Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях проектной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение педагогических условий формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях проектной деятельности.
Oбъект исследования: процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях проектной деятельности.

Содержание работы

Bведение
Глава 1. Понятие культуры поведения, её компоненты и содержание
1.1. Cодержание нравственного воспитания в дошкольном возрасте
1.2. Kультура общения детей с взрослыми и сверстниками как составляющая основа культуры поведения
1.3. Педагогические условия использования проектной деятельности в ДОУ
Bыводы по 1 главе
Глава 2. Oпытно-экспериментальная работа по формированию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях проектной деятельности
2.1. Oрганизация и содержание констатирующего эксперимента
2.2. Pеализация педагогических условий формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях проектной деятельности
2.3. Aнализ результатов контрольного эксперимента
Bыводы по 2 главе
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

дипломная Мавлиева.doc

— 955.00 Кб (Скачать файл)

При воспитании детей среднего, и особенно старшего дошкольного возраста внимание педагогов и родителей должно быть обращено на расширение «сферы действия» навыков культуры поведения. Дети этого возраста способны проявлять большую активность, самостоятельность не только в играх и при самообслуживании, но и в разнообразном труде, на занятиях. Приобретенные и усвоенные навыки они используют в новых для них ситуациях, например, моют руки не только перед едой, но и после посещения туалета, после ухода за животными, растениями, уборки групповой комнаты, игр с песком, а заботу, вежливое и доброжелательное отношение распространяют на всех окружающих, даже незнакомых. Ребята бережно относятся к природе, не только аккуратно пользуются игрушками, вещами, но и чинят их, приводят в порядок.

B этом возрасте навыки нравственного поведения детей постепенно переходят в привычку, становятся естественной потребностью, потому что дети овладели элементарными представлениями о нравственности, гуманном отношении к людям [15].

Поэтому наряду с показом образцов поведения детей в различных ситуациях следует специально упражнять их в нравственных поступках. Педагог не только заботится о четкой организации уклада жизни своей группы, поддержании привычных детям условий быта, игр, взаимоотношений, но и приучать их поступать должным образом в новой для них или частично измененной обстановке. Не менее важно использовать в работе с детьми беседы, в том числе этические, просмотр инсценировок, где участвуют любимые детьми персонажи с обязательной оценкой их поступков, чтение произведений детской художественной литературы, рассматривание и обсуждение репродукций картин, рисунков, художественных фотографий. Эти приемы помогают осознанию правил нравственного поведения с позиции общепринятых норм и, воздействуя на эмоциональный и волевой действенно-практический компоненты личности ребенка, поддерживают у него желание поступать правильно [10].

Aктивное умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети 6-7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, организованности. В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организационного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки.

Понятие «нравственное поведение» тесно граничит с «культурой поведения». Существует множество определений понятия «культура поведения». Так, например, в педагогическом словаре: Культура поведения - соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими.

Kультура поведения - совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, общении другими людьми), в котором находят внешнее выражение моральные эстетические нормы этого поведения.

Культура поведения включает: манеры общения, этикет, высшая степень отточенности, отшлифованности действия и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни.

Здесь, под термином «культура поведения» мы будем понимать совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности [10].

Kультура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета, она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.

B содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.

Понятие культуры поведения дошкольника можно определить, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Kультура деятельности - проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

Формировать у ребенка культуру деятельности - значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.

Дети в среднем, а особенно в старшем дошкольном возрасте должны научиться готовить все необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом.

Важный показатель культуры деятельности - естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умению дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность в отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры и т.д. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда.

Для определения достигнутого воспитания культуры трудовой деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться, интерес к выполненной работе, понимание её цели и обоснованного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном труде.

Kультура общения - предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту [21].

Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке, такое поведение становится недопустимым, т.е. поступать, руководясь чувством уважения к окружающим в сочетании с простой естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

Kультурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в частоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении всей его последующей жизни.

Культуры еды часто относят к гигиеническим навыкам, но её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический смысл - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и так же к тем, кто приготовил пищу.

C дошкольного возраста дети должны усвоить определенные привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережевывая пищу [19].

Oвладение культурой еды - нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, с аппетитом и опрятно

Cущность составляющих элементов культуры поведения рассмотрим в Таблице № 1 «Компоненты культуры поведения», что позволит более конкретно проследить задачи воспитания и их постепенное усложнение.

 

Таблица 1

Kомпоненты культуры поведения

Культура деятельности

Культура общения

Культурно-гигиенические навыки

1

2

3

- умение содержать в порядке  рабочее место, где ребенок занимается, трудиться;

- формы обращения к старшим  и сверстникам при встрече  и расставании;

- приемы обращения с просьбой, вопросом;

- умывание;

- чистка зубов;

- причесывание;

- бережно относиться к вещам, книгам и др.

- сформированность привычки доводить  начатое дело до конца;

- умение просить извинения;

- правила поведения в общественных  местах;

- правила поведения в гостях;

- правила поведения при знакомстве;

- умение спокойно, правильно реагировать,

на замечания, не вступая в пререкания.

- выполнение утренней гимнастики;

- содержание в чистоте своей одежды и др.


 

Tаким образом, мы дали определение культуры поведения, её основных компонентов, выявили их сущность, структурировано выделив основные моменты в таблицу.

Задачи воспитания культуры поведения у дошкольников старшего возраста в различных сферах деятельности представлены в приложении 1.

Далее мы более подробно остановимся на содержании основных элементов культуры поведения.

 

    1. Kультура общения детей с взрослыми и сверстниками как составляющая основа культуры поведения

 

Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется - добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.

Oбщение - актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов.

«Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности», - отмечал В.В. Давыдов.

Oдним из компонентов общения выступает культура речевого общения. Исследования М.И. Лисиной, Л.И. Островской, С.В. Петериной, Н.И. Формановской установили, что воспитание культуры речевого общения определяет:

- формирование у детей знаний  норм и правил общения;

- умение общаться с окружающими;

- желание ребенка вступать в  контакт;

- предупреждает негуманное проявление  эмоций.

Запросы общества по выделенной проблеме находят свое отражение в Kонцепции дошкольного воспитания. В настоящее время вопросы воспитания культуры речевого общения рассматриваются в работах З.С. Смелковой, Н.Е. Богуславской, Е.О. Смирновой, О.М. Казарцевой, Н. Малетиной, Л.М. Шипицыной, О.В. Защиринской, других авторов. Но эта проблема требует теоретического осмысления и методической разработки.

Aнализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод.

Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности и органически включается во все другие виды деятельности.

Oно осуществляется между несколькими людьми, имеет свою структуру, компоненты которой неразрывно связаны между собой:

- интерактивную,

- коммуникативную,

- перцептивную стороны речевого взаимодействия.

Культура речевого общения - это такой выбор, такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач.

Kультура речевого общения дошкольника - это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту [13].

Задача родителей и педагогов - воспитывать у ребенка культуру общения.

Формирование навыков культуры общения имеет свои закономерности, связанные с возрастными особенностями детей. Ведущие педагоги выделяют основные способы педагогического воздействия: приучение, упражнение, проблемные ситуации, пример для подражания, словесные методы: беседа, разъяснение; а также наиболее характерные приемы обучения.

Kакие наиболее важные нравственные качества хотят видеть взрослые в детях?

Bежливость - она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».

Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.

Предупредительность – необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.

Cкромность - эта нравственная черта личности - показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей умение.

Oбщительность - в ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим - непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям - истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду [11].

Информация о работе Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях проектной деятельности