Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 21:18, курсовая работа
Цель исследования – определение содержания, форм, методов воспитания осознанного отношения у родителей мальчиков-воспитанников учреждения дошкольного образования.
Объект исследования – влияние отцов на воспитание мужественности у мальчиков дошкольного возраста.
Предмет исследования – работа по воспитанию осознанного отношения к отцовству у родителей мальчиков-воспитанников дополнительного образования.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Изучить состояние проблемы в практике воспитания дошкольников.
3.Провести работу по воспитанию осознанного отношения к отцовству у родителей мальчиков-воспитанников дополнительного образования.
В эксперименте приняли участие 12 мальчиков в возрасте 6 лет, подготовительной группы «Почемучки» ГУО «Ясли-сад № 32 г. Минска». Отметим, что в исследовании участвовало так же 6 отцов детей.
Цель эксперимента: определение уровня мужественности мальчиков, складывающегося в результате общения с отцом, выявление возможности влияния отца на воспитание мужественности мальчика.
В качестве исходного материала, на котором изучался нравственный опыт ребенка, были выбраны такие понятия, как «мужественность» и «женственность». Мужественность – это обладание мужеством, выражение мужества. Женственность – обладание качествами, свойствами женщины (мягкий, нежный, изящный). Анализ литературы показал, что мужественность – антитез женственности. В соответствии с общепринятым стандартом мужчина должен внешне отличаться от женщины (гендерный дисплей), быть более сильным физически, ответственным, более смелым и активным.
При выстраивании шкал ограничение шло по данным признакам, как наиболее выраженным у детей 6 лет.
Для реализации цели эксперимента использовался такой методы исследования как опрос.
Метод опроса – это вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и интервьюируемым посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.
Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах – респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования.
Опросы разделяют на стандартизированные и не стандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие, прежде всего, общее представление об исследуемой проблеме. Не стандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.
Выделяют следующие виды опросов:
Для данного исследования был выбран метод интервью.
Интервью – это метод социально-психологического исследования, заключающийся в сборе первичной информации с помощью непосредственного речевого контакта. Интервью может быть: стандартизированным, в котором употребляются заранее подготовленные формулировки вопросов; нестандартизированным, предполагающим тактическую гибкость беседы, ее изменчивость в связи с ситуацией; полустандартизированным с использованием путеводителя интервью, допускающего отклонения от запрограммированной беседы. Метод интервью способствует налаживанию контакта между исследователем и исследуемым.
Организованная опытно-экспериментальная работа предлагает осуществление трёх последовательных этапов.
Данный этап предполагает проведение индивидуального опроса мальчиков и выявление уровня их представлений о характерных особенностях мужского поведения. Так же был проведён опрос отцов, с целью выявления степени их влияния на формирование мужественности сыновей. В качестве основы для разработки анкеты использовался поло-ролевой опросник С. Бем [6, с. 123]. Отметим, что схема опроса была адаптирована в соответствии с возрастом детей, кроме того, использовалась методика З.М. Ахметгалеевой [4, с. 24].
Степень мужественности мальчика оценивалась по пяти шкалам: шкала внешнего соответствия (1), шкала физической подготовки (2), шкала ответственности (3), шкала активности (4), шкала смелости (5).
При подсчете баллов за ответ «а» начисляется 3 балла, за «б» – 2 балла, за «в» – 1 балл.
Анализ набранных баллов: по шкале 1 7 – 9 баллов означают высокий уровень гендерной самоидентификации, 5 – 6 баллов – средний, 3 – 4 балла – низкий.
По шкале 2: 7 – 9 баллов означают высокий уровень значимости физической подготовки в формировании мужественности, 5 – 6 баллов – средний, 3 – 4 балла – низкий.
По шкале 3: 6 и более баллов означают высокий уровень ответственности, 3 – 4 балла – средний, 1 – 2 балла – низкий.
По шкале 4: 7 – 9 баллов означают высокий уровень активности, 5 – 6 баллов – средний, 3 – 4 балла – низкий.
По шкале 5: 7 – 9 баллов означают высокую значимость смелости как составляющей мужественности, 5 – 6 баллов – средний, 3 – 4 балла – низкий.
Анкетирование мальчиков проводилось в ходе индивидуальной беседы. В случае, если вопрос был непонятен, экспериментатор разъясняла его ребёнку, результаты отмечались в таблице. Следует отметить, что дети проявили определенный интерес к данному методу исследования, стремились рассказать о чем-либо более подробно, чем того требовал вопрос, а так же положительно отнеслись к повторному тестированию. Опросник приведен в приложении А.
На данном этапе результаты констатирующего эксперимента были предъявлены отцам. Важно, что только 6 отцов опрошенных мальчиков согласились принять участие в эксперименте, благодаря чему нам удалось сформировать две группы – контрольную и экспериментальную.
С отцами была проведена индивидуальная установочная беседа, в которой им были даны рекомендации по проведению бесед с мальчиками. В контрольной группе по объективным причинам беседу о мужестве согласились провести матери.
Данный этап предполагал проведение занятий с родителями в течение двух недель, после чего вновь было проведено анкетирование. Результаты констатирующего и контрольного эксперимента приведены в таблицах.
Таблица 2.1 Результаты исследования мужественности по пяти шкалам в экспериментальной группе (1 анкетирование)
Имя ребёнка |
1 шкала |
2 шкала |
3 шкала |
4 шкала |
5 шкала |
Кирилл Д. |
4 |
5 |
3 |
5 |
6 |
Антон М. |
5 |
7 |
4 |
5 |
6 |
Вадим П. |
6 |
5 |
4 |
6 |
7 |
Марк К. |
5 |
5 |
4 |
6 |
6 |
Даниил К. |
6 |
6 |
3 |
6 |
6 |
Максим О. |
4 |
5 |
4 |
5 |
7 |
Таблица 2.2 Результаты исследования мужественности по пяти шкалам в экспериментальной группе (2 анкетирование)
Имя ребёнка |
1 шкала |
2 шкала |
3 шкала |
4 шкала |
5 шкала |
Кирилл Д. |
8 |
6 |
9 |
6 |
7 |
Антон М. |
8 |
7 |
8 |
6 |
6 |
Вадим П. |
6 |
6 |
9 |
6 |
8 |
Марк К. |
8 |
7 |
10 |
7 |
9 |
Даниил К. |
6 |
9 |
9 |
6 |
9 |
Максим О. |
9 |
6 |
7 |
6 |
7 |
Таблица 2.3 Результаты исследования мужественности по пяти шкалам в контрольной группе (1 анкетирование)
Имя ребёнка |
1 шкала |
2 шкала |
3 шкала |
4 шкала |
5 шкала |
Иван Е. |
4 |
5 |
3 |
5 |
7 |
Мирон Ф. |
5 |
6 |
3 |
6 |
6 |
Влад Б. |
5 |
5 |
3 |
6 |
6 |
Дмитрий У. |
5 |
5 |
4 |
5 |
6 |
Евгений С. |
6 |
6 |
3 |
5 |
6 |
Дмитрий В. |
6 |
5 |
3 |
5 |
7 |
Таблица 2.4 Результаты исследования мужественности по пяти шкалам в контрольной группе (2 анкетирование)
Имя ребёнка |
1 шкала |
2 шкала |
3 шкала |
4 шкала |
5 шкала |
Иван Е. |
8 |
6 |
7 |
6 |
6 |
Мирон Ф. |
9 |
7 |
7 |
5 |
6 |
Влад Б. |
6 |
5 |
8 |
6 |
7 |
Дмитрий У. |
7 |
5 |
6 |
6 |
6 |
Евгений С. |
6 |
6 |
7 |
6 |
6 |
Дмитрий В. |
6 |
6 |
8 |
5 |
7 |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||
Имя |
1 тест |
2 тест |
Имя |
1 тест |
2 тест |
Кирилл Д. |
23 |
36 |
Иван Е. |
24 |
33 |
Антон М. |
26 |
35 |
Мирон Ф. |
26 |
34 |
Вадим П. |
28 |
36 |
Влад Б. |
25 |
32 |
Марк К. |
26 |
41 |
Дмитрий У. |
25 |
30 |
Даниил К. |
27 |
39 |
Евгений С. |
26 |
31 |
Максим О. |
25 |
35 |
Дмитрий В. |
26 |
32 |
Информация о работе Формирование мужественности у мальчиков дошкольного возраста