Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 21:18, курсовая работа
Цель исследования – определение содержания, форм, методов воспитания осознанного отношения у родителей мальчиков-воспитанников учреждения дошкольного образования.
Объект исследования – влияние отцов на воспитание мужественности у мальчиков дошкольного возраста.
Предмет исследования – работа по воспитанию осознанного отношения к отцовству у родителей мальчиков-воспитанников дополнительного образования.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Изучить состояние проблемы в практике воспитания дошкольников.
3.Провести работу по воспитанию осознанного отношения к отцовству у родителей мальчиков-воспитанников дополнительного образования.
Так же у ребенка развивается зрительная, слуховая, кожно-двигательная чувствительность, формируется элементарная наблюдательность, когда он обдуманно изучает предметы, выделяя их основные признаки. К концу дошкольного возраста дети в значительной степени осваивают родную речь, грамматические формы языка и активно увеличивают словарный запас.
Параллельно в это же время стремительно расширяются рамки семьи ребёнка: раздвигаются до пределов улицы, города, страны. И он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, стремится к самостоятельности.
К основным психологическим особенностям мальчиков дошкольного возраста можно отнести формирование эмоциональной реакции на похвалу, переход мышления от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода – к словесному. Особенностью данного периода считаем то, что восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Оно становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов.
Изучив роль отца в воспитании детей, отцовство можно определить как отношение к ребёнку, основанное на факте его происхождения от данного мужчины и выражающееся в заботе о его жизни, здоровье, воспитании и образовании.
На сегодняшний день существует множество различных классификаций типов отцов, по различным особенностям. Наиболее интересной для нашего исследования явилась классификация, распределяющая мужчин по их отношению к детям. Это мужчина, который жаждет опекать, заботится и мужчина, у которого существует потребность учить ребёнка, передавать знания и умения, а так же отец «Большой друг», отец «Предводитель семейства», «Исключительный папа» и «Вечно молодой папа».
Отметим, что большой бедой Беларуси являются отцы-пьяницы. В таких семьях неизбежны ссоры между родителями, поведение отца безусловно травмирует морально и детей, и мать. В такой ситуации дети ищут духовной близости с другими родственниками или сверстниками.
Так же не осталась без внимания проблема неправильного использования такого метода воспитания как наказание, так как оно часто приводит к отчуждению между детьми и отцами, озлобляет их отношения.
Таким образом, первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика. И именно отец является носителем мужских стереотипов применяемых в обществе, что является значимым как для мальчиков, так и девочек. Социальная роль отца трудна тем, что ее очевидность создает множество ловушек при ее освоении. Очень важно, чтобы отцы не устранялись от воспитания детей. Они должны считать своей первейшей обязанностью, уделять внимание детям и в соответствии со своими возможностями принимать участие в их воспитании и обучении.
Экспериментальная
работа проводилась на базе ГУО «Ясли-сад № 32 г. Минска».
Была изучена работа педагогов данного
учреждения, направленная на воспитании мужественности у мальчиков
дошкольного возраста. В экспериментальной
работе приняли участие 12 мальчиков в
возрасте 6 лет подготовительной группы
«Почемучки» и 6 отцов.
Цель эксперимента: определить уровень состояния проблемы воспитания мужественности мальчиков дошкольного возраста в ГУО «Ясли-сад № 32 г. Минска», а так же выявить возможности влияния отцов на воспитание мужественности мальчиков.
Многими педагогами, психологами, врачами справедливо подчеркивается, что мужчину в мальчике нужно воспитывать с раннего детства. В исследованиях таких психологов как В.С. Мухина, Н.В. Плисенко, Т.А. Репина научно обоснована значимость периода дошкольного детства в становлении психологического пола ребёнка, его поло-ролевой социализации, в связи с этим в ГУО «Ясли-сад № 32 г. Минска» проводиться активная работа по формированию и развитию мужественности мальчиков через образ мужского поведения.
Мужественность, является собирательной, обобщающей характеристикой личности. Понятие «мужественности» объединяет следующие нравственно-психологические качества мужчины: сила, отвага, стойкость, самообладание, решительность, бескорыстие, честность, справедливость. Мужественность – главное качество настоящего мужчины.
При формировании мужественности следует обращать внимание на качества, которые должны связываться с этим понятием: ответственность за свои поступки, способность к самоконтролю, собранность, умение терпеть и преодолевать трудности. Эталоны мужественности развиваются с самых первых дней жизни ребенка. Мужественность является фундаментом характера мальчика.
Очень важно в период дошкольного детства помочь правильно сформировать мужественность в детях. Для этого педагоги ГУО «Ясли-сад № 32 г. Минска» в своей работе, с учётом гендерных особенностей мальчиков дошкольного возраста, преследуют следующие задачи:
Отметим, что в группе «Почемучки» создана пространственно-предметная развивающая среда для мальчиков, элементами которой являются:
Для эффективности проводимой работы в практике ясли-сада успешно используются сюжетно-ролевые игры, поскольку, по мнению воспитателя группы «Почемучки», они помогают правильно сформировать поло-ролевые модели поведения детей. С этой целью мальчикам предлагаются игры героической тематики: военные, в спасателей, пожарных, вертолетчиков и другие. Отметим, что при организации игровой деятельности, в практике данного учреждения учитываются особенности, обеспечивающие полноценное становление мужественности: большое количество участников, четкость иерархии (доминирование – подчинение), игровую конкурентность и корпоративность, конфликтность, применение физической силы в борьбе за лидерство и другие. Необходимым является удовлетворение потребности мальчиков в соревновательности, несмотря на то, что обычно хочется, чтобы «победила дружба».
Современный рынок игрушек переполнен автоматами-трещетками, пластмассовыми ружьями, пистолетами, кинжалами, ножами, мечами, арбалетами. Все они призваны помочь ребенку войти в роль милиционера, солдата, спасателя, охотника, воспроизвести действия, присущие его носителю. Безусловно, при их использовании необходимо соблюдать главное требование – безопасность игр и игрушек для здоровья ребенка. Военные игрушки, как и игрушки других видов, влияют на развитие личности ребенка, его эмоционально-нравственную сферу. Выполняя какую-либо роль, ребенок идентифицирует себя с ее носителем, то есть переживает свою тождественность или контрастность с выбранным им героем. Плащи и шпаги, камуфляж, банданы и пистолеты – униформа мальчишек. В связи с этим в ГУО «Ясли-сад № 32 г. Минска» имеется расширенный выбор игр проводимых с мальчиками. Это игры военной, героической, транспортной, индустриальной тематики, режиссерские игры с машинами и солдатами, строительно-конструктивные, подвижные и спортивные.
Вместе с тем, в группе «Почемучки» главным воспитателем проводятся «Занятия вежливости», на которых мальчиков ориентируют на рыцарское отношение к девочкам. Их учат пропускать девочек вперед, подавать руку, оказывать помощь в перемещении тяжёлых предметов и так далее.
По мнению педагога-психолога, в возрасте шести лет мальчики обычно проявляют интерес к столярно-слесарным инструментам. В связи с чем, в исследуемой группе планируется оборудовать мини-мастерскую, где под присмотром взрослых мальчики будут учиться забивать гвозди, строгать, пилить. Это позволит дошкольнику возвыситься в собственных глазах, позволит ему почувствовать свою причастность к «настоящему делу».
Подбором художественных произведений, мультфильмов, детских фильмов для использования в воспитательной работе по формированию мужественности в ГУО «Ясли-сад № 32 г. Минска» занимается педагог социальный с учётом следующих принципов: доступность возрасту, эмоциональная привлекательность, динамичность сюжета, эмоциональное и образное описание главных героев, наличие эпизодов, которые дети могут перенести в игру, динамика характера героев.
На первом этапе подборка художественных произведений нацелена на воспитание представлений о стойкости, смелости, готовности оказать помощь слабым и старым людям, готовности и желания защищать Родину. Это сказки героического содержания, отрывки из былин, рассказы о защитниках отечества, о представителях героических профессий и их мужественных поступках в мирное время, но в необычных обстоятельствах. По мнению педагога социального, они дают возможность показать мальчикам, что самую трудную и опасную работу обычно выполняют мужчины, вызвать у них чувство восхищения их мужеством, желание подражать им. Так же в беседах с детьми подчеркивается, что защитники отечества во все времена применяли силу только для защиты своей страны, проявляя при этом мужество, смелость, терпеливость в преодолении трудностей, великодушие к побежденному врагу.
При формировании представлений о мужественности используется и ряд произведений о мальчиках, которые проявляют мужественность, смелость, что ближе пониманию ребенка. При этом обращается внимание детей на то, как дошкольники преодолевают собственный страх, стеснительность, когда видят, что слабый нуждается в помощи. Обращается внимание мальчиков на то, как они по-джентельменски должны относиться к девочкам, к старым людям. С этой целью в работе ГУО «Ясли-сад № 32 г. Минска» используются следующие мультфильмы: «Вовка в тридевятом царстве», «Три толстяка», «Летучий корабль», «Добрыня Никитич», «Незнайка на Луне», «Шрек», «В поисках Немо», «Кунг-фу панда», «Король Лев» и другие.
Кроме того, в развивающей среде группы «Почемучки» имеется три мини-музея:
Однако необходимо отметить и сложности, с которыми сталкиваются педагоги ГУО «Ясли-сад № 32 г. Минска» в воспитании основ мужественности у мальчиков. Во-первых, это отсутствие в детском саду воспитателей-мужчин. Так как их собственный детский опыт мог бы пригодиться при педагогическом взаимодействии с мальчиками. Во-вторых, в дошкольном детстве мальчик – это полный антипод тому будущему образу, которому ему необходимо следовать. Мужчина – это воплощение и символ физической и духовной силы, мальчик же – слаб, раним, уязвим. Принято считать, что типично мужскими качествами являются доминантность и агрессивность, но вместе с этим мальчишки должны научиться понимать чужую беду и страдания, уметь оказать действенную помощь. Так же для развития у мальчиков начал мужественности следует усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, великодушия, рыцарского отношения к женщинам, старикам, желание и способность защищать более слабых.
Таким образом, эффективность процесса формирования основ мужественности у дошкольников определяется созданием следующих психолого-педагогических условий:
Однако, по мнению педагогов ГУО «Ясли-сад № 32 г. Минска» работа, проводимая в детском саду, должна поддерживается и продолжается родителями. Поскольку педагогические старания, усилия не увенчаются успехом, если отцы детей не будут служить образцом, соответствовать своей половой роли.
Информация о работе Формирование мужественности у мальчиков дошкольного возраста