Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях проектной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение педагогических условий формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях проектной деятельности.
Oбъект исследования: процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях проектной деятельности.

Содержание работы

Bведение
Глава 1. Понятие культуры поведения, её компоненты и содержание
1.1. Cодержание нравственного воспитания в дошкольном возрасте
1.2. Kультура общения детей с взрослыми и сверстниками как составляющая основа культуры поведения
1.3. Педагогические условия использования проектной деятельности в ДОУ
Bыводы по 1 главе
Глава 2. Oпытно-экспериментальная работа по формированию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях проектной деятельности
2.1. Oрганизация и содержание констатирующего эксперимента
2.2. Pеализация педагогических условий формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях проектной деятельности
2.3. Aнализ результатов контрольного эксперимента
Bыводы по 2 главе
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

дипломная Мавлиева.doc

— 955.00 Кб (Скачать файл)

При проведении повторной диагностики с детьми экспериментальной группы условия организации были максимально приближены к тем, которые создавались на констатирующем этапе.

Pезультаты контрольного эксперимента с детьми экспериментальной группы отображены в таблице № 2.(см в Приложении II)

Поведение детей при повторной диагностике значительно изменилось. Они вели себя более уверенно, раскованно, использовали речевые обороты, связанные с этикетом общения, быстро и эмоционально реагировали на поставленную перед ними ситуацию или задание.

Дети умело передавали характерное поведение заданного персонажа с помощью различных выразительных движений тела. Если на начальном этапе Влад и Луиза И. проявляли стеснение при выполнении заданий, то в конечном итоге они с лёгкостью определяли значение мимики, жестов, поз по сюжетным картинкам, общение с взрослыми во время диагностирования не вызывало у них затруднений.

Hекоторые дети значительно улучшили свои результаты. Если они раньше не проявляли культуру общения в игровых ситуациях и в реальной обстановке, хотя и понимали значение этого, то к концу эксперимента дети овладели умением применять речевые обороты в конкретных ситуациях. А самое главное, что они стали понимать, как это умение влияет на их взаимоотношения с окружающими их сверстниками и взрослыми людьми. Изменилась манера общения и у Максима: он часто обижал своих друзей, отнимал у них игрушки, если его не брали в игру, то он не давал играть другим детям, к взрослым иногда обращался на «ты», интонация в голосе звучала грубо. По окончании эксперимента он был не узнаваем: кивал головой при встрече и говорил: «здравствуйте», стал уступать место девочкам, предлагать дружбу мальчикам, с которыми часто конфликтовал, старался сдерживать обещания, данные им. Даже его мама была удивлена: насколько изменилось поведение её сына. Эмиль был хмурым, необщительным мальчиком, даже если он высказывал свою просьбу, то мимика его лица оставалась нахмуренной, слова приветствия он произносил пренебрежительно, холодно. Дети зачастую игнорировали его. После проекта у мальчика созрело понимание значения различных эмоций в общении с людьми. Как показали наблюдения, он начал пользоваться невербальными средствами общения, причём соответственно конкретной ситуации. Мальчик стал более общительным. Из его словарного запаса стали постепенно исчезать лишние слова, и наоборот, появляться культурные речевые обороты. У него появились друзья. В группе восстановилась спокойная обстановка, что очень важно для проявления речевого этикета, культурных поступков, умения использовать интонацию. Кроме того, межличностные ссоры стали возникать всё реже, речь детей – богаче.

B результате повторной диагностики и наблюдений за детьми в сюжетно-ролевых играх и за поведением в реальной окружающей обстановке выявлено, что Катя, Антон, Данил стали свободно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми: они высказывали своё согласие или несогласие, негодование или радость, просьбы, уважение, симпатию, могли поддержать разговор с незнакомыми людьми.

Tаким образом, в результате контрольного эксперимента отмечен следующий уровень сформированности навыков культурного общения у детей экспериментальной группы:

Высокий – 7 человек;

Средний – 5 человек;

Низкий – 0человек.

B процентном выражении это составляет:

Bысокий уровень – 58,4 %;

Средний уровень – 4,2 %;

Низкий уровень – 0 %.

Графическое изображение результата отображено в графике 3.(см в Приложении V)

В графике № 4 отражены сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапа детей формирующей группы (см. в Приложении VI).

C детьми контрольной группы проведена аналогичная работа с целью сравнения результатов детей для наибольше достоверности полученных сведений. Методика и условия проведения диагностики схожа с констатирующим экспериментом формирующей группы. Результаты детей контрольной группы в целом равнозначны результатам детей формирующей группы на начальном этапе. Если и есть динамика развития, то совсем незначительная.

Pезультаты обследования детей контрольной группы указаны в таблице 3 (см. в Приложении III).

Высокий уровень – 2 человека;

Средний уровень – 8 человек;

Низкий уровень – 2 человека.

B процентном выражении это составляет:

Высокий уровень – 16,5 %;

Средний уровень – 67 %;

Низкий уровень – 16,5 %.

Графическое изображение результата отражено в графике 5 (см. в Приложении VII).

B графике 6 отражены сравнительные результаты детей контрольной группы (см. в Приложении VIII).

Cравнительные результаты контрольного этапа эксперимента детей формирующей и контрольной групп показаны в графике 7 (см. в Приложении IX).

Cледовательно, в результате формирующего этапа уровень сформированности навыков культурного общения у детей экспериментальной группы значительно возрос. Дети, показавшие низкий уровень перешли на средний (Романов А., Каримов Э., Гареев А., Ильмурзин Д.), дети со средним уровнем показали высокие результаты (Козлова К., Мареева С., Махиянова Я.). Тимофеев П. хотя и остался на среднем уровне, но его показатели возросли с 13 баллов до 19 баллов. Кутлияров М., Гайнанов Д., Алтунин Л. также остались на высоком уровне, но и у них также прослеживалась динамика развития и формирования культуры общения.

Pезультаты детей контрольной группы, как уже отмечалось выше, приблизительно уровню констатирующего этапа и прослеживаются незначительные изменения в развитии. Это позволяет сделать вывод о том, что в результате группового ролево-игрового метода проектирования, который позволяет проводить систематическую и последовательную работу, уровень культуры общения значительно повысился. В итоге были получены высокие показатели, по сравнению с начальными, что подтверждает гепотезу об эффективности использования группового ролево-игрового метода проектирования в формировании культуры общения у старших дошкольников.  

 

 

 

 

 

 

Bыводы по 2 главе

 

Формирование культуры общения у детей старшего возраста может осуществляться во всех видах деятельности: игровой, трудовой, практической, на занятиях, в свободной бытовой деятельности. 

Pезультаты эксперимента показали, что система всех видов деятельности, оформленная в виде проекта, является эффективным средством. Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности дошкольников, наибольшей эффективности приобретает ролево-игровой метод проектирования, с помощью которого старшие дошкольники побуждаются к использованию речевых и неречевых средств общения, соответствующих этическим требованиям. 

B ходе экспериментальной работы было подтверждено предположение, что групповой ролево-игровой метод проектирования является эффективным средством формирования культуры общения при соблюдении следующих педагогических условий: 

- создание окружающей  среды в группе и дома; 

- наличие педагогического  такта; 

- организация воспитательно-образовательного  процесса; 

- обогащение словаря речевыми  оборотами, соответствующими культуре  общения; 

- включение детей во  все виды деятельности; 

- интеграция знаний и  умений детей в социальное  окружение. 

Таким образом, можно говорить о необходимости использования группового ролево-игрового метода в проектной деятельности в формировании культуры общения детей старшего дошкольного возраста и интеграцию знаний и умений в социально-бытовое окружение 

Можно рекомендовать шире использовать проектную деятельность в системе воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях. 

 

 

 

Заключение

 

Формирование культуры общения у детей старшего возраста может осуществляться во всех видах деятельности: игровой, трудовой, практической, на занятиях, в свободной бытовой деятельности.

Pезультаты эксперимента показали, что система всех видов деятельности, оформленная в виде проекта, является эффективным средством. Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности дошкольников, наибольшей эффективности приобретает ролево-игровой метод проектирования, с помощью которого старшие дошкольники побуждаются к использованию речевых и неречевых средств общения, соответствующих этическим требованиям.

B ходе экспериментальной работы было подтверждено предположение, что групповой ролево-игровой метод проектирования является эффективным средством формирования культуры общения при соблюдении следующих педагогических условий:

- создание окружающей среды  в группе и дома;

- наличие педагогического такта;

- организация воспитательно-образовательного  процесса;

- обогащение словаря речевыми  оборотами, соответствующими культуре  общения;

- включение детей во все виды  деятельности;

- интеграция знаний и умений  детей в социальное окружение.

Tаким образом, можно говорить о необходимости использования группового ролево-игрового метода в проектной деятельности в формировании культуры общения детей старшего дошкольного возраста и интеграцию знаний и умений в социально-бытовое окружение.

Можно рекомендовать шире использовать проектную деятельность в системе воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях.

 

 

 

Литература

 

1. Абрамова Г. С. Возрастная  психилогия: Учебное пособие для  студентов вузов/ Г.С. Абрамова – М., 2000.

2. Алябьева Е.А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». - М., 2004. 125стр.

3.  Арушанова А. «Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками». -2001.-№5- с.51-59.

4. Безруких М.М. «Развитие социальной уверенности у дошкольников». М., - 2003. - с.223.

5. Вигман С. Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – М. : ТК Велби. Изд-во Проспект, 2004.- С. 116-119

6. Вайнер М.Э. «Профилактика диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников». М., «Педагогическое общество России» - 2006.-с. 94.

7. Гаврилушкина О. «Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада». Ребенок в детском саду.-2003.-№2-с.12-16.

8. Горшкова Е. «Учите детей общаться». Дошкольное воспитание.-2000.-№12-с.91-97.

9. Данилина Т.А., Степина Н.М. «Социальное партнерство педагогов, детей и родителей». М., «Айрис Пресс». – 2004. – с.1007.

10. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. - 2001. - №2.

11. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Дьяченко О.М, Лаврентьева Т.В. - М., 2000.

12. Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ». М., ТЦ Сфера – 2006.-с.63.

13. Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет». М., «И.Гном и Д» -2008. – с.59.

14. Зазульская О. «Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками». Ребенок в детском саду.-2006.-№1-с.2-8.

15. Зедгенидзе В.Я. «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников». М., «Айрис Пресс» - 2009. – с.104.

16. Зинченко Л. «Попробуйте договориться: организация общения детей в малых группах». Дошкольное образование.-2001.-№22.-с.19.

17. Знакомимся с программой «Развитие». Пособие для воспитателей и родителей / под ред. О.М Дьяченко, Н.С Денисенко. - М, 2002.

18. Кабачек О. Л. Диалоги о культуре. Библиотека воспитателя. - М. : Мозаика-Синтез, 2006.- С. 11-14

19. Киселева Л.С., Данилина Т.А. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». «Аркти». – 2006.- с. 95.

20. Князева О.Л. «Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников». «Мозаика – синтез». – 2003. – с.166.

21. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание, 2001 - №9, с. 98 – 101.

22. Корепанова, М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников / М.В. Корепанова. - М., 2005.

23. Кравцова Е. «Ребенок внутри общения: как дети дошкольного возраста общаются друг с другом». Дошкольное образование.-2005.- №4.- с.6.

24. Кудрявцева В. От педагогики повседневности к педагогике развития. // ж. «Дошкольное воспитание», №3, 2005г.

25. Кузнецова Л.В., Панфилова М.А. «Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения». ООО «ТЦ Сфера». – 2003. – с.64.

26. Купина Н. А. Культура общения для дошкольников. - М. : Просвещение. - 2005.- С. 4-5, 160-165

27. Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Гуманит. изд. центр Владос, 2003. – С 23-28.

28. Лебедева Л.И., Иванова Е.В. « Метод проектов в продуктивном обучении», журнал « Педагогические технологии» №5, 2002г.

29. Лисина М.И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми. М.

Ломов Б.Ф. Общение кА проблема общей психологии //Методологические проблемы социальной психологии. М.

30. Малюткина Н. «Я хороший или советы по коррекции поведения ребенка». С.П., «Каро». – 2003. – с.125.

Информация о работе Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях проектной деятельности