Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 10:58, курсовая работа
Актуальность исследования. Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране и за рубежом, выдвигают новые требования к педагогической теории и практике в области подготовки подрастающего поколения к жизни и труду в условиях устанавливающихся новых отношений. Особую актуальность в современных условиях приобретает проблема формирования мотивов к учению, в частности к занятиям физической культурой.
За последние годы вопросы физического воспитания все больше и больше привлекают внимание педагогической, медицинской и родительской общественности. И это не случайно. Известно, какое большое значение имеет хорошо организованное физическое воспитание для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития, повышения работоспособности их организма и расширения функциональных возможностей.
Введение……………….…………………………………….………………..…..3
Глава 1. Теоретические основы формирования мотивации к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста…………...8
1.1. Психологические и анатомо-физиологические особенности развития младших школьников………...……………………………………………...8
1.2. Психолого-педагогические основы формирования у младших школьников мотивации к занятиям физической культурой…...………..15
Глава 2. Методические аспекты проблемы физического воспитания младшего школьного возраста ........................................................................21
2.1. Проблема физического воспитания школьника в научно - методической литературе ………………………………………...……….21
2.2. Организационная структура физического воспитания в школе…….23
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию мотивации к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………31
3.1. Методика опытно – экспериментальной работы….………………31
3.2. Анализ результатов констатирующего исследования……………... 36
3.3.Экспериментальная работа по формированию мотивации к занятиям физической культурой...………………………………...………………....40
3.4. Анализ результатов формирующего эксперимента ……………......42
Заключение…………………………………………………………………..….46
Библиография……………………………………
В ходе второго формирующего этапа исследования нами определены результаты успеваемости по физической культуре (таблица 6).
Таблица 6.
Результаты успеваемости учащихся по физической культуре (%).
Оценка |
4 «Б» | |
Отлично |
16% |
29% |
Хорошо |
49% |
51% |
Удовлетворительно |
35% |
20% |
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в связи с введением опытных (интегрированных) уроков по физической культуре и обогащения секционных занятий играми соревновательного характера, повысился интерес учащихся к занятиям физической культурой и успеваемость в целом.
3.4. Анализ результатов формирующего эксперимента
На заключительном этапе исследования средства и методы занятий остались прежними - интегрированные уроки, игры соревновательного характера, теоретические занятия. Кроме этого на данном этапе в физкультурно-массовые мероприятия активно стали привлекаться родители. Нами проводились семейные эстафеты, познавательные викторины (приложение 5).
В конце заключительного этапа исследования нами проведен третий контрольный срез для выявления конечных результатов исследования, во время которого нами был проведено повторное анкетирование учащихся экспериментальных и контрольных групп для выявления основных мотивов, побуждающих к занятиям физической культурой, а также результатов успеваемости.
Таблица 7.
Мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой учащихся на заключительном этапе (%).
Мотивы |
4 «А» |
4 «Б» |
Желание получить хорошую оценку |
20% |
8% |
Общение со сверстниками |
15% |
5% |
Чтобы не отставать от сверстников |
12% |
5% |
Улучшение физической подготовленности |
10% |
13% |
Улучшение самочувствия |
10% |
5% |
Желание выполнять физическое упражнение |
9% |
18% |
Улучшение состояния здоровья |
9% |
20% |
Удовлетворение потребностей в движении |
8% |
15% |
Стремление показать свои способности |
8% |
11% |
Изменение мотиваций к занятиям физической культурой, на заключительном этапе эксперимента, показывают результаты анкетирования учащихся экспериментальной группы. Основными мотивами, побуждающими учащихся к занятиям физической культурой на данном этапе исследования, являются улучшение состояния здоровья, желание выполнять физические упражнения, удовлетворение потребностей в движении, стремление показать или проверить свои способности. Они стремятся к самосовершенствованию, самовыражению и самоутверждению, к удовлетворению духовных потребности. Эффективность процесса физического воспитания обусловлена методической целесообразностью его построению.
На данном этапе исследования нами проведено повторное анкетирование в целях выявления основных целей занятий физической культурой (таблица 8). Из таблицы видно, что 21,0% респондентов назвали цель «Развить свои физические качества», на второй позиции «Сформировать потребности в регулярных занятиях» и на третьей «Воспитание морально-волевых качеств».
Таблица 8.
Цель занятий физической культурой.
Наименование целей |
4 «Б» |
Развивать свои физические качества |
21% |
Сформировать потребность в регулярных занятиях |
16% |
Достичь физического совершенства |
14% |
Воспитать морально-волевые качества |
13% |
Стать здоровым |
11% |
Развить в себе чувство прекрасного |
10% |
Отдохнуть, развлечься |
10% |
Найти друзей, товарищей |
5% |
В результате анкетирования нами получены следующие результаты: успеваемость в экспериментальной группе повысилась: на «отлично» 45 % учащихся, на «хорошо» – 40 %, «удовлетворительно» – 15 % (таблица 9).
Таблица 9.
Результаты успеваемости учащихся экспериментальной и контрольной групп на заключительном этапе (%).
Оценка |
1 этап |
2 этап |
3 этап | |||
4 «Б» |
4 «А» |
4 «Б» |
4 «А» |
4 «Б» |
4 «А» | |
Отлично |
16% |
39% |
29% |
39% |
45% |
39% |
Хорошо |
49% |
35% |
51% |
35% |
40% |
35% |
Удовлетворительно |
35% |
26% |
20% |
26% |
15% |
26% |
Таким образом, полученные результаты по физической успеваемости свидетельствуют о существенных достоверно значимых сдвигах по большинству показателей между экспериментальной и контрольной группах.
Итак, в результате проведенной опытно-экспериментальной работы повысилась успеваемость учащихся, значительно уменьшились пропуски учебных занятий по состоянию здоровья, появился интерес к занятиям физической культурой и к учебе в целом.
Поэтому:
1. Для формирования мотивов, побуждающих к занятиям физической культурой, а также в целях экономии учебного времени, можно с успехом интегрировать уроки;
2. Соревновательные игры
3. Теоретические занятия по
4. Тесная связь с родителями помогает в формировании потребности в здоровом образе жизни у учащихся.
Заключение
Физическое развитие младших школьников отличается от развития детей среднего и старшего школьного возраста. Он является основным для формирования мотивации к занятиям физической культурой.
Физическая культура в
Многообразная практика
Для того, чтобы сформировать положительную мотивацию необходимо, чтобы обучение носило наглядный характер с простым и доходчивым объяснением. Нужно систематически, на протяжении длительного времени, повторять с детьми пройденный учебный материал, а также включать игровую деятельность, так как развиваются буквально все психические функции и качества ребенка: острота ощущений и восприятия, внимание, оперативная память, воображение, мышление, социальные чувства, волевые качества. Ребята должны помимо физкультуры в школе, заниматься ею систематически и самостоятельно. Интерес учащихся к самостоятельному систематическому выполнению физических упражнений будет стимулироваться и в том случае, если учитель обеспечит постоянный контроль за тем, выполняют школьники дома физические упражнения или нет.
Таким
образом, необходимое условие
для создания у учащихся
Можно сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза, разработанная и примененная нами, методика формирования мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников будет эффективна, если:
1) в программу по физической
культуре будут внедрены
2) во внеклассную работу будут включены преимущественно игры соревновательного характера, доказана.
Цель исследования: научно обосновать и определить эффективные средства формирования мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников, достигнута.
Задачи исследования:
1) изучить научно-методическую литературу по формированию мотивации;
2) определить мотивы, вызывающие интерес к занятиям физической культурой у младших школьников;
3) экспериментально обосновать
4) разработать практические рекомендации по формированию мотиваций к занятиям физической культурой, выполнены.
Данная дипломная работа может быть использована в работе учителей физической культуры, учителями начальных классов, а также студентами педагогических училищ и вузов.
Список литературы:
1. Абрамова С.Л., Гриницилин Б.М., Золотых Л.К. Формирование интереса к учению у школьников. М.: 1968.
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. В.: 1985.
3. Баландин В.А. Развитие познавательных процессов детей с 6-10 лет средствами физического воспитания // Физическая культура № 1/2000.
4. Быков В.С. Теория и практика формирование потребностей в физическом воспитании у школьников Физическая культура № 1/2000.
5. Габышев А.П. Формирование мотивов физической активности у школьников на уроках физической культуры // Сборник тезисов, докладов на республиканской научно-практической конференции 1999.
6. Гадман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой М.: Просвещение 1991.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология С.П.: 1999.
8. Ильин Е.П. Психология физического воспитания М.: 1987.
9. Ильин Е.П. Психология физического воспитания С.П.: 2002.
10. Ильин Е.П. Мотив и мотивация С.П. 2000.
11. Копылова О.А. Тропинка здоровья // Начальная школа № 9/2010 с. 39-42.
12. Леонтьев В.Г. Исследование мотивационной сферы личности М.: 1984.
13.Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности М.: 1984.
14. Леонтьев В.Г. Формирование мотивации учебной деятельности учащихся. М.: 1985.
15. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивации учения и ее воспитание у школьников С.: 1983.
16. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: 1990.
17. Маслоу А. Психология бытия М.: 1997.
18. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры М.: ФиС, 1991.
19. Матюхина М.В. Мотивация учения у младших школьников. Педагогика. М.: 1984.
20. Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации и учения М.: 1983.
21. Матюхина М.В., Михальчук Т.С. Возрастная и педагогическая психология М.: 1984.
22. Мельников Э.Л., Корожнева Л.А. Интегрированное обучение в начальной школе: теория и практика. С.П.: «КАРО», 2003. с. 9-14.