Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 21:18, курсовая работа
Цель исследования – определение содержания, форм, методов воспитания осознанного отношения у родителей мальчиков-воспитанников учреждения дошкольного образования.
Объект исследования – влияние отцов на воспитание мужественности у мальчиков дошкольного возраста.
Предмет исследования – работа по воспитанию осознанного отношения к отцовству у родителей мальчиков-воспитанников дополнительного образования.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Изучить состояние проблемы в практике воспитания дошкольников.
3.Провести работу по воспитанию осознанного отношения к отцовству у родителей мальчиков-воспитанников дополнительного образования.
С биологической точки зрения вклад отца в появление ребёнка ограничивается моментом зачатия, а выхаживание, воспитание младенца осуществляется без его участия. Отцовство является сложным социально – историческим феноменом. Роль отца неодинакова в различных культах и зависит от ряда факторов:
1. Число жён и детей.
2. Степень власти над детьми.
3. Количество и качество
4. Включенность в уход, воспитание и обучение детей.
5. Включенность в ритуалы, связанные с детьми.
6. Степень его участия в
Современное отцовство характеризуется следующими тенденциями:
– незначительность контактов отцов с детьми;
– педагогическая некомпетентность отцов;
– рост безотцовщины или частое отсутствие отца в семье.
С точки зрения демографии современная семья становится преимущественно материнской. Мужчины по особенностям своей психологии стремиться, что бы окружающие его поощряли. Поэтому женщина всячески вынуждена поощрять общение мужчины с ребёнком, каким бы это общение не было с её женской точки зрения неправильным.
Существует множество различных классификаций типов отцов, по различным особенностям.
Первая классификация распределяет мужчин по их отношению к детям на следующие типы:
ребёнка, передавать знания и умения, воспитывать в своём ребёнке будущего наследника. Они опекают своих детей на протяжении всей жизни, наказывая их за ошибки, потому что в ребёнке они видят себя, продолжателя своих дел.
Следующая классификация делит отцов на четыре типа:
1. Отец «Большой друг». Главное
место в его жизни занимают
игры с ребёнком, а все другие
дела уходят на второй план,
которые являются не
2. Отец «Предводитель семейства». Этот тип является наиболее традиционным. В своей тарелке, он чувствует себя только тогда, когда занимается чисто мужским делом. Его присутствие даёт ребёнку чувство безопасности, он учит его всем необходимым навыкам, подготавливает к выходу в большую жизнь.
3. «Исключительный папа». Такой папа иногда лучше мамы разбирается в её обязанностях, тем самым, рискуя стать маминым конкурентом. Если папа будет выполнять мамины обязанности, то чем же будет заниматься мама и кто будет папой ребёнку?
4. Четвёртый тип – это вечно молодой папа. Такой папа обожает ребёнка и всегда готов помогать супруге. Особенность такого папы состоит в том, что он не может отказаться от своих юношеских забот. Для него на главном месте стоят друзья, а семья и дети потом [2, с. 16].
Одним из важнейших условий, обеспечивающих влияние отца на ребенка, на их будущую взаимную привязанность, является как можно более раннее начало их общения. Решающими могут быть первые два – три дня (или даже первые часы) после рождения, так как именно в это время в мозгу новорожденного запечатлеваются первые следы внешних событий, звуков.
Отметим, что отцовские чувства не инстинктивны, а социальны. Муж, любящий свою жену через неё любит и своих детей. Мужчины, всегда, первопроходцы, ищущие новые пути во всём. В семье отец, прежде всего стратег, решающий главные вопросы, в том числе и экономические. Для мужчины характерна ориентация на результат, именно поэтому ему очень важны успехи сына или дочери в учёбе, спорте. Отцам хочется иметь основание гордиться своими детьми. Мужское мышление ориентированно, как правило, на логические аргументы. Поэтому отец всегда анализируют ситуацию, и детей приучает к логике своих высказываний и поступков. Желательно чтобы именно отец учил своих детей зарабатывать деньги и как правильно их тратить, как строить семейный бюджет.
Так же ответственна роль отца в профориентации детей. Давно известна присказка: «Яблоко от яблони недалеко падает». Однако в наше время потомственных профессий становиться всё меньше.
Необходимо отметить роль отца и в организации досуга. По исследованиям Л.Я. Верб, доцента Санкт-Петербургского Университета культуры и искусства, только одна треть отцов постоянно заботится о досуге: это и спорт, и любительские занятия, и туризм, и приобщение к искусству.
Отметим, что у тех, детей, чьи отцы принимают активное участие в их воспитании, реже наблюдаются вспышки ярости, такие дети лучше владеют собой и адаптируются в обществе. По результатам различных исследований можно сделать вывод, что дети, чьи отцы принимали активное участие в их воспитании, показывают более высокие результаты по тестам психомоторного и умственного развития. Однако это можно говорить в том случае, когда отец «хороший», так как в воспитании ребёнка важно, когда отец является примером для подражания в различных отношениях, когда он даёт детям возможность гордиться за него. Поэтому большой бедой Беларуси являются отцы-пьяницы. В таких семьях неизбежны ссоры между родителями, поведение отца, безусловно, травмирует морально и детей и мать. В такой ситуации дети ищут духовной близости с другими родственниками или сверстниками.
Нередки случаи, когда отцы сосредоточены на добыче денег и ценностей, которые, казалось бы, должны укреплять семью, однако если отец будет сильно увлекаться этой деятельностью, он скорее будет разрушать семью.
Считаем необходимым уделить внимание проблеме неправильного использования такого метода воспитания как наказание, которое часто приводит к отчуждению между детьми и отцами, озлобляет их отношение. Физические, психические наказания, унижающие человеческое достоинство, не должны иметь место. Обида и боль на долго запоминаются ребёнком и препятствуют духовной близости между отцами и ставшими взрослыми детьми. В случае, если отец груб, кричит, если его голос враждебно звучит, ребёнок может заболеть, иногда повышается температура. Детские психологи утверждают, что ребенок, живущий в постоянном страхе перед отцовским наказанием, вряд ли вырастет более мужественным, чем тот мальчик, чей папа был заботливым и нежным. Скорее, наоборот – из-за страха перед наказанием и подавления отцовской излишней строгостью, ребенок может вырасти неуверенным в себе робким человеком [3].
Тем не менее, каким бы не был отец, его отсутствие делает семью не полной, что на сегодняшний день является огромной проблемой нашей страны. В последнее время в Беларуси увеличивается количество матерей-одиночек, которые при наличии живого отца вынуждены воспитывать ребёнка одни.
Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в виде:
Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек. Например, математические способности – едва ли не самый чувствительный «орган» по отношению к дефициту мужского воспитания. Недоразвитость этих способностей напрямую связана с отсутствием той интеллектуальной среды, которую создает мужчина в семье. Особое значение в развитии интеллектуальных способностей ребенка имеют первые три года жизни. В связи с чем, очень важно, в каком возрасте ребенок был лишен возможности испытывать на себе влияние обоих родителей, которые являются для него первыми источниками необходимого жизненного опыта [12, с. 169].
Наличие мужчины в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению. Отметим, что чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учиться, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Подтянутый, активный, нацеленный на успех отец будет вызывать у сына стремление соответствовать этому образу. Тем не менее, мнение отца относительно значимости академических успехов может и отрицательно сказаться на отношении ребенка к учебе.
Так же отцы могут научить ребенка говорить быстрее и правильнее, чем мамы и бабушки. Это связано это с тем, что папы, в отличие от мам, не коверкают слова и не «сюсюкают», стараясь «подстроиться» под ребёнка. Как правило, мужчины лучше обучают детей манипуляциям с предметами (особенно с конструкторами, головоломками); взаимодействие с отцом расширяет кругозор детей, способствует формированию у них более широкого поля интересов [3].
Важно отметить, что первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика. В семье именно отец является носителем мужских стереотипов применяемых в обществе, что является значимым как для мальчиков, так и девочек. При отсутствии отца в семье стереотип мужского поведения формируется под влиянием других значимых взрослых, старших друзей или же списывается с мужской составляющей матери, которая вынуждена сочетать социальные роли обоих родителей. Необходимо помнить, что нравственные принципы отца, его модель социального поведения, привычки, манеры – все это является примером для подражания. Сын с малых лет пытается копировать отца во всем. Поэтому для того, чтобы привить ребенку мужскую линию поведения, отец должен тщательно следить за своими поступками, словами, жестами и интонациями.
Важна роль отца в таком аспекте воспитания ребенка, как его половая самоидентификация. Наиболее успешно дети усваивают ту или иную психосоциальную роль в дошкольном возрасте (мальчики в 5-7 лет). Под влиянием родителей к 3-6 годам у ребенка складывается представление о принадлежности к определенному полу, что чрезвычайно сильно влияет на весь дальнейший ход формирования его личности как мужчины или женщины. Мальчики, глядя на отца, формируют определенную поведенческую модель, которой впоследствии будут придерживаться. У мальчиков, которые воспитанных одной матерью, зачастую наблюдается развитие «женских» черт характера: большая зависимость, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенно «мужского» поведения с зависимым характером, часто наблюдаемое у молодых преступников. [15, с. 45]
Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому. В обоих случаях складывается вульгаризованное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки [16, с. 43].
Социальная роль отца трудна тем, что ее очевидность создает множество ловушек при ее освоении. Г. С. Абрамова, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии Брестского государственного пединститута, выделяет некоторые из них:
Очень важно, чтобы отцы не устранялись от воспитания детей. Они должны считать своей первейшей обязанностью уделять внимание детям и в соответствии со своими возможностями принимать участие в их воспитании и обучении.
Выводы по I главе
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что дошкольный возраст – это период детства, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом – от 3 до 7 лет. Отметим, что именно в данный период происходит интенсивное развитие психической, физической и личностной организации ребенка: развиваются внутренние органы, увеличивается мышечная масса, вес мозга, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий, что это создает необходимые условия для психического и личностного развития.
Информация о работе Формирование мужественности у мальчиков дошкольного возраста