Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 10:58, курсовая работа
Актуальность исследования. Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране и за рубежом, выдвигают новые требования к педагогической теории и практике в области подготовки подрастающего поколения к жизни и труду в условиях устанавливающихся новых отношений. Особую актуальность в современных условиях приобретает проблема формирования мотивов к учению, в частности к занятиям физической культурой.
За последние годы вопросы физического воспитания все больше и больше привлекают внимание педагогической, медицинской и родительской общественности. И это не случайно. Известно, какое большое значение имеет хорошо организованное физическое воспитание для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития, повышения работоспособности их организма и расширения функциональных возможностей.
Введение……………….…………………………………….………………..…..3
Глава 1. Теоретические основы формирования мотивации к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста…………...8
1.1. Психологические и анатомо-физиологические особенности развития младших школьников………...……………………………………………...8
1.2. Психолого-педагогические основы формирования у младших школьников мотивации к занятиям физической культурой…...………..15
Глава 2. Методические аспекты проблемы физического воспитания младшего школьного возраста ........................................................................21
2.1. Проблема физического воспитания школьника в научно - методической литературе ………………………………………...……….21
2.2. Организационная структура физического воспитания в школе…….23
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию мотивации к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………31
3.1. Методика опытно – экспериментальной работы….………………31
3.2. Анализ результатов констатирующего исследования……………... 36
3.3.Экспериментальная работа по формированию мотивации к занятиям физической культурой...………………………………...………………....40
3.4. Анализ результатов формирующего эксперимента ……………......42
Заключение…………………………………………………………………..….46
Библиография……………………………………
Урок является основной формой организации занятий по физической культуре в школе. Отличительные черты урока следующие: постоянный состав учащихся, соответствие учебного материала утвержденной программе и рабочему плану, точное расписание занятий, применение различных методов обучения, руководящая роль учителя.
Современный урок по физической культуре делится на три части - вводную, основную и заключительную.
Вводная часть - это организованный приход учащихся в зал или на спортивную площадку, рапорт, приветствие и постановка учителем конкретных задач, способствующих психологической готовности учащихся к их решению.
В основной части урока даются теоретические сведения, осуществляется обучение технике движения, воспитание физических способностей - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
В заключительной части урока проводятся специальные упражнения, способствующие снижению функционирования всех систем организма до исходного уровня, снятия повышенной эмоциональности учащихся, а также осуществляется подготовка к организованному уходу их с занятия. Кроме этого, учитель информирует о содержании домашнего задания и особенностях методики его выполнения.
В практике работы общеобразовательной школы используются несколько типов уроков: урок физической культуры общефизической подготовки и урок физической культуры профессионально-прикладной подготовки для специализированных классов. Первый проводится с учащимися, отнесенными к основной и подготовительной медицинским группам, и организуется в общеобразовательных школах на основе программы по физической культуре. Второй позволяет на базе общей физической подготовки развивать способности и качества, необходимые для будущей профессиональной деятельности.
Прежде всего, учителя физической культуры определяют профессионально важные способности и качества и подбирают комплексы упражнений, развивающие их.
Урок лечебной физической культуры проводится с учащимися, которые по состоянию здоровья относятся к специальной медицинской группе. Такие занятия имеют следующие особенности:
- в подготовительной части урока учащиеся проводят подсчет пульса, выполняют дыхательные упражнения, а затем общеразвивающие упражнения малой, затем средней интенсивности;
- основная часть урока содержит комплексы специальных упражнений лечебной направленности и учебный материал по различным видам спорта;
- заключительная часть соответствует общепринятым положениям.
Практика рекомендует, чтобы ученики в специальной группе во время урока строились не по росту, а по функциональным возможностям - слабые, средние, сильные.
Учебный процесс в специальных группах делится на два периода - подготовительный и основной.
Перевод учащегося из специальной группы в подготовительную или основную осуществляется после углубленного врачебного осмотра и оценки физической подготовленности.
Учебно-тренировочный урок - основная организационная форма занятий с юными спортсменами, в котором часть урока конкретизируется в зависимости от вида спорта.
В подготовительной части урока значительное место занимает функциональная подготовка к предстоящей основной деятельности, что достигается выполнением легко дозируемых упражнений.
Основная часть урока посвящается обучению технике движений или воспитанию физических способностей и характеризуется наибольшей физиологической нагрузкой. Для овладения техникой движений применяются подготовительные и специальные упражнения, а для воспитания физических способностей - следующие упражнения и в такой последовательности:
- упражнения, направленные на воспитание быстроты и выносливости выполняются обычно после упражнений на быстроту;
- упражнения, направленные на совершенствование координационных способностей, как правило, выполняются в начале основной части урока;
- упражнения, направленные на воспитание гибкости обычно чередуются с упражнениями на силу и скоростно-силовую способность.
В заключительной части выполняются несложные упражнения с постоянно понижающейся интенсивностью, строевые и порядковые упражнения. Подсчитывается пульс, учитель подводит итог занятий, дает задание на дом.
Продолжительность учебно-тренировочного урока зависит от возраста и спортивной квалификации юных спортсменов [31, с. 26].
Практика показывает, что эффективность осуществления задач в значительной мере определяется четкой дозировкой тренировочного воздействия (продолжительность и интенсивность выполнения одного упражнения, пауза между упражнениями и количество повторения упражнения).
Естественно, что содержание средств, их разнообразие и разнонаправленность будет способствовать и разносторонней физической подготовке учащихся.
Вывод по 2 главе
Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на изучение физических упражнений, развитие (или поддержание) морфологических, функциональных, психических и других свойств личности, формирование связанных с ними знаний, способов и мотивов деятельности.
Учебный процесс по физическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы строится на основе программы по физической культуре в соответствии с существующими требованиями. Программы составлены по возрастному принципу, а для профессиональных школ с учетом будущей профессиональной деятельности.Урок является основной формой организации занятий по физической культуре в школе. Бывают: урок физической культуры общефизической подготовки(проводится с учащимися, отнесенными к основной и подготовительной медицинским группам, и организуется в общеобразовательных школах на основе программы по физической культуре) и урок физической культуры профессионально-прикладной подготовки для специализированных классов(позволяет на базе общей физической подготовки развивать способности и качества, необходимые для будущей профессиональной деятельности.); урок лечебной физической культуры (проводится с учащимися, которые по состоянию здоровья относятся к специальной медицинской группе), учебно-тренировочный урок (основная организационная форма занятий с юными спортсменами, в котором часть урока конкретизируется в зависимости от вида спорта). А содержание средств, их разнообразие и разнонаправленность будет способствовать и разносторонней физической подготовке учащихся.
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию мотивации к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста
В исследовании применялся
В работе применены следующие методы исследования:
- изучение и анализ научно-методической литературы и документов;
- педагогическое наблюдение;
- анкетирование;
- контрольные испытания;
- педагогические исследования;
- статистические методы.
Анкетирование проводилось с
целью выявления мотивов, побуж
Анкеты для учащихся содержали
вопросы по перечню типичных
мотивов, которые побуждали бы
к занятиям физической
Педагогическое наблюдение
Опытно-экспериментальная работа была посвящена обоснованию эффективности разработанного содержания физического воспитания учащихся. Сущность данного исследования заключалась в акцентированном развитии мотиваций к занятиям физической культурой.
Непременным условием проведения экспериментальных работ было сравнение исходных и конечных результатов опытных факторов экспериментальных и контрольных групп, также проведение контрольных срезов в начале и в конце исследования.
Проведение опытно-экспериментальных работ отвечало обязательному правилу: его содержание, методы проведения не противоречили общим принципам обучения и воспитания.
По степени изменения обычных условий процесса физического воспитания эксперимент является естественным.
Способ комплектования экспериментальных и контрольных групп по их количественному составу естественный.
Эксперимент проводился в виде опытных уроков физической культуры, включения во внеклассные мероприятия игр и упражнений соревновательного характера. Обучение и воспитание осуществлялось в плане обычной системы классно-урочных занятий, с полным составом занимающихся.
Каждый учитель непременно ставить перед собой задачу углубить знания по своему предмету через знакомство с другими учебными предметами. Очень интересны, с моей точки зрения, для достижения этой цели интегрированные уроки. Это не просто комплексный подход к решению задачи, главное в проведении интегрированных уроков то, что каждый учитель профессионально, средствами близкими ему (например, физкультуру - физическими упражнениями, математику - счетом, чтение - словом), сможет донести до учащихся содержание занятий, обогатить учебный материал и вызвать большой интерес учащихся к закреплению пройденных тем.
Интеграция - средство получения
новых представлений на стыке
традиционных предметных
При интеграции возрастает
Главная цель интеграции - создание
у школьника целостного
На традиционных уроках, где материал даётся небольшими дозами, учащиеся остаются во власти наглядных единичных образов, не умея понять скрытое за ними общее, существенное. Интегрированные уроки дают ученику знания, которые отражают связанность отдельных частей изучаемого материала в единое целое.
Межпредметная интеграция
Таким образом, интегрированные уроки способствуют:
1) Коррекции недостатков и развитию познавательного процесса (обучаемый сравнивает, делает умозаключения, мыслит о данном объекте в разносторонней сфере представлений и понятий);
2) Формированию целостного представления об изучаемом материале и рассмотрению его с нескольких сторон, что улучшает качество знаний по сельскохозяйственному труду (учащиеся хорошо усваивают теоретический материал, качественно выполняют практические работы, успешно сдают экзамены);
3) Воспитанию положительной мотивации к учению (в интегрированном уроке сложный для детей предмет математика становится более привлекательным, практически значимым для учащихся, т.к. интереснее составлять задачи из собственной практики, чем про пешехода и велосипедиста);
4) Формируются простейшие экономические знания (расчёт себестоимости продукции, полученной с пришкольного участка и сравнение с её стоимостью в магазине);
5) Интегрированные уроки являются для детей личностно значимыми, так как дают знания, необходимые в жизни. Дети видят ценность изучаемого материала, начинают осознавать необходимость ведения собственного хозяйства после окончания школы, что способствует успешной адаптации выпускников в жизни в обществе.
Образование на любом уровне несет узкоспециальную подготовку и формирование личности, готовит жить в быстроменяющемся мире, развивает способность осваивать новую информацию и принимать правильные решения, воспитывает общечеловеческие ценности и т.д. Значительным шагом к обобщенному решению проблем является интегрированные занятия во внеурочной работе, которое также способствует повышению положительной мотивации к усвоению знаний [22, с. 14].