Формирование культуры речи на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 01:00, курсовая работа

Описание работы

цель исследования: выявить оптимальные условия развития речи обучающихся начальных классов средствами малых форм фольклора.Задачи:
1.Изучить теоретические основы проблемы использования фольклора в развитии речи и мышления детей младшего школьного возраста.
2.Определить влияние фольклорных жанров на обогащение развитие речи обучающихся начальных классов.
3.Охарактеризовать методы и приёмы работы учителя начальных классов по ознакомлению детей с малыми фольклорными жанрами.
4. Разработать конспекты урока по ознакомлению детей с малыми фольклорными формами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………. 3
I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
1.1 Особенности развития речи младших школьников…………………….. 7
1.2 Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей
младшего школьного возраста……………………………………………... 13
1.3 Особенности понимания младшими школьниками малых
фольклорных жанров……………………………………............................... 27
II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАЛЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
2.1. Особенности проектировки урока по литературному чтению……… 30
2.2. Разработка уроков литературного чтения, на которых изучаются малые
фольклорные формы ……………………………………………………… 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………. 50
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………… 53

Файлы: 1 файл

итоговая курсовая.doc

— 276.00 Кб (Скачать файл)

Словарный состав представляет лишь строительный материал, который только при сочетании слов в предложении по законам грамматики родного языка может служить целям общения и познания действительности.

На основании тщательно проведенного изучения формирования грамматического строя русского языка А.Н. Гвоздев характеризует младший школьный возраст как период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений.

В этот период происходит разграничение  ранее смешавшихся однозначных морфологических  элементов по отдельным типам склонений и спряжений. В то же время в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы.

Интенсивно идущее именно в начальных  классах усвоение родного языка, заключающееся в овладении всей его морфологической системой, связано  с чрезвычайной активностью ребенка  по отношению к языку, выражающейся, в частности, в многообразных словообразованиях и словоизменениях, совершаемых самим ребенком по аналогии с уже усвоенными формами.

Развитие речи начинается ещё в  дошкольном периоде. К.И. Чуковский  подчеркивает, что в период от двух до пяти лет ребенок обладает необычайным чутьем языка и что именно оно и связанная с этим умственная работа ребенка над языком создают основу столь интенсивно идущего процесса (25). Происходит активный процесс усвоения родного языка. "Без такого повышенного чутья к фонетике и морфологии слова один голый подражательный инстинкт был бы совершенно бессилен и не мог бы привести бессловесных младенцев к полному обладанию родным языком".(25) В начальных классах он продолжается.

К началу школьного обучения у ребенка  совершенно отчетливо выражена ориентировка на звуковую форму существительных, что способствует усвоению морфологической системы родного языка.

Усвоение ребенком грамматики выражается и в овладении составом речи. Это  умение формируется медленно, но применение специальных приемов обучения помогает значительно продвинуть этот процесс. Например, при помощи внешних опор дети вычленяют из предложения слова (кроме предлогов и союзов). Самое важное то, что они переносят приемы анализа, выработанные при помощи внешних опор, на действие без них. Таким образом, формируется умственное действие.

Это умение чрезвычайно важно, так  как оно создает предпосылки  для усвоения ребенком не только форм отдельных слов, но и связей между  ними внутри предложения. Все это  служит началом нового этапа в  усвоении языка, который Д.Б. Эльконин назвал собственно грамматическим в отличии от дограмматического, охватывающего весь период усвоения языка до начала школьного обучения.

Таким образом, в речи младших школьников возрастает количество распространенных предложений с однородными членами, увеличивается

объем простых и сложных предложений, младшие школьники овладевают почти  всеми союзами и правилами  их употребления. Однако даже у детей, поступающих в первый класс, основной массив текста (55%) составляют простые  предложения, что подтверждается в исследованиях Л.А. Калмыковой.(16)

К началу школьного возраста ребенок  уже в такой мере овладевает сложной  системой грамматики, включая самые  тонкие действующие в языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, что усваиваемый язык становится для него действительно родным.

Таким образом, обучающиеся начальных  классов достигают такого уровня освоения языка, когда язык становится не только полноценным средством общения и познания, но и предметом сознательного изучения. Этот новый период познания языковой действительности Д.Б. Эльконин назвал периодом грамматического языкового развития.(27)

Психологи (Д.Б. Эльконин, А.Н, Гвоздев, Л.С. Выготский и др.) и методисты (О.С. Ушакова, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, А.М. Бородич, М.М. Алексеева, В.И. Яшина и др.) выделяют следующие особенности развития речи младших школьников:

    1. Звуковая культура речи.
  • Дети этого возраста способны четко произносить трудные звуки: шипящие, свистящие, сонорные. Дифференцируя их в речи, они закрепляют их в произношении.
  • У детей совершенствуется слуховое восприятие и развивается фонематический слух. Дети могут различать определенные группы звуков, выделять из группы слов, фраз слова, в которых есть заданные звуки.
  • Дети свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности: могут читать стихи грустно, весело, торжественно. Кроме того, дети в этом возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями и т.д.
    1. Грамматический строй речи.
  • Речь младших школьников насыщается словами, обозначающими все части речи. В этом возрасте они активно занимаются словотворчеством, словоизменением и словообразованием, создавая множество неологизмов.
  • Младшие школьники делают первые попытки произвольного использования грамматических средств и анализа грамматических фактов.
  • Дети этого возраста умеют самостоятельно образовывать слова, подбирая нужный суффикс.
    1. Лексическая сторона речи.
  • Обучающиеся используют в речи приёмы сравнения и сопоставления сходных и различных предметов (по форме, цвету, величине), они обобщают признаки, выделяют из них существенные. Дети свободно пользуются обобщающими словами, группируют предметы в категории по родовому признаку.
  • Развивается смысловая сторона речи: используются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов.
    1. Связная речь (является показателем речевого развития ребенка).
  • Дети хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию и способны пересказать сказку, короткие рассказы.
  • Дети способны выстроить рассказ по серии сюжетных картинок, изложив завязку, кульминацию и развязку. Кроме того, они могут вообразить события, предшествовавшие изображенному на картине, а также и последующие, то есть выйти за ее пределы. Иначе говоря, дети учатся составлять рассказ самостоятельно.
  • Обучающиеся начальных классах, рассматривая картину, способны не только увидеть в ней главное и существенное, но и заметить частности, детали, передать тон, пейзаж, состояние погоды и т.п.
  • В диалогической речи дети пользуются, в зависимости от контекста, краткой или развернутой формой высказывания.
  • Наиболее яркой характеристикой речи обучающихся начальных классов является активное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение).
  • В процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.

Таким образом, мы выяснили особенности развития речи обучающихся начальных классов. Для них характерен достаточно высокий уровень развития речи. Далее считаем необходимым выяснить, насколько целесообразно использование малых форм фольклора для развития речи детей и, прежде всего, каковы же особенности понимания малых форм фольклора учащимися начальных классов, с какими трудностями мы можем столкнуться, развивая речь младших школьников.

 

1.2 Влияние малых форм  фольклора на развитие речи детей младшего школьного возраста.

Нами была проанализирована программа  по литературному чтению по системе  «Начальная школа XXI века» автора Виноградовой, с целью выявления содержания, последовательности изучения малых жанров фольклора и их влияние на развитие речи младших школьников.

Во втором классе дети получают понятие  о пословице как жанре фольклора, знакомятся с пословицами о Родине, о труде, о семье, о дружбе и  т.д.

Работа с пословицами и поговорками  продолжается в третьем и четвёртом  классах: подбираются пословицы  к текстам произведений и темам чтения; выполняются работы творческого характера, отбираются и читаются книги с пословицами. В четвёртом классе учащиеся знакомятся с историей рождения пословиц, участвуют в уроках – конкурсах.

Пословицы введены во все темы чтения каждого класса как текст для чтения, сравнивая и сопоставления, а также обогащения речи младшего школьника.

Особенностью программы литературного  чтения и, соответственно, учебника является и то, что все его содержание представлено темами: «О нашей Родине», «О детях», «О наших друзьях - животных», «Семья и я», в которые входят разножанровые и разные по объёму произведения (стихи, сказки, рассказы, басни, пословицы и т.д.) Это создаёт условия для дифференцированного подхода в формировании читательских умений на уроках литературного чтения. У Вас может возникнуть вопрос: «Оправдан ли такой тематический подход?». Младший школьник, в силу своих возрастных психологических особенностей, быстро теряет интерес, если читает произведения одного и того же жанра в течение нескольких уроков. Тем более он не готов изучать творчество отдельных писателей. Покажем это на примере изучения  такого фольклорного жанра, как сказка. Это не новый материал для учеников. Обращение к нему в третьем классе позволяет углубить знания детей о народном творчестве, научить их различать жанры литературных произведений, а также видеть поэтичность и многообразие творчества русского народа, богатство русского языка.

Вначале учащимся сообщаются сведения о сказке, её источниках, жанровых особенностях, ведущих идеях (торжество добра над злом,

утверждение нравственных форм жизни, представления народа о счастье, достоинствах человека и т.п.). Важно, не нарушая поэтичность сказки, показать детям, что в сказках сочетается реальный и нереальный мир, а все  герои делятся на положительных и отрицательных. Задания предлагают оценить поступки героев, обратить внимание на особую манеру их описания, народный язык, наличие повторов, присказок, зачинов и т.д.

Следующий этап работы – формирование представлений о том, что сюжеты многих сказок имеют сходство, хотя они и отличаются манерой изложения, тем, как создавались в разное время, в разных местах и рассказывались разными сказителями.

Дети сравнивают сказки со сходными сюжетами, знакомятся со сказками, включающими  загадки, и героями, которые побеждают врагов не силой, а мудростью, умом и смекалкой. Сказки – загадки также изучаются в сопоставлении.

И, наконец, мы рассматриваем сказку как источник творчества писателя. Народная и авторская сказки часто  похожи по сюжету и изучаются в сопоставлении (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» и русская народная сказка «Царевич Нехитер-Немудер»).

В раздел включены загадки, пословицы, скороговорки как особые, малые жанры  народного творчества. Выполняя задания, дети учатся различать жанры произведений, определять темы загадок и пословиц, а также пробуют создавать свои загадки.

Детям даётся представление о специфики  каждого жанра, манере чтения, на примерах показывается широта тематики загадок и пословиц. Учащиеся сами учатся создавать загадки, а для этого им показываются, как составляются загадки, каких типов они бывают (загадки-вопросы, загадки-сравнения, загадки-сказки, загадки-описания и т.д.).

Произведения устного народного  творчества продолжают изучаться  в  четвёртом классе.

 

Материал: былина «Волх Всеславович».

Разделом «Героическая песня, былина, легенда, библейское предание» начинается учебник четвёртого класса. В течении  трёх лет учащиеся работали  с  произведениями устного народного  творчества, поэтому очень важно  опираться на читательский опыт школьников и обогащать его качественно новыми произведениями фольклора. В учебник включена былина «Волх Всеславович», содержание которой близко к легенде. На первых уроках литературного чтения нужно повторить и закрепить понятия сказка, авторская (литературная) и народная сказка, загадка, пословица, сравнить пословицы и поговорки.

I. Повторение произведений устного народного творчества, изученных в 1–3 классах. Очень важно на этом этапе выявлять и обогащать читательский опыт детей, формировать умение учащихся самостоятельно оценивать свою начитанность. Поэтому советуем ученикам дать небольшую самостоятельную работу, состоящую из трёх заданий. Если есть возможность, то лучше заранее подготовить текст работы на листочках для каждого ученика. Если это трудно, напишите задание на доске, а дети сами перепишут их.

1. Что такое «устное народное  творчество»?

Естественно, не надо требовать от учащихся ответа-формулировки. Вас  должен вполне удовлетворить ответ  типа «устное народное творчество –  это фольклор» или «народная мудрость». Хорошо, если Ваши ученики приведут здесь конкретный пример – например, «Былина «Илья Муромец» - это произведение устного народного творчества».

Информация о работе Формирование культуры речи на уроках русского языка