделиться или не поделиться со сверстником, оценить его действия, разрешить конфликт и пр.). Подобные ситуации не являются простыми формами совместной деятельности, это — игры и действия рядом, в которых дети, начиная с 3—4 лет, могут проявлять интерес к сверстнику, оценивать его действия, оказывать поддержку и помощь.

 ( Смирнова Е. О., Холмогорова В. М.  Межличностные отношения дошкольников).

Одень куклу

 В игре участвуют  четверо детей и взрослый. Каждому  ребенку дают бумажную куклу (девочка  или мальчик), которую надо нарядить  на бал. Взрослый раздает детям  конверты с деталями кукольной  одежды, вырезанными из бумаги (для  девочек — платья, для мальчиков  — костюмы). По цвету, отделке  и раскрою все варианты одежды  отличаются друг от друга. Помимо  этого, в конверты вкладываются  различные вещи, украшающие платье  или костюм (бантики, кружева, галстуки, пуговицы и пр.) и дополняющие  наряд куклы (шляпы, сережки, туфли). Взрослый предлагает детям одеть  свою куклу на бал, самая красивая  из кукол станет королевой  бала. Но, приступая к работе, дети  вскоре замечают, что все детали  одежды в конвертах перепутаны: в одном оказывается три рукава  и один ботинок, а в другом  — три ботинка, но ни одного  носка и т. д. Таким образом, возникает  ситуация, предполагающая взаимный  обмен деталями. Дети вынуждены  обращаться за помощью к своим  сверстникам, просить нужную для  их наряда вещь, выслушивать и  реагировать на просьбы других  детей. По окончании работы взрослый  оценивает (хвалит или делает  замечания) каждую одетую куклу  и вместе с детьми решает, чья  кукла станет королевой бала.

Лиза.

Во время игры Лиза мало общается с детьми, она не просит нужные детали, но охотно дает свои. В результате у Лизы получается кукла, скромная, без украшений. Когда оценивают работу, Лиза живо участвует в обсуждении, рассказывает, почему ей нравится эта  кукла, а другая нет.

Аня.

Пытается собрать куклу из того что есть, вместе с тем на просьбы детей откликается. Катя, с которой Аня стоит рядом сама замечает , что нужно девочке и берет у других детей. В конце работы у Ани не получается ничего. При обсуждении она лишь однажды, когда спрашивают, нравится ли ей кукла, кивает головой.

 

Строитель

В игре участвуют двое детей и взрослый. Перед началом строительства взрослый предлагает детям рассмотреть конструктор и рассказать, что можно из него построить. По правилам игры один из детей должен быть строителем (т. е. осуществлять активные действия), а другой — контролером (пассивно наблюдающим за действиями строителя). Дошкольникам предлагается самостоятельно решить: кто будет строить первым и, соответственно, будет исполнять роль строителя, а кто будет контролером — следить за ходом строительства. Конечно, большинство детей хочет сначала быть строителем. Если дети не могут самостоятельно сделать выбор, взрослый предлагает им воспользоваться жребием: угадать, в какой руке спрятан кубик конструктора. Угадавший назначается строителем и строит постройку по собственному замыслу, а другой ребенок назначается контролером, он наблюдает за строительством и вместе со взрослым оценивает его действия. В ходе строительства взрослый 2—3 раза поощряет или порицает ребенка-строителя. Например: «Очень хорошо, отличный дом, ты замечательно строишь» или «Что-то у тебя странный дом получается,  таких не бывает».

 

Лиза.

Уступает роль строителя, Ефиму (партнеру по игре), она внимательно наблюдает за его действиями, но не делает замечаний. Когда мальчик вдруг роняет кубик, она поднимает и подает. При обсуждении постройки, одобрительно кивает головой, когда Ефима хвалят, и молчит, когда воспитатель делает замечания.

Аня.

Варя, девочка-партнер по игре,  сама предлагает Ане построить дом. Аня нерешительно пытается что-то делать но у нее не получается, когда в процесс вмешивается воспитатель, девочка и вовсе прекращает все действия. В результате дом строит Варя, но Аня не уходит, сидит рядом. В обсуждении она не участвует, только на вопрос « Нравится ли тебе домик?» кивает головой.

                 Мозаика

В игре участвуют двое детей. Взрослый дает каждому поле для выкладывания мозаики и коробку с цветными элементами. Сначала одному из детей предлагается на своем поле выложить домик, а другому — наблюдать за действиями партнера. Здесь важно отметить интенсивность и активность внимания наблюдающего ребенка, его включенность и интерес к действиям сверстника. В процессе выполнения ребенком задания взрослый сначала порицает действия ребенка, а затем поощряет их. Фиксируется реакция наблюдающего ребенка на оценку взрослого, обращенную к его сверстнику: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой или поддерживает негативные оценки взрослого, выражает ли протест в ответ на поощрения или принимает их.

После того как домик завершен, взрослый дает аналогичное задание другому ребенку.

Во второй части проблемной ситуации детям предлагается наперегонки выложить на своем поле солнышко. При этом элементы разного цвета распределены не поровну: в коробочке одного ребенка преимущественно лежат желтые детали, а в коробочке другого — синие. Приступив к работе, один из детей вскоре замечает, что в его коробочке недостаточно желтых элементов. Таким образом, возникает ситуация, в которой ребенок вынужден обращаться за помощью к своему сверстнику, просить нужные для его солнышка желтые элементы.

После того как оба солнышка готовы, взрослый просит сделать над солнышком небо. На этот раз необходимых элементов не оказывается в коробочке другого ребенка.

Способность и желание ребенка помочь другому и отдать свою деталь, даже если она нужна ему самому, реакция на просьбы сверстников служат показателями сопереживания. ( Смирнова Е. О., Холмогорова В. М.  Межличностные отношения дошкольников).

Лиза.

Работает в паре с Матвеем. Матвей выкладывает солнышко, Лиза смотрит. Она с готовностью прийти на помощь, следит за работой мальчика.  Когда воспитатель делает замечания, тоже кивает головой. Заметив, что у Матвея закончились детали, она, молча, придвигает ему свою коробочку. Сама попросить детали не решается, и свою работу не заканчивает.

Аня.

Работает в паре с Максимом, складывает солнце и небо из того, что лежит в коробке. На вопрос воспитателя: «Разве солнышко бывает синим?» отрицательно машет головой, но попросить детали не решается. Максим закончив свою  работу, начинает помогать Ане. Она, молча, принимает его помощь. ( см. Приложение 2)

  
Из наблюдения за обеими девочками видно, что у них есть интерес к сверстникам, они их не отвергают и даже, готовы помочь, но сами не решаются просить помощи, хотя и не отвергают ее.

 

Третья позиция была определена с помощью социометрического метода « Два домика».

Два домика

Ребенку предлагается рисунок двух домиков, один из которых красивый, красный, большой, а другой — маленький, черный и невзрачный. Его просят представить, что красный дом принадлежит ему и туда можно приглашать друзей и всех, кого захочешь. «Подумай, кого из ребят твоей группы ты пригласил бы пожить к себе, а кого поселил бы подальше от себя, в черный дом». Число детских выборов не ограничивается. После окончания беседы ребенку предлагается подумать, не забыл ли он кого-нибудь и не хочет ли поменять кого-то местам. 

В своих выборах дошкольники  определили  отношение к обеим девочкам. (см. приложение №3)

Как видно из протоколов социометрического исследования, обе девочки не спешат идти на контакт, хотя дети, готовы принять их. Обе они отлично понимают, что сами препятствуют этому. Но интерес к некоторым детям все же проявляют.

 

2.2 Формирующий этап эксперимента.

Вооружившись знаниями о характерах детей, отношениях между ними и сверстниками, отношении к ним сверстников, можно было приступать ко второму этапу эксперимента. Задачами этапа стали:

1. Вызвать у девочек интерес к сверстникам, начать общение с ними.(первая стадия)

2.  Постепенно развивать у детей игровые навыки, творческие способности.( вторая стадия)

3.  Повысить самооценку, уверенность  в своих силах.( третья стадия)

4. Формировать навыки общения с помощью игры. (четвертая стадия)

Условно его можно поделить на две части. Первая из них - подбор игр, а вторая собственно работа по коррекции коммуникативных навыков у детей. Лучшим способом развития навыков общения для дошкольников является игровая деятельность, поэтому игры определенной направленности были подобраны для всех видов игры (подвижная, сюжетно-ролевая.  дидактическая). Для успешной работы девочек надо было как-то разделить, так как одна из них была очень зависима от другой. Девочки ходят в музыкальную школу, мы попросили родителей назначить им для занятий разное время. Так появилась возможность временного разделения близнецов, к тому же когда одна из девочек болела, вторая обязательно должна была ходить в детский сад.

Первая стадия

На начальной стадии необходимо было преодолеть страх перед сверстниками, попытаться стать членом общества, равным партнером. Здесь нужна помощь остальных детей. Только их внимание, доброжелательность могут помочь в данной ситуации.

С этой целью подбирались следующие игры:

Волшебные очки

Взрослый торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, у кого-то красивое платье). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может, они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае, если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать. Повторения одних и тех же достоинств здесь не страшны, хотя желательно расширять круг хороших качеств.

Информация о работе Формирование коммуникативных навыков у близнецов в игре