Формирование мотивов учения у младших школьников в процессе обучения иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 23:13, дипломная работа

Описание работы

цель нашего исследования – на основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть формирование мотивов учения у младших школьников и разработать рекомендации по формированию учебной мотивации у младших школьников.
Исходя из цели иследования, объекта и предмета были сформулированы следующие задачи исследования:
На основе анализа психолого-педагогической литературы установить содержание понятий мотива и мотивации и их значение в учебной деятельности.
Раскрыть особенности формирования мотивов учения в процессе обучения иностранному языку и условия эффективного развития мотивации учения и деятельности.
Провести анализ результатов мотивов учения младшего школьника в процессе обучения иностранному языку.
Разработать электронный сборник рекомендаций по формированию учебной мотивации в младшем школьном возрасте.

Файлы: 1 файл

Диплом Прасолова.doc

— 296.00 Кб (Скачать файл)

  - компьютеры позволяют поддерживать интерес учащихся к достижениям современности, стремление к овладению компьютерной техникой, с помощью которой возможны быстрота и качество расчетов, набор и оформление текстов, знакомство с развивающими играми, программами;  
    - средства массовой информации повышают информированность школьников, развивают их общую культуру, знакомят с разнообразными подходами к ряду проблем.

 Эффективность используемых  учителем дидактических методов  и средств для развития мотивационной  сферы учащихся во многом зависит  от численности обучаемых, а  следовательно, обеспечивается умелым выбором организационных форм. Назовем некоторые пути формирования мотивации в зависимости от организационных форм (по числу обучаемых).   

 Индивидуальная работа  с конкретным учащимся позволяет  развивать в нем самоуважение, свои возможности, волю, стремление к самоконтролю, коррекции собственного поведения, удовлетворению познавательных потребностей.   

 Чувство поддержки,  взаимовыручки, взаимопомощи, способность  к взаимодействию, сотрудничеству, совместному достижению высокого  результата в деятельности развивает работа в парах. 
    Коммуникативные умения, соревновательность, взаимозависимость при достижении результата повышаются при работе в малых группах (7 + 2 человека). Здесь есть возможность закрепить или изменить определенный статус учащегося, продемонстрировать собственные суждения и вести дискуссию, позволяющую проявить неповторимость, индивидуальность при обсуждении общих проблем.

 Большая группа (25 и более человек) стимулирует  становление личности и проявление  своего “Я” в коллективе, научает познавать и учитывать в общении индивидуальность других людей, развивает коммуникативные навыки, организаторские или исполнительские способности, ответственность за выполняемую в группе роль. 
    Все выше названные средства педагогической коммуникации определяются необходимостью систематически активизировать деятельность учащихся на различных этапах образовательного процесса с учетом принятых целей и задач обучения.

Рекомендация 1. Осмысленная деятельность учителя — осмысленное обучение. Процесс обучения станет более эффективным, если организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного обучения. 
Чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы, учитель должен добиться благотворных взаимоотношений с учащимися, а также он должен хорошо знать себя. 
Любые действия должны быть осмысленными. Это относится и к тому, кто требует действия от других.

Рекомендация 2. Развитие внутренней мотивации — это движение вверх. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его переживаниях.

Развитие внутренней мотивации — это движение вверх. Двигаться вниз гораздо проще, поэтому  частенько в практике родителей  и учителей используются такие «подкрепления», которые приводят к регрессу мотивации  учения. Например, чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно заниженные или завышенные оценки, жесткая критика и наказания. 
 Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения.

Рекомендация 3. Стратегия «Положительная мотивация». 
Некоторым ученикам, испытывающих трудности в обучении вообще или в решении конкретных задач, чтобы прийти к изменению, достаточно просто понять, что именно в их действиях не срабатывает и, какого типа мотивационный стиль работал бы эффективнее. Конечно, обучение новому мотивационному стилю не так быстро. Но направленные действия подготовленного, грамотного педагога могут помочь ученикам справиться с проблемной ситуацией.

Рассмотрим четыре самых  неэффективных мотивационных стиля. 
 Отрицательный мотиватор. Некоторые люди могут мотивировать себя или других, думая только о катастрофах, которые произойдут, если они чего-то не сделают. «Не сдам экзамен — скандал дома, второй год обучения, не поступлю в институт». Однако о неприятностях думать неприятно. Негативный мотивационный стиль может быть эффективным только для небольшого количества людей. Для большинства людей добавление некоторой доли положительной мотивации оказывается очень полезным. В работе с такими учениками следует обращать их внимание на то, что он хочет получить, усиливать положительный акцент. Тогда мысли о катастрофах, которых необходимо избежать, уйдут на задний план. 
 Мотивационный стиль «диктатор». Диктатор мотивирует себя и других строгими приказами. Человек, применяющий этот подход, часто использует слова типа «необходимо», «должен» или «обязан». Большинство людей реагируют нежеланием делать это. Более эффективно мотивировать себя и других, перейдя на приглашения вместо приказаний. О важности голосовой модуляции написано немало. Поэтому сдвиг к приятной, завлекающей интонации производит большое изменение — как и смена формулировок на «было бы здорово», «было бы полезно», «мы хотим». 
 Мотивационный стиль «Вообрази выполнение»..Многие ученики застревают на мысли о том, каково это — выполнять задачу (решить пример, найти ответ, вспомнить материал), вместо того чтобы увидеть эту проблему выполненной. Таких учеников легче всего вывести из состояния переживания выполнения на понимание того, чем ценно для него выполнение задания, т.е. опять вступает в силу положительная мотивация. Это одна из самых трудных категорий неэффективных мотивов, поэтому иногда полезно бывает дать совет ученику отложить выполнение данного задания, вызывающее затруднение.

Мотивационный стиль перегрузки. Некоторые ученики склонны представлять всю задачу или весь ответ как одну огромную, угрожающую, недифференцированную массу работы — и, естественно, чувствуют себя перегруженными. Ощущая себя перегруженным, человек обычно чувствует себя не в состоянии даже приступить к работе, и склонен откладывать ее. Таким ученикам следует помочь разбить задачу на серию меньших шагов, которые приведут к выполненной задаче.

Рекомендация 4. Мотивация достижения и способности. 
 Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудач. Другими словами все люди обладают способностью интересоваться достижением успеха и тревожиться по поводу неудач. Однако, обычно в людях доминирует либо мотив достижения, либо мотив избегания неудачи. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи — с тревожностью. Люди, мотивированные на успех предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели. Мотивированные на неудачу склонны к экстремальным выборам (нереально завышенные или заниженные). Мотивированные на неудачу в случае простых и хорошо заученных навыков (сложения цифр) работают быстрее и точнее, чем мотивированные на успех. При заданиях проблемного характера — картина меняется наоборот. Когда в классе имеется весь диапазон способностей, только учащиеся со средними способностями будут сильно мотивированы на достижение. Ни у очень сообразительных, ни у малоспособных школьников не будет сильной мотивации, связанной с достижением, поскольку ситуация соревнования будет казаться или «слишком легкой», или «слишком трудной».

Рекомендация 5. Как помочь ученику выйти из состояния «выученной беспомощности». Если у человека в жизни было много неудач, у него снижается уровень притязаний, самооценка. Человек настроен на неудачу, он находится в состоянии беспомощности. Такая ситуация получила название — «выученная беспомощность».

Как учитель может  помочь ученику выйти из этого  состояния? 
Исследования показали, что чаще всего выделяются 4 причины неуспеха: отсутствие способностей; трудность задания; невезение; недостаточность усилий. Лучшее, что может сделать учитель в ситуации неуспеха ученика — это объяснить неуспех недостаточностью затраченных им (учеником) усилий.

Рекомендация 6. Эмоциональность урока — стимул или вред? 
 Следует помнить, что продуктивность деятельности (даже при наличии положительной мотивации) зависит от силы эмоций, которые сопровождают эту деятельность. Реакция учащихся на учебную нагрузку будет благоприятной, если трудность задания оптимально сочетается с эмоциональностью урока.

Например, на уроках естественного  цикла, математики высокая эмоциональность  всегда будет фактором неблагоприятным. На уроках русского языка, литературы наоборот высокая эмоциональность — фактор благоприятный; только в случае трудной и напряженной темы допустимо снижение силы эмоций.

Рекомендация 7. Любознательность и познавательный интерес. 
 Чтобы развивать положительные мотивы учащихся можно действовать через более раннюю стадию деятельности — познавательную потребность. Первый начальный уровень этой потребности — это потребность во впечатлениях. На этом уровне индивид реагирует на новизну стимула. Это фундамент познавательной потребности.

Следующий уровень — потребность в знаниях (любознательность). Это интерес к предмету, склонность к его изучению. Но познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер. На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности. В процессе обучения учителю важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: в младших классах — любознательность; в старших классах — потребность в творческой деятельности.

Рекомендация 8. Взаимоотношение учителя с классом и учебная мотивация. Развитие учебной мотивации невозможно, если у учителя не складываются отношения с конкретным классом. Для устранения этой ситуации следует установить:

  • сответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей детей (вредно как завышение, так и занижение уровня).
  • условия для успешного усвоения материала (благоприятный психологический климат в классе).
  • характер взаимоотношений учителя с лидером класса, влияние взаимодействия «учитель — лидер» на атмосферу в классе.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

  Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

  Мотивационная сфера – ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родителя, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя – не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план. И хотя в какой-то мере абстрактное для учащегося начальной школы понятие «хорошо работать» или далекая перспектива получить образование в вузе непосредственно побуждать его к учебе не могут, тем не менее социальные мотивы важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с первого класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных схемах.

  В данной работе были исследованы мотивы учения школьников начальной школы, особенности их динамики. Было выявлено изменение доминирующих мотивов от внешних к внутренним на протяжении обучения в начальной школе. В общей массе учащихся преобладают также внутренние мотивы. Это свидетельствует о том, что детский сад и семья создали необходимую почву для обучения детей в школе.

  Для более полного изучения мотивации учащихся начальной школы стоит провести исследование мотивации учения у детей с разной успеваемостью в первом, втором и третьем классах, изучить отношение к школе учащихся разных классов.

  В заключение хочется отметить, искусство воспитания все-таки заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход к более высокому типу внутренних мотивов, управляющих жизнью личности.

Важнейшим условием развития мотивации учения младшего школьника  на уроках иностранного языка является опора на совместную деятельность. Эффективность совместной деятельности младших школьников в процессе обучения иностранному языку проявляется через актуализацию таких ее компонентов как: высокая согласованность действий и удовлетворенность процессом взаимодействия, освоение форм учебного сотрудничества и содержательного общения участников между собой; формирование совместных целей деятельности, что проявляется в реализации и творческом преобразовании детьми задаваемых взрослыми образцов поведения и действия; овладение умением координировать способы выполнения учебных действий.

Иностранный язык как  учебный предмет обладает возможностью целостного воздействия на мотивационную сферу ребенка. Формируется интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и интеpec к процессу деятельности - как, какими способами достигаются результаты, решаются учебные задачи. Особенности мотивации учебной деятельности младших школьников в процессе изучения иностранного языка отражают направленность личности и ее установки, степень проявления активности, потребности в знаниях, мотивационно-ценностные отношения, эмоционально-волевую регуляцию, самооценку и рефлексию.

Формирование мотивации  учения в процессе совместной деятельности обеспечивается совокупностью ряда психолого-педагогических условий: активное включение каждого школьника  в процесс совместной учебной  деятельности на занятиях иностранного языка и создание благоприятного психологического климата во взаимоотношениях со сверстниками и учителем на занятиях; индивидуальный подход к каждому ребенку в процессе обучения иностранному языку в условиях совместной деятельности; обеспечение эмоциональной и содержательной поддержки, способствующей включению в общую работу класса и снижению тревожности; интеграция игровой и учебной деятельности через приемы создания новых форм поведения на основе преобразования прошлого опыта ребенка и непосредственно воспринимаемого им содержания совместной деятельности.

Информация о работе Формирование мотивов учения у младших школьников в процессе обучения иностранному языку