Формирование культуры речи на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 01:00, курсовая работа

Описание работы

цель исследования: выявить оптимальные условия развития речи обучающихся начальных классов средствами малых форм фольклора.Задачи:
1.Изучить теоретические основы проблемы использования фольклора в развитии речи и мышления детей младшего школьного возраста.
2.Определить влияние фольклорных жанров на обогащение развитие речи обучающихся начальных классов.
3.Охарактеризовать методы и приёмы работы учителя начальных классов по ознакомлению детей с малыми фольклорными жанрами.
4. Разработать конспекты урока по ознакомлению детей с малыми фольклорными формами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………. 3
I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
1.1 Особенности развития речи младших школьников…………………….. 7
1.2 Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей
младшего школьного возраста……………………………………………... 13
1.3 Особенности понимания младшими школьниками малых
фольклорных жанров……………………………………............................... 27
II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАЛЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
2.1. Особенности проектировки урока по литературному чтению……… 30
2.2. Разработка уроков литературного чтения, на которых изучаются малые
фольклорные формы ……………………………………………………… 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………. 50
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………… 53

Файлы: 1 файл

итоговая курсовая.doc

— 276.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

2. Заполните схему «Произведение  фольклора».





 

 

  1. Найдите ошибку.

Иван Царевич                      Былинные герои                           Добрыня Никитич


Илья Муромец             Микула Селянинович                Алёша Попович

 

II. Работа с учебником: чтения названия раздела и вводной статьи. Обращается внимание учеников на название раздела, спросите их: «Как можно назвать раздел иначе?» Важно, чтобы учащиеся использовали синонимы «устное народное творчество» или «фольклор».

III. Чтение былины «Волх Всеславович» учителем или хорошо читающимися детьми по частям. Все учащиеся следят по тексту.

IV. Беседа по выявлению первичного восприятия.

- Что читали? Какое чувство у  вас вызвало это произведение?

- Когда вы огорчались или  радовались, слушая это произв6едение?

- Что особенного запомнилось?

V. Работа с текстом произведения: выделения заглавия, определение жанра.

VI. Повторное чтение, деление текста на смысловые части и составление плана:

    1. Рождение богатыря.
    2. Сила Волха.
    3. Волх и кудесник.
    4. Волх и царь Салтык.
    5. Служба Волха.

VII. Анализ произведения: выполнение заданий в учебнике под руководством учителя; работа со словарём, данным к тексту в учебнике; выполнение задания в тетради под руководством учителя.

VIII. Обобщение.

 

 

      1. С каким произведением работали? Как оно озаглавлено? Что означает имя богатыря? Чем эта былина похожа на сказку и чем отличается?
      2. Творческая работа. Рассказы детей «Каким я представляю Волха».
      3. Работа со схемой в тетради. Схему заполняют коллективно, каждый признак ученики доказывают словами из текста произведения.

                                                                                  сильный


                                                     Волх

                                               Всеславович

 

 

 

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости. В.П. Адрианова-Перетц отмечает, что они в обобщенном суждении о типических явлениях прибегают к наиболее устойчивой части лексики общенародного языка, в них нет никаких украшающих средств, мысль передается лишь самыми необходимыми и притом точно отобранными словами (17). К тому же, как отмечает Н.А. Дмитриева, что выражено словом, то уже в большей или меньшей мере понятно и объяснимо, "определенность, ясность, пластичность" художественной речи – это есть определенность выражаемого духовного состояния: думы, чувства, впечатления, настроения, переживания (17).

Е.А. Флерина, А.П. Усова, Г. Клименко, Н. Орлова, Н. Гавриш отмечали, что важнейшим условием использования пословиц и поговорок является уместность, когда на лицо есть иллюстрирующие их факты, обстоятельства, скрытый смысл становится для ребенка ясен. Ребенок должен чувствовать, что это именно те слова, с помощью которых можно наилучшим образом выразить свою мысль: метким словом остановить хвастуна, насмешника; дать меткую характеристику человеку или его деятельности. Пословицы открывают детям некоторые правила поведения, моральные нормы, с их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие. Таким образом, они являются нашими верными помощниками в формировании нравственных качеств детей, и, прежде всего трудолюбия и дружеских отношений друг к другу.

Весьма важно, чтобы пословицы  или поговорки читались и произносились  выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением,

утверждением и т.п.), а также  сопровождались жестами, мимикой. Это помогает осмыслить суть пословицы и побуждает к желаемому поступку. Таким образом, использование пословиц и поговорок на уроках русского языка и литературного чтения и в повседневной жизни активизирует речь ребенка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости.

Используя в своей речи пословицы  и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и  чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

 

Одна из малых форм фольклора, которая  развивает речь и мышление обучающихся  начальных классов – это загадка. Структура загадки требует специфических языковых средств, поэтому обращается внимание и на построение загадки: "Какими словами начинается загадка? Как кончается? О чем в ней спрашивается?" Подобный вопросы развивают у детей чуткость к языку, помогают замечать выразительные средства в загадках, развивают речь ребенка. Важно, чтобы дети не только запоминали образные выражения загадки, но и сами создавали словесный образ предметов, то есть пытались находить и свои варианты описаний. Таким образом, анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и приучает детей внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ.

Отгадывание и придумывание загадок  также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи младших школьников.

Загадки обогащают словарь детей  за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина (19).

Загадка – одна из малых форм устного  народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность". Цель загадки – испытать сообразительность, учить видеть мир по-новому, поэтому она является не самостоятельным жанром, а прикладным (1).

История происхождения загадки: давным-давно, ещё тогда когда боялись люди природы, казалось древнему охотнику, земледельцу и скотоводу, что  всюду есть добрые и злые существа. В лесу – Леший, в реке – Водяной, русалки, в избе – Домовой. Думали тогда люди, что и дерево, и рыба, и птица – все понимают человеческий язык. И люди в те времена, собираясь на охоту, на рыбную ловлю или пасти стадо, старались вслух не произносить тех слов, которые связаны с успехом предстоящего дела. А для того чтобы и зверя обмануть, и друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый «тайный» язык, особую «загадочную» речь. Ещё в начале нашего века сибирские охотники во время охотничьего сезона медведицу называли «коровой», а корову – «шикуша», коня - «долгохвостый». Вот загадка из этой тайной речи когда то и началась. И сначала она для того и служила, чтобы помочь молодым «тайный» язык выучить. Если отгадал да запомнил загадку:

«Корова комола,

Лобик широк,

Глазеньки узеньки,

В стаде пасется

И в руки не дается». – То наверняка не забудешь, как нужно называть медведицу на охоте. Зимними вечерами, когда переделаны все дела по хозяйству, собирались, бывало, и стар и мал в какой-нибудь избе. И начинали старики молодым мудреные вопросы задавать. А загадывали старики не просто, как вздумается, а строго порядка держались. Начинали с загадок о человеке, о том, что к нему ближе всего – об одежде, о доме. Потом про огород, сад, поле, пасеку. А потом уже о снеге, громе, молнии, о звёздах и месяце. Постепенно, с веками, сильнее да умнее человек становился, меньше стал «темных сил» бояться. Не нужны, стали и «обманные» названия, забылись они постепенно. А загадка не забылась. Её широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказках. Главное стало, чтобы человек смекалку свою испытал, лишний раз вокруг оглянулся – пусть видит, в каком интересном мире живет. И везде, в самом будничном, загадка умеет что-нибудь интересное подметить, самое привычное сделать необычным, загадочным. Вот, например: «Вниз – смеется, кверху - плачет». Разгадка проста: ведро в колодце. Но так тонко подмечено, что пустое ведро идёт вниз поскрипывая, как бы смеется, а вверх поднимаясь – воду расплескивает, как будто плачет. Позже загадка перешла в мир детства, стала учить ребёнка узнавать мир, видеть его по-новому. Для ребёнка мир всегда полон таинственности, ему ещё многое предстоит отгадать. И разгадывание загадок доставляет ребёнку удовольствие, отгадка радует и удивляет.

Ю.Г. Илларионова считает, что использование  загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи – доказательства и речи – описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. (10).

Чтобы вызвать у детей интерес  и потребность в доказательстве,    Ю.Г. Илларионова рекомендует при  отгадывании загадок ставить  перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что

отгадка правильна. Необходимо учить  детей воспринимать предметы и явления  окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.

Систематическая работа по развитию у детей навыков речь – доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.

Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.

В этих целях проводится анализ языка  загадки, обращается внимание на ее построение. Автор рекомендует иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.

Загадка развивает в ребёнке  догадливость, сообразительность. Загадывается загадка – вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Иносказание переносит предмет в совершенно иную область вещественного мира. «Чёрненькая собачка, свернувшись, лежит; не лает, не кусает, а в дом не пускает» - замок замысловато сравнивается с чёрненькой собачкой. Иносказательный образ в загадке всегда поражает странностью, необычайностью, реальной несочетаемостью качеств и свойств. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречии реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: всё становится на свои места в согласии с действительными качествами загадываемого предмета. Оказывается, что у замка действительно есть общее с собакой: оба они не пустят в дом, могут быть одного цвета – чёрными, но вот то, что собака не лает и не кусает, относится только к замку.

Говоря другими словами, загадка  указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому  предмету. На сходстве и отрицании  свойства между предметами она и  основана. Это свойство загадки вводит ребёнка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающегося мира, а также об особенностях каждого предмета и явления. Эти мыслительные операции, однако, важны не сами по себе, а тем, что ребёнок открывает для себя поэзию окружающего мира.

Загадка в большинстве случаев  построена на сравнении или метафоре. К.Д.Ушинский подчёркивал, что «загадка – полезное упражнение для ума, материал для классной беседы и объяснение картинного описания предмета». Именно через загадку можно дать ребёнку первые представления об образности родного языка, познакомить с иносказательными оборотами речи. Анализируя загадку, следует сопоставить текс с отгадкой, подчёркивая признаки загаданного предмета, его назначение.

Информация о работе Формирование культуры речи на уроках русского языка