Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 10:58, курсовая работа
Актуальность исследования. Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране и за рубежом, выдвигают новые требования к педагогической теории и практике в области подготовки подрастающего поколения к жизни и труду в условиях устанавливающихся новых отношений. Особую актуальность в современных условиях приобретает проблема формирования мотивов к учению, в частности к занятиям физической культурой.
За последние годы вопросы физического воспитания все больше и больше привлекают внимание педагогической, медицинской и родительской общественности. И это не случайно. Известно, какое большое значение имеет хорошо организованное физическое воспитание для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития, повышения работоспособности их организма и расширения функциональных возможностей.
Введение……………….…………………………………….………………..…..3
Глава 1. Теоретические основы формирования мотивации к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста…………...8
1.1. Психологические и анатомо-физиологические особенности развития младших школьников………...……………………………………………...8
1.2. Психолого-педагогические основы формирования у младших школьников мотивации к занятиям физической культурой…...………..15
Глава 2. Методические аспекты проблемы физического воспитания младшего школьного возраста ........................................................................21
2.1. Проблема физического воспитания школьника в научно - методической литературе ………………………………………...……….21
2.2. Организационная структура физического воспитания в школе…….23
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию мотивации к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………31
3.1. Методика опытно – экспериментальной работы….………………31
3.2. Анализ результатов констатирующего исследования……………... 36
3.3.Экспериментальная работа по формированию мотивации к занятиям физической культурой...………………………………...………………....40
3.4. Анализ результатов формирующего эксперимента ……………......42
Заключение…………………………………………………………………..….46
Библиография……………………………………
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Оглавление Введение……………….……………………………………. Глава 1. Теоретические основы формирования мотивации к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста…………...8 1.1. Психологические и анатомо-физиологические
особенности развития
младших школьников………...…………………………………… 1.2. Психолого-педагогические основы формирования у младших школьников мотивации к занятиям физической культурой…...………..15
Глава 2. Методические
аспекты проблемы физического воспитания младшего
школьного возраста .............................. 2.1. Проблема физического воспитания школьника в научно - методической литературе ………………………………………...……….21 2.2. Организационная структура физического воспитания в школе…….23
Глава 3. Опытно-экспериментальная
работа по формированию мотивации к занятиям физической
культурой у детей младшего школьного
возраста………………………………………………………… 3.1. Методика опытно – экспериментальной работы….………………31 3.2. Анализ результатов констатирующего исследования……………... 36 3.3.Экспериментальная работа по формированию
мотивации к занятиям физической культурой...………………………………...……… 3.4. Анализ результатов формирующего эксперимента ……………......42
Заключение…………………………………………………… Библиография……………………………………………… Приложение |
Введение
Актуальность исследования. Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране и за рубежом, выдвигают новые требования к педагогической теории и практике в области подготовки подрастающего поколения к жизни и труду в условиях устанавливающихся новых отношений. Особую актуальность в современных условиях приобретает проблема формирования мотивов к учению, в частности к занятиям физической культурой.
За последние годы вопросы физического воспитания все больше и больше привлекают внимание педагогической, медицинской и родительской общественности. И это не случайно. Известно, какое большое значение имеет хорошо организованное физическое воспитание для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития, повышения работоспособности их организма и расширения функциональных возможностей.
Научные работники и учителя физической культуры уделяют большое внимание решению целого ряда важных и актуальных вопросов физического воспитания детей школьного возраста. Особое место отводится разработке перспектив развития отечественной системы физического воспитания детей в период развития нашего общества; накапливаются данные о роли, объеме и содержании двигательной деятельности школьников в режиме дня, недели, месяца, года; совершенствуются программы по физической культуре; определяются конкретные пути осуществления взаимосвязи физического воспитания с умственным, нравственным, трудовым и эстетическим, пути развития у учащихся общественной активности и самодеятельности по физической культуре и спорту в пионерских и комсомольских организациях.
Продолжаются исследования по выявлению возрастных особенностей формирования двигательных умений и навыков в процессе физического воспитания. Выявляются особенности содержания и методики занятий со школьниками, нуждающимися в лечебном воздействии физических упражнений; ведутся поиски оптимального объема двигательной деятельности в условиях школы и семьи для детей низкого физического развития, для детей, имеющих незначительные отклонения в костно-мышечной системе и недостаточное развитие основных двигательных качеств.
Весьма важны также
Среди актуальных проблем школьников физического воспитания значительное место занимает такая специфическая проблема, как развитие у детей основных двигательных качеств (быстроты движений, силы мышц, выносливости к мышечным усилиям разной интенсивности, вестибулярной устойчивости и других качеств).
Хорошее физическое воспитание, полученное в период естественного роста и развития, имеет большое значение для деятельности человека в зрелые годы, обеспечивает высокую работоспособность на протяжении многих лет жизни.
Одним из самых старейших проблем школьного обучения является формирование мотивации к учению. Эта проблема рассматривается многими известными психологами и педагогами, как А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и т.п. Именно ими была поднята проблема: как повысить у ребенка интерес к учению, т.е. формировать мотив.
В настоящее время политика образования Российской Федерации направлена на переход к развивающему обучению, где меняются цель, содержание и методы обучения. И в новой ситуации организации обучения эта проблема стоит на повестке дня. Массовые школы организуют свою деятельность в основном по традиционной системе обучения, но по-прежнему остро стоит вопрос: как формировать мотивацию учения.
Школьный возраст, как и все возрасты, является переломным. Он определяется моментом поступления ребенка в школу. У школьника начинается новая, по-своему содержанию и по всей функции деятельность - деятельность учения. Переход к новому положению, отношению с взрослыми и сверстниками, а также в семье определяются, тем как они выполняют свои первые и важные обязанности, и все это ведет к тем проблемам, которые связаны не только с семьей, но и с учебой.
Наряду с вопросами
формирования у учащихся мотивации
к учению, также необходимо решать
вопросы формирования потребности
к самостоятельным и
Несмотря на многочисленность опубликованных работ по физическому воспитанию школьников остается практически не освещенным важный компонент - формирование у школьников мотивации к занятиям физической культурой, хотя в работах Н.К.Шамаева, И.И.Портнягина, М.С.Мартыновой отражены основные мотивы, побуждающие школьников к занятиям физической культурой.
Теоретическая и практическая
значимость и недостаточная
Объект исследования: процесс формирования мотиваций к занятиям физической культурой у младших школьников.
Предмет исследования: пути и средства формирования мотивации к занятиям физической культуры у младших школьников.
Цель исследования: научно обосновать и определить эффективные средства формирования мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников будет эффективным, если:
1) в программу по физической культуре будут внедрены интегрированные уроки;
2) во внеклассную работу будут включены преимущественно игры соревновательного характера.
В ходе работы были поставлены
1) изучить научно-методическую литературу по формированию мотивации;
2) определить мотивы, вызывающие интерес к занятиям физической культурой у младших школьников;
3) экспериментально обосновать эффективность форм и средств, способствующих формированию мотиваций к занятиям физической культурой у младших школьников;
4) разработать практические рекомендации по формированию мотиваций к занятиям физической культурой.
Для решения поставленных задач использовались методы: теоретический анализ литературы, диагностические методы (анкетирование, тестирование, наблюдение, беседы с учителем), эксперимент, сравнение результатов контрольного и констатирующего экспериментов.
Экспериментальная база исследования: учащиеся четвертых классов МОУ СОШ № 30 г. Уссурийск. В процессе эксперимента участвовало 40 детей 9-10 летнего возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе учителей физической культуры, учителями начальных классов, а также студентами педагогических училищ и вузов.
Cтруктура работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Глава 1. Теоретические основы формирования мотивации к занятиям физической культуры у детей младшего школьного возраста
Физическое развитие младших школьников резко отличается от развития детей среднего и особенного старшего школьного возраста. По некоторым показателям развития большой разницы между мальчиками и девочками младшего школьного возраста нет, до 10 лет пропорции тела у мальчиков и девочек почти одинаковы. В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется к лучшему ее форма, превращаясь в конус, обращенный основанием кверху. Благодаря этому, становится больше жизненная емкость легких [29, с. 72].
Однако функция дыхания остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника относительно учащенное и поверхностное. Иными словами, дыхательный аппарат детей функционирует менее производительно. Задержка, а также затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности, вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом (гипоксемию). Поэтому, при обучении детей физическим упражнениям необходимо строго согласовывать их дыхание с движениями тела. Обучение правильному дыханию во время упражнений является важнейшей задачей при проведении занятий с группой ребят младшего школьного возраста.
В тесной связи с дыхательной системой функционируют органы кровообращения. Система кровообращения служит поддержанию уровня тканевого обмена веществ, в том числе и газообмена. Другими словами, кровь доставляет питательные вещества и кислород ко всем клеточкам нашего организма и принимает в себя те продукты жизнедеятельности, которые необходимо вывести из организма человека. Вес сердца увеличивается с возрастом в соответствии с нарастанием веса тела. Масса сердца приближается к норме взрослого человека: 4 кг на 1 кг общего веса тела. Однако пульс остается учащенным до 84-90 ударов в минуту (у взрослого 70-72 удара в мин.). В связи с этим за счет ускоренного кровообращения, снабжение органов кровью оказывается почти в 2 раза большим, чем у взрослого. Высокая активность обменных процессов у детей связана и с большим количеством крови по отношению к весу тела, 9% по сравнению с 7-8% у взрослого человека [29, с. 74].
Сердце младшего школьника лучше справляется с работой, т.к. просвет артерий в этом возрасте относительно более широкий. Кровяное давление у детей обычно несколько ниже, чем у взрослых. К 7-8 годам оно равняется 99/64 мм. рт.ст., к 9-12 годам - 105/70 мм рт.ст. При предельной напряженной мышечной работе сердечные сокращения у детей значительно учащаются, превышая, как правило, 200 ударов в минуту. После соревнований, связанных с большим эмоциональным возбуждением, они учащаются еще больше - до 270 ударов в минуту. Недостатком этого возраста является легкая возбудимость сердца, в работе которого нередко наблюдается аритмия, в связи с различными внешними влияниями. Систематическая тренировка обычно приводит к совершенствованию функций сердечно - сосудистой системы, расширяет функциональные возможности детей младшего школьного возраста.
Жизнедеятельность организма, в том числе и мышечная работа, обеспечивается обменом веществ. В результате окислительных процессов распадаются углеводы, жиры и белки, возникает необходимая для функций организма энергия. Часть этой энергии идет на синтез новых тканей растущего организма детей, на «пластические» процессы. Как известно, теплоотдача происходит с поверхности тела. А так как поверхность тела детей младшего школьного возраста относительно велика по сравнению с массой, то он и отдает в окружающую среду больше тепла.
И отдача тепла, и рост, и значительная мышечная активность ребенка требует больших затрат энергии. Для таких затрат энергии необходима и большая интенсивность окислительных процессов. У младших школьников относительно невелика и способность к работе в анаэробных (без достаточного количества кислорода) условиях [24, с. 89].