Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 23:13, дипломная работа
цель нашего исследования – на основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть формирование мотивов учения у младших школьников и разработать рекомендации по формированию учебной мотивации у младших школьников.
Исходя из цели иследования, объекта и предмета были сформулированы следующие задачи исследования:
На основе анализа психолого-педагогической литературы установить содержание понятий мотива и мотивации и их значение в учебной деятельности.
Раскрыть особенности формирования мотивов учения в процессе обучения иностранному языку и условия эффективного развития мотивации учения и деятельности.
Провести анализ результатов мотивов учения младшего школьника в процессе обучения иностранному языку.
Разработать электронный сборник рекомендаций по формированию учебной мотивации в младшем школьном возрасте.
Но, как показывает практика, наиболее действенным средством развития положительной мотивации является включение интеллектуальной деятельности соревновательного характера. Это и ролевые игры, и участие в различной проектной деятельности, КВНы, викторины, игровые моменты на уроках иностранного языка. Игра несёт в себе большой положительный момент в формировании коммуникативной мотивации, ведь в основе любого общения лежит решение проблемы, которая обсуждается в жизненной ситуации. Ситуация и есть основа общения, а процесс коммуникации - это непрерывный, динамичный ряд сменяющих друг друга ситуаций. Чтобы ученик комфортно чувствовал себя в реальной жизни, учитель должен моделировать подобные ситуации общения. В этом случае целесообразно использовать на уроках иностранного языка ситуативно-ролевые игры.
Ещё одним эффективным средством формирования положительной мотивации является наглядность. Но наглядность не должна рассматриваться только как простая демонстрация конкретного предмета. Понятие «наглядность» неотделимо от понятия «мышление», оба эти процесса взаимосвязаны. В обучении очень важно научить ребёнка мыслить, ведь закреплению подлежат языковые явления, а не предметы, о которых мы говорим на том или ином языке. Высказывая мысль на родном языке, ученик направляет внимание на то, что сказать, в какой последовательности. Это делается на основе автоматизма. Говоря же на иностранном языке, ученик обращает внимание на отбор языковых средств. У него в этом случае формируется мыслительное содержание, а ведь именно «мысль является предметом говорения как вида речевой деятельности». Именно мыслительное содержание стимулирует к высказыванию.
На основе взаимодействия учащихся с действительностью возникает коммуникативная мотивация, т.е. потребность в общении, которую можно достичь, если показать в течение 2-3 минут в начале урока специально разработанный вид внешней наглядности: рассказ, сюжетную картину, фильм-эпизод, теле- или диафильм. Средствами внешней наглядности задаются смысловое содержание и логическая последовательность высказывания, т.е. создаётся смысловая опора говорения. Но здесь учитель должен стремиться использовать на уроке не столько внешнюю наглядность, основанную на ощущениях, сколько внутреннюю, которая базируется на образе представления.
На основе вышесказанного, можно сделать следующий вывод: внешняя наглядность должна быть смысловой, тогда она сможет обеспечить коммуникативную мотивацию. Необходимо, чтобы она соответствовала возрастным особенностям учащихся. В её основе должны находиться проблемы, волнующие человека, стоящего на пороге самостоятельной жизни.
В распоряжении творчески
работающего учителя имеются
большие резервы для
В процессе исследования мотивов учения 4 класса МАОУ «СОШ № 24» г. Старый Оскол. В ходе контрольного эксперимента детям была предложена анкета Н.Г. Лускановой (Приложение 1). Данная анкета была использована при индивидуальном обследовании детей. Этот вариант предъявления анкеты позволил получить более искренние ответы детей на вопросы анкеты, чем устный опрос. Мы просили школьников подчеркнуть все подходящие для них ответы.
Аналитическая деятельность позволила выделить 4 основных уровня школьной мотивации:
1. 25-30 баллов - максимально высокий уровень. Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности показали 3 человек, т.к. набрали свыше 25 баллов, что составило 25 %.
Таким детям было свойственно наличие высоких познавательных мотивов, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые требования на уроках. Они четко следовали всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны.
2. 20-24 балла - 4 человек показали уровень школьной мотивации «выше среднего», набрав более 20 баллов, что составило 33,4 %. Подобные показатели имели учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью.
При обработке результатов методики учащиеся с высоким уровнем учебной мотивации и уровнем «выше среднего» отмечали положительное отношение к школе. Детям нравилось учиться и они всегда с радостью шли в школу. Также школьникам этой категории нравилось выполнять домашние. Они часто рассказывали родителям об учителе, о школе и об учебных занятиях.
3.15-19 баллов - средний уровень показали 2 человека, набрав свыше 15 баллов, что составило 16, 6 %.
У этих детей положительное
отношение к школе, но школа привлекала
больше внеучебными сторонами
4. 10-14 баллов - низкий уровень школьной мотивации показали 3 человека, которые набрали выше 10 баллов, что составило 25 %.
Школьники этой категории посещали школу неохотно. На уроках часто занимались посторонними делами, играми. Испытывали затруднения в учебной деятельности. Им не всегда нравилось выполнять домашние задания, ученики хотели бы увеличить время на перемены. О школе, ученики этой категории, очень редко рассказывали родителям.
Полученные результаты анкетирования представлены графически (Приложение 2).
Таким образом высокий уровень школьной мотивации показали 3 человека, что составило 25 % . Уровень «выше среднего» показали 4 человека, что составило 33.4 %. Средний уровень показали 2 человека, что составило 16,6 %. Низкий уровень показали 3 человека, что составило 25 %.
Учебная мотивация влияла на познавательную активность и желание учиться, на успешность, эффективность и результативность учебной деятельности. Дети с высоким уровнем мотивации имели средний балл - от «4,6» до «5». Ученики со средним уровнем мотивации имели средний балл от «4» до «4,5». Дети с низким уровнем мотивации могли иметь те же баллы, что и школьники со среднем уровнем. Мотивация учения складывалась из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений: потребности и смысл учения для школьников, их эмоции и интересы.
На следующем этапе нашего эксперимента детям предлагалось самостоятельно выполнить упражнения, направленные на формирование грамматического навыка с использованием хорошо знакомой лексики. Учащиеся выполняли упражнения по следующим темам: «Продукты», «Животные», «В магазине», «Спорт».
Данный этап включал в себя 6 уроков. Дети работали в группах, фронтально и индивидуально. На выполнение упражнений затрачивалось от 10 до 15 минут.
Первое упражнение – построение утвердительного предложения. Детям предлагалось расставить слова в правильном порядке, чтобы получилось грамматически верно оформленное английское предложение: everyone, love, I., know, worst, hes, the, I., Saturday, were, party, having, on., the, around, theyre, to, sail, world., they, last, went, to, their, for, year, holiday., Ive, him, always., Ive, interview, never, an., the, shes, cooking, moment, at.
Второе упражнение - необходимо было составить 5 общих вопросов к 5 утвердительным предложениям.
Третье упражнение - ученикам предлагалось описать животное.
Четвертое упражнение – детям предлагалось исправить грамматические ошибки в тексте. Время, отведенное на данное упражнение 15 минут.
53 Proletarskaya Street, Tavricheskoye, Omsk Region, May 15, 2003friends,
Hi! How you are? I want to read you my letter. Go I to school every day; I got «five» at yesterday the English lesson. I Have 4 lessons tomorrow shall. I am Watching TV at the moment and writing a letter This week I have arrived in Moscow.
Результаты четырех упражнений оказались следующие: на выполнение первого упражнения дети затратили 15 минут, при этом никто не выполнил целиком все задание верно, большинство справились лишь с двумя-тремя предложениями.
Во втором задании следующем задании ученикам необходимо было составить 5 общих вопросов к 5 утвердительным предложениям. На выполнение этого задания детям потребовалось 10 минут, полностью верно были составлены один - два вопроса. Результаты третьего упражнения показали активность всех детей, детьми было составлено достаточно много реплик: от 5 до 9, из них правильных 2-5. Таким образом, предложенные упражнения были выполнены с ошибками, дети показали средний и низкий уровень выполнения заданий.
Формирующий эксперимент проводился на этой же группе учащихся на протяжении 6 последующих уроков. Материал уроков содержал хорошо усвоенную детьми лексику по темам: «Продукты», «В магазине», «Спорт», «Животные», работа над грамматикой проходила в игровой форме.
Фрагмент урока, где проводилась грамматическая игра содержал следующие этапы:
На уроках английского языка мы использовали различные грамматические игры. Например, игра «It's a snap! Right word, wrong place» позволяет закрепить умение учащихся правильно строить английское предложение. Проведя эту игру, мы заметили, что результаты детей улучшились, хотя времени на выполнение подобного упражнения было затрачено столько же, как и на первом этапе.
В следующей игре «Зашифрованные вопросы» учащимся предлагались слова вразбивку и предполагаемый ответ на вопрос. Задача детей состояла в том, чтобы задать вопрос, не забывая о порядке слов в английских вопросительных предложениях.
Результаты вторичного среза также стали выше в сравнении с подобным заданием, где учащимся предлагалось составить общие вопросы не в форме игры.
На первом этапе дети описывали животных. На втором этапе мы решили выполнить подобное задание, но в игровой форме: «Чье солнышко ярче?». На доске было нарисовано 2 солнышка, но без лучиков. Правильно называя предложение о каком-либо животном, у солнышка появлялись лучи. Результат намного улучшился, в сравнении с описанием животных на первом этапе.
Грамматическая игра «Незнайка». Позволила ребятам в игровой форме найти ошибки в тексте. В начале урока был введен герой - Незнайка, который принес детям письмо. Так как Незнайка не очень грамотный, он предложил учащимся найти и исправить в тексте 7 грамматических ошибок, допущены им.
53 Proletarskaya Street, Tavricheskoye, Omsk Region,15, 2003boys and girls,! How are you? I arrived safely in Omsk this month. I staying with a very nice family here. Yesterday we go to the park. I go home in a week. My mother usually miss me. Please write me soon.friend, Neznaika
В ходе исследования мы сделали вывод о том, что учащихся в большей степени привлекала занимательность на уроке, сам процесс действий, поисково-исполнительская деятельность, также они отмечали привлекательность творческой деятельности. Все это помогало планировать процесс обучения
Развитию положительной
учебной мотивации