Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 01:00, курсовая работа
цель исследования: выявить оптимальные условия развития речи обучающихся начальных классов средствами малых форм фольклора.Задачи:
1.Изучить теоретические основы проблемы использования фольклора в развитии речи и мышления детей младшего школьного возраста.
2.Определить влияние фольклорных жанров на обогащение развитие речи обучающихся начальных классов.
3.Охарактеризовать методы и приёмы работы учителя начальных классов по ознакомлению детей с малыми фольклорными жанрами.
4. Разработать конспекты урока по ознакомлению детей с малыми фольклорными формами.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………. 3
I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
1.1 Особенности развития речи младших школьников…………………….. 7
1.2 Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей
младшего школьного возраста……………………………………………... 13
1.3 Особенности понимания младшими школьниками малых
фольклорных жанров……………………………………............................... 27
II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАЛЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
2.1. Особенности проектировки урока по литературному чтению……… 30
2.2. Разработка уроков литературного чтения, на которых изучаются малые
фольклорные формы ……………………………………………………… 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………. 50
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………… 53
нас жизнь, поэтому читать их надо не спеша, внимательно, не пропуская
страниц. Как учит пословица: не на пользу книги читать, когда только
вершки хватать.
4-я страница
«Не стыдно не знать, стыдно не учиться».
Учитель: Л теперь задание - подберите пословицу к рассказу: Несколько дней Люда не выполняла домашних заданий, не готовила уроков, и, наконец, получила двойку. - Это случайно, оправдывалась она.
> Какой пословицей ей ответили ребята?
Учитель: Ребята, обратили вы внимание, что объяснение пословицы
содержит больше слов, чем сама пословица? Это еще раз подчеркивает
важнейшее свойство пословицы - краткость.
5-я страница
«Нет друга ищи, а нашел - береги!»
> Как можно объяснить название этой страницы?
Бабушка Савельевна в стихотворении Л. Барто «22 пословицы вспомнила
подряд». Сейчас мы узнаем, хорошо ли вы знаете пословицы о дружбе, смогли бы вы посоревноваться с бабушкой Савельевной. Молодцы, ребята, а теперь отдохнем.
Музыкальная физкультминутка (песня «Если с другом вышел в путь»)
6-я страница
И последняя страничка - пословицы о труде. Называется она «Землю красит солнце, а человека - труд».
Посмотрите сценку и подумайте, какое название-пословицу можно дать для этой сценки.
СЦЕНКА
Мальчик сидит за столом. Он делает уроки. В окно по очереди заглядывают
Солнышко. Птичка,
Вишенка.
Солнышко: Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?
Мальчик: Нет, ясное Солнышко, нет.
Теперь мне гулянье не впрок.
Дай прежде окончу урок!
Птичка: Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?
Мальчик: Нет, милая Пташечка,
нет
Теперь мне гулянье не впрок.
Дай, прежде окончу урок!
Вишенка: Не довольно ли учиться0
Не пора ли порезвиться?
Мальчик: Нет, Вишенка, нет
Теперь мне гулянье не впрок.
Дай прежде окончу урок.
Но вот уроки окончены. Мальчик убирает книги, тетради, подходит к окну и кричит: «Ну, кто меня манил?»
> Какой пословицей можно
озаглавить эту сценку?
Послушайте рассказы и подберите пословицы-названия к ним.
Рассказ 1
Поломались на детской площадке качели. Ребята решили их починить. Позвали помочь и Валерия, который больше всех качался на них. - Вот еще, - возмутился Валерий, - Буду я возиться!
Рассказ 2
Стала торопливая Настенька шелковый сарафан к лету кроить. Весь шелк искромсала, изрезала в лоскутки. И не то что сарафан - платка из этих лоскутков нельзя сшить. Бабушка велела запомнить ей шесть волшебных слов.
- Каких?
Учитель: Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете пословицы. Познакомиться с новыми пословицами нам помогут книги, которые вы видите на выставке. Все эти пословицы собраны благодаря собирателям пословиц. Самый знаменитый из них - В. И. Даль.
VI. Послушайте сообщения, которые подготовили ребята.
(Дети рассказывают о создании словаря пословиц, о В.И. Дале, человеке необыкновенной жизни и разнообразных талантов).
VII. Сегодня на уроке мне хотелось бы подвести
итоги конкурса «Знаешь ли
ты пословицы? »
VIII. Итог урока
Мне приятно осознавать, что культура русского народа жива, что мудрые
изречения наших предков не забыты, они дошли до наших времен и
благодаря пословицам наш русский язык становится ярким и образным.
Оценки за урок
Домашнее задание
Прочесть стихотворение и найти в нем пословицы:
Ну, кто из вас не согласится,
Что без труда мечта мертва;
Что дело мастера боится;
Что жизнь дана нам для добра;
Что друг не тот, кто медом мажет,
А тот, кто правду прямо скажет;
Что долог день до вечера, коли делать нечего;
Что сам себя лишь погубит,
Кто других совсем не любит;
Где растяпа да тетеря,
Там не прибыль, а потеря.
И, конечно, без труда
Не вытащить и рыбку из пруда.
Помни! Тот, кто хочет много знать,
Тот не должен долго спать.
Согласитесь: лень и плут
До добра не доведут.
Во втором конспекте представлена работа учителя по изучению потешек, частушек, песенок, считалок, детских игр.
Тема: «Народное творчество. Детский фольклор»
Цель: ознакомить учащихся с жанрами народного творчества, с детским фольклором.
Задачи: - учить чувствовать и понимать творчество русского народа.
- познакомить с особенностями различных жанров УНТ;
- продолжить работу
по обучению выразительному
- совершенствовать коллективные формы работы;
- воспитывать любовь к Родине.
Оборудование: учебник «Родная речь» (авт. М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова), карточки для коллективной работы, выставка произведений народного творчества.
I. Организационный момент.
Звучит фрагмент песни «У наших воротьев»
II. Целеполагание.
- Вы прослушали фрагмент русской фольклорной песни «У наших воротьев».
- Посмотрите на костюмы ребят, на выставку, и скажите, о чем мы будем говорить на нашем уроке?
- Тема нашего урока: «Народное творчество. Детский фольклор».
- Ребята, а что такое фольклор?
(Фольклор - с англ. «народное учение», «народная мудрость»).
III. Знакомство с жанрами устного творчества.
- Издавна говорили, что матушка Русь богата не только лесами и реками, красивы и необычны ее слова, праздники, песни, игры. Сегодня мы познакомимся с некоторыми жанрами устного народного творчества.
- Откройте учебники
на с.4-ой и давайте еще
- Что воспевают люди в этих песнях?
(Красоту русской природы.)
- Русскому народу любой
другой местности присущи свои
особенности исполнения
- В этой песне вы услышите о труде крестьян, которые выращивают хлеб на родной земле Белгородской.
- Что вы услышали в этой песне?
- А какие еще жанры устного народного творчества вы знаете? (еще есть игры, дразнилки, заклички).
- Верно. Говоря скороговорки, считалки, прибаутки, загадывая загадки, играя в игры, мы развиваем речь, узнаем что-то новое, познаем окружающий мир, красоту русского языка.
- Итак, как вы догадались,
нас сегодня ждет много
(Включается музыка).
IV. Разучивание считалок.
- Очень любили деревенские мальчишки играть. А чтобы не ссориться, умели считалки говорить, да и сами сочинять. Вот и мы с вами сегодня поучимся считать.
- Ребята, а для чего нужна считалка?
Считалка
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Небо, звезды, луг, цветы-
Ты поди-ка поводи!
- Читаем вместе, затем по одному.
- А может, кто-то уже запомнил?
- В книге вам предлагаются другие считалки на с.6-ой. Вы сначала прочитайте их про себя. Потом мы послушаем, как у вас получается.
- А кто из вас знает другие считалки? Расскажите и обыграйте.
V. Разучивание детских игр.
-Считать мы с вами научились, пора и в игры поиграть. Предлагаю вам игру «Цапки».
Выбирается ведущий (при помощи считалки), он вытягивает руку вперед ладонью вниз. Каждый из игроков под ладонью ставит свой палец.
Ведущий припевает:
Собирайтесь, колдуны,
На горячие блины,
Котик, жаба, цапа!
При слове «цапа» все быстро убирают свои пальчики, а ведущий сжимает ладонь. Чей палец схвачен, тот выбывает из игры.
- А теперь игра «Золотые ворота».
Пара играющих берется за руки и поднимает их вверх, образуя ворота.
Остальные участники игры, взявшись за руки по двое, проходят через ворота, напевая:
Золотые ворота!
Проходите, господа!
В первый раз прощается!
Второй раз запрещается!
А на третий раз не пропустим вас!
Те, кого не пропустили, садятся. Игра продолжается.
- Вот вы и узнали новые игры. Будет во что поиграть с ребятами во дворе.
VI. Работа в группах.
- А нас ждет интересная
работа в группах. Для каждой
группы подготовлено задание.
Прежде чем выступать,
Гр.1 «Приговорки» - это говорить, делая что-нибудь, сопровождая что-нибудь словами.
Улитка, улитка,
Выпусти рога!
Дам кусок пирога
И кувшин творога.
А не выпустишь рога,
Забодай тебя коза.
Гр.2.«Дразнилки» - это злить, умышленно раздражать чем-нибудь.
-Ваньк!
-А?
-Скажи слово «Иду».
-А что?
-Ну скажи!
-Иду.
-У тя нос в меду!
Гр.3 «Заклички»- это кого-либо или что-либо звать.
Гром гремучий,
Тресни тучи.
Дай дождя
С небесной кручи.
Гр.4. «Потешки»- это смешные истории.
«Небылицы»- это вымысел, лживое сообщение.
Огуречек, огуречек,
Не ходи на тот конечек,
Там мышка живёт,
Тебе хвостик отгрызёт.
- Ребята, давайте еще одну небылицу прочитаем в учебнике на с.7-ой.
- Почему это произведение называется небылицей?
- Итак, с какими жанрами вы познакомились? Что больше понравилось?
- Группы свои выступления
закончили. Молодцы, у вас
VII. Знакомство с историей загадок.
- Что еще относится
к устному народному творчеству
- Вот вам моя подсказка:
Думать хорошо, а отгадать и того лучше.
- А что вы знаете о загадках?
- Загадки возникли на Руси в глубокой древности. Их сложил народ. Как и сказки, они в течение многих веков передавались из уст в уста.
В загадках задуманный предмет изображается хитро и замысловато, чтобы отгадывающий поломал голову над ответом.
Большинство загадок построено на сопоставлении двух предметов: предмет, который загадывается, изображается с помощью другого, чем-то похожего.
В других загадках указываются лишь признаки или действия того предмета, который нужно отгадать.
Загадки не только интересны, но и красивы. Часто они представляют собой короткие стихотворения, занимательные и остроумные.
Есть загадки о книгах, инструментах, животных, явлениях природы, овощах и фруктах, и т.д.
- Сейчас каждая группа попробует отгадать несколько загадок в конверте.
- Как вы узнали слово-отгадку?
- О чем эта загадка?
Гр.1 -Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книга)
Гр.2-Железный нос
В землю врос,
Роет, копает,
Землю разрыхляет.
(Лопата)
Гр.3-Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит.
(Петух)
Гр.4- Крашеное коромысло
Через реку повисло.
(Радуга)
VIII. Знакомство с историей пословиц и поговорок.
- Еще что относится
к устному народному
- Это пословицы и поговорки.
Пословица - всем делам помощница.
- А что вы знаете о пословицах?
Пословица - это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.
В пословицах - народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни и людях.
Сохранилось много пословиц, в которых осуждаются те, кто угнетал народ, кто жил за счет его труда.
Сложил пословицы трудовой народ, поэтому в них ценится хорошая, дружная работа, мастерство человека, его умная выдумка.
Пословицы высмеивают лентяев, болтунов.
Пословицы легко и быстро запоминаются, потому что похожи по складу речи на короткие стихотворения.
Информация о работе Формирование культуры речи на уроках русского языка