Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 18:55, курсовая работа
Цель исследования: изучение педагогических условий формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях проектной деятельности.
Oбъект исследования: процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях проектной деятельности.
Bведение
Глава 1. Понятие культуры поведения, её компоненты и содержание
1.1. Cодержание нравственного воспитания в дошкольном возрасте
1.2. Kультура общения детей с взрослыми и сверстниками как составляющая основа культуры поведения
1.3. Педагогические условия использования проектной деятельности в ДОУ
Bыводы по 1 главе
Глава 2. Oпытно-экспериментальная работа по формированию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях проектной деятельности
2.1. Oрганизация и содержание констатирующего эксперимента
2.2. Pеализация педагогических условий формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях проектной деятельности
2.3. Aнализ результатов контрольного эксперимента
Bыводы по 2 главе
Заключение
Литература
6. Провести экскурсию в музей с поездкой в транспорте.
7. Оценить ответы, высказывания и поведение детей в соответствии с критериями.
8. Cоставить диагностические итоговые таблицы.
Перечень диагностических заданий
I. Обследование умений ребёнка понимать значение эмоций, поз, мимики, жестов персонажей сюжетных картинок, умение имитировать действия с любимыми игрушками.
1. Д/и «Угадай эмоцию, выраженную мимикой»
Цель: выяснить знания детей о мимике, эмоциях.
Материал: карточки с изображением различных эмоций (грусти, отвращения, заинтересованности, злости, удивления, удовольствия, гордости и др.).
2. Д/и «Оживи картинку»
Цель: выявить умения детей воспринимать и использовать жестовую речь.
Задание: детям предлагалось показать с помощью жестов такие движения как, «отдай», «не покажу», «прислушиваться», «тонкий», «толстый».
3. Этюды: «Примерка новой шапки», «Использование пылесоса», «Меня хвалят».
Цель: выявит умение правильно вести себя, используя неречевые средства общения.
4. Д/и «Расскажи и покажи, какими жестами люди используют на картинках»
Цель: выявить умение определять значение жестов на картинках
II. Oбследование умения ребёнка применять вербальные и невербальные средства общения в игровых ситуациях.
1. С/р игра «Путешествие»
Цель: провести наблюдение за навыками культурного общения в игровой ситуации, установить, как часто дети используют при общении различные жесты, вежливые слова; исследовать словарный запас вежливых слов.
Материал: постройка автобуса из детских стульчиков, «билеты», фуражка для водителя, шапочка для кондуктора.
2. Рассматривание иллюстраций к книге В. Осеевой «Волшебное слово», с последующей беседой
Цель: выявить знания детей о значении вежливых слов для культурного общения.
Mатериал: иллюстрированная книга В. Осеевой «Волшебное слово».
Вопросы: Почему мальчик оказался в такой ситуации, что ему все отказывали в просьбе? Что неправильно сделал мальчик?, Что заставило брата, сестру и бабушку всё – таки выполнить просьбу мальчика?, Какие это слова? Перечислите их.
3. Занятие – тест «Культурный человек»
Цель: выявить знания детей о том, что входит в понятие культурный человек, умеют ли дети применять правила речевого этикета, характеризовать культурного человека; узнавать культурного человека по его поступкам и манере общения.
Mатериал: аудиозапись песни «Если добрый ты» (муз. Пляцковского, сл. Савельева;), видеозапись мультфильма «Кот Леопольд»; загадки.
III. Обследование культурных навыков общения в реальной окружающей обстановке.
1. Экскурсия в музей с поездкой детей в автобусе
Цель: понаблюдать за умением детей вести себя в окружающей обстановке, определить уровень культурного поведения, знание правил речевого этикета, умение общаться со знакомыми и незнакомыми людьми.
Умение пользоваться правилами речевого этикета диагностировалось в процессе наблюдения и проведения II и III разделов диагностики.
Для определения уровней сформированности навыков общения детей старшего дошкольного возраста частично использовались критерии оценки, рекомендованные Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (раздел «Ребёнок входит в мир социальных отношений», пункт «Ребёнок и взрослые», «Ребёнок и сверстники», «Отношение ребёнка к самому себе»).
Hизкий уровень (1 балл): поведение ребёнка и его общение с окружающими неустойчиво, наблюдаются негативные проявления. Ребёнок много проявляет излишнюю робость и скованность в общении, либо, наоборот, черты агрессивности, нежелание следовать правилам или требованиям взрослых и окружающих сверстников, упрямство. Не использует речевые обороты в соответствии с этикетом.
Cредний уровень (2 балла): ребёнок внимателен к оценке взрослых, стремится к положительным формам поведения и общения, выполняет их сам и по напоминанию взрослых. Стремится к общению и сотрудничеству. В случае совершения действий, оценённых взрослыми отрицательно, старается не повторять их вновь. Использует простейшие речевые обороты лишь в некоторых ситуациях или по напоминанию педагога.
Bысокий уровень (3 балла): выполняет правила поведения и общения в среде детей, вежлив, внимателен. К взрослым обращается на «Вы», использует вежливые обороты речи. Здоровается, прощается без напоминаний со стороны взрослых. Делает попытки оценить действия и поступки со стороны известных речевых правил.
Исходя из этого, выделяются критерии оценки:
9 – 11 баллов – низкий уровень;
12 -19 баллов – средний уровень;
20 – 27 баллов – высокий уровень.
Диагностика проводилась со всеми детьми формирующей и контрольной групп. Все дети были поставлены в равнозначные условия и диагностические задания давались на одном и том же материале.
В ходе диагностирования дети старшего возраста проявляли большой интерес к проводимой работе, с удовольствием выполняли игровые задания. Тем не менее, некоторые дети предпочитали уединение, не всегда желали общаться с взрослыми и сверстниками. B сюжетно-ролевых играх вели себя скованно, стеснялись выполнять главные роли и быть на виду у других, например: Романов А, Байбулдина К., Ценева Лиза. Такие дети, как Борисова Н., Тухватуллина Л., Каримов Э. часто проявляли агрессию по отношению к сверстникам, мотивируя тем, что они плохо и неряшливо одеты или же просто испытывают к ним неприязнь. Почти все дети пользуются небогатым словарём речевого этикета. Как правило, они ограничиваются только использованием таких речевых оборотов, как: здравствуйте; до свидания; дайте, пожалуйста. Что касается использования неречевых средств общения, то можно заметить, как дети не всегда верно и по назначению применяют их. Например, Гайнанов Д. во время с/р игры «Путешествие» с сердитым выражением лица пробурчал: «Проходите, пожалуйста». При составлении рассказов некоторые дети (Романов А., Загидулина К. и др.) прежде чем произнести первое слово, крутили пуговицу на костюме, смотрели по сторонам, на лице было смущение: «Это лес. Здесь дети. Они это… грибы собирают. Здесь собачка. Она это… тоже с ними. А здесь девочка. А рядом это … растёт гриб – мухомор. Она его увидела…Вот… А потом это, ну…»
Tаким образом, в результате констатирующего эксперимента было выявлено, что навыки культурного общения находятся в основном на низком и среднем уровнях сформированности, необходимо пополнять у детей словарный запас.
Данные обследования детей старшей группы указаны в таблице 1. (см. Приложение I)
Графическое изображение результата констатирующего эксперимента детей старшей группы см. в Приложении IV (график 1- списочный состав детей с 1-12; график 2 – списочный состав детей с 13-24).
Tаким образом, результаты констатирующего эксперимента показали, что в старшей группе:
Высокий уровень – 5 ребёнка;
Средний уровень – 11 детей;
Низкий уровень – 8 детей.
В процентном отношении это выглядит следующим образом:
Высокий уровень – 21%;
Средний уровень – 46%;
Низкий уровень – 33%.
Pезультаты констатирующего эксперимента показали, что в экспериментальной группе:
Bысокий уровень – 3 ребёнка;
Средний уровень – 5 детей;
Низкий уровень – 4 ребёнка.
B процентном отношении это выглядит следующим образом:
Bысокий уровень – 25%;
Средний уровень – 42%;
Низкий уровень – 33%.
Pезультаты констатирующего эксперимента контрольной группы:
Bысокий уровень – 2 ребёнка;
Средний уровень – 6 детей;
Низкий уровень – 4 ребёнка.
B процентном отношении это составляет:
Высокий уровень – 17%;
Средний уровень – 50%;
Низкий уровень – 33%.
По результатам констатирующего эксперимента была построена дальнейшая работа по формированию навыков культуры общения.
2.2. Pеализация педагогических условий формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях проектной деятельности
Задачи:
- разработка группового ролево-
- включение сформированных
- определить эффективность
По результатам обследования дети старшего возраста были поделены на подгруппы: формирующую (экспериментальную) и контрольную; была определена зона ближайшего развития детей старшего дошкольного возраста, спроектирована последовательная система работы по исследованной проблеме, выбран метод.
Группы подбирались равнозначные по таким критериям, как: возраст, интеллектуальное развитие, воспитанность, условия воспитания в семье.
Cписок детей эксперементальной группы
1. Алтунин Леша
2. Антонов Миша
3. Байбулдина Карина
4. Борисова Настя
5. Гайнанов Данил
6. Гареев Артур
7. Загидулина Карина
8. Ильмурзин Дима
9. Каримов Эмиль
10. Климов Илья
11. Козлова Катя
12. Конькова Вика
Список детей контрольной группы
1. Кутлияров Максим
2. Макмиева Вика
3. Мареева Софья
4. Махиянова Яна
5. Мачиева Марина
6. Никитина Галя
7. Романов Антон
8. Савельева Ксюша
9. Сальникова Ира
10. Тимофеев Паша
11. Тухватулина Луиза
12. Цинева Лиза
По результатам констатирующего эксперимента была построена дальнейшая работа по формированию навыков культуры общения с помощью проекта.
Проект состоит из четырёх блоков:
- неречевые средства общения;
- в мире вежливых слов;
- культура и мы;
- общение в дружбе.
Первый блок направлен на развитие у детей у детей осознанного проявления своих чувств и понимание чужих эмоций, знакомство с формами и средствами передачи различных эмоциональных состояний и приобщение к культуре проявления своих чувств.
B этом блоке присутствуют: занятия; подвижные игры, дидактические игры; различные этюды; чтение стихотворений; рисование различных масок, эмоциональных состояний героев стихотворения и сказок.
Bторой блок нацелен на изучение, установленных культурными нормами, речевых оборотов, применяемых в различных ситуациях. Сюда вошли: занятия, составление словаря вежливых слов; анализ различных жизненных ситуаций; наклеивание вежливых слов на картинках с ситуациями в утренний и вечерний отрезок времени; чтение художественной литературы; заучивание и инсценирование стихотворений, анализ пословиц и поговорок.
Tретий блок включает в себя мероприятия, направленные на воспитание культурного общения и поведения в общественных местах, расширение и употребление речевого этикета, и применение своих знаний в реальной жизни. Этот блок богат не только занятиями, но и объяснением поговорок; анализом различных стихов; обыгрыванием этюдов, стихов; сюжетно-ролевыми играми; экскурсиями; решениями различных жизненных ситуаций и обыгрывание их с куклами.
Четвёртый блок решает задачи, касающиеся общения детей со своими сверстниками. Все виды деятельности формируют представления детей о дружбе, честности, справедливости, уважении друг к другу. В этом помогают: анализ поведенческих реакций детей в группе; чтение сказок; анализ педагогических ситуаций; анализ поступков героев сказок и рассказов, сравнение этих поступков; рассматривание сюжетных картинок с проблемными ситуациями.
Примерный проект воспитания у старших дошкольников культуры общения
№ п/п |
Название блока |
Тема занятий и других мероприятий. |
Программные задачи |
Словарь |
Дидактический, литературно-художественный материал |
Методические указания. |
Ситуации |
I. |
Неречевые средства общения. |
1. «Я ли не удалец, я ли не молодец». |
1. Познакомить детей с несловесными средствами общения. 2. Показать детям, что мимика
и жесты помогают полнее вырази |
Жесты, мимика, пантомима, радость, грусть, удивление, страх. |
Рассказ Чуковского «Цыплёнок», иллюстрации к рассказу. Г. Юдин «Нелетающий зонт», мимическая гимнастика. Д/игра «Тень». Стих. К. Чуковского «Черепаха». Стих. Э. Машковской «Кислые стихи». Стих. В. Берестова «Дракон». |
Определить вместе с детьми жесты, мимику, помогающие понять содержание стихотворений «Черепаха» К. Чуковского, «Кислые стихи» Э. Машковской, «Дракон» В.Берестова. |
Детям предлагаются различные рисунки. На каких рисунках – символах художник передал радость, удивление, грусть, страх. можно ли без слов пожалеть человека, заставить улыбнуться, оскорбить… |
2.»Театр масок». |
1. Развивать эмоциональный мир ребёнка через освоение языка эмоций». 2. Продолжать развивать способность их понимать и осознавать свои и чужие эмоции, правильно выражать их и полноценно переживать, перевоплощаясь. 3. Учить детей сравнивать, сопоставлять признаки, характерные черты того или иного эмоционального состояния. |
Эмоция, чувства, состояние, удовольство, удовлетворение. Нахмуриться, улыбнуться, прищуриться. Сияющие глаза, радостный смех, злое выражение лица. |
Предметные картинки с изображением эмоций: радость, смех, испуг, удовлетворение. Игра «Снятие страхов». |
1. Провести игру «Нарисуй свой страх». 2. Провести игру «Дорисуй эмоцию». |
Игра - беседа «Разговор с игрушками по душам». - Почему кукла такая грустная, весёлая, довольная? - Что можно сделать для этой куклы, чтобы она засмеялась, обрадовалась? | ||
3. « Веселье и унынье». |
1. Учить детей культуре чувств, способам их выражения и умение замечать эмоциональное состояние другого человека. 2. Воспитывать у детей внимательное отношение к другому человеку и способность «читать эмоции» и соответственно реагировать на них. 3. Учить детей вслушиваться в интонацию говорящего, определять по интонации душевное состояние говорящего. 4. Формировать умение взбодрить другого человека. |
Пословица: не всё ненастье, проглянет и солнышко красно. Веселье, унынье, грусть, тоска, печаль. |
Стих. Д. Хармса «Весёлый старичок». Д/игра «Какой он?». Магнитофонная запись голосов |
1. Игра «Хорошо-плохо»; Все улыбаются – это хорошо, а если вы унылые?... 2. Прочитать стих. В. Погоревского «Унылый и весёлый». 3. Дети по голосу (магнитофонная запись) определяют какой человек: добрый или сердитый, ласковый или грубый… |
Откуда берутся слёзы? Плакать – это всегда плохо? отчего вы грустите и что вас радует? | ||
4. «Путешествие в страну эмоций и чувств». |
1. Учить распознавать эмоциональное состояние людей по выражению лица, жестам, мимике, действиям. 2. Закрепить первоначальное представление об основных человеческих эмоциях: радости, удовольствии, удивлении, страхе, испуге. 3. Продолжать развивать чувство эмпатии: сочувствия, содействия, жалости, доброжелательности.
4. Совершенствовать |
Радость, удивление, страх, испуг, веселье, сочувствие, сопереживание, жалость. Воспитанный, вежливый, безразличный. |
Предметные и сюжетные картинки с изображением различных состояний людей. Запись музыки, шкатулка, ширмы, уголки страха, испуга, радости; незнакомец. |
1. Поможем незнакомцу или нет? 2. Нужно ли дарить незнакомцу эмоцию страха и испуга? |
К вам подошёл незнакомый человек с просьбой. Как вы поступите? | ||
5. «У природы нет плохой погоды». |
1. Познакомить детей с разными средствами и формами передачи эмоциональных состояний (музыка, живопись). 2. Показать способность различных природных явлений вызывать различные эмоциональные состояния. |
Гроза-угроза; дождь - слёзы; туман-печаль; солнце - сиять; стихия - бушевать. Грусть, пора, весна - красна, зимушка-зима, лето - весёлая пора. |
Музыкальная запись П.И. Чайковского «Времена года». Репродукции картин пейзажистов: Шишкина, Левитана и др. Подбор стихов о временах года. |
1. Рассматривание картин. 2. Прослушивание музыкальных произведений. 3. Д/и «Нарисуй настроение». |
|||
6. Этюд «Оживи картинку». |
1. Показать детям возможность изображать любую картинку с помощью неречевых средств общения. 2. Приучать детей пользоваться при общении разнообразными жестами, мимикой, позами. |
Картинки с изображением пейзажей, сюжетные картинки «Мама расстроена…», «К нам пришли гости», «Мы едем в трамвае» и др. |
1. Рассмотреть картинку. 2. Дать задание: изобразить без слов содержание картинки. 3. Другие дети оценивают достовер выполнения задания. |
||||
7. Этюд «Мальчик и девочка подруж |
1. Закрепить умение изобразить ситуацию с помощью неречевых средств общения так, чтобы она была понятна для окружающих людей. 2. Расширить количество жестов, поз, мимических движений при изображении ситуации. |
Игра-соревнование «Кто лучше и правдоподобнее исполнит этюд», атрибуты: фуражка, косынка и др. |
1. Деление детей по парам. 2. Дать задание для всех пар. 3. Изображение этюда всеми парами 4. Сравнение и оценка выполнения задания . |
||||
8. П/и «Что мы видели не скажем, а что делали - покажем». |
1. Закрепить умение детей без затруднений подбирать необходимые неречевые средства общения в любых ситуациях. 2. Изображать ситуацию таким образом, чтобы она была понятна без применения словесных высказываний. |
1. Деление детей на подгруппы. 2. Дети договариваются, какую ситуацию они будут изображать. 3. Одна подгруппа выполняет задание, другая подгруппа – отгадывает.
4. Выигрывает та подгруппа детей, которая правильнее изображает ситуацию и их выполнение заданий быстрее отгадывается детьми другой подгруппы. |
|||||
9. Игровое домашнее задание «Нари |
1. Продолжать развивать эмоциональный мир ребёнка через освоение «языка эмоций». 2. Закрепить умение выражать различные эмоциональные состояния через художественные средства выразительности. |
Радость, испуг, горе, удивление, обида, недоумение. |
А.Н. Толстой «Приключения Буратино». |
1. Рассматривание иллюстраций с изображением героев театра Карабаса-Барабаса из сказки «Золотой ключик или приключения Буратино». 2. Д/и «Изобрази маску». 3. Рисование масок для театра пантомимы.
|
|||
2. |
В мире вежливых слов. |
1.»Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться ». |
1. Раскрыть этимологическое, социокультурное значение слова – «здравствуй». 2. Выработать устойчивое эмоциона 3. Добиться понимания последствий соблюдения или нарушения формы приветствия для других людей. 4. Закрепить у детей полученные знания в различных игровых и повседневных ситуациях. |
Приветствия: -Доброе утро! - Добрый день! - Добрый вечер! - Доброго здоровья! - Рада вас видеть; - Я по Вас соскучилась; - Мир Вашему дому; - Привет; Пожелать здоровья, проявить внимание и др. |
Набор сюжетных картинок с изображением приветствия людей в разные века. Стихотворения: В. Кривошеев «Доброе утро»; А.Яшин «Добрые слова». |
1. Выучить с детьми стихи. 2. Прочитать стих. В. Солоухина «Имя у тебя одно». 3. Выучить пальчиковую гимнастику «Мальчик - пальчик». 4. сказка на фланелеграфе: «Маша заблудилась» |
Встретились два друга… Если кто-то не поздоровался, значит… В группу вошёл незнакомый человек… Как ты поступишь? По пути в музыкальный зал вам встретился воспитатель по физкультуре… Как ты поступишь? |
2. Имя у тебя одно, навсегда оно дано… |
1. Закреплять форму знакомства и умения обращаться друг к другу по именам, употребляя уменьшительно-ласкательную форму. 2. Показать формы знакомства с людьми разного возраста. 3. Вызвать негативное отношение к кличкам, прозвищам и грубым формам обращения. |
- Разрешите с Вами познакомиться - Рад с Вами познакомиться; - Очень приятно; - Позвольте, прозвище, кличка, знакомство. |
Игрушка – попугай, глобус, часы. Рассказ М. Пляцковского «Эй-ты». Стих. В.Солоухина «Имя у тебя одно». Дразнилки. |
1. Выучить стих. В Солоухина «Имя у тебя одно». 2. Разучить пальчиковую гимнастику «Этот пальчик…» 3. Рассказать детям об истории и значении имён. 4. Предложить родителям |
Как бы ты назвал свою дочку, сына?... | ||
3.У русских по отчеству |
1. Дать представление об особенностях обращения ко взрослым в разных странах. 2. учить образовывать и называть форму отчества. 3. Воспитывать любовь и уважение к старшим. |
Отчество, предки, род, традиция,, Америка, Англия, мисс, миссис, сэр, синьор, синьора, синьорита, товарищь. |
Карта, фотографии родителей. |
1.Провести игру «Образуй отчество от имени». 2. Упражнять детей в правильном обращении ко взрослым, своим родителям. |
Тебя послали в соседнюю группу попросить корм для рыбок. Как ты обратишься к воспитателю? | ||
4. Путешествие в Спасибоград. |
1. Упражнять в проявлении вежливости и приветливости к сверстникам и взрослым; выражать благодарность в разных речевых формах; соблюдать правила поведения в транспорте. 2. Воспитывать чувство деликатности, такта, чуткости. |
Деликатность, чуткость, такт, тактичность, отзывчивость., приветливость, уважительность,, грубость, недоброжелательность, неприветливо, жестоко, чёрство. |
Иллюстрации сюжетных картинок с нравственными поступками. Игрушки: Мальвина, Буратино, ширма, пейджер. Стихи: В. Орлов «Вежливый хвост». Э. Гельдман «Муравей и сороконожка». А. Казанцев «Встреча». |
1. Провести развивающую игру «
2. Выучить стих. С. Маршака «Ежели вы вежливы». |
Что ты ответишь на оказанную тебе услугу? | ||
5. Счастливого пути! |
1. Познакомить с разными формами
прощания и способами применени 2. Закрепить формы приветствия. 3. Закрепить представление детей о видах транспорта и правилах поведения в городском транспорте. |
Прощание: - До свидания! - Прощай! - До скорой встречи! - Счастливого пути! - Доброй дороги! - Удачной поездки! - Счастливого возвращения! |
Сюжетные картинки из серии В.В.Гербовой; набор предметных картинок с изображением разных видов транспорта; игрушка Незнайка; стихи И. Токмаковой «Счастливого пути». |
1. Сюжетно-ролевая игра «Путешест 2. Выучить стих. И. Токмаковой «Счастливого пути» 3. Прочитать стих. Э. Машковской «Вежливое слово». |
К тебе приехал друг из другого города… Твои родственники решили отдохнуть на курорте. Ты поехал на вокзал провожать их… | ||
6.Я приду к тебе в гости. |
1. Познакомить детей с качествами, присущими хозяину (хозяйке) дома. 2. Учить подбирать синонимы. Характеризующие слово «гостеприимство». |
Хозяйка, хозяин, гость, гостеприимство. Принимать гостей, радоваться, ликовать. Приветливый, приятный, гостеприимный, щедрый, тактичный. |
Звонок, фартук, жилет, платок, стих. О. Григорьев «Гостеприимство». |
1.Ввести в сюжетно-ролевую игру эпизод с гостеприимным хозяином. 2. Инсцинировка стихотворения О. Григорьева «Гостеприимство». |
Приём невоспитанного гостя. Оля пришла в гости. Пройдя в комнату она стала ходить по ней, рассматривать вещи, трогать их руками. Правильно ли вела себя Оля? Как нужно вести себя в гостях?. | ||
7. У меня зазвонил телефон… |
1. Углублять знания детей о правилах речевого этикета во время телефонного разговора на основе схем-моделей. 2. Упражнять детей в 3. Воспитывать выдержку, умение считаться с желанием других. |
- Алло! Квартира Ивановых? - Вы располагаете временем? - Извините за беспокойство. - Коротко буду говорить. - Можно Вас побеспокоить? Оторвать от дел, звонит. |
Два телефонных аппарата, схемы-модели. Стих. А. Барто «Почему телефон занят?» Игра «Испорченный телефон». |
1. Напомнить детям содержание стих. К.И. Чуковского «Телефон» 2. Раскрасить одного из героев стихотворения по желанию детей и научить его правильно и вежливо разговаривать по телефону. |
Аня звонит Марине. Ей хочется поделиться радостью – ей купили Барби. Трубку взяла мама. Она сказала, что Марина моет собаке лапы после прогулки. Как поступит Аня? | ||
8. Телефон весь день звонит… |
1. Упрочивать умение вести разговор по телефону. 2.Учить отвечать на заданный вопрос; формулировать просьбу; пригласить к телефону 3-е лицо; передать просьбу |
Приятный собеседник. - Рад Вас слышать; - Приятно с Вами побеседовать; - Я Вас слушаю! - Ясно, что я могу передать? |
Рассказ Н. Носова «Телефон». Усложнённые добавленные схемы-модели. |
1. Прочитать рассказ Н. Носова «Телефон». 2. Предложить детям чтение по ролям стихотворения К.И. Чуковского «Телефон» |
Юля осталась одна дома. Ей скучно, она решила позвонить своей подружке из соседнего подъезда и пригласить её прийти к ней поиграть. Трубку взяла мама. Как должна вести разговор Юля? А если человек так и не придумал бы телефон? Кто оборвал телефонную трубку? | ||
9. Слово лечит, слово ранит. |
1. Познакомить детей с тем, что слово (речь) является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей. 2. Показать роль интонации и её влияние на общение людей. |
Пословицы: - Ласковым словом и камень растопишь; - Доброе слово дом построит, а злое слово – дом разрушит; Заботливая, нежная, преданная, чуткая. - Доброе слово лечит, а злое калечит; - От худого слова – да навек ссора; - Худое слово и сладким мёдом не запьёшь. |
Куклы: Петрушка, Буратино. Стихотворение Э. Машковской «Петрушка». Отрывок из сказки А. Толстого «Приключения Буратино или Золотой ключик» (сцена со сверчком). Стихотворение А. Барто «Наша Таня громко плачет…» Рассказ В. Осеевой «Кто наказал его» |
1. Прочитать детям стих. О. Шибаева «Дядя Саша огорчён» 2. Спросить детей о том, как они понимают пословицы. |
Два мальчика поссорились. Помири их.
Твой друг обижен на тебя.. Извинись перед ним и попробуй помириться. | ||
10. Составление «Словаря добрых слов». |
1. Закрепить вежливые и ласковые слова, речевые выражения, усвоенные на предыдущих занятиях. |
См. выше. |
Кукольный театр. |
1. Игровая ситуация с волчонком. 2. Составление словаря для 3. Инсцинировка «Как волчонок стал вежливым». |
|||
11. Д/и «Азбука вежливости» |
Упражнять детей в употреблении вежливых слов в подходящий момент. |
Флажки, карта вежливых слов. |
У детей карта с изображением различных ситуаций. Дети идут по схеме и выставляют флажки с вежливыми словами. |
||||
12. Д/и «Чем порадовать маму» |
Углубить чувство привязанности и любви к самому близкому человеку – маме. |
Любимая, ласковая, дорогая, милая. |
Карта, игровое поле, которого разделено на секции с различными сюжетными картинками и соответствующими речевыми оборотами. Карточки с вежливыми словами. |
1. Игровая ситуация «Сегодня праздник 8 марта. Чем порадовать маму?». 2. Накладывание карточек с ласковыми словами на соответствующие клеточки игрового поля. |
|||
13. Беседа по проблемной ситуации «Слушай, понимай, быстро исправляй». |
1. Учить анализировать недостатки в общении. 2. Предлагать свои варианты |
Воспитатель предлагает детям проблемные ситуации, дети исправляют ошибки. |
|||||
14. Игра «Испорченный телефон» |
Закрепит называние вежливых слов по телефону |
- я Вас слушаю; - приятно Вас слышать; - что я могу передать; - позвоните, пожалуйста, попозже; - извините, я Вас не отвлекаю? и др. |
Два телефона. |
Разговор двоих: воспитателя и ребёнка. Воспитатель умышленно допускает ошибки при разговоре, а ребёнок должен их исправить. |
|||
15.Домашнее задание: за выходные дни внимательно наблюдать за происходящим вокруг и рассказать, что дети увидели плохого и что хорошего в обращении людей друг с другом. |
|||||||
3. |
Культура и мы. |
1. Что такое культура общения. |
1. Дать детям понятие «культурный человек», чем он отличается от других людей. 2. Закрепить умение употреблять при общении вежливые слова. 3. На конкретных примерах показать правила поведения в общественных местах. |
-Здравствуйте! - Пожалуйста; - Дай мне пройти пожалуйста; Или - Позволь мне, пожалуйста, пройти; - Проходи, пожалуйста; - Будьте любезны, помогите мне, пожалуйста, найти дорогу к дому! |
Кукла Маша, фланелеграф, плоскостные фигурки зверей. |
1. Рассказ воспитателя о том, кто такой культурный человек. 2. Объяснение поговорки «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость в общении». 3. Драматизация сказки «Маша заблудилась».(на фланелеграфе). |
Вы приехали в другой город. Как вы доберётесь до нужной вам улицы? |
2. Что такое хорошо и что такое плохо. |
1. Проверить усвоенные детьми нормы этикета. 2. Продолжать воспитывать навыки культурного сдержанного разговора, умение выслушивать партнёра. |
Этике, этикетная норма, такт, комплимент. Одобрить, ухаживать, быть внимательным. |
«Сказка об Этикете» А.И. Шемшурина (Этическая грамматика). Столовые принадлежности для сервировки стола. |
1. Прочитать и проанализировать стих. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». 2. Обыграть этюд « Мы принимаем гостей». |
Оля и мама зашли в магазин. Очередь была большая, им пришлось долго стоять. Оля устала и стала капризничать. Как бы ты поступил на её месте? На остановке Таня увидела человека с обезображенным лицом. Она подошла к нему близко и стала рассматривать. Правильно ли поступила Таня7 | ||
3. Ежели вы вежливы. |
1. Проверить в предлагаемых 2. Расширять словарь ребёнка, формируя его представление о вежливости, воспитанности. |
Вежливость, воспитанность, умеренность, тактичность, чуткость. |
Сюжетные картинки с различными ситуациями. Стих. С. Маршака «Если вы вежливы». Игра «Вежливо - невежливо». |
1. Повторить с детьми правила вежливости и вежливые слова. 2. Прочитать стихотворение С. Маршака «Если вы вежливы». 3. Поиграть в игру «Вежливо - невежливо». |
Два незнакомых ребёнка встречаются у качелей. Оба хотят покачаться. Что надо сделать этим детям, чтобы каждый смог покататься и они не поссорились?
Несколько детей играют во дворе. Присоединись к ним. | ||
4. Я - пассажир. |
1. Учить детей оценивать поступки людей, видеть неправильное, безкультурное поведение. 2. Закрепить правила вежливого обращения пассажиров транспорта.
|
- Извините, не следующей остановке выходите? - Садитесь, пожалуйста; - Вас не затруднит… - Позвольте пройти; - Место свободное? Вежливый, внимательный. |
Стих. Е. Карганова «В автобусе»; Рассказ «Коля очень спешил…» Игра «Пассажиры в трамвае». |
1. Чтение стих. Е. Карганова «В автобусе». 2. Чтение и анализ рассказа воспитателя «Коля очень спешил…» 3. Игра «Пассажиры в трамвае». |
Вы очень устали. В трамвае нашли свободное место и сели. На следующей остановке вошла старушка. Как вы поступите? | ||
5. Мы идём с тобой в театр. |
1. Учить соблюдать нормы 2. Познакомить с нормами общения в гардеробе, зрительном зале, во время спектакля, в антракте. |
- Поговорим в антракте; -Позвольте пройти; - Разрешите купить программу; - Ваше место в партере; - Я Вас не побеспокою? Театр, апплодисменты, гардероб, поведение, представление, спектакль, апплодировать. |
Сюжетные картинки с изображением проблемных ситуаций. Стих. А. Кушнер «Не шумите!». |
1. Повторить с детьми правила поведения в театре. 2. Обыгрывание для кукол правила поведения и общения в театре (куклы – зрители). 3. Чтение стих. А. Кушнер «Не шумите!». |
Дима и Петя пришли в кукольный театр. Во время представления они громко смеялись и обсуждали спектакль. Правильно ли вели себя мальчики. | ||
6. С/р игра «Путешествие» |
1. Закрепить нормы культурного поведения и общения в игровой ситуации. 2. Применять правила речевого этикета. |
- Простите, пожалуйста; - Проходите дальше; - Садитесь, пожалуйста; - Позвольте пройти; - Уступите, пожалуйста и др. |
Постройка из стульчиков «Трамвай», сделанные детьми «билеты», нагрудный передник для водителя трамвая, сумка для кондуктора, куклы, детские сумочки и др. |
1. Постройка из стульчиков трамва 2. Распределение ролей. 3. Закрепление правил поведения и общения в общественном транспорте. 4. Обыгрывание сюжета. |
|||
7.С/р игра «Парикмахерская». |
1. Совершенствовать навыки 2. Расширять словарный запас
вежливого и культурного |
- Доброе утро, день, вечер; - Какую желаете сделать причёску - будьте добры, наклоните голову; - Подушиться желаете? и др. |
Зеркало, предметы гигиены: расчёска, ножницы, различные флаконы с шампунями, лаками, гелями и т.д. |
1. Анализ ситуации в парикмахерск 2. Закрепление речевых оборотов. 3. Распределение ролей. 4. Обыгрывание сюжета. |
|||
8. Экскурсия «Поездка в театр на трамвае. |
1. Закрепить умение применять сво 2. Совершенствовать речевой 3. Воспитывать умение вести себя скромно, не стесняться, с незнакомыми людьми быть вежливыми и приветливыми. |
См. выше. |
1. Беседа о театре. 2. Закрепление правил поведения и общения в театре и в общественном транспорте. 3. Экскурсия. |
||||
9. Домашнее задание: рассказать родителям о поездке в театр. |
|||||||
4. |
Общение в дружбе. |
1. Честное слово. |
1. Учить детей выполнять обещания, сдерживать своё слово. 2. Разъяснить детям, что не нужно обещать, не обдумав, можно ли выполнить то, что обещаешь. Не обещай того, что не собираешься выполнить. |
Пословица: не давши слова – крепись, а давши – держись. Помогу, помогу, а пришло – не могу! Обещание. Держать слово, уважать себя, гордиться собой. |
В. Пантелеев «Честное слово». Иллюстрации к рассказу. |
1. Провести игру «Сочиним историю 2. Повторить правила честности, выучить правило честности: «Пообещал – выполни». 3. Рассматривание иллюстраций к рассказу В. Пантелеева «Честное слово». |
Вспомнить ту ситуацию, когда вы не выполнили своего обещания. Как вы себя чувствовали при этом? |
2. Летающая собака. |
1. Продолжать формировать у детей представление о честности, о честном человеке. 2. Тренировать детей в назывании признаков нравственного понятия «честность». 3. Научить детей формулировать просьбу о прощении. |
Простить, прощать, раскаяться, чистосердечно признаться, нанести обиду. |
В. Медведев «Летающая собака». Иллюстрации к рассказу. |
1. Прочитать рассказ «Летающая собака» В. Медведева, сопровождая рассматриванием иллюстраций. 2. Беседа по содержанию рассказа. 3. Формулирование различных просьб о прощении. |
Воспитатель заходит в группу, держа в руках игрушку (дети видят её в первый раз). «Ребята, чья это игрушка лежала в приёмной?» Реакция детей. | ||
3. Дежурная чашка. |
1. Учить детей признаваться в своей неправоте, не оговаривать своих друзей, сверстников, стараясь свалить вину на них. 2. Учить детей исправлять |
- Извините, я был неправ; - Вы правы; - Я исправлюсь; Поступок, оговор, неправота, неправое дело. |
Педагогическая ситуация «Разбитая чашка». Игра «Эхо». Русская народная сказка «Хаврошечка». |
1. Рассказывание сказки «Хаврошечка». 2. Анализ педагогической ситуации «Разбитая чашка». 3. Игра «Эхо». |
Ребята играли в прятки и Серёжа уже 30 минут как «водит». Мальчики стали дразнить Серёжу: «Ты смотри отводись, а то будешь «неотвожа». Совсем стало обидно Серёже. Но вдруг к нему подошла Марина и предложила подменить его. «Это не справедливо, - закричали ребята, - ты нарушаешь правила игры». Как ты считаешь? | ||
4.Мама - слово святое. |
1. Формировать у детей 2. Учить детей делать маме комплименты. 3. Предлагать помощь добровольно, проявлять инициативу и самостоятельность. |
Пословица: при солнышке тепло, при матери – добро. Помощь, помощник, лентяй, безразличный, каменное сердце, холодное, чёрствое сердце. |
Ненецкая сказка «Кукушка». Иллюстрации к сказке. Татарская народная сказка «Три дочери». |
1. Прочитать детям татарскую наро 2. Сравнить поступки героев |
Предложить детям задание: дать телеграмму матери и сыновьям с советами, с оценкой поступков из сказки «Кукушка». | ||
5. Д/и «Нечаянно и нарочно». |
1. Учить детей различать умышленные и неумышленные поступки. 2. Вырабатывать привычку извинять 3. Показать детям, что значит быть хорошим на словах и на деле. |
- Извините; - Простите, я нечаянно; Признать свою ошибку, извиниться, вредный, обиженный, драчливый, задиристый, нарочно, умышленно, нечаянно, злонамеренно. |
Серия сюжетных картинок с различными проблемными ситуациями. |
1. Рассматривание сюжетных картинок с проблемными ситуациями. 2. Анализ поведенческих реакций детей в группе. |
Предложить детям рассказать, как они выходят из самых различных конфликтных ситуаций. | ||
6. Н/п игра «Не забывай о товарищ |
1.Формировать положительные |
Сюжетные картинки с изображением проблемных ситуаций. |
1. Рассматривание картинок. 2. Исправление ошибок. |
||||
7. Прослушивание пластинок, аудиозаписей с песнями о дружбе. |
Вызвать у детей положительное эмоциональное состояние от песен. |
Песни: «Если с другом вышел в путь…»; «Улыбка»; «Дружба крепкая не сломается…» и др. Рассказ Е. Пермяка «Самое страшное». |
1. Чтение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное». 2. Прослушивание песен о дружбе. |
||||
8. Составление «Правил поведения в дружбе». |
1. Закрепить с детьми правила и нормы поведения и общения со своими сверстниками. |
-поделись игрушками с товарище - разговаривай вежливо и приветливо с товарищем; - не ссориться! - уступай друг другу! и т.д. |
Проблемные ситуации, лист бумаги, фломастеры, рамочка. |
1. Воспитатель рассказывает ситуацию, а дети определяют правило. 2. Оформление этих правил в рамку. |
|||
9 Домашнее задание: найти пословицы о дружбе. |
|||||||
5. |
Итоговое мероприятие. |
Вечер развлечения «Урок вежливости». |
1.Дать возможность детям переживать хорошее как радость, испытывать неприязнь к плохому. 3. Обратить внимание детей на то, что добрые чувства, отношения вызывают уважение, дружбу, любовь. 3. Вызвать желание чаще |
Большая карта вежливых слов; флажки разного цвета (каждый цвет обозначает вежливые слова разных категорий); Атрибуты к сценкам; песни о дружбе; стихи; этюды, декорации леса и города, костюм феи, петушка, птички и др. |