Формирование мужественности у мальчиков дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определение содержания, форм, методов воспитания осознанного отношения у родителей мальчиков-воспитанников учреждения дошкольного образования.
Объект исследования – влияние отцов на воспитание мужественности у мальчиков дошкольного возраста.
Предмет исследования – работа по воспитанию осознанного отношения к отцовству у родителей мальчиков-воспитанников дополнительного образования.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Изучить состояние проблемы в практике воспитания дошкольников.
3.Провести работу по воспитанию осознанного отношения к отцовству у родителей мальчиков-воспитанников дополнительного образования.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 331.00 Кб (Скачать файл)

 

 

    1. Выявление и характеристика проявления мужественности мальчиками дошкольного возраста

 

В эксперименте приняли участие 12 мальчиков в возрасте 6 лет, подготовительной группы «Почемучки» ГУО «Ясли-сад № 32 г. Минска». Отметим, что в исследовании участвовало так же 6 отцов детей.

Цель эксперимента: определение уровня мужественности мальчиков, складывающегося в результате общения с отцом, выявление возможности влияния отца на воспитание мужественности мальчика.

В качестве исходного материала, на котором изучался нравственный опыт ребенка, были выбраны такие понятия, как «мужественность» и «женственность». Мужественность – это обладание мужеством, выражение мужества. Женственность –  обладание качествами, свойствами женщины (мягкий, нежный, изящный). Анализ литературы показал, что мужественность – антитез женственности. В соответствии с общепринятым стандартом мужчина должен внешне отличаться от женщины (гендерный дисплей), быть более сильным физически, ответственным, более смелым и активным.

При выстраивании шкал ограничение шло по данным признакам, как наиболее выраженным у детей 6 лет.

Для реализации цели эксперимента использовался такой методы исследования как опрос.

Метод опроса – это вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и интервьюируемым посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах – респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования.

Опросы разделяют на стандартизированные и не стандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие, прежде всего, общее представление об исследуемой проблеме. Не стандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

Выделяют следующие виды опросов:

  • Анкетирование.
  • Личностные тесты.
  • Метод лестницы.
  • Метод интервью.

Для данного исследования был выбран метод интервью.

Интервью – это метод социально-психологического исследования, заключающийся в сборе первичной информации с помощью непосредственного речевого контакта. Интервью может быть: стандартизированным, в котором употребляются заранее подготовленные формулировки вопросов; нестандартизированным, предполагающим тактическую гибкость беседы, ее изменчивость в связи с ситуацией; полустандартизированным с использованием путеводителя интервью, допускающего отклонения от запрограммированной беседы. Метод интервью способствует налаживанию контакта между исследователем и исследуемым.

Организованная опытно-экспериментальная работа предлагает осуществление трёх последовательных этапов.

  1. Констатирующий этап.

Данный этап предполагает  проведение индивидуального опроса мальчиков и выявление уровня их представлений о характерных особенностях мужского поведения. Так же был проведён опрос отцов, с целью выявления степени их влияния на формирование мужественности сыновей. В качестве основы для разработки анкеты использовался поло-ролевой опросник С. Бем [6, с. 123]. Отметим, что схема опроса была адаптирована в соответствии с возрастом детей, кроме того, использовалась методика З.М. Ахметгалеевой [4, с. 24].

Степень мужественности мальчика оценивалась по пяти шкалам: шкала внешнего соответствия (1), шкала физической подготовки (2), шкала ответственности (3), шкала активности (4), шкала смелости (5).

При подсчете баллов за ответ «а» начисляется 3 балла, за «б» – 2 балла, за «в» – 1 балл.

Анализ набранных баллов: по шкале 1 7 – 9 баллов означают высокий уровень гендерной самоидентификации, 5 – 6 баллов – средний, 3 – 4 балла – низкий.

По шкале 2: 7 – 9 баллов означают высокий уровень значимости физической подготовки в формировании мужественности, 5 – 6 баллов – средний, 3 – 4 балла – низкий.

По шкале 3: 6 и более баллов означают высокий уровень ответственности, 3 – 4 балла – средний, 1 – 2 балла – низкий.

По шкале 4: 7 – 9 баллов означают высокий уровень активности, 5 – 6 баллов – средний, 3 – 4 балла – низкий.

По шкале 5: 7 – 9 баллов означают высокую значимость смелости как составляющей мужественности, 5 – 6 баллов – средний, 3 – 4 балла – низкий.

Анкетирование мальчиков проводилось в ходе индивидуальной беседы. В случае, если вопрос был непонятен, экспериментатор разъясняла его ребёнку, результаты отмечались в таблице. Следует отметить, что дети проявили определенный интерес к данному методу исследования, стремились рассказать о чем-либо более подробно, чем того требовал вопрос, а так же положительно отнеслись к повторному тестированию. Опросник приведен в приложении А.

  1. Формирующий этап.

На данном этапе результаты констатирующего эксперимента были предъявлены отцам. Важно, что только 6 отцов опрошенных мальчиков согласились принять участие в эксперименте, благодаря чему нам удалось сформировать две группы – контрольную и экспериментальную.

С отцами была проведена индивидуальная установочная беседа, в которой им были даны рекомендации по проведению бесед с мальчиками. В контрольной группе по объективным причинам беседу о мужестве согласились провести матери.

  1. Контрольный этап.

Данный этап предполагал проведение занятий с родителями в течение двух недель, после чего вновь было проведено анкетирование. Результаты констатирующего и контрольного эксперимента приведены в таблицах.

 

Таблица 2.1 Результаты исследования мужественности по пяти шкалам в экспериментальной группе (1 анкетирование)

 

Имя ребёнка

1 шкала

2 шкала

3 шкала

4 шкала

5 шкала

Кирилл Д.

4

5

3

5

6

Антон М.

5

7

4

5

6

Вадим П.

6

5

4

6

7

Марк К.

5

5

4

6

6

Даниил К.

6

6

3

6

6

Максим О.

4

5

4

5

7


 

Таблица 2.2 Результаты исследования мужественности по пяти шкалам в экспериментальной группе (2 анкетирование)

 

Имя ребёнка

1 шкала

2 шкала

3 шкала

4 шкала

5 шкала

Кирилл Д.

8

6

9

6

7

Антон М.

8

7

8

6

6

Вадим П.

6

6

9

6

8

Марк К.

8

7

10

7

9

Даниил К.

6

9

9

6

9

Максим О.

9

6

7

6

7


 

Таблица 2.3 Результаты исследования мужественности по пяти шкалам в контрольной группе (1 анкетирование)

 

Имя ребёнка

1 шкала

2 шкала

3 шкала

4 шкала

5 шкала

Иван Е.

4

5

3

5

7

Мирон Ф.

5

6

3

6

6

Влад Б.

5

5

3

6

6

Дмитрий У.

5

5

4

5

6

Евгений С.

6

6

3

5

6

Дмитрий В.

6

5

3

5

7


 

Таблица 2.4 Результаты исследования мужественности по пяти шкалам в контрольной группе (2 анкетирование)

 

Имя ребёнка

1 шкала

2 шкала

3 шкала

4 шкала

5 шкала

Иван Е.

8

6

7

6

6

Мирон Ф.

9

7

7

5

6

Влад Б.

6

5

8

6

7

Дмитрий У.

7

5

6

6

6

Евгений С.

6

6

7

6

6

Дмитрий В.

6

6

8

5

7


 

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Имя

1 тест

2 тест

Имя

1 тест

2 тест

Кирилл Д.

23

36

Иван Е.

24

33

Антон М.

26

35

Мирон Ф.

26

34

Вадим П.

28

36

Влад Б.

25

32

Марк К.

26

41

Дмитрий У.

25

30

Даниил К.

27

39

Евгений С.

26

31

Максим О.

25

35

Дмитрий В.

26

32

Информация о работе Формирование мужественности у мальчиков дошкольного возраста