Формирование мотивов учения у младших школьников в процессе обучения иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 23:13, дипломная работа

Описание работы

цель нашего исследования – на основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть формирование мотивов учения у младших школьников и разработать рекомендации по формированию учебной мотивации у младших школьников.
Исходя из цели иследования, объекта и предмета были сформулированы следующие задачи исследования:
На основе анализа психолого-педагогической литературы установить содержание понятий мотива и мотивации и их значение в учебной деятельности.
Раскрыть особенности формирования мотивов учения в процессе обучения иностранному языку и условия эффективного развития мотивации учения и деятельности.
Провести анализ результатов мотивов учения младшего школьника в процессе обучения иностранному языку.
Разработать электронный сборник рекомендаций по формированию учебной мотивации в младшем школьном возрасте.

Файлы: 1 файл

Диплом Прасолова.doc

— 296.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо и др. — М., 1994.
  2. Выготский, Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии,1992, №2
  3. Гончарик, Л. В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации.// Начальная школа. — 2004. — № 11.
  4. Гугучкина, Е. Е. Нестандартные уроки в начальной школе. // Учитель, 2001. №4.
  5. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.
  6. Додонов, Б. И. Структура и динамика мотивов деятелности//Вопросы психологии -1994 .- №4 –С.45
  7. Доналдсон, М. Мыслительная деятельность детей.—М., 2000.Ильин, Е.П.Мотивация и мотивы – Спб.: Питер 2006 г.( 112 стр.)
  8. Зимняя, И.А. Педагогическая психология (222 стр.)
  9. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников М.:           Педагогика 2006 г. -  150 с.
  10. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Психология и педагогика, №2, 1979г. (257 стр.)
  11. Мир детства: младший школьник /Под.ред. А.Г.Хрипковой (96 стр.)
  12. Немов Р.С. Психология. Учебник. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995 (85стр.)
  13. Косов, Б. Б. Психомоторное развитие младших школьников: методические разработки. — М., 2001.
  14. Кулагина, И.Ю.Возрастная психология.-М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998.
  15. Левитина, С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? – М., 2002.
  16. Маркова, А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение,1990
  17. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. — М., 1994.
  18. Мир детства: младший школьник. — М., 1988.
  19. Мыльников, Д. Мотивация и проблемы в обучении // Народное образование – 2002 -№9 –С123 -130
  20. Осипова, И. Формирование учебной мотивации школьников//Лучшие страницы педагогической прессы-2004 -№1.С76
  21. Практическая психология для педагогов и родителей/ Под ред. проф., М.К. Тутушкиной. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2000.
  22. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М., 2002.
  23. Прихожан, А.М.Психологические проблемы нравственного воспитания школьников. – М., 2003.
  24. Рабочая книга школьного психолога/ И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др.; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.
  25. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы /Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995.
  26. Талызина, Н.Ф.Педагогическая психология.- М., -2001
  27. Формирование мотивации учения: книга для учителя/ А.К. Маркова,
  28. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника. — М., 2005.
  29. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды.-М., 1989.
  30. Якобсон П.М.Эмоциональная жизнь школьника // Якобсон П.М. Психология мотивации. – М. – Воронеж, 1998.

 

 

 

 

Приложение 1

Анкета «Оценка  уровня школьной мотивации учащихся начальной школы» (1-4 класс) Н.Г. Лускановой

 
1. Тебе нравится в школе или  не очень ? 
   а) не очень 
   б) нравится 
   в) не нравится 
2. Утром когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или   часто хочется остаться дома ? 
   а) чаще хочется остаться дома 
   б) бывает по-разному 
   в) иду с радостью 
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем   ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался   дома? 
   а) не знаю 
   б) остался бы дома 
   в) пошел бы в школу 
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки ? 
   а) не нравится 
   б) бывает по разному 
   в) нравится 
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий ? 
   а) хотел бы 
   б) не хотел бы 
   в) не знаю 
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены ? 
   а) не знаю 
   б) не хотел бы 
   в) хотел бы 
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям ? 
   а) часто 
   б) редко 
   в) не рассказываю 
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был строгий учитель ? 
   а) точно не знаю 
   б) хотел бы 
   в) не хотел бы 
9. У тебя в классе много друзей ? 
   а) мало 
   б) много 
   в) нет друзей 
10. Тебе нравятся твои одноклассники ? 
   а) нравятся 
   б) не очень 
   в) не нравятся

При анализе ответов  учащихся мы оценивали ответы в баллах:

- ответ ребенка, свидетельствующий  о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивали в З балла;

- нейтральный ответ  (не знаю, бывает по-разному и  т.п.) оценивался в 1 балл;

- ответ, позволяющий  судить об отрицательном отношении  ребенка к той или иной школьной  ситуации, оценивался в О баллов.

Оценки в 2 балла не были включены, так как математический анализ показал, что при оценках  в 3, 1 и О баллов возможно более  надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.

  Аналитическая деятельность позволила выделить 4 основных уровня школьной мотивации:

1. 25--30 баллов - максимально  высокий уровень. Таким детям  было свойственно наличие высоких  познавательных мотивов, стремление  наиболее успешно выполнять все  предъявляемые требования на  уроках. Они четко следовали всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны.

2. 20--24 балла - «выше среднего». Подобные показатели имели учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью.

3.15--19 баллов - средний уровень. У этих детей положительное отношение к школе, но школа привлекала больше внеучебными сторонами деятельности.

4. 10-14 баллов - низкий уровень школьной мотивации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Рис. 1. Распределение  испытуемых по уровням школьной мотивации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    

Приложение 3

Тест-опросник на выявление мотивации учащихся 

Я учусь потому, что на уроке интересно 
Я учусь, потому, что заставляют родители 
Я учусь потому, что хочу больше знать 
Я учусь, чтобы потом хорошо работать 
Я учусь, чтобы доставить радость родителям.

 Я учусь, чтобы  не отставать от товарищей. 
Я учусь, чтобы не опозорить свой отряд и класс

 Я учусь потому, что в наше время нельзя  быть незнайкой 
Я учусь потому, что нравится учитель  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Электронный сборник  методических материалов

на тему:

«ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»


Информация о работе Формирование мотивов учения у младших школьников в процессе обучения иностранному языку