Формирование мотивации к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране и за рубежом, выдвигают новые требования к педагогической теории и практике в области подготовки подрастающего поколения к жизни и труду в условиях устанавливающихся новых отношений. Особую актуальность в современных условиях приобретает проблема формирования мотивов к учению, в частности к занятиям физической культурой.
За последние годы вопросы физического воспитания все больше и больше привлекают внимание педагогической, медицинской и родительской общественности. И это не случайно. Известно, какое большое значение имеет хорошо организованное физическое воспитание для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития, повышения работоспособности их организма и расширения функциональных возможностей.

Содержание работы

Введение……………….…………………………………….………………..…..3
Глава 1. Теоретические основы формирования мотивации к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста…………...8
1.1. Психологические и анатомо-физиологические особенности развития младших школьников………...……………………………………………...8
1.2. Психолого-педагогические основы формирования у младших школьников мотивации к занятиям физической культурой…...………..15

Глава 2. Методические аспекты проблемы физического воспитания младшего школьного возраста ........................................................................21
2.1. Проблема физического воспитания школьника в научно - методической литературе ………………………………………...……….21
2.2. Организационная структура физического воспитания в школе…….23

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию мотивации к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………31
3.1. Методика опытно – экспериментальной работы….………………31
3.2. Анализ результатов констатирующего исследования……………... 36
3.3.Экспериментальная работа по формированию мотивации к занятиям физической культурой...………………………………...………………....40
3.4. Анализ результатов формирующего эксперимента ……………......42

Заключение…………………………………………………………………..….46
Библиография……………………………………

Файлы: 1 файл

Формирование мотивации к занятиям физкультурой.doc

— 284.00 Кб (Скачать файл)

        Хорошим средством к занятиям физической культурой является введение элементов соревнований во внеурочных мероприятиях. Дополнительно к урокам физкультуры в школе проводятся физкультурные праздники соревновательного характера, в которых дети с удовольствием участвуют. Также, дети посещают спортивные секции. Для повышения мотивации к данным видам физкультурных форм учителя стараются привлечь родителей. Вместе со своими родителями дети участвуют в эстафетах, выполняют задания [16, с. 48].

        На основе анализа были выявлены отношения учащихся к физическому воспитанию, к традиционным средствам, мотивы, побуждающие учащихся к занятиям физической культурой.

        Определение успеваемости по предмету «Физическая культура» осуществлялось посредством анализа качества успеваемости учащихся на основе оценок и дан их сравнительный анализ.

Были использованы стандартные  математические операции для обработки цифрового материала, полученного в результате исследований.

Поставленные в работе задачи определили следующую организацию  работ.

Исследование проводилось  в три этапа.

        На первом этапе опытно-экспериментальной работы нами было проведено анкетирование, с целью выявления мотивов, побуждающих младших школьников к занятиям физической культурой. 

       На втором этапе формирующего эксперимента нами будут созданы необходимые условия проведения уроков, которые будут способствовать повышению положительной мотивации к занятиям  физической культурой.

        На третьем этапе (контрольном) – мы определим эффективность использования предложенных нами форм уроков, влияющих на формирование мотивации к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста, с помощью контрольного анкетирования.

        В исследовании принимали участие учителя школы № 30 г. Уссурийска, учащиеся  4 «А» и 4 «Б» классов (контрольная группа 20 человек и экспериментальная группа 20 человек).

3.2. Диагностика исходного уровня мотивации к занятиям по физической культуре

На данном этапе нами проведено анкетирование для  выявления основных мотивов занятий  физической культурой среди учащихся контрольной и экспериментальной  групп (приложение 1), и представляет интерес вопрос о предпочтительности различных видов учебной деятельности для учащихся 4 классов. В обследовании приняли участия 20 учеников 4 «А» класса, 20 учеников 4 «Б» класса.

        На вопрос: «Чего вы хотите достичь в результате занятий физической культурой?». В экспериментальной группе наибольшее число опрошенных  20% выбрали «Стать здоровыми», 18%  - «Развить свои физические качества»; 18% - «Найти друзей, товарищей». В контрольной группе наибольшее число респондентов выбрали: «Достичь физического совершенства» - 20% , 17% - «Найти друзей и товарищей», 15% -«Сформировать потребность в регулярных занятиях» (таблица 1).

        Таблица 1.

Цель занятий физической культурой (%).

Наименование целей

4 «А»

4 «Б»

Достичь физического  совершенства

20%

14%

Найти друзей и товарищей

15%

10%

Сформировать потребность  в регулярных занятиях

17%

18%

Стать здоровыми

14%

20%

Воспитать морально-волевые  качества

13%

10%

Развить свои физические качества

11%

18%

Отдохнуть, развлечься

5%

5%

Развить в себе чувство прекрасного

5%

5%


 

        В результате проведенного анкетирования нами определены основные мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой (таблица 2).

Таблица 2.

Мотивы, побуждающие  к занятиям физической культурой (%).

Мотивы

4 «А»

4 «Б»

Желание получить хорошую оценку

Общение со сверстниками

Чтобы не отставать от сверстников

Улучшение физической подготовленности

Улучшение самочувствия

Желание выполнять физическое упражнение

Улучшение состояния  здоровья

Удовлетворение потребностей в движении

Стремление показать свои способности

20%

15%

12%

10%

10%

9%

8%

8%

8%

20%

12%

12%

11%

10%

10%

9%

8%

8%


 

        Из таблицы 2 видно, что среди мотивов первую позицию занимает мотив -  «Желания получить хорошую оценку». На втором месте в иерархии мотивов – «Общение со сверстниками». Мотивы занятий физической культурой в этих классах в основном связаны с процессом деятельности, в получении впечатлений от соперничества (чувство азарта, радость победы).

        На данном этапе исследования нами также проведено исследование мотивов, мешающих занятиям физической культурой (таблица 3).

Таблица 3.

Мотивы, мешающие занятиям физической культурой (%).

Наименование  мотивов

4 «А»

4 «Б»

Игры в компьютер

25%

32

Нет интересов к занятиям физической культурой 

(однообразные уроки)

24%

21%

Мало свободного времени

15%

12%

Не могу побороть себя, хотя понимаю, что нужно заниматься

12%

14%

В виду большой загруженностью учебной программы

11%

10%

Не вижу в этом пользы

8%

6%

Нет физических способностей

5%

5%


 

        В контрольной группе наибольшее количество респондентов выделяют следующие мотивы: «Игры в компьютер» - 25%, «Нет интересов к занятиям физической культурой (однообразные уроки)» - 24%, «Мало свободного времени»  – 15%, а в экспериментальной группе  32% - «Игры в компьютер», 21% - «Нет интересов к занятиям физической культурой  (однообразные уроки», «Не могу побороть себя, хотя понимаю, что нужно заниматься» - 14%.

        По результатам мотивов, мешающих занятиям физической культурой, 15% респондентов высказались, что у них мало свободного времени. В связи с чем, мы исследовали занятость учащихся во внеурочное время и выявили, что детскую музыкальную школу посещают - 16%, школьные кружки – 34% учащихся, а 50% - нигде не занимаются.

        Уровень мотивации учащихся к различным урокам определялся по методике Ю.К. Чернышенко, детей фотографировали на всех учебных занятиях. За тем исследователь предъявлял фотографии ученику и удостоверялся в том, что он четко понимает, какие уроки на них представлены. После этого ученику предлагалось назвать урок, который ему нравится больше всего, затем следующий и т.д. Результаты исследований показали, почти все стабильно отдают предпочтение физкультурным занятиям.

        Далее идут такие уроки, как чтение, письмо, изобразительная деятельность и математика.

        Также, нами проведено анкетирование среди родителей учащихся обеих групп в целях выявления интереса и отношения к занятиям физической культурой и спортом (приложение 2). В анкетировании приняло участие 33 родителя. В результате нами получены следующие данные: 42% регулярно занимаются утренней зарядкой, 21% занимаются совместно с детьми шахматами и шашками, 37% ничем не занимаются. У 38% семей имеется дома определенный спортивный инвентарь. 37% -занимаются  спортивными играми, 21% - шахматами и шашками, 42% - предпочитают ходить в турпоходы и экскурсии.

        Анализ результатов анкетного опроса учащихся и родителей позволил выявить наиболее значимые факторы, отрицательного влияния на здоровья:

- мнение детей: экология, курение;

- мнение родителей: экология, спиртное, курение, низкое качество медицинской помощи.

        Изучение ценностных ориентаций родителей показывает, что наиболее значимыми ценностями у родителей является здоровье и благополучие.

        Локус контроля у респондентов в основном направлен на внешние факторы, окружающую среду, т.е. ответственность за сохранение здоровья, как учащиеся, так и их родители на себя, на свой образ жизни не принимают.

        Итак, мы выявили  успеваемость  учащихся по физической культуре обоих групп, которая показана в таблице 4.

Таблица 4.

Успеваемость  учащихся по физической культуре (%).

Оценки

4 «А»

4 «Б»

Отлично

Хорошо

39%

35%

16%

49%

Удовлетворительно

26%

35%


 

        Из таблицы 4 видно, что у экспериментальной группы успеваемость хуже, чем в контрольной и на отлично занимается только 16%.

3.3. Экспериментальная работа по формированию мотивации к занятиям физической культурой

        На втором этапе исследования, совместно с учителями предметниками, для формирования положительных мотивов нами были разработаны интегрированные уроки: физическая культура + математика, физическая культура + внеклассное чтение (приложение 3).

        В программу по физической культуре экспериментальной группы нами были включены интегрированные уроки физической культуры и теоретические занятия, включающие основы знаний о формировании здорового образа жизни, гигиены, режиме дня, а также знания о своем организме.

        Для формирования положительных мотиваций у учащихся к занятиям физической культурой нами проводились игры соревновательного характера во время секционных занятий по общефизической подготовке во внеурочное время (приложение 4).

        Развитие двигательных способностей осуществляется с учетом индивидуальных способностей индивида. Для функционирования организационной - педагогической системы использовались основные принципы реализации, которых необходимо для эффективного развития физической культуры учащихся: принцип непрерывности развития целостности развития, личностно ориентированного характера системы развития физической культуры учащихся и перевода ее в режим самоорганизации и саморазвития.

        В конце данного этапа исследования, в целях прослеживания изменения мотиваций к занятиям физической культурой, нами было проведено повторное анкетирование учащихся экспериментальной группы (таблица 5).

Таблица 5.

Мотивы, побуждающие  к занятиям физической культурой учащихся во втором этапе (%).

Мотивы

4 «А»

4 «Б»

Желание получить хорошую  оценку

20%

11%

Общение со сверстниками

15%

10%

Чтобы не отставать от сверстников

12%

9%

Улучшение физической подготовленности

10%

16%

Улучшение самочувствия

10%

6%

Желание выполнять физическое упражнение

9%

10%

Улучшение состояния  здоровья 

9%

15%

Удовлетворение потребностей в движении

8%

10%

Стремление показать свои способности

8%

12%


  

     Анализ результатов опроса показал, что занятия физической культурой с введением интегрированных уроков и игр соревновательного характера в секционные занятия способствовали повышению основных мотивов на отношение к занятиям физической культурой у большинства учащихся. Так 16 % учащихся отметили мотив «Улучшение физической подготовки», 15% «Улучшение состояния здоровья», 12% - «Стремление показать свои способности».

Информация о работе Формирование мотивации к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста