Формирование мотивов учения у младших школьников в процессе обучения иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 23:13, дипломная работа

Описание работы

цель нашего исследования – на основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть формирование мотивов учения у младших школьников и разработать рекомендации по формированию учебной мотивации у младших школьников.
Исходя из цели иследования, объекта и предмета были сформулированы следующие задачи исследования:
На основе анализа психолого-педагогической литературы установить содержание понятий мотива и мотивации и их значение в учебной деятельности.
Раскрыть особенности формирования мотивов учения в процессе обучения иностранному языку и условия эффективного развития мотивации учения и деятельности.
Провести анализ результатов мотивов учения младшего школьника в процессе обучения иностранному языку.
Разработать электронный сборник рекомендаций по формированию учебной мотивации в младшем школьном возрасте.

Файлы: 1 файл

Диплом Прасолова.doc

— 296.00 Кб (Скачать файл)

Содержание учебного материала было доступным для  учащихся, исходило из имеющихся у  них знаний и опиралось на жизненный  опыт детей, но в то же время материал был достаточно сложным и трудным. При подборе учебного и иллюстративного материала учитывались характер потребностей учащихся, с тем, чтобы содержание учебного материала удовлетворяло наличным потребностям школьников и в наибольшей степени способствовало возникновению и развитию нужных для дальнейшей учебной деятельности новых потребностей.

Каждый ученик, в том  числе и неуспевающий, ощущал счастье  в преодолении трудностей, радость  победы, свершения сложной работы. Учебный материал по содержанию обязательно опирался на прошлые знания учащихся. Но в то же время он нес новую информацию, в свете которой были осмыслены прошлые знания и опыт. При этом условии у учащихся возникала и развивалась личностная потребность в научном познании мира. Одним из путей формирования положительной мотивации к учебной деятельности являлась правильная организация учебной деятельности.

После проведения всех этапов эксперимента нами была осуществлена обработка результатов. Нам было необходимо сделать вывод о том, какой из этапов способствовал более успешному формированию грамматического навыка. Особое внимание уделялось грамматически верному построению английского предложения: наличие или отсутствие ошибок, правильный порядок слов, соблюдение структуры вопросительного предложения. Наша задача - выявить, какого уровня достигли эти навыки после проведения исследования и сравнить результаты констатирующего и контрольного экспериментов.

В результате наблюдения удалось установить, что на втором этапе дети были более заинтересованы работой в отличие от первого, где учащиеся с некоторым нежеланием и затруднением приступали к выполнению грамматических заданий. Использование грамматических игр способствовало созданию эмоциональной обстановки, большей активности ребят, даже тех, которые имеют слабые способности к изучению языка. В течение всего урока поддерживалась хорошая дисциплина, учащиеся активно включались в деятельность. Наблюдение показало, что первый этап проходил в более напряженной обстановке, приходилось постоянно настраивать четвероклассников на работу, процесс объяснения новой грамматики затягивался, из-за сложности материала детям становилось скучно и не интересно, а следствие этого отвлеченность и не усвоение нового материала. В конце нашего эксперимента нами было вновь проведено анкетирование детей по методике Н.Г. Лускановой (Приложение 1). Полученные результаты говорят о том, что значительное количество детей повысило свой уровень мотивации, дети стали с желанием выполнять домашнее задание по иностранному языку (Приложение 3).

Таким образом, проведенное  нами исследование говорит о результативности использования игр и игровых  упражнений на уроках английского языка, и как следствии повышении  мотивации учащихся начальных классов. После обобщения результатов мы установили, что использование игр на уроках английского языка является одним из эффективных условий формирования грамматического навыка у младших школьников. Мы сделали вывод о том, что лишь систематическое использование грамматических игр, а так же нетрадиционных способов обучения будет давать положительный результат на мотивации учащихся.

 

2.2.  Рекомендации  по формированию учебной мотивации  в младшем школьном возрасте

 

Комплексная реализация мотивационного обеспечения учебного процесса включает в себя: формирование целей познавательной деятельности; целенаправленное применение различных приемов побуждения; стимулирование психических процессов (прежде всего мышления); возбуждение актуальных потребностно-мотивационных состояний; формирование метапознавательных навыков по ориентировке действий; создание ситуаций, моделирующих и генерализирующих необходимые мотивационные процессы на всех этапах урока; подкрепление положительных побуждений эмоциональным удовлетворением за счет авансирования результатов и информации о правильности решения; создание благоприятных условий для формирования мотивации, соответствующей психологической атмосферы.

При этом каждый учитель  для формирования мотивации учения школьников использует различные методические приемы. Своеобразная целевая направленность позволяет условно объединить их в группы: 
     1. Приемы деятельности учителя, способствующие формированию мотивации в целом.  Они направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся, а именно:

- включение учеников  в коллективные формы деятельности; 
- привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки;

- сотрудничество ученика  и учителя, совместная учебная  деятельность; 
- поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы;

- занимательность изложения  учебного материала (необычная  форма преподнесения материала,  эмоциональность речи учителя,  познавательные игры, занимательные примеры и опыты);

- умелое применение  поощрения и наказания. 
 2. Специальные задания на упрочение отдельных сторон мотивации.    

 Учителю необходимо  предусмотреть систему мер (ситуаций, заданий, упражнений), направленных  на формирование отдельных аспектов  внутренней позиции ученика по  отношению к учению. Предлагаемые школьникам задания в соответствии с их направленностью можно сгруппировать следующим образом:    

 а) укрепление и  развитие обучаемости учеников (поощрение  готовности к сотрудничеству, открытости  педагогическим воздействиям, укрепление собственной позиции и стремления к осуществлению собственного выбора);   

 б) создание ситуаций  выбора для укрепления и осознания  мотивов, собственной субъективной  позиции;   

 в) обучение целеполаганию  в учении (укрепление самооценки  и адекватного уровня притязаний, способности реально оценивать поставленные цели, активизировать свои возможности); 
    г) устойчивость целей и упорство в их реализации (преодоление помех и препятствий в процессе учебной деятельности, решение сверхтрудных задач, постановка и реализация близких и дальних целей, поведение в необязательных ситуациях).    

3. Формирование мотивации  на отдельных этапах урока.   

 Деятельность учеников  обязательно должна иметь психологически  полную структуру - понимание  и постановка учениками целей  и задач; выполнение действий, приемов, способов; осуществление самоконтроля и самооценки.  

 Соответственно выделяются  следующие этапы формирования  мотивации:   

- этап вызывания исходной  мотивации (побуждение к новой  деятельности, подчеркивание предыдущих  достижений, вызвать относительную неудовлетворенность чем-то из предыдущей деятельности, усилить акцент на предстоящей работе, удивить, заинтересовать);

- этап усиления и  подкрепления возникшей мотивации  (интерес к нескольким способам  решения задачи, к формам сотрудничества, разным видам деятельности, поддержание разного уровня трудности заданий, подключение учащихся к самоконтролю);

- этап завершения  урока (подчеркнуть положительный  личный опыт каждого ученика,  подкрепление ситуации успеха, дифференцированная  оценка труда, определение трудностей и выбор путей их преодоления). 
    4. Группа заданий, обеспечивающих индивидуальный подход к формированию мотивации «отставших детей».   

 Эта работа включает  следующие направления: 
    - восстановление положительного отношения к учению и отдельным предметам (решение доступных задач, создание ситуаций успеха, создание условий для переживания успеха, поддержание уверенности в ученике); 
преодоление «выученной беспомощности» как следствия длительных неудач; 
    - ориентация на процесс, а не на результат учебной деятельности 
(составление планов своей работы, связывание отдельных действий в систему, усиление адекватных критических суждений ученика, ориентация на предыдущие успехи ученика);  

- укрепление собственно  умения учиться (расширение запаса знаний,

устранение пробелов в знаниях, обучение выполнению действий по инструкции и в последовательности, опора на наглядность, планы, схемы, проговаривание своих действий). 

 Следует особо подчеркнуть,  что развитию мотивационно-познавательной сферы учащихся способствует умелое сочетание различных методов, средств и организационных форм, используемых учителем при обучении. Педагогу необходимо уметь оптимально соотносить между собой функции, выполняемые той или иной группой методов (“живое созерцание” при наблюдении, абстрактное мышление при использовании словесных методов, осуществление практических действий), характер содержания изучаемой темы, возможности учащихся в усвоении материала с тем, чтобы отобрать те методы и средства обучения, которые позволят в данных условиях формировать учебно-познавательную мотивацию и достигать поставленных целей. Исходя из потребностей мотивационного обеспечения учебного процесса, можно использовать следующий вариант классификации методов обучения и их дидактических характеристик:

  1. Информационные методы обучения: беседа, лекция, рассказ, консультация, демонстрация, экспертиза, доклад, обзор, отчет, объяснение, речь, иллюстрация, сообщение, кинопоказ, инструктаж, анализ различных носителей информации, экскурсии, интервью, встречи с именитым гостем.

 

  Пути формирования мотивации: исторический ракурс, яркие факты, биографии ученых, возбуждение внимания, практическая необходимость материала для специалиста и его ценность для интеллектуального развития, удивление, возбуждение, любопытство, задействование ассоциативной памяти, эмоции, дискуссия, умение общения.

Операционные методы: работа с учебниками, опорными схемами, мнемониками, алгоритмами, ориентировочными карточками, поэтапное формирование знаний, практические методы, упражнения, лабораторные работы, “делай так, как я”, тренинг, программирование обучения, эксперимент, самостоятельная работа.

Пути формирования мотивации: создание ситуации, авансирующей успех; работа на будущие цели, стремление к цели, внимание к содержанию, поощрение, предъявление учебных требований, групповая работа, самостоятельное достижение результата, критика и самокритика, составление планов, анализ случаев из практики, человеческая ценность знания.

Творческие методы обучения: анализ конкретных ситуаций, беседа по Сократу, деловая игра, деловая корзина, форум, обсуждение вполголоса, “думай и слушай”, инновационная игра, лабиринт действий, метод аперцепции-интеракции, мозговая атака, панельная дискуссия, программа саморазвития, студия активного случая, эвристика, метод контрольных вопросов, метод проб и ошибок, творческий диалог, проблематизация, метод круглого стола, имитационная игра, проектирование и т.д.

Пути формирования мотивации: создание познавательных противоречий, проблемно-поисковых ситуаций,  эмоциональный настрой, учение, основанное на деятельности, любознательность, анализ событий, разрешение инцидентов и конфликтов, исследование обстоятельств, игровой азарт, ролевая игра, использование ЭВМ, самоанализ деятельности, рефлексия, реакция преподавателя и аудитории, коллективный поиск, похвала, знание о возможностях, финансирование, профессиональная необходимость, ожидание.

Методы контроля и  обратной связи: семинар, коллоквиум, текущий, рубежный и итоговый контроль, анкетирование, викторина.

Пути формирования мотивации: закрепление полученных знаний, доведение их до уровня навыков и умений, ретроспективный анализ, соревновательность, положение в группе, рейтинг, хит-парад, качество достигнутых результатов, переход от контроля к самоконтролю, ценность контролируемых характеристик, открытость диагностики, достижение поставленных целей, количественные критерии уровня знания, достижения в области интеллектуального развития, оценка своей деятельности и деятельности товарищей, вознаграждения, удовлетворение. 
       Далее определим возможности различных дидактических средств для формирования учебно-познавательной мотивации учащихся: 
       - печатные учебные материалы позволяют повысить уровень информированности, расширить кругозор учащихся, дают возможность постоянного их использования в качестве неких хранителей информации; 
       - натуральные объекты позволяют актуализировать внимание школьников, вызывают их удивление, любопытство, заинтересованность; 
       - макеты и модели задействуют ассоциативную память учащихся, вызывают восхищение творением рук человеческих, любознательность, интерес, желание изготовить что-либо собственными руками; 
    - с помощью лабораторных устройств и материалов развиваются практические умения, навыки, что усиливает значимость детей в собственных глазах; формируются их созидательные способности и значимость деятельности;

- аудиторные средства  обучения развивают умение слушать  и слышать, формируют музыкальную  культуру, интерес к технике, позволяют  углубить чувство прекрасного и сделать доступными произведения искусства, уникальные рисунки и фотографии;

- аудиовизуальные средства  позволяют формировать всестороннюю  культуру, целостность мировосприятия, расширяют познавательные умения  и навыки; 

- дидактические средства обеспечивают развитие познавательных способностей учащихся, овладение конкретными знаниями, самоконтролем и самокоррекцией своих действий, компонентами учебной деятельности;

Информация о работе Формирование мотивов учения у младших школьников в процессе обучения иностранному языку