Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 10:58, курсовая работа
Актуальность исследования. Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране и за рубежом, выдвигают новые требования к педагогической теории и практике в области подготовки подрастающего поколения к жизни и труду в условиях устанавливающихся новых отношений. Особую актуальность в современных условиях приобретает проблема формирования мотивов к учению, в частности к занятиям физической культурой.
За последние годы вопросы физического воспитания все больше и больше привлекают внимание педагогической, медицинской и родительской общественности. И это не случайно. Известно, какое большое значение имеет хорошо организованное физическое воспитание для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития, повышения работоспособности их организма и расширения функциональных возможностей.
Введение……………….…………………………………….………………..…..3
Глава 1. Теоретические основы формирования мотивации к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста…………...8
1.1. Психологические и анатомо-физиологические особенности развития младших школьников………...……………………………………………...8
1.2. Психолого-педагогические основы формирования у младших школьников мотивации к занятиям физической культурой…...………..15
Глава 2. Методические аспекты проблемы физического воспитания младшего школьного возраста ........................................................................21
2.1. Проблема физического воспитания школьника в научно - методической литературе ………………………………………...……….21
2.2. Организационная структура физического воспитания в школе…….23
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию мотивации к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………31
3.1. Методика опытно – экспериментальной работы….………………31
3.2. Анализ результатов констатирующего исследования……………... 36
3.3.Экспериментальная работа по формированию мотивации к занятиям физической культурой...………………………………...………………....40
3.4. Анализ результатов формирующего эксперимента ……………......42
Заключение…………………………………………………………………..….46
Библиография……………………………………
Хорошим средством к занятиям физической культурой является введение элементов соревнований во внеурочных мероприятиях. Дополнительно к урокам физкультуры в школе проводятся физкультурные праздники соревновательного характера, в которых дети с удовольствием участвуют. Также, дети посещают спортивные секции. Для повышения мотивации к данным видам физкультурных форм учителя стараются привлечь родителей. Вместе со своими родителями дети участвуют в эстафетах, выполняют задания [16, с. 48].
На основе анализа были выявлены отношения учащихся к физическому воспитанию, к традиционным средствам, мотивы, побуждающие учащихся к занятиям физической культурой.
Определение успеваемости по предмету «Физическая культура» осуществлялось посредством анализа качества успеваемости учащихся на основе оценок и дан их сравнительный анализ.
Были использованы стандартные математические операции для обработки цифрового материала, полученного в результате исследований.
Поставленные в работе задачи определили следующую организацию работ.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе опытно-экспериментальной работы нами было проведено анкетирование, с целью выявления мотивов, побуждающих младших школьников к занятиям физической культурой.
На втором этапе формирующего эксперимента нами будут созданы необходимые условия проведения уроков, которые будут способствовать повышению положительной мотивации к занятиям физической культурой.
На третьем этапе (контрольном) – мы определим эффективность использования предложенных нами форм уроков, влияющих на формирование мотивации к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста, с помощью контрольного анкетирования.
В исследовании принимали участие учителя школы № 30 г. Уссурийска, учащиеся 4 «А» и 4 «Б» классов (контрольная группа 20 человек и экспериментальная группа 20 человек).
3.2. Диагностика исходного уровня мотивации к занятиям по физической культуре
На данном этапе нами
проведено анкетирование для
выявления основных мотивов занятий
физической культурой среди учащихся
контрольной и
На вопрос: «Чего вы хотите достичь в результате занятий физической культурой?». В экспериментальной группе наибольшее число опрошенных 20% выбрали «Стать здоровыми», 18% - «Развить свои физические качества»; 18% - «Найти друзей, товарищей». В контрольной группе наибольшее число респондентов выбрали: «Достичь физического совершенства» - 20% , 17% - «Найти друзей и товарищей», 15% -«Сформировать потребность в регулярных занятиях» (таблица 1).
Таблица 1.
Цель занятий физической культурой (%).
Наименование целей |
4 «А» |
4 «Б» |
Достичь физического совершенства |
20% |
14% |
Найти друзей и товарищей |
15% |
10% |
Сформировать потребность в регулярных занятиях |
17% |
18% |
Стать здоровыми |
14% |
20% |
Воспитать морально-волевые качества |
13% |
10% |
Развить свои физические качества |
11% |
18% |
Отдохнуть, развлечься |
5% |
5% |
Развить в себе чувство прекрасного |
5% |
5% |
В результате проведенного анкетирования нами определены основные мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой (таблица 2).
Таблица 2.
Мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой (%).
Мотивы |
4 «А» |
4 «Б» |
Желание получить хорошую оценку Общение со сверстниками Чтобы не отставать от сверстников Улучшение физической подготовленности Улучшение самочувствия Желание выполнять физическое упражнение Улучшение состояния здоровья Удовлетворение потребностей в движении Стремление показать свои способности |
20% 15% 12% 10% 10% 9% 8% 8% 8% |
20% 12% 12% 11% 10% 10% 9% 8% 8% |
Из таблицы 2 видно, что среди мотивов первую позицию занимает мотив - «Желания получить хорошую оценку». На втором месте в иерархии мотивов – «Общение со сверстниками». Мотивы занятий физической культурой в этих классах в основном связаны с процессом деятельности, в получении впечатлений от соперничества (чувство азарта, радость победы).
На данном этапе исследования нами также проведено исследование мотивов, мешающих занятиям физической культурой (таблица 3).
Таблица 3.
Мотивы, мешающие занятиям физической культурой (%).
Наименование мотивов |
4 «А» |
4 «Б» |
Игры в компьютер |
25% |
32 |
Нет интересов к занятиям физической культурой (однообразные уроки) |
24% |
21% |
Мало свободного времени |
15% |
12% |
Не могу побороть себя, хотя понимаю, что нужно заниматься |
12% |
14% |
В виду большой загруженностью учебной программы |
11% |
10% |
Не вижу в этом пользы |
8% |
6% |
Нет физических способностей |
5% |
5% |
В контрольной группе наибольшее количество респондентов выделяют следующие мотивы: «Игры в компьютер» - 25%, «Нет интересов к занятиям физической культурой (однообразные уроки)» - 24%, «Мало свободного времени» – 15%, а в экспериментальной группе 32% - «Игры в компьютер», 21% - «Нет интересов к занятиям физической культурой (однообразные уроки», «Не могу побороть себя, хотя понимаю, что нужно заниматься» - 14%.
По результатам мотивов, мешающих занятиям физической культурой, 15% респондентов высказались, что у них мало свободного времени. В связи с чем, мы исследовали занятость учащихся во внеурочное время и выявили, что детскую музыкальную школу посещают - 16%, школьные кружки – 34% учащихся, а 50% - нигде не занимаются.
Уровень мотивации учащихся к различным урокам определялся по методике Ю.К. Чернышенко, детей фотографировали на всех учебных занятиях. За тем исследователь предъявлял фотографии ученику и удостоверялся в том, что он четко понимает, какие уроки на них представлены. После этого ученику предлагалось назвать урок, который ему нравится больше всего, затем следующий и т.д. Результаты исследований показали, почти все стабильно отдают предпочтение физкультурным занятиям.
Далее идут такие уроки, как чтение, письмо, изобразительная деятельность и математика.
Также, нами проведено анкетирование среди родителей учащихся обеих групп в целях выявления интереса и отношения к занятиям физической культурой и спортом (приложение 2). В анкетировании приняло участие 33 родителя. В результате нами получены следующие данные: 42% регулярно занимаются утренней зарядкой, 21% занимаются совместно с детьми шахматами и шашками, 37% ничем не занимаются. У 38% семей имеется дома определенный спортивный инвентарь. 37% -занимаются спортивными играми, 21% - шахматами и шашками, 42% - предпочитают ходить в турпоходы и экскурсии.
Анализ результатов анкетного опроса учащихся и родителей позволил выявить наиболее значимые факторы, отрицательного влияния на здоровья:
- мнение детей: экология, курение;
- мнение родителей: экология, спиртное, курение, низкое качество медицинской помощи.
Изучение ценностных ориентаций родителей показывает, что наиболее значимыми ценностями у родителей является здоровье и благополучие.
Локус контроля у респондентов в основном направлен на внешние факторы, окружающую среду, т.е. ответственность за сохранение здоровья, как учащиеся, так и их родители на себя, на свой образ жизни не принимают.
Итак, мы выявили успеваемость учащихся по физической культуре обоих групп, которая показана в таблице 4.
Таблица 4.
Успеваемость учащихся по физической культуре (%).
Оценки |
4 «А» |
4 «Б» |
Отлично Хорошо |
39% 35% |
16% 49% |
Удовлетворительно |
26% |
35% |
Из таблицы 4 видно, что у экспериментальной группы успеваемость хуже, чем в контрольной и на отлично занимается только 16%.
3.3. Экспериментальная работа по формированию мотивации к занятиям физической культурой
На втором этапе исследования, совместно с учителями предметниками, для формирования положительных мотивов нами были разработаны интегрированные уроки: физическая культура + математика, физическая культура + внеклассное чтение (приложение 3).
В программу по физической культуре экспериментальной группы нами были включены интегрированные уроки физической культуры и теоретические занятия, включающие основы знаний о формировании здорового образа жизни, гигиены, режиме дня, а также знания о своем организме.
Для формирования положительных мотиваций у учащихся к занятиям физической культурой нами проводились игры соревновательного характера во время секционных занятий по общефизической подготовке во внеурочное время (приложение 4).
Развитие двигательных способностей осуществляется с учетом индивидуальных способностей индивида. Для функционирования организационной - педагогической системы использовались основные принципы реализации, которых необходимо для эффективного развития физической культуры учащихся: принцип непрерывности развития целостности развития, личностно ориентированного характера системы развития физической культуры учащихся и перевода ее в режим самоорганизации и саморазвития.
В конце данного этапа исследования, в целях прослеживания изменения мотиваций к занятиям физической культурой, нами было проведено повторное анкетирование учащихся экспериментальной группы (таблица 5).
Таблица 5.
Мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой учащихся во втором этапе (%).
Мотивы |
4 «А» |
4 «Б» |
Желание получить хорошую оценку |
20% |
11% |
Общение со сверстниками |
15% |
10% |
Чтобы не отставать от сверстников |
12% |
9% |
Улучшение физической подготовленности |
10% |
16% |
Улучшение самочувствия |
10% |
6% |
Желание выполнять физическое упражнение |
9% |
10% |
Улучшение состояния здоровья |
9% |
15% |
Удовлетворение потребностей в движении |
8% |
10% |
Стремление показать свои способности |
8% |
12% |
Анализ результатов опроса показал, что занятия физической культурой с введением интегрированных уроков и игр соревновательного характера в секционные занятия способствовали повышению основных мотивов на отношение к занятиям физической культурой у большинства учащихся. Так 16 % учащихся отметили мотив «Улучшение физической подготовки», 15% «Улучшение состояния здоровья», 12% - «Стремление показать свои способности».