Формирование мужественности у мальчиков дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определение содержания, форм, методов воспитания осознанного отношения у родителей мальчиков-воспитанников учреждения дошкольного образования.
Объект исследования – влияние отцов на воспитание мужественности у мальчиков дошкольного возраста.
Предмет исследования – работа по воспитанию осознанного отношения к отцовству у родителей мальчиков-воспитанников дополнительного образования.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Изучить состояние проблемы в практике воспитания дошкольников.
3.Провести работу по воспитанию осознанного отношения к отцовству у родителей мальчиков-воспитанников дополнительного образования.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 331.00 Кб (Скачать файл)

Для эффективности проводимой работы в практике ясли-сада успешно используются сюжетно-ролевые игры. Мальчикам предлагаются игры героической тематики: военные, в спасателей, пожарных, вертолетчиков и другие. Необходимым является удовлетворение потребности мальчиков в соревновательности.

Вместе с тем, в группе «Почемучки» главным воспитателем проводятся «Занятия вежливости», на которых мальчиков ориентируют на рыцарское отношение к девочкам. Подбор художественных произведений, мультфильмов, детских фильмов, используемых в воспитательной работе по формированию мужественности, занимаются учётом таких принципов как: доступность возрасту, эмоциональная привлекательность,  динамичность сюжета, эмоциональное и образное описание главных героев, наличие эпизодов, которые дети могут перенести в игру, динамика характера героев.

Однако необходимо отметить и сложности, с которыми сталкиваются педагоги  ГУО «Ясли-сад № 32 г. Минска»: во-первых, это отсутствие в детском саду воспитателей-мужчин, а во-вторых, в дошкольном детстве мальчик – это полный антипод тому будущему образу, которому ему необходимо следовать.

С целью определения уровня мужественности мальчиков, складывающегося в результате общения с отцом, и выявление возможности влияния отца на воспитание мужественности мальчика был проведён эксперимент. Для этого использовался такой методы исследования как опрос.  Опрос мальчиков  проводился в ходе индивидуальной беседы. В случае, если вопрос был непонятен, экспериментатор разъясняла его ребёнку, результаты отмечались в таблице. 6 отцов опрошенных мальчиков согласились принять участие в эксперименте, благодаря чему удалось сформировать две  группы – контрольную и экспериментальную.

Организованная опытно-экспериментальная работа предполагала осуществление трёх последовательных этапов:

  1. Констатирующий этап.
  2. Формирующий этап.
  3. Контрольный этап.

Эксперимент показал, что влияние отца на воспитание мужественности мальчика выше и значительнее, чем усилия матери. Это можно объяснить тем, что отец, являясь гендерным идеалом для ребенка, представляет собой значимое лицо, авторитет которого велик, тем более, что разговора о мужественности он может подкрепить собственным примером.

Так же в ходе исследования выявлено, что воспитание мужественности происходит по типу отождествления мальчика себя с родителем своего пола и подражания ему. Сын в поведении отца находит образец своей собственной половой роли. Отметим, отцам целесообразно проводить беседы с мальчиками в форме «секретных совещаний», «разговора по душам». Для реализации представлений о мужественном поведении отцам так же необходимо организовывать различные виды деятельности, для чего важно сформировать у детей определенные трудовые навыки и умения. Кроме полученных представлений, приобретаемых навыков и умений у мальчиков должна быть сформирована необходимая мотивация. Поэтому в процессе воспитания для ребёнка важны одобрение и положительная оценка его социально ценного поло-ролевого поведения, особенно со стороны отца.

Всю информацию по вопросам пола родители и педагоги должны давать детям своевременно. При чём, эффективней, если разговоры на подобные темы с мальчиками будут вести отцы. Отвечать на детские вопросы необходимо в спокойной обстановке,   не повышая голоса и не прибегая к наказаниям за любопытство, а возможно, и неприличные выражения, используемые мальчиком. Объяснения должны быть простыми, ясными, доступными пониманию ребенка и не искажать истину. 

Таким образом, можно сделать вывод, что мальчику, выросшему без отцовского влияния, грозит суетность, неспособность к мужественным поступкам и, если надо, к риску, поиску. Ему угрожает развитие таких черт характера, как чрезмерная осторожность, тревожность, эгоистичность, конфликтность, неуверенность, подозрительность, мнительность. Мальчик может не стать настоящим  мужчиной, так как не знал общения с ним.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучив роль отца в воспитании мужественности у мальчиков дошкольного возраста, можно сделать следующие выводы:

  1. Дошкольный возраст – это период детства, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом – от 3 до 7 лет. В данный срок у ребенка развивается зрительная, слуховая, кожно-двигательная чувствительность, формируется элементарная наблюдательность, когда ребенок обдуманно изучает предметы, выделяя их основные признаки. Важно, что к концу дошкольного возраста ребенок в значительной степени осваивает родную речь.

К основным психологическим особенностям мальчиков дошкольного возраста относят: формирование эмоциональной реакции на похвалу, переход мышления от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода – к словесному. Особенностью данного периода считаем то, что восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Оно становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов.

  1. Изучив роль отца в воспитании детей, отцовство можно определить как отношение к ребёнку, основанное на факте его происхождения от данного мужчины и выражающееся в заботе о его жизни, здоровье, воспитании и образовании.

На сегодняшний день существует множество различных классификаций типов отцов, по различным особенностям.  Наиболее интересной для нашего исследования явилась классификация, распределяющая мужчин по их отношению к детям. Это мужчина, который жаждет опекать, заботится и мужчина, у которого существует потребность учить ребёнка, передавать знания и умения, а так же отец «Большой друг», отец «Предводитель семейства», «Исключительный папа» и «Вечно молодой папа».

Большой бедой Беларуси являются отцы-пьяницы. В таких семьях неизбежны ссоры между родителями, поведение отца безусловно травмирует морально и детей и мать.

Важным является то, что наличие мужчины в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению. Так же отцы могут научить ребенка говорить быстрее и правильнее, чем мамы и бабушки.

Таким образом, первые  пять  лет жизни  играют  определяющую  роль  в   развитии   черт мужественности у мальчика.  В семье именно отец является носителем мужских стереотипов применяемых в обществе, что является значимым как для мальчиков, так и девочек.

  1. Экспериментальная работа проводилась на базе ГУО «Ясли-сад № 32 г. Минска». В экспериментальной работе приняли участие 12 мальчиков в возрасте 6 лет подготовительной группы «Почемучки» и 6 отцов.

Цель эксперимента: определить уровень состояния проблемы воспитания мужественности мальчиков дошкольного возраста в ГУО «Ясли-сад № 32 г. Минска»,  а так же выявить возможности влияния отцов на воспитание мужественности мальчиков.

Изучив работу ГУО «Ясли-сад № 32 г. Минска», направленную на формирование мужественности у мальчиков, выявили, что в подготовительной группе «Почемучки» создана пространственно-предметная развивающая среда для мальчиков, элементами которой являются: уголок мальчиков, наполненный предметами «мужского мира», мини-среды мужского труда, содержащие оборудование, необходимое для формирования мужских умений, а так же  уголок «мужской доблести». Так же в практике ясли-сада успешно используются сюжетно-ролевые игры. Мальчикам предлагаются игры героической тематики: военные, в спасателей, пожарных, вертолетчиков и другие. Вместе с тем, в группе «Почемучки» главным воспитателем проводятся «Занятия вежливости», на которых мальчиков ориентируют на рыцарское отношение к девочкам. Подбор художественных произведений, мультфильмов, детских фильмов, используемых в воспитательной работе, по формированию мужественности занимаются учётом таких принципов как: доступность возрасту, эмоциональная привлекательность,  динамичность сюжета, эмоциональное и образное описание главных героев, наличие эпизодов, которые дети могут перенести в игру, динамика характера героев. Кроме того, в развивающей среде группы «Почемучки»  имеется три мини-музея: музей гармонии, экспозиция музея «Мы – юные Белорусы», состоящая из материалов о выдающихся людях – мужчинах и женщинах, чьи образы и чья деятельность являются неотъемлемой частью истории и культуры Республики Беларусь и музей мечты.

Основными сложностями, с которыми сталкиваются педагоги ГУО «Ясли-сад № 32 г. Минска», считаем отсутствие в детском саду воспитателей-мужчин, а так же тот факт, что в дошкольном детстве мальчик – это полный антипод тому будущему образу, которому ему необходимо следовать.

С целью определения уровня мужественности мальчиков, складывающегося в результате общения с отцами, и выявление возможности влияния отца на воспитание мужественности мальчика был проведён эксперимент. Для этого использовался такой методы исследования как опрос.  Опрос мальчиков  проводился в ходе индивидуальной беседы. 6 отцов опрошенных мальчиков согласились принять участие в эксперименте, благодаря чему удалось сформировать две  группы – контрольную и экспериментальную.

Организованная опытно-экспериментальная работа предлагала осуществление трёх последовательных этапов:

    • Констатирующий этап.
    • Формирующий этап.
    • Контрольный этап.

Эксперимент показал, что влияние отца на воспитание мужественности мальчика выше и значительнее, чем усилия матери. Это можно объяснить тем, что отец, являясь гендерным идеалом для ребенка, представляет собой значимое лицо, авторитет которого велик, тем более, что разговора о мужественности он может подкрепить собственным примером.

Так же в ходе исследования выявлено, что воспитание мужественности происходит по типу отождествления мальчика себя с родителем своего пола и подражания ему. Сын в поведении отца находит образец своей собственной половой роли. Отцам целесообразно проводить беседы с мальчиками в форме «секретных совещаний», «разговора по душам». Для реализации представлений о мужественном поведении отцам так же необходимо организовывать различные виды деятельности, для чего важно сформировать у детей определенные трудовые навыки и умения.

Всю информацию по вопросам пола родители и педагоги должны давать детям своевременно. При чём, эффективней, если разговоры на подобные темы с мальчиками будут вести отцы. Отвечать на детские вопросы необходимо в спокойной обстановке,   не повышая голоса и не прибегая к наказаниям за любопытство, а возможно, и неприличные выражения, используемые мальчиком.

Таким образом, мальчику, выросшему без отцовского влияния, грозит суетность, неспособность к мужественным поступкам и, если надо, к риску, поиску. Им угрожает развитие таких черт характера, как чрезмерная осторожность, тревожность, эгоистичность, конфликтность, неуверенность, подозрительность.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абрамова, Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2008. – 326 с.
  2. Авдеева, Н.Н. Роль отца в развитии ребенка в раннем возрасте / Н.Н. Авдеева  // Дошкольное воспитание. – 2005. – №7. – С. 16 – 21
  3. Андрейкова, И.О. Воспитание мальчика. Роль папы и мамы / И.О. Андрейкова // JLady.ru [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа:  http://www.jlady.ru/psihologiya-detey/rol-otca-v-vospitanii-malchika.html. – Дата доступа: 14.02.2014
  4. Ахметгалеева, З.М. Женственность и мужественность: методы исследования / З.М. Ахметова  // Вопросы психологии. –  2001. – №3. –  С. 24 – 30
  5. Бендас, Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие / Т.В. Бендас. – Спб.:Питер, 2006. . – 431с.
  6. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – М.: Олма-Пресс, 2011. – 206 с.
  7. Градусова, Л.В., Воспитание мужественности у мальчиков в игре / Л.В. Градусова // Воспитание детей в игре. – М, 1993
  8. Голод, И.С. Семья и брак: историко-социологический анализ / И.С. Голод. – СПб.: Петрополис, 2010. – 214 с.
  9. Дарвиш, О.В. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /  О.В. Дарвиш. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 212 с.
  10. Доронова, Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: пособие для дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 212 с.
  11. Еремеева, В.Д.  Мальчики и девочки – два разных мира: Нейропсихология – учителям, родителям, школьным психологам / В.Д. Еремеева. – М.: Линка-Пресс, 2008. – 111 с.
  12. Ерофеева, Н. В классе мальчики и девочки… как их учить? / Н.В. Ерофеева //Народное образование. – 2001. – №2. – С.169 – 17
  13. Касьянова, Н.С. Социальные аспекты воспитания поло-ролевого поведения детей / Н.С. Касьянова // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 4 – С. 74 – 76 
  14. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: принят Палатой представителей 3 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 5 июля 2004 г. – Минск: Амалфея, 2005. – 83 с.
  15. Красоткина, И. А. По-разному или одинаково думают мальчики и девочки? / И.А. Красоткина //Дошкольное воспитание. – 2007. – №12. С. 44 – 50
  16. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. – М: Инфра, 1999. – 122 с.
  17. Маслова, Т.М. Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью шедевров мировой живописи  / Т.М. Маслова. – СПб.: Детство-пресс, 2007. – 198 с.
  18. Немов, Р.С. Психология. Учебное пособие / Р.С. Немов. − М.: Просвещение, 2004. – 576 с.
  19. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: ЗАО «Институт психотерапии», 2003. – 295 с.
  20. Пиз, А. Язык взаимоотношений (мужчина и женщина) / А. Пиз. − М.: Эксмо-Пресс, 2007. – 400 с.
  21. Попова, Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности  / Л.В. Попова. − М.: Интер, 2006. – 197 с.
  22. Тархова, Л.Т. Мальчик, мужчина, отец. – М, 1992. – 134 с.
  23. Филиппова, С.О. Мир движений мальчиков и девочек. – СПб.: Петрополис, 2001. – 234 с.
  24. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособие / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2008. – 418 с.

Информация о работе Формирование мужественности у мальчиков дошкольного возраста