Формирование мотивации к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране и за рубежом, выдвигают новые требования к педагогической теории и практике в области подготовки подрастающего поколения к жизни и труду в условиях устанавливающихся новых отношений. Особую актуальность в современных условиях приобретает проблема формирования мотивов к учению, в частности к занятиям физической культурой.
За последние годы вопросы физического воспитания все больше и больше привлекают внимание педагогической, медицинской и родительской общественности. И это не случайно. Известно, какое большое значение имеет хорошо организованное физическое воспитание для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития, повышения работоспособности их организма и расширения функциональных возможностей.

Содержание работы

Введение……………….…………………………………….………………..…..3
Глава 1. Теоретические основы формирования мотивации к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста…………...8
1.1. Психологические и анатомо-физиологические особенности развития младших школьников………...……………………………………………...8
1.2. Психолого-педагогические основы формирования у младших школьников мотивации к занятиям физической культурой…...………..15

Глава 2. Методические аспекты проблемы физического воспитания младшего школьного возраста ........................................................................21
2.1. Проблема физического воспитания школьника в научно - методической литературе ………………………………………...……….21
2.2. Организационная структура физического воспитания в школе…….23

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию мотивации к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………31
3.1. Методика опытно – экспериментальной работы….………………31
3.2. Анализ результатов констатирующего исследования……………... 36
3.3.Экспериментальная работа по формированию мотивации к занятиям физической культурой...………………………………...………………....40
3.4. Анализ результатов формирующего эксперимента ……………......42

Заключение…………………………………………………………………..….46
Библиография……………………………………

Файлы: 1 файл

Формирование мотивации к занятиям физкультурой.doc

— 284.00 Кб (Скачать файл)

        В ходе второго формирующего этапа исследования нами определены результаты успеваемости по физической культуре (таблица 6).

 

Таблица 6.

Результаты успеваемости учащихся по физической культуре (%).

Оценка

4 «Б»

Отлично

16%

29%

Хорошо

49%

51%

Удовлетворительно

35%

20%


      

        Таким образом, можно сделать вывод о том, что в связи с введением опытных (интегрированных) уроков по физической культуре и обогащения секционных занятий играми соревновательного характера, повысился интерес учащихся к занятиям физической культурой и успеваемость в целом.

3.4. Анализ результатов формирующего эксперимента

        На заключительном этапе исследования средства и методы занятий остались прежними - интегрированные уроки, игры соревновательного характера, теоретические занятия. Кроме этого на данном этапе в физкультурно-массовые мероприятия активно стали привлекаться родители.    Нами проводились семейные эстафеты, познавательные викторины (приложение 5).

        В конце заключительного этапа исследования нами проведен третий контрольный срез для выявления конечных результатов исследования, во время которого нами был проведено повторное анкетирование учащихся экспериментальных и контрольных групп для выявления основных мотивов, побуждающих к занятиям физической культурой, а также результатов успеваемости.

Таблица 7.

Мотивы, побуждающие  к занятиям физической культурой учащихся на заключительном этапе (%).

Мотивы

4 «А»

4 «Б»

 Желание получить  хорошую оценку

20%

8%

Общение со сверстниками

15%

5%

Чтобы не отставать от сверстников

12%

5%

Улучшение физической подготовленности

10%

13%

Улучшение самочувствия

10%

5%

Желание выполнять физическое упражнение

9%

18%

Улучшение состояния  здоровья

9%

20%

Удовлетворение потребностей в движении

8%

15%

Стремление показать свои способности

8%

11%


 

        Изменение мотиваций к занятиям физической культурой, на заключительном этапе эксперимента, показывают результаты анкетирования учащихся экспериментальной группы. Основными мотивами, побуждающими учащихся к занятиям физической культурой на данном этапе исследования, являются улучшение состояния здоровья, желание выполнять физические упражнения, удовлетворение потребностей в движении, стремление показать или проверить свои способности. Они стремятся к самосовершенствованию, самовыражению и самоутверждению, к удовлетворению духовных потребности. Эффективность процесса физического воспитания обусловлена методической целесообразностью его построению.

        На данном этапе исследования нами проведено повторное анкетирование в целях выявления основных целей занятий физической культурой (таблица 8). Из таблицы видно, что 21,0% респондентов назвали цель «Развить свои физические качества», на второй позиции «Сформировать потребности в регулярных занятиях» и на третьей «Воспитание морально-волевых качеств».

Таблица 8.

Цель занятий  физической культурой.

Наименование целей

4 «Б»

Развивать свои физические качества

21%

Сформировать потребность  в регулярных занятиях

16%

Достичь физического совершенства

14%

Воспитать морально-волевые  качества

13%

Стать здоровым

11%

Развить в себе чувство  прекрасного

10%

Отдохнуть, развлечься

10%

Найти друзей, товарищей

5%


 

        В результате анкетирования нами получены следующие результаты: успеваемость в экспериментальной группе повысилась: на «отлично» 45 % учащихся, на «хорошо» – 40 %, «удовлетворительно» – 15 % (таблица 9).

Таблица 9.

Результаты успеваемости учащихся экспериментальной и контрольной групп на заключительном этапе (%).

Оценка

1 этап

2 этап

3 этап

4 «Б»

4 «А»

4 «Б»

4 «А»

4 «Б»

4 «А»

Отлично

16%

39%

29%

39%

45%

39%

Хорошо

49%

35%

51%

35%

40%

35%

Удовлетворительно

35%

26%

20%

26%

15%

26%


 

        Таким образом, полученные результаты по физической успеваемости свидетельствуют о существенных достоверно значимых сдвигах по большинству показателей между экспериментальной и контрольной группах.

        Итак, в результате проведенной опытно-экспериментальной работы повысилась успеваемость учащихся, значительно уменьшились пропуски учебных занятий по состоянию здоровья, появился интерес к занятиям физической культурой и к учебе в целом.

        Поэтому: 

        1. Для формирования мотивов, побуждающих к занятиям физической культурой, а также в целях экономии учебного времени, можно с успехом интегрировать уроки;

        2. Соревновательные игры вызывают  повышенный интерес со стороны  младших школьников, так как способствуют полнейшему удовлетворению потребности в движении;

        3. Теоретические занятия по физической  культуре необходимы для расширения  общего кругозора, в частности  дают углубленные знания о  здоровье, гигиене, своем теле  и др.

        4. Тесная связь с родителями помогает в формировании потребности в здоровом образе жизни у учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

        Физическое развитие младших школьников отличается от развития детей среднего и старшего школьного возраста. Он является основным для формирования мотивации к занятиям физической культурой.

        Физическая культура в школьном  возрасте имеет особенно большое  значение для формирования необходимых  в жизни двигательных умений, навыков, овладения основами их  практического использования в  разнообразных условиях двигательной деятельности. В обучении двигательным действиям в этом возрасте можно выделить этапы, благоприятные для быстрого и полноценного освоения новых двигательных действий. В процессе направленного использования этой особенности создаются наилучшие условия для всестороннего развития двигательных качеств. Приобретенные в школьном возрасте двигательные умения и навыки, а также физические, интеллектуальные, волевые и другие качества становятся базой для быстрого и полноценного овладения профессионально-трудовыми, воинскими и другими специальными двигательными действиями, дальнейшего физического совершенствования в зрелом возрасте. Не меньшее значение имеет вклад школьного физического образования в развитие личности молодых людей, формирование их мировоззрения и жизненной позиции, морального облика, интеллектуальной и эстетической культуры, волевой устремленности.

        Многообразная практика использования  физической культуры в школьном  возрасте направлена на физическое  совершенствование подрастающего поколения. Вместе с тем она должна служить целям обеспечения здорового образа жизни, быта и культурного отдыха, поддержания высокого уровня работоспособности в учебных занятиях и успешного осуществления других видов деятельности. Весь процесс достижения этих целей необходимо связывать со всесторонним развитием личности

  Для того, чтобы сформировать положительную мотивацию необходимо, чтобы  обучение носило наглядный характер с простым и доходчивым объяснением. Нужно систематически, на протяжении длительного времени, повторять с детьми пройденный учебный материал, а также включать игровую деятельность, так как развиваются буквально все психические функции и качества ребенка: острота ощущений и восприятия, внимание, оперативная память, воображение, мышление, социальные чувства, волевые качества. Ребята должны помимо физкультуры в школе, заниматься ею систематически и самостоятельно. Интерес учащихся к самостоятельному систематическому выполнению физических упражнений будет стимулироваться и в том случае, если учитель обеспечит постоянный контроль за тем, выполняют школьники дома физические упражнения или нет.

       Таким  образом, необходимое условие  для создания у учащихся интереса  к содержанию обучения и к  самой учебной деятельности - возможность проявить к учению умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. А именно: интегрированные уроки физической культуры, включения во внеклассные мероприятия игр и упражнений соревновательного характера, теоретический курс по физической культуре.

        Можно сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза, разработанная и примененная нами, методика формирования мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников будет эффективна, если:

        1) в программу по физической  культуре будут внедрены интегрированные  уроки;

        2) во внеклассную работу будут  включены преимущественно игры  соревновательного характера, доказана.

Цель исследования: научно обосновать и определить эффективные средства формирования мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников, достигнута.

        Задачи исследования:

   1) изучить научно-методическую литературу по формированию мотивации;

        2) определить мотивы, вызывающие  интерес к занятиям физической культурой у младших школьников;

        3) экспериментально обосновать эффективность  форм и средств, способствующих  формированию мотиваций к занятиям  физической культурой у младших  школьников;

        4) разработать практические рекомендации по формированию мотиваций к занятиям физической культурой, выполнены.

        Данная дипломная работа может быть использована в работе учителей физической культуры, учителями начальных классов, а также студентами педагогических училищ и вузов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Абрамова С.Л., Гриницилин Б.М., Золотых Л.К. Формирование интереса к учению у школьников. М.: 1968.

2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. В.: 1985.

3. Баландин В.А. Развитие познавательных процессов детей с 6-10 лет средствами физического воспитания // Физическая культура № 1/2000.

4. Быков В.С. Теория и практика формирование потребностей в физическом воспитании у школьников Физическая культура № 1/2000.

5. Габышев А.П. Формирование мотивов физической активности у школьников на уроках физической культуры // Сборник тезисов, докладов на республиканской научно-практической конференции 1999.

6. Гадман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой М.: Просвещение 1991.

7. Зимняя И.А. Педагогическая психология С.П.: 1999.

8. Ильин Е.П. Психология физического воспитания М.: 1987.

9. Ильин Е.П. Психология физического воспитания С.П.: 2002.

10. Ильин Е.П. Мотив и мотивация С.П. 2000.

11. Копылова О.А. Тропинка  здоровья // Начальная школа № 9/2010 с. 39-42.

12. Леонтьев В.Г. Исследование мотивационной сферы личности М.: 1984.

13.Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности М.: 1984.

14. Леонтьев В.Г. Формирование мотивации учебной деятельности учащихся. М.: 1985.

15. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивации учения и ее воспитание у школьников С.: 1983.

16. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: 1990.

17. Маслоу А. Психология бытия М.: 1997.

18. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры М.: ФиС, 1991.

19. Матюхина М.В. Мотивация учения у младших школьников. Педагогика. М.: 1984.

20. Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации и учения М.: 1983.

21. Матюхина М.В., Михальчук Т.С. Возрастная и педагогическая психология М.: 1984.

22. Мельников Э.Л., Корожнева Л.А. Интегрированное обучение в начальной школе: теория и практика. С.П.: «КАРО», 2003. с. 9-14.

Информация о работе Формирование мотивации к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста