Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 23:13, дипломная работа
цель нашего исследования – на основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть формирование мотивов учения у младших школьников и разработать рекомендации по формированию учебной мотивации у младших школьников.
Исходя из цели иследования, объекта и предмета были сформулированы следующие задачи исследования:
На основе анализа психолого-педагогической литературы установить содержание понятий мотива и мотивации и их значение в учебной деятельности.
Раскрыть особенности формирования мотивов учения в процессе обучения иностранному языку и условия эффективного развития мотивации учения и деятельности.
Провести анализ результатов мотивов учения младшего школьника в процессе обучения иностранному языку.
Разработать электронный сборник рекомендаций по формированию учебной мотивации в младшем школьном возрасте.
Содержание учебного материала было доступным для учащихся, исходило из имеющихся у них знаний и опиралось на жизненный опыт детей, но в то же время материал был достаточно сложным и трудным. При подборе учебного и иллюстративного материала учитывались характер потребностей учащихся, с тем, чтобы содержание учебного материала удовлетворяло наличным потребностям школьников и в наибольшей степени способствовало возникновению и развитию нужных для дальнейшей учебной деятельности новых потребностей.
Каждый ученик, в том числе и неуспевающий, ощущал счастье в преодолении трудностей, радость победы, свершения сложной работы. Учебный материал по содержанию обязательно опирался на прошлые знания учащихся. Но в то же время он нес новую информацию, в свете которой были осмыслены прошлые знания и опыт. При этом условии у учащихся возникала и развивалась личностная потребность в научном познании мира. Одним из путей формирования положительной мотивации к учебной деятельности являлась правильная организация учебной деятельности.
После проведения всех этапов эксперимента нами была осуществлена обработка результатов. Нам было необходимо сделать вывод о том, какой из этапов способствовал более успешному формированию грамматического навыка. Особое внимание уделялось грамматически верному построению английского предложения: наличие или отсутствие ошибок, правильный порядок слов, соблюдение структуры вопросительного предложения. Наша задача - выявить, какого уровня достигли эти навыки после проведения исследования и сравнить результаты констатирующего и контрольного экспериментов.
В результате наблюдения удалось установить, что на втором этапе дети были более заинтересованы работой в отличие от первого, где учащиеся с некоторым нежеланием и затруднением приступали к выполнению грамматических заданий. Использование грамматических игр способствовало созданию эмоциональной обстановки, большей активности ребят, даже тех, которые имеют слабые способности к изучению языка. В течение всего урока поддерживалась хорошая дисциплина, учащиеся активно включались в деятельность. Наблюдение показало, что первый этап проходил в более напряженной обстановке, приходилось постоянно настраивать четвероклассников на работу, процесс объяснения новой грамматики затягивался, из-за сложности материала детям становилось скучно и не интересно, а следствие этого отвлеченность и не усвоение нового материала. В конце нашего эксперимента нами было вновь проведено анкетирование детей по методике Н.Г. Лускановой (Приложение 1). Полученные результаты говорят о том, что значительное количество детей повысило свой уровень мотивации, дети стали с желанием выполнять домашнее задание по иностранному языку (Приложение 3).
Таким образом, проведенное нами исследование говорит о результативности использования игр и игровых упражнений на уроках английского языка, и как следствии повышении мотивации учащихся начальных классов. После обобщения результатов мы установили, что использование игр на уроках английского языка является одним из эффективных условий формирования грамматического навыка у младших школьников. Мы сделали вывод о том, что лишь систематическое использование грамматических игр, а так же нетрадиционных способов обучения будет давать положительный результат на мотивации учащихся.
2.2. Рекомендации
по формированию учебной
Комплексная реализация мотивационного обеспечения учебного процесса включает в себя: формирование целей познавательной деятельности; целенаправленное применение различных приемов побуждения; стимулирование психических процессов (прежде всего мышления); возбуждение актуальных потребностно-мотивационных состояний; формирование метапознавательных навыков по ориентировке действий; создание ситуаций, моделирующих и генерализирующих необходимые мотивационные процессы на всех этапах урока; подкрепление положительных побуждений эмоциональным удовлетворением за счет авансирования результатов и информации о правильности решения; создание благоприятных условий для формирования мотивации, соответствующей психологической атмосферы.
При этом каждый учитель
для формирования мотивации учения
школьников использует различные методические
приемы. Своеобразная целевая направленность позволяет условно объединить
их в группы:
1. Приемы деятельности учителя, способствующие
формированию мотивации в целом. Они направлены
на создание благоприятной психологической
атмосферы, поддерживающей познавательную
активность учащихся, а именно:
- включение учеников
в коллективные формы
- привлечение учеников к оценочной деятельности
и формирование адекватной самооценки;
- сотрудничество ученика
и учителя, совместная учебная
деятельность;
- поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы;
- занимательность изложения
учебного материала (необычная
форма преподнесения материала,
- умелое применение
поощрения и наказания.
2. Специальные задания на упрочение отдельных
сторон мотивации.
Учителю необходимо
предусмотреть систему мер (
а) укрепление и развитие обучаемости учеников (поощрение готовности к сотрудничеству, открытости педагогическим воздействиям, укрепление собственной позиции и стремления к осуществлению собственного выбора);
б) создание ситуаций
выбора для укрепления и
в) обучение целеполаганию
в учении (укрепление самооценки
и адекватного уровня
г) устойчивость целей и упорство в их
реализации (преодоление помех и препятствий
в процессе учебной деятельности, решение
сверхтрудных задач, постановка и реализация
близких и дальних целей, поведение в необязательных
ситуациях).
3. Формирование мотивации на отдельных этапах урока.
Деятельность учеников
обязательно должна иметь
Соответственно выделяются следующие этапы формирования мотивации:
- этап вызывания исходной мотивации (побуждение к новой деятельности, подчеркивание предыдущих достижений, вызвать относительную неудовлетворенность чем-то из предыдущей деятельности, усилить акцент на предстоящей работе, удивить, заинтересовать);
- этап усиления и
подкрепления возникшей
- этап завершения
урока (подчеркнуть
4. Группа заданий, обеспечивающих индивидуальный
подход к формированию мотивации «отставших
детей».
Эта работа включает
следующие направления:
- восстановление положительного отношения к учению и отдельным предметам (решение
доступных задач, создание ситуаций успеха,
создание условий для переживания успеха,
поддержание уверенности в ученике);
преодоление «выученной беспомощности»
как следствия длительных неудач;
- ориентация на процесс, а не на результат
учебной деятельности
(составление планов своей работы, связывание
отдельных действий в систему, усиление
адекватных критических суждений ученика,
ориентация на предыдущие успехи ученика);
- укрепление собственно умения учиться (расширение запаса знаний,
устранение пробелов в знаниях, обучение выполнению действий по инструкции и в последовательности, опора на наглядность, планы, схемы, проговаривание своих действий).
Следует особо подчеркнуть,
что развитию мотивационно-
Пути формирования мотивации: исторический ракурс, яркие факты, биографии ученых, возбуждение внимания, практическая необходимость материала для специалиста и его ценность для интеллектуального развития, удивление, возбуждение, любопытство, задействование ассоциативной памяти, эмоции, дискуссия, умение общения.
Операционные методы: работа с учебниками, опорными схемами, мнемониками, алгоритмами, ориентировочными карточками, поэтапное формирование знаний, практические методы, упражнения, лабораторные работы, “делай так, как я”, тренинг, программирование обучения, эксперимент, самостоятельная работа.
Пути формирования мотивации: создание ситуации, авансирующей успех; работа на будущие цели, стремление к цели, внимание к содержанию, поощрение, предъявление учебных требований, групповая работа, самостоятельное достижение результата, критика и самокритика, составление планов, анализ случаев из практики, человеческая ценность знания.
Творческие методы обучения: анализ конкретных ситуаций, беседа по Сократу, деловая игра, деловая корзина, форум, обсуждение вполголоса, “думай и слушай”, инновационная игра, лабиринт действий, метод аперцепции-интеракции, мозговая атака, панельная дискуссия, программа саморазвития, студия активного случая, эвристика, метод контрольных вопросов, метод проб и ошибок, творческий диалог, проблематизация, метод круглого стола, имитационная игра, проектирование и т.д.
Пути формирования мотивации: создание познавательных противоречий, проблемно-поисковых ситуаций, эмоциональный настрой, учение, основанное на деятельности, любознательность, анализ событий, разрешение инцидентов и конфликтов, исследование обстоятельств, игровой азарт, ролевая игра, использование ЭВМ, самоанализ деятельности, рефлексия, реакция преподавателя и аудитории, коллективный поиск, похвала, знание о возможностях, финансирование, профессиональная необходимость, ожидание.
Методы контроля и обратной связи: семинар, коллоквиум, текущий, рубежный и итоговый контроль, анкетирование, викторина.
Пути формирования мотивации: закрепление полученных знаний, доведение
их до уровня навыков и умений, ретроспективный
анализ, соревновательность, положение
в группе, рейтинг, хит-парад, качество
достигнутых результатов, переход от контроля
к самоконтролю, ценность контролируемых
характеристик, открытость диагностики,
достижение поставленных целей, количественные
критерии уровня знания, достижения в
области интеллектуального развития,
оценка своей деятельности и деятельности
товарищей, вознаграждения, удовлетворение.
Далее определим возможности различных
дидактических средств для формирования
учебно-познавательной мотивации учащихся:
- печатные учебные материалы позволяют
повысить уровень информированности,
расширить кругозор учащихся, дают возможность
постоянного их использования в качестве
неких хранителей информации;
- натуральные объекты позволяют актуализировать
внимание школьников, вызывают их удивление,
любопытство, заинтересованность;
- макеты и модели задействуют ассоциативную
память учащихся, вызывают восхищение
творением рук человеческих, любознательность,
интерес, желание изготовить что-либо
собственными руками;
- с помощью лабораторных устройств и
материалов развиваются практические
умения, навыки, что усиливает значимость
детей в собственных глазах; формируются
их созидательные способности и значимость
деятельности;
- аудиторные средства
обучения развивают умение
- аудиовизуальные средства
позволяют формировать
- дидактические средства обеспеч