Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 01:00, курсовая работа
цель исследования: выявить оптимальные условия развития речи обучающихся начальных классов средствами малых форм фольклора.Задачи:
1.Изучить теоретические основы проблемы использования фольклора в развитии речи и мышления детей младшего школьного возраста.
2.Определить влияние фольклорных жанров на обогащение развитие речи обучающихся начальных классов.
3.Охарактеризовать методы и приёмы работы учителя начальных классов по ознакомлению детей с малыми фольклорными жанрами.
4. Разработать конспекты урока по ознакомлению детей с малыми фольклорными формами.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………. 3
I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
1.1 Особенности развития речи младших школьников…………………….. 7
1.2 Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей
младшего школьного возраста……………………………………………... 13
1.3 Особенности понимания младшими школьниками малых
фольклорных жанров……………………………………............................... 27
II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАЛЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
2.1. Особенности проектировки урока по литературному чтению……… 30
2.2. Разработка уроков литературного чтения, на которых изучаются малые
фольклорные формы ……………………………………………………… 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………. 50
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………… 53
Словарный состав представляет лишь строительный материал, который только при сочетании слов в предложении по законам грамматики родного языка может служить целям общения и познания действительности.
На основании тщательно
В этот период происходит разграничение ранее смешавшихся однозначных морфологических элементов по отдельным типам склонений и спряжений. В то же время в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы.
Интенсивно идущее именно в начальных классах усвоение родного языка, заключающееся в овладении всей его морфологической системой, связано с чрезвычайной активностью ребенка по отношению к языку, выражающейся, в частности, в многообразных словообразованиях и словоизменениях, совершаемых самим ребенком по аналогии с уже усвоенными формами.
Развитие речи начинается ещё в дошкольном периоде. К.И. Чуковский подчеркивает, что в период от двух до пяти лет ребенок обладает необычайным чутьем языка и что именно оно и связанная с этим умственная работа ребенка над языком создают основу столь интенсивно идущего процесса (25). Происходит активный процесс усвоения родного языка. "Без такого повышенного чутья к фонетике и морфологии слова один голый подражательный инстинкт был бы совершенно бессилен и не мог бы привести бессловесных младенцев к полному обладанию родным языком".(25) В начальных классах он продолжается.
К началу школьного обучения у ребенка совершенно отчетливо выражена ориентировка на звуковую форму существительных, что способствует усвоению морфологической системы родного языка.
Усвоение ребенком грамматики выражается и в овладении составом речи. Это умение формируется медленно, но применение специальных приемов обучения помогает значительно продвинуть этот процесс. Например, при помощи внешних опор дети вычленяют из предложения слова (кроме предлогов и союзов). Самое важное то, что они переносят приемы анализа, выработанные при помощи внешних опор, на действие без них. Таким образом, формируется умственное действие.
Это умение чрезвычайно важно, так как оно создает предпосылки для усвоения ребенком не только форм отдельных слов, но и связей между ними внутри предложения. Все это служит началом нового этапа в усвоении языка, который Д.Б. Эльконин назвал собственно грамматическим в отличии от дограмматического, охватывающего весь период усвоения языка до начала школьного обучения.
Таким образом, в речи младших школьников
возрастает количество распространенных
предложений с однородными
объем простых и сложных предложений, младшие школьники овладевают почти всеми союзами и правилами их употребления. Однако даже у детей, поступающих в первый класс, основной массив текста (55%) составляют простые предложения, что подтверждается в исследованиях Л.А. Калмыковой.(16)
К началу школьного возраста ребенок
уже в такой мере овладевает сложной
системой грамматики, включая самые
тонкие действующие в языке
Таким образом, обучающиеся начальных классов достигают такого уровня освоения языка, когда язык становится не только полноценным средством общения и познания, но и предметом сознательного изучения. Этот новый период познания языковой действительности Д.Б. Эльконин назвал периодом грамматического языкового развития.(27)
Психологи (Д.Б. Эльконин, А.Н, Гвоздев, Л.С. Выготский и др.) и методисты (О.С. Ушакова, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, А.М. Бородич, М.М. Алексеева, В.И. Яшина и др.) выделяют следующие особенности развития речи младших школьников:
Таким образом, мы выяснили особенности развития речи обучающихся начальных классов. Для них характерен достаточно высокий уровень развития речи. Далее считаем необходимым выяснить, насколько целесообразно использование малых форм фольклора для развития речи детей и, прежде всего, каковы же особенности понимания малых форм фольклора учащимися начальных классов, с какими трудностями мы можем столкнуться, развивая речь младших школьников.
1.2 Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей младшего школьного возраста.
Нами была проанализирована программа по литературному чтению по системе «Начальная школа XXI века» автора Виноградовой, с целью выявления содержания, последовательности изучения малых жанров фольклора и их влияние на развитие речи младших школьников.
Во втором классе дети получают понятие
о пословице как жанре
Работа с пословицами и
Пословицы введены во все темы чтения каждого класса как текст для чтения, сравнивая и сопоставления, а также обогащения речи младшего школьника.
Особенностью программы
Вначале учащимся сообщаются сведения о сказке, её источниках, жанровых особенностях, ведущих идеях (торжество добра над злом,
утверждение нравственных форм жизни, представления народа о счастье, достоинствах человека и т.п.). Важно, не нарушая поэтичность сказки, показать детям, что в сказках сочетается реальный и нереальный мир, а все герои делятся на положительных и отрицательных. Задания предлагают оценить поступки героев, обратить внимание на особую манеру их описания, народный язык, наличие повторов, присказок, зачинов и т.д.
Следующий этап работы – формирование представлений о том, что сюжеты многих сказок имеют сходство, хотя они и отличаются манерой изложения, тем, как создавались в разное время, в разных местах и рассказывались разными сказителями.
Дети сравнивают сказки со сходными сюжетами, знакомятся со сказками, включающими загадки, и героями, которые побеждают врагов не силой, а мудростью, умом и смекалкой. Сказки – загадки также изучаются в сопоставлении.
И, наконец, мы рассматриваем сказку как источник творчества писателя. Народная и авторская сказки часто похожи по сюжету и изучаются в сопоставлении (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» и русская народная сказка «Царевич Нехитер-Немудер»).
В раздел включены загадки, пословицы, скороговорки как особые, малые жанры народного творчества. Выполняя задания, дети учатся различать жанры произведений, определять темы загадок и пословиц, а также пробуют создавать свои загадки.
Детям даётся представление о специфики каждого жанра, манере чтения, на примерах показывается широта тематики загадок и пословиц. Учащиеся сами учатся создавать загадки, а для этого им показываются, как составляются загадки, каких типов они бывают (загадки-вопросы, загадки-сравнения, загадки-сказки, загадки-описания и т.д.).
Произведения устного
Материал: былина «Волх Всеславович».
Разделом «Героическая песня, былина, легенда, библейское предание» начинается учебник четвёртого класса. В течении трёх лет учащиеся работали с произведениями устного народного творчества, поэтому очень важно опираться на читательский опыт школьников и обогащать его качественно новыми произведениями фольклора. В учебник включена былина «Волх Всеславович», содержание которой близко к легенде. На первых уроках литературного чтения нужно повторить и закрепить понятия сказка, авторская (литературная) и народная сказка, загадка, пословица, сравнить пословицы и поговорки.
I. Повторение произведений устного народного творчества, изученных в 1–3 классах. Очень важно на этом этапе выявлять и обогащать читательский опыт детей, формировать умение учащихся самостоятельно оценивать свою начитанность. Поэтому советуем ученикам дать небольшую самостоятельную работу, состоящую из трёх заданий. Если есть возможность, то лучше заранее подготовить текст работы на листочках для каждого ученика. Если это трудно, напишите задание на доске, а дети сами перепишут их.
1. Что такое «устное народное творчество»?
Естественно, не надо требовать от учащихся ответа-формулировки. Вас должен вполне удовлетворить ответ типа «устное народное творчество – это фольклор» или «народная мудрость». Хорошо, если Ваши ученики приведут здесь конкретный пример – например, «Былина «Илья Муромец» - это произведение устного народного творчества».
Информация о работе Формирование культуры речи на уроках русского языка