Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 23:13, дипломная работа
цель нашего исследования – на основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть формирование мотивов учения у младших школьников и разработать рекомендации по формированию учебной мотивации у младших школьников.
Исходя из цели иследования, объекта и предмета были сформулированы следующие задачи исследования:
На основе анализа психолого-педагогической литературы установить содержание понятий мотива и мотивации и их значение в учебной деятельности.
Раскрыть особенности формирования мотивов учения в процессе обучения иностранному языку и условия эффективного развития мотивации учения и деятельности.
Провести анализ результатов мотивов учения младшего школьника в процессе обучения иностранному языку.
Разработать электронный сборник рекомендаций по формированию учебной мотивации в младшем школьном возрасте.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение 1
Анкета «Оценка уровня школьной мотивации учащихся начальной школы» (1-4 класс) Н.Г. Лускановой
1. Тебе нравится в школе или
не очень ?
а) не очень
б) нравится
в) не нравится
2. Утром когда ты просыпаешься, ты всегда
с радостью идешь в школу или часто хочется остаться дома ?
а) чаще хочется остаться дома
б) бывает по-разному
в) иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в
школу не обязательно приходить всем ученикам,
желающим можно остаться дома, ты пошел
бы в школу или остался дома?
а) не знаю
б) остался бы дома
в) пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют
какие-нибудь уроки ?
а) не нравится
б) бывает по разному
в) нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних
заданий ?
а) хотел бы
б) не хотел бы
в) не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни
перемены ?
а) не знаю
б) не хотел бы
в) хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям
?
а) часто
б) редко
в) не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был строгий
учитель ?
а) точно не знаю
б) хотел бы
в) не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей ?
а) мало
б) много
в) нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники ?
а) нравятся
б) не очень
в) не нравятся
При анализе ответов учащихся мы оценивали ответы в баллах:
- ответ ребенка,
- нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивался в 1 балл;
- ответ, позволяющий
судить об отрицательном
Оценки в 2 балла не были включены, так как математический анализ показал, что при оценках в 3, 1 и О баллов возможно более надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.
Аналитическая деятельность позволила выделить 4 основных уровня школьной мотивации:
1. 25--30 баллов - максимально
высокий уровень. Таким детям
было свойственно наличие
2. 20--24 балла - «выше среднего». Подобные показатели имели учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью.
3.15--19 баллов - средний уровень. У этих детей положительное отношение к школе, но школа привлекала больше внеучебными сторонами деятельности.
4. 10-14 баллов - низкий уровень школьной мотивации.
Приложение 2
Рис. 1. Распределение испытуемых по уровням школьной мотивации.
Приложение 3
Тест-опросник
на выявление мотивации учащихся
Я учусь потому, что на уроке интересно
Я учусь, потому, что заставляют родители
Я учусь потому, что хочу больше знать
Я учусь, чтобы потом хорошо работать
Я учусь, чтобы доставить радость родителям.
Я учусь, чтобы
не отставать от товарищей.
Я учусь, чтобы не опозорить свой отряд
и класс
Я учусь потому,
что в наше время нельзя
быть незнайкой
Я учусь потому, что нравится учитель
Приложение 3
Электронный сборник методических материалов
на тему:
«ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»