Формирование мужественности у мальчиков дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определение содержания, форм, методов воспитания осознанного отношения у родителей мальчиков-воспитанников учреждения дошкольного образования.
Объект исследования – влияние отцов на воспитание мужественности у мальчиков дошкольного возраста.
Предмет исследования – работа по воспитанию осознанного отношения к отцовству у родителей мальчиков-воспитанников дополнительного образования.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Изучить состояние проблемы в практике воспитания дошкольников.
3.Провести работу по воспитанию осознанного отношения к отцовству у родителей мальчиков-воспитанников дополнительного образования.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 331.00 Кб (Скачать файл)

 

Констатирующий эксперимент в обеих группах дал практически одинаковые результаты. По шкале 1 ребята отвечали охотно. Следует отметить, многие дети высказались за схожесть внешнего облика мужчины и женщины. Два мальчика положительно относятся к длинным волосам у мужчин. По их мнению, это «красиво». Большинство высказались за единство внешнего облика мальчиков и девочек, что позволяет констатировать некоторое размывание понятия гендерного дисплея. Предположительно, причиной этому является ношение в группе многими девочками брючек. По шкале 2 отмечаются также умеренные показатели значимости силы, как составляющей мужественности. Почти все мальчики высказались за равенство силовых показателей у мальчиков и девочек.

Самыми впечатляющими были результаты определения уровня мужской ответственности. Задаваемые вопросы были ориентированы на уровень бытовых взаимоотношений, как наиболее доступный детям. Никто из детей не смог назвать больше одной обязанности мужчины в доме («Папа работает на работе»). Всего три мальчика говорили о реальном участии отца в бытовой жизни семьи (папа чинит машину, папа ходит в магазин). Почти все дети считают домашнюю работу обязанностью женщины, что, разумеется, можно объяснить тем, что в контрольной группе 4 из 6 ребят живут в неполной семье и могут наблюдать лишь за матерью.

Средние показатели выявлены в констатирующем эксперименте и по шкалам активности и смелости, хотя до 50% мальчиков в каждой группе набрали 7 баллов по шкале смелости, что говорит о сформированности представлений о некоторых личностных качествах мужчины. Отметим, что почти все мальчики назвали как нравящегося героя гендерно-нейтральный персонаж (Карлсона), что может свидетельствовать о пониженном стремлении к гендерной самоидентификации, в соответствии, с отмеченным выше сглаживанием гендерного дисплея.

Формирующий эксперимент, проведенный с участием родителей, показал, тем не менее, большой интерес детей к проблемам поло-ролевой социализации. Со слов родителей, дети с интересом слушали предложенные стихи и сказки, живо их обсуждали. Почти все с удовольствием перечисляли черты настоящего мужчины, деятельно фантазировали на тему «Каким я буду, когда выросту?».

Успешность формирующего эксперимента подтверждена на контрольном этапе, так как абсолютно у всех детей показатели мужественности повысились, а у большинства перешли в область высоких показателей по всем шкалам. Особенно бросается в глаза повышение значений по шкале ответственности, что позволяет сделать вывод о том, что разговоры родителей с ребенком о семейных обязанностях мужчины разнообразили представления мальчиков об их будущем участии в жизни семьи.

Сравнение экспериментальной группы, где беседу проводили отцы, и контрольной, где эту же функцию выполняли матери, показывает небольшое, но стабильное увеличение количества набранных баллов в первой группе. Это свидетельствует, что контакт мальчика с отцом в области воспитания мужественности протекает легче и дает более весомый результат.

Проведенный эксперимент позволяет сделать выводы о том, что для современных дошкольников существует реальная опасность социализации по гендерно-нейтральному типу, так как представления о женственности и мужественности в этом возрасте размыты и тяготеют к понятию «одинаковости». Так же необходимо отметить, что для формирования правильной гендерной самоидентификации родителям необходимо проводить планомерную воспитательную работу.  Даже ситуативные, непродолжительные усилия родителей по формированию у ребенка представлений о мужественности могут дать хорошие результаты, особенно в случае привлечения литературно-художественного иллюстративного материала. Эксперимент показал, что влияние отца на воспитание мужественности мальчика выше и значительнее, чем усилия матери. Это можно объяснить тем, что отец, являясь гендерным идеалом для ребенка, представляет собой значимое лицо, авторитет которого велик тем более, что разговора о мужественности он может подкрепить собственным примером.

 

 

2.3 Воспитание осознанного отношения к отцовству у родителей мальчиков-воспитанников учреждения дошкольного образования

 

В настоящее время  актуальность изучения отцовства как научной проблемы приобретает всё больший интерес как со стороны психологии, физиологии, психофизиологии, акмеологии, социологии, педагогики и других наук,  так и со стороны обыкновенных родителей, которым небезразлична тема родительства, в частности отцовства. К сожалению, в теоретическом плане пока нет единой структуры развития отцовства  вследствие недостаточности эмпирических исследований в этой малоизученной области  знаний,  которые могли бы позволить сделать обобщение в данном вопросе. Проблема отцовства в психологии и педагогике является слабо разработанной и характеризуется отсутствием каких-либо целостных концепций, базирующихся на эмпирических исследованиях.  Остаются малоизученными вопросы, касающиеся роли отца в развитии, воспитании и социализации ребёнка, особенно мальчика, недостаточно разработана тема формирования отцовства,  компонентов отцовской сферы, отцовской деятельности, психологических условий развития личности отца.

В классическом психоанализе З. Фрейда влиянию родителей на психическое развитие ребенка отводится центральное место. Обычные повседневные действия родителей по уходу за ребенком имеют важное психологическое значение. Чрезмерное, недостаточное или неадекватное удовлетворение потребностей на ранних стадиях психосексуального развития приводит, по мнению З. Фрейда, к явно выраженным и своеобразным отклонениям в личностном развитии. Особенное значение для складывания структуры личности, для возникновения суперэго имеет характер отношений с родителями в дошкольном возрасте [2, с. 23].

Формирование в ребенке будущего мужчины – одна из самых главных задач воспитания, поскольку оно создает не просто человека, гражданина, члена общества, а будущих мужей, отцов.

В семье ребенок ориентируется на родителя причем, как правило, мальчик – на отца. Свой выбор отца аргументируя тем, что он тоже мужчина и должен быть похож на мужчин. Крепость союза с мужчинами, те рассказы, которые он слышит, та жизнь, которую он наблюдает, сливаются воедино, образуя в подсознании ребёнка модель того, каким он должен стать. Замечено, если мальчик имел хороший контакт  с отцом, он и сам в урочное время становится настоящим мужчиной, нормально адаптируется среди мужчин, естественно и благородно ведёт себя с женщинами.

Важнейшей задачей любого отца является формирование мужественности у мальчиков. Мужественность, является собирательной, обобщающей характеристикой личности. Понятие «мужественности» объединяет следующие нравственно-психологические качества мужчины: сила, отвага, стойкость, самообладание, решительность, бескорыстие, честность, справедливость. По мнению А. Сенельникова, мужественность – это совокупность социальных представлений, установок, характеристик поведения и предписаний о том, что в данной культуре предписывается мужчинам. В. А. Сухомлинский считал, что главное в понятии мужественности — это «долг мужчины, ответственность мужчины и достоинство мужчины», т. е. под мужественностью он понимал определенную направленность личности. Б. В. Ничипоров пишет, что воспитание мальчиков в любой стране – краеугольный камень педагогики, и от того, какие воспитываются у нас нынче мальчики, «будет зависеть вся судьба державы нашей» [10, с. 56].

Воспитание мужественности происходит по типу отождествления мальчика себя с родителем своего пола и подражания ему. Сын в поведении отца находит образец своей собственной половой роли. Мальчик начинает чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря способности подражать и брать пример с тех мужчин и старших мальчиков, к которым он чувствует дружеское расположение. Он не может брать пример с человека, который ему не нравится. Если отец всегда нетерпелив и раздражителен по отношению к ребенку, мальчик будет испытывать неловкость не только в его обществе, но и среди других мужчин и мальчиков. Такой мальчик потянется ближе к матери и воспримет ее манеры и интересы.

Отцам целесообразно проводить беседы с мальчиками в форме «секретных совещаний», «разговора по душам», например о сильных руках, о пользе труда народных мастеров, подчеркивая необходимость определенных мужских качеств для того или иного ремесла.

Сформировать представления, какими должны быть мужчины, очень важно, но ограничиться этим нельзя. Отец должен  помочь ребенку реализовать их. Для этого, прежде всего, необходимо использовать естественные и создавать проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей. Отцу необходимо рассказывать сыну о том, что однажды произошло с ним, когда он ходил в детский сад, рассказывать, где он работал раньше, и спрашивает, как в том или ином случае поступил бы мальчик [7, с. 65].

Для реализации представлений о мужественном поведении отцам так же необходимо организовывать различные виды деятельности, для чего важно сформировать у детей определенные трудовые навыки и умения. При участии и под контролем взрослого мальчиков можно научить: разрезать плотный картон; пользоваться лобзиком при работе с фанерой; использовать молоток и гвозди, сколачивая ящик для рассады; скреплять детали кукольной мебели с помощью специального клея или шурупов; чинить игрушки; выполнять посильную им физическую работу, например, при необходимости перенести столы и стульчики из одной комнаты в другую или вынести их на веранду. Для мальчиков старшего дошкольного возраста должно стать привычным уступить место матери в транспорте, помочь нести сумку с продуктами. Не важно, что это будет не столь тяжелая ноша, но ребенок должен почувствовать нагрузку. Тогда его труд будет не игрой в помощь, а помощью реальной [21, с. 123] .

Отметим, что кроме полученных представлений, приобретаемых навыков и умений у мальчиков должна быть сформирована необходимая мотивация, когда присвоенные эталоны мужского поведения становятся внутренними регуляторами. Поэтому в процессе воспитания для ребёнка важны одобрение и положительная оценка его социально ценного поло-ролевого поведения, особенно со стороны отца.

На протяжении многих веков люди рассматривали все, что связано с полом, как постыдное, не подлежащее обсуждению. На сегодняшний день, по данным научных исследований, дети получают интересующие их сведения преимущественно вне дома, в большинстве случаев от старших «хорошо информированных» ребят во дворе. Приобретенная таким образом информация может отрицательно сказаться  на отношении ребенка к полу, вызвать негативную реакцию, породить неверное представление о взаимоотношениях полов как о чем-то грязном. Следовательно, всю информацию по вопросам пола родители и педагоги должны давать детям своевременно. При чём, эффективней, если разговоры на подобные темы с мальчиками будут вести отцы. Детей может интересовать очень многое: примерно с трех лет они задают вопросы об анатомических различиях полов, выясняют, откуда берутся дети, примерно с четырех – как они попали в мамин животик, и как им удалось выбраться из него. Может появиться интерес к участию отца в деторождении [20, с. 78].

Отвечать на детские вопросы, даже если они оказались для отца неожиданными или показались «возмутительными», необходимо в спокойной обстановке,   не повышая голоса и не прибегая к наказаниям за любопытство, а возможно, и неприличные выражения, используемые мальчиком. Рекомендуется говорить не все, что знают сами взрослые. Объяснения должны быть простыми, ясными, доступными пониманию ребенка и не искажать истину. Главное, чтобы ответ не содержал «голой физиологии», натурализма, позволил бы мальчику составить своё представление о добрых взаимоотношениях родителей, их любви, уважении друг к другу и взаимной ответственности, о том, что рождение ребенка – большая радость и к этому событию вся семья готовится заранее [21, с. 98].

Следует помнить, что отец неосознанно формирует представление сына о взаимоотношениях полов. Отец для мальчика является первичным источником если не прямой, то косвенной информации о взаимоотношениях полов. Именно в семье, наблюдая за отношениями отца и матери, мальчик приобретает первый опыт отношения к противоположному полу. Отец выступает образцом мужского поведения, который в первое время будет неосознанно копироваться сыном практически во всех ситуациях, связанных с общением с противоположным полом. Поэтому отцам необходимо позаботьтесь о том, чтобы их детей сложились верные представления о любви, дружбе, товариществе.

Необходимо помнить, что если отец не выполнил свой долг, не сыграл принципиальную роль в формировании личности сына, в его представлении о том, что главное в жизни, а что второстепенное, что справедливо и что – ложно, что благородно и что – подло, что есть достоинство и что – трусость, что такое ответственность, долг и что такое безответственность, если он не сыграл свою роль в развитии мужских начал в сыне и в сложном сочетании мужественности и женственности у дочери, то последствия этого печальны.

Мальчику, выросшему без отцовского влияния, грозит суетность, неспособность к мужественным поступкам и, если надо, к риску, поиску. Им угрожает развитие таких черт характера, как чрезмерная осторожность, тревожность, эгоистичность, конфликтность, неуверенность, подозрительность, мнительность. Дети, не испытавшие отцовского влияния, могут вырасти зависимыми, несамостоятельными. Мальчик может не стать настоящим  мужчиной, так как не знал общения с ним.

Выводы по II главе

 

Экспериментальная работа проводилась на базе ГУО «Ясли-сад № 32 г. Минска». В экспериментальной работе приняли участие 12 мальчиков в возрасте 6 лет подготовительной группы «Почемучки» и 6 отцов.

Цель эксперимента: определить уровень состояния проблемы воспитания мужественности мальчиков дошкольного возраста в ГУО «Ясли-сад № 32 г. Минска»,  а так же выявить возможности влияния отцов на воспитание мужественности мальчиков.

Отметим, что в группе «Почемучки» создана пространственно-предметная развивающая среда для мальчиков, элементами которой являются: уголок мальчиков, наполненный предметами «мужского мира», мини-среды мужского труда, содержащие оборудование, необходимое для формирования мужских умений, а так же  уголок «мужской доблести». Кроме того, в развивающей среде данной группы имеется и три мини-музея: музей гармонии, экспозиция музея «Мы – юные Белорусы», состоящая из материалов о выдающихся людях – мужчинах и женщинах, чьи образы и чья деятельность являются неотъемлемой частью истории и культуры Республики Беларусь и музей мечты.

Информация о работе Формирование мужественности у мальчиков дошкольного возраста