Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 21:18, курсовая работа
Цель исследования – определение содержания, форм, методов воспитания осознанного отношения у родителей мальчиков-воспитанников учреждения дошкольного образования.
Объект исследования – влияние отцов на воспитание мужественности у мальчиков дошкольного возраста.
Предмет исследования – работа по воспитанию осознанного отношения к отцовству у родителей мальчиков-воспитанников дополнительного образования.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Изучить состояние проблемы в практике воспитания дошкольников.
3.Провести работу по воспитанию осознанного отношения к отцовству у родителей мальчиков-воспитанников дополнительного образования.
Для эффективности проводимой работы в практике ясли-сада успешно используются сюжетно-ролевые игры. Мальчикам предлагаются игры героической тематики: военные, в спасателей, пожарных, вертолетчиков и другие. Необходимым является удовлетворение потребности мальчиков в соревновательности.
Вместе с тем, в группе «Почемучки» главным воспитателем проводятся «Занятия вежливости», на которых мальчиков ориентируют на рыцарское отношение к девочкам. Подбор художественных произведений, мультфильмов, детских фильмов, используемых в воспитательной работе по формированию мужественности, занимаются учётом таких принципов как: доступность возрасту, эмоциональная привлекательность, динамичность сюжета, эмоциональное и образное описание главных героев, наличие эпизодов, которые дети могут перенести в игру, динамика характера героев.
Однако необходимо отметить и сложности, с которыми сталкиваются педагоги ГУО «Ясли-сад № 32 г. Минска»: во-первых, это отсутствие в детском саду воспитателей-мужчин, а во-вторых, в дошкольном детстве мальчик – это полный антипод тому будущему образу, которому ему необходимо следовать.
С целью определения уровня мужественности мальчиков, складывающегося в результате общения с отцом, и выявление возможности влияния отца на воспитание мужественности мальчика был проведён эксперимент. Для этого использовался такой методы исследования как опрос. Опрос мальчиков проводился в ходе индивидуальной беседы. В случае, если вопрос был непонятен, экспериментатор разъясняла его ребёнку, результаты отмечались в таблице. 6 отцов опрошенных мальчиков согласились принять участие в эксперименте, благодаря чему удалось сформировать две группы – контрольную и экспериментальную.
Организованная опытно-экспериментальная работа предполагала осуществление трёх последовательных этапов:
Эксперимент показал, что влияние отца на воспитание мужественности мальчика выше и значительнее, чем усилия матери. Это можно объяснить тем, что отец, являясь гендерным идеалом для ребенка, представляет собой значимое лицо, авторитет которого велик, тем более, что разговора о мужественности он может подкрепить собственным примером.
Так же в ходе исследования выявлено, что воспитание мужественности происходит по типу отождествления мальчика себя с родителем своего пола и подражания ему. Сын в поведении отца находит образец своей собственной половой роли. Отметим, отцам целесообразно проводить беседы с мальчиками в форме «секретных совещаний», «разговора по душам». Для реализации представлений о мужественном поведении отцам так же необходимо организовывать различные виды деятельности, для чего важно сформировать у детей определенные трудовые навыки и умения. Кроме полученных представлений, приобретаемых навыков и умений у мальчиков должна быть сформирована необходимая мотивация. Поэтому в процессе воспитания для ребёнка важны одобрение и положительная оценка его социально ценного поло-ролевого поведения, особенно со стороны отца.
Всю информацию по вопросам пола родители и педагоги должны давать детям своевременно. При чём, эффективней, если разговоры на подобные темы с мальчиками будут вести отцы. Отвечать на детские вопросы необходимо в спокойной обстановке, не повышая голоса и не прибегая к наказаниям за любопытство, а возможно, и неприличные выражения, используемые мальчиком. Объяснения должны быть простыми, ясными, доступными пониманию ребенка и не искажать истину.
Таким образом, можно сделать вывод, что мальчику, выросшему без отцовского влияния, грозит суетность, неспособность к мужественным поступкам и, если надо, к риску, поиску. Ему угрожает развитие таких черт характера, как чрезмерная осторожность, тревожность, эгоистичность, конфликтность, неуверенность, подозрительность, мнительность. Мальчик может не стать настоящим мужчиной, так как не знал общения с ним.
Изучив роль отца в воспитании мужественности у мальчиков дошкольного возраста, можно сделать следующие выводы:
К основным психологическим особенностям мальчиков дошкольного возраста относят: формирование эмоциональной реакции на похвалу, переход мышления от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода – к словесному. Особенностью данного периода считаем то, что восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Оно становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов.
На сегодняшний день существует множество различных классификаций типов отцов, по различным особенностям. Наиболее интересной для нашего исследования явилась классификация, распределяющая мужчин по их отношению к детям. Это мужчина, который жаждет опекать, заботится и мужчина, у которого существует потребность учить ребёнка, передавать знания и умения, а так же отец «Большой друг», отец «Предводитель семейства», «Исключительный папа» и «Вечно молодой папа».
Большой бедой Беларуси являются отцы-пьяницы. В таких семьях неизбежны ссоры между родителями, поведение отца безусловно травмирует морально и детей и мать.
Важным является то, что наличие мужчины в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению. Так же отцы могут научить ребенка говорить быстрее и правильнее, чем мамы и бабушки.
Таким образом, первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика. В семье именно отец является носителем мужских стереотипов применяемых в обществе, что является значимым как для мальчиков, так и девочек.
Цель эксперимента: определить уровень состояния проблемы воспитания мужественности мальчиков дошкольного возраста в ГУО «Ясли-сад № 32 г. Минска», а так же выявить возможности влияния отцов на воспитание мужественности мальчиков.
Изучив работу ГУО «Ясли-сад № 32 г. Минска», направленную на формирование мужественности у мальчиков, выявили, что в подготовительной группе «Почемучки» создана пространственно-предметная развивающая среда для мальчиков, элементами которой являются: уголок мальчиков, наполненный предметами «мужского мира», мини-среды мужского труда, содержащие оборудование, необходимое для формирования мужских умений, а так же уголок «мужской доблести». Так же в практике ясли-сада успешно используются сюжетно-ролевые игры. Мальчикам предлагаются игры героической тематики: военные, в спасателей, пожарных, вертолетчиков и другие. Вместе с тем, в группе «Почемучки» главным воспитателем проводятся «Занятия вежливости», на которых мальчиков ориентируют на рыцарское отношение к девочкам. Подбор художественных произведений, мультфильмов, детских фильмов, используемых в воспитательной работе, по формированию мужественности занимаются учётом таких принципов как: доступность возрасту, эмоциональная привлекательность, динамичность сюжета, эмоциональное и образное описание главных героев, наличие эпизодов, которые дети могут перенести в игру, динамика характера героев. Кроме того, в развивающей среде группы «Почемучки» имеется три мини-музея: музей гармонии, экспозиция музея «Мы – юные Белорусы», состоящая из материалов о выдающихся людях – мужчинах и женщинах, чьи образы и чья деятельность являются неотъемлемой частью истории и культуры Республики Беларусь и музей мечты.
Основными сложностями, с которыми сталкиваются педагоги ГУО «Ясли-сад № 32 г. Минска», считаем отсутствие в детском саду воспитателей-мужчин, а так же тот факт, что в дошкольном детстве мальчик – это полный антипод тому будущему образу, которому ему необходимо следовать.
С целью определения уровня мужественности мальчиков, складывающегося в результате общения с отцами, и выявление возможности влияния отца на воспитание мужественности мальчика был проведён эксперимент. Для этого использовался такой методы исследования как опрос. Опрос мальчиков проводился в ходе индивидуальной беседы. 6 отцов опрошенных мальчиков согласились принять участие в эксперименте, благодаря чему удалось сформировать две группы – контрольную и экспериментальную.
Организованная опытно-экспериментальная работа предлагала осуществление трёх последовательных этапов:
Эксперимент показал, что влияние отца на воспитание мужественности мальчика выше и значительнее, чем усилия матери. Это можно объяснить тем, что отец, являясь гендерным идеалом для ребенка, представляет собой значимое лицо, авторитет которого велик, тем более, что разговора о мужественности он может подкрепить собственным примером.
Так же в ходе исследования выявлено, что воспитание мужественности происходит по типу отождествления мальчика себя с родителем своего пола и подражания ему. Сын в поведении отца находит образец своей собственной половой роли. Отцам целесообразно проводить беседы с мальчиками в форме «секретных совещаний», «разговора по душам». Для реализации представлений о мужественном поведении отцам так же необходимо организовывать различные виды деятельности, для чего важно сформировать у детей определенные трудовые навыки и умения.
Всю информацию по вопросам пола родители и педагоги должны давать детям своевременно. При чём, эффективней, если разговоры на подобные темы с мальчиками будут вести отцы. Отвечать на детские вопросы необходимо в спокойной обстановке, не повышая голоса и не прибегая к наказаниям за любопытство, а возможно, и неприличные выражения, используемые мальчиком.
Таким образом, мальчику, выросшему без отцовского влияния, грозит суетность, неспособность к мужественным поступкам и, если надо, к риску, поиску. Им угрожает развитие таких черт характера, как чрезмерная осторожность, тревожность, эгоистичность, конфликтность, неуверенность, подозрительность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Формирование мужественности у мальчиков дошкольного возраста