Формирование культуры речи на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 01:00, курсовая работа

Описание работы

цель исследования: выявить оптимальные условия развития речи обучающихся начальных классов средствами малых форм фольклора.Задачи:
1.Изучить теоретические основы проблемы использования фольклора в развитии речи и мышления детей младшего школьного возраста.
2.Определить влияние фольклорных жанров на обогащение развитие речи обучающихся начальных классов.
3.Охарактеризовать методы и приёмы работы учителя начальных классов по ознакомлению детей с малыми фольклорными жанрами.
4. Разработать конспекты урока по ознакомлению детей с малыми фольклорными формами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………. 3
I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
1.1 Особенности развития речи младших школьников…………………….. 7
1.2 Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей
младшего школьного возраста……………………………………………... 13
1.3 Особенности понимания младшими школьниками малых
фольклорных жанров……………………………………............................... 27
II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАЛЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
2.1. Особенности проектировки урока по литературному чтению……… 30
2.2. Разработка уроков литературного чтения, на которых изучаются малые
фольклорные формы ……………………………………………………… 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………. 50
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………… 53

Файлы: 1 файл

итоговая курсовая.doc

— 276.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ  …………………………………………………………………………. 3

I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

  1.1 Особенности развития речи младших школьников…………………….. 7 

1.2 Влияние малых форм фольклора  на развитие  речи детей

младшего  школьного  возраста……………………………………………... 13

1.3 Особенности  понимания младшими школьниками  малых

фольклорных жанров……………………………………............................... 27

II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАЛЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

  2.1. Особенности проектировки урока по литературному чтению……… 30

  2.2. Разработка уроков литературного  чтения, на которых изучаются  малые 

  фольклорные формы  ………………………………………………………  33                               

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  …………………………………………………………………  48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….  50

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………… 53

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим  истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Начальная школа - образовательное  учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в младшем школьном возрасте. Именно младший школьный возраст особенно сензитивен к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современной начальной школе как общая основа обучения и воспитания детей.

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных  языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей младшего школьного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Народ заботливо сопровождал  поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

Психологи и  методисты отмечают, что ребенок  усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.).(19) К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях шести- семи лет.

К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все  меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные.(8) В наши дни это становится особо актуально.

В практике школьного  образования можно наблюдать  такую картину: при ознакомлении школьников с малыми фольклорными жанрами на уроках русского языка и литературного чтения нередко выдвигается содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности.

Поэтому у учителей начальных классов возникает  потребность в более тщательной разработке вопросов методики развития речи детей младшего школьного возраста средствами малых форм фольклора. Этот процесс должен проходить на уроках, на внеклассных занятиях, но и в повседневной жизни школьного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы учителя начальных классов были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении знаний).

Общетеоретические вопросы развития речи детей младшего школьного возраста раскрыты в трудах Д.Б. Эльконина, А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского и др.

Некоторыми  аспектами речевого развития школьников средствами малых форм фольклора  занимались Ю.Г. Илларионова, Е.И. Тихеева,

Ф.А. Сохин, А.М. Бородич, С.С. Бухвостова, О.С. Ушакова, А.П. Усова, А.Я. Мацкевич, И.В. Черная, К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, Е.Н. Водовозова,    М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко, Н.В. Шайдурова, О.И. Давыдова,        Н.В. Казюк и др.

К сожалению, не во всех школьных вариативных  программах по русскому языку существует разработанное конкретное содержание методики речевого развития младших школьников средствами малых форм фольклора, нет определения и качественных характеристик уровней развития речи по данному направлению. Как следствие, учителя начальных классов ищут методы и приёмы развития речи обучающихся начальных классов, посредством малых форм фольклора, не ориентируясь на четкие теоретические и методические положения. Это и определило тему курсового проекта:  «Развитие речи обучающихся начальных классов на уроках русского языка средствами малых форм фольклора»

 

Итак, возникает противоречие между потенциальными возможностями малых форм фольклора в речевом развитии младших школьников и недостаточной обеспеченностью учителей начальных классов  методологическими приёмами развития речи детей средствами малых форм фольклора.

Выделенное  противоречие указывает на проблему разработки комплекса методологических приёмов развития речи обучающихся начальных классах средствами малых форм фольклора. Решение данной проблемы составляет цель исследования: выявить оптимальные условия развития речи обучающихся начальных классов средствами малых форм фольклора.

Объект  исследования – процесс речевого развития младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.

Предмет исследования – процесс речевого развития школьников средствами малых форм фольклора.

Цель, объект и  предмет исследования определили необходимость  постановки и решения следующих задач:

Задачи:

  1. Изучить теоретические основы проблемы использования фольклора в развитии речи и мышления детей младшего школьного возраста.
  2. Определить влияние фольклорных жанров на обогащение развитие речи обучающихся начальных классов.
  3. Охарактеризовать методы и приёмы работы учителя начальных классов по ознакомлению детей с малыми фольклорными жанрами.

4.   Разработать конспекты урока по ознакомлению детей с малыми фольклорными формами.

 

Методологическую  основу исследования составили теории развития речи (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич и др.); психолого-педагогические исследования особенностей речи (Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский и др.)

При рассмотрении состояния  исследуемой проблемы на практике использовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы, практический и исследования.

Во введении дан научный  аппарат курсового проекта.

В первой главе мы рассмотрели  особенности развития речи младших  школьников, а также влияние малых  форм фольклора на развитие устной и письменной речи обучающихся начальных классов. Особое внимание в курсовом проекте уделено особенностям понимания младшими школьниками малых фольклорных жанров.

Во второй главе рассмотрены  практические аспекты использования  малых литературных форм фольклора  для развития речи обучающихся начальных классов, а также требования к проектированию уроков литературного чтения на котором проводится работа над малыми литературными жанрами.

Нами были разработаны  конспекты уроков литературного  чтения, где показана работа над  малыми фольклорными жанрами.

В заключении сделаны  выводы и обобщения.

Список литературы представлен  двадцатью семью источниками.

В приложении даны малые  формы фольклорного жанра, изучаемые  на уроках литературного чтения в  начальных классах и влияющих на развитие устной и письменной речи обучающихся.

Практическая значимость курсового проекта заключается  в том, что данный материал могут  использовать студенты при подготовке и проведении уроков русского языка  и литературного чтения и учителя  начальных классов.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

 

 

 

 

I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

    1. Особенности развития речи младших школьников.

 

В ходе своего развития речь детей  тесно связана с характером их учебной деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

При определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.

По данным В.С. Мухиной и Л.А. Венгера, у младших школьников, когда они  пытаются что-то рассказать, появляется типичная для их возраста речевая конструкция: ребенок сначала вводит местоимение ("она", "он"), а затем, как бы чувствуя неясность своего изложения, поясняет местоимение существительным: "она (девочка) пошла", "она (корова) забодала", "он (волк) напал", "он (шар) покатился" и т.д.(8)  Это существенный этап в речевом развитии ребенка. Ситуативный способ изложения как бы прерывается пояснениями, ориентированными на собеседника. Вопросы по поводу содержания рассказа вызывают на этом этапе речевого развития желание ответить более подробно и понятно. На этой основе возникают интеллектуальные функции речи, выражающиеся во "внутреннем монологе", при котором происходит как бы разговор с самим собой.

З.М. Истомина считает, что ситуативность  речи у младших школьников заметно снижается. Это выражается, с одной стороны, в уменьшении количества указательных частиц и наречий места, заменявших другие части речи, с другой стороны, в уменьшении роли изобразительных жестов при рассказывании. Словесный образец оказывает решающее влияние на формирование связных форм речи и на изживание в ней ситуативных

моментов. Но опора на наглядный  образец усиливает ситуативные  моменты в речи детей, снижает  элементы связности и увеличивает  моменты экспрессивности.

По данным А.М. Леушиной, по мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью. Это свидетельствует о ведущем значении усвоения грамматических форм родного языка. Данная форма речи характеризуется тем, что ее содержание раскрывается  в самом контексте и тем самым становится понятным для слушателя, вне зависимости от учета им той или иной ситуации. Контекстной речью ребенок овладевает под влиянием систематического обучения. Развитие связной речи происходит в школьном возрасте, начиная с периода обучения грамоте. Со временем ребенок начинает все более совершенно и к месту пользоваться то ситуативной, то контекстной речью в зависимости от условий и характера общения.

Не менее важным условием для  формирования связной речи школьников является овладение языком как средством общения. По данным Д.Б. Эльконина, общение в младшем школьном возрасте носит непосредственный характер.(27) В ходе развития разговорной речи происходит уменьшение ситуативных моментов в речи и переход к пониманию на основе собственно языковых средств. Таким образом, начинает развиваться объяснительная речь.

А.М. Леушина считает, что развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития обучающихся. В ходе развития ребенка перестраиваются формы связной речи. Переход к контекстной речи стоит в тесной связи с овладением словарным составом и грамматическим строем языка.

У обучающихся начальных классов  связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ученик отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми (если это необходимо) ответами. Развивается

умение оценивать высказывания и ответы сверстников, дополнять  или исправлять их. Младший школьник может довольно последовательно и четко составить описательный или сюжетный рассказы на предложенную ему тему. Однако дети все еще чаще нуждаются в предшествующем образце учителя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям у них развито недостаточно.

В период обучения грамоте у  школьников накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

По данным Д.Б. Эльконина рост словаря, как и усвоение грамматического строя, находятся в зависимости от условий жизни и воспитания.

Информация о работе Формирование культуры речи на уроках русского языка