Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:05, курсовая работа
Цель исследования – теоретическое обоснование и апробация педагогических условий формирования навыков решения задач детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования навыков решения задач детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить методику формирования решения задач детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить уровень сформированности навыков навыков решения задач детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать программу формирования навыков решения задач детей старшего дошкольного возраста и проверить ее эффективность.
Анализ этапов обучения, представленных Р.Л. Березиной [35], позволил нам разработать свою технологию обучения детей старшего дошкольного возраста решению арифметических задач. В соответствии с этапами обучения детей нами была разработана система занятий.
Для достижения оптимального результата мы определили несколько направлений, по которым следует вести работу в ходе формирующего эксперимента. Так, необходимо было уточнить представление детей о структуре задачи; развивать у детей умения подбирать вопрос к задаче, давать точный развернутый ответ на вопрос задачи, самостоятельно составлять задачи по сюжетным картинкам и по указанным числовым данным; развивать умение решать не только обычные, но и косвенные задачи.
На первых занятиях детей знакомили со структурой задачи. Усвоив структуру задачи, ребенок будет внимательнее при ее анализе, что в значительной степени облегчит ее решение. Анализ условия подводит к пониманию известных данных и к поиску неизвестного, а вопрос помогает определить, что в задаче неизвестно и что необходимо узнать. Поскольку от того, насколько правильно понял ребенок структуру простой арифметической задачи, научился рассуждать, аргументировать свои действия, зависит то, как он будет решать и более сложные задачи.
Следующие занятия были направлены на закрепление представлений детей о структуре арифметической задачи и раскрытие значения вопроса задачи.
Детей продолжали учить давать точный развернутый ответ на вопрос. Комплекс занятий был посвящен закреплению умений детей составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание; формулировать арифметические действия и пользоваться словами «прибавить», «вычесть», «получится». Решая задачи, ребенок должен научить рассуждать, доказывать, аргументировать свои действия, должен понять, какие числовые данные с какими должны вступать во взаимодействие, что можно сложить, а что – вычесть. Дошкольников подводили к пониманию смысла того, к каким количественным изменениям приводят практические действия с предметами, о которых говорится в задаче.
В ходе следующих занятий детей учили самостоятельно придумывать тему и содержание задачи по указанным числовым данным, а также делать рисунок задачи и отражать в нем ее условие, упражняли в составлении задач по рисунку. Дети упражнялись в составлении арифметических задач по сюжетным картинкам, при этом, выделяя числовые данные и те реальные действия, которые приводят к изменению количества предметов.
Мы считаем необходимым обучение детей решению косвенных арифметических задач, как с опорой, так и без опоры на предметные иллюстрации. Важность данной работы отмечала в своих исследованиях Т.И. Ерофеева. Задачи, которые предлагаются детям должны быть разнообразными. В противном случае дошкольник, получая однотипные задачи, начинает решать их по аналогии, не вдумываясь в содержание задачи и не анализируя его.
Ребенок очень скоро усваивает, что, если что-то дали, кто-то приехал, прилетел, надо прибавлять, а если наоборот – отнимать. Не научившись объяснять, как получен ответ задачи, ребенок привыкает механически ориентироваться только на слово, побуждающее к действию сложения или вычитания [6].
Во избежание этого мы предлагаем приступать к решению косвенных задач непосредственно после того, как дети научились решать простые арифметические задачи. На наш взгляд, необходимо на одном занятии предложить детям решить как простые, так и косвенные задачи, чтобы они смогли сравнить их, увидеть сходства и различия. По тому, как дети решают косвенные задачи можно судить и об уровне их умственного развития: умеют ли они логически мыслить, рассуждать, доказывать правильность ответа.
Заключительное занятие предполагало упражнение детей в составлении задач разнообразного содержания по одной и той же теме на основе конкретных данных. Кроме того, в свободное от занятий время, использовались задачи в стихотворной форме для того, чтобы повысить мотивацию детей, заинтересовать их в решении задач, показать, что это увлекательное занятие, требующее внимания и сообразительности.
На заключительном этапе исследования в ходе контрольного эксперимента были выявлены различия в уровнях сформированности умения решать арифметические задачи. Так у 50% детей был отмечен высокий уровень сформированности умения решать арифметические задачи, у 44% детей – средний уровень и лишь у 6% детей – низкий уровень (таблица 2).
Таблица 2
Уровни сформированности навыков решения задач у детей старшего дошкольного возраста
Уровни |
Количество детей | |
человек |
% | |
Высокий |
9 |
50 |
Средний |
8 |
44 |
Низкий |
1 |
6 |
Рис. 2. Динамика развития навыков решения задач у детей старшего дошкольного возраста, в %
На основании этих показателей мы можем сделать вывод, что в результате проведения формирующего эксперимента количество детей с высоким уровнем сформированности умения решать арифметические задачи повысился на 28%, количество детей со средним уровнем уменьшилось на 12%, а с низким уровнем – на 16% (рис. 2), что говорит о положительной динамике, которая наблюдается при сравнении результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
Таким образом, технология обучения детей старшего дошкольного возраста решению арифметических задач, включающая определение необходимых для решения арифметических задач умений; критерии и показатели уровня сформированности этих умений у дошкольников; этапы обучения решению арифметических задач; разнообразные методы и приемы обучения, дает положительные результаты и эффективно влияет на общий процесс обучения дошкольников решению арифметических задач.
Заключение
Анализ психолого-
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М.А. Васильевой) определён круг математических представлений, которыми должен овладеть ребёнок. В соответствии с требованиями программы детей нужно научить решать арифметические задачи и примеры в пределах первого десятка. От этого в значительной мере зависит повышение качества обучения математики в первом классе.
Особое значение в формировании вычислительной деятельности приобретают четкая системность и поэтапность в работе.
Экспериментальная работа по формированию навыков решения задач детей старшего дошкольного возраста проводилась в МДОУ ЦРР «Детский сад №462» г. Челябинска. В исследовании приняли участие 18 детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная работа проводилась в три этапа. Констатирующий этап – диагностика уровня сформированности навыков решения задач детей старшего дошкольного возраста. Формирующий этап – проведение работы по формированию навыков решения задач детей старшего дошкольного возраста. Контрольный этап – повторная диагностика уровня сформированности навыков решения задач детей старшего дошкольного возраста, сравнение полученных данных с результатами констатирующего этапа.
Гипотеза нашего исследования
заключалась в том, что процесс
обучения решению арифметических задач
будет протекать более
Нами были разработаны следующие критерии навыков решения задач у детей старшего дошкольного возраста: знание структуры задачи; способность отличить арифметическую задачу от рассказа и загадки; умение подбирать и самостоятельно составить вопрос к задаче; умение подобрать необходимое арифметическое действие к задаче; способность решить косвенную задачу. В соответствии с данными критериями мы выделили три уровня сформированности умения решать арифметические задачи у детей старшего дошкольного возраста – высокий, средний и низкий:
На констатирующем этапе для выявления уровня сформированности навыков решать арифметические задачи с дошкольниками проводилась беседа, разработанная на основе методических рекомендаций по обучению детей старшего дошкольного возраста решению арифметических задач Т.И. Ерофеевой, включающая восемь заданий:
В результате у 22% детей был отмечен высокий уровень сформированности навыков решать арифметические задачи, у 56% детей – средний уровень и у 22% детей – низкий уровень. На основе полученных данных была разработана программа формирования навыков решения задач у детей старшего дошкольного возраста.
На заключительном этапе исследования в ходе контрольного эксперимента были выявлены различия в уровнях сформированности умения решать арифметические задачи. Так у 50% детей был отмечен высокий уровень сформированности умения решать арифметические задачи, у 44% детей – средний уровень и лишь у 6% детей – низкий уровень.
На основании этих показателей мы можем сделать вывод, что в результате проведения формирующего эксперимента количество детей с высоким уровнем сформированности умения решать арифметические задачи повысился на 28%, количество детей со средним уровнем уменьшилось на 12%, а с низким уровнем – на 16%, что говорит о положительной динамике, которая наблюдается при сравнении результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
Таким образом, технология обучения детей старшего дошкольного возраста решению арифметических задач, включающая определение необходимых для решения арифметических задач умений; критерии и показатели уровня сформированности этих умений у дошкольников; этапы обучения решению арифметических задач; разнообразные методы и приемы обучения, дает положительные результаты и эффективно влияет на общий процесс обучения дошкольников решению арифметических задач.
Список литературы
Приложение
Конспект занятия
Тема занятия. Подготовка к знакомству с задачей.
Цель занятия. Познакомить детей со схемой ситуации. Научить читать схему ситуации.
Упражнение 1
Цель. Развивать зрительное внимание, тренировать наблюдательность, формировать умение производить анализ.
Материалы. Рисунок на доске.
Задание.
— Какие фигуры вы видите на рисунках:
Упражнение 3
Цель. Уметь моделировать ситуацию задачи, воспринятой «на слух».
Материалы. Счетные палочки.
Задание.
A. На дворе гуляли 3
курицы. Положите перед собой
на столе столько палочек,
Б. Потом на двор вышли кошка и собака. Положите столько палочек, сколько у них ног. Сколько ног у кошки, у собаки? Сосчитайте, сколько ног на дворе.
B. А потом к ним в гости пришел слон. Добавьте столько палочек, сколько ног у слона. Сколько теперь ног на дворе?
Г. К обеду в гости пришел удав. Сколько теперь ног на дворе? (Ног осталось столько же, сколько было, потому что у удава нет ног.)
Упражнение 4
Цель. Повторить состав однозначных чисел в процессе моделирования ситуации задачи.
Упражнение 2
Цель. Уметь моделировать ситуацию задачи на предметной наглядности.
Материалы. Рисунок на доске или предметная модель на фланелеграфе.
Задание. На халате 10 петель. Мама пришила 4 пуговицы. Сосчитайте, сколько еще надо пуговиц. Для выполнения задания обозначьте пришитые пуговицы кружками.
Материалы. «Дидактический набор» или набор «Учись считать».
Способ выполнения. Все задания дети моделируют фигурками из набора и отвечают на вопросы, ориентируясь на свою модель.
Задание. Мартышка наводила в доме порядок и расставляла на окнах цветы. В комнате два окна.
A. Как она могла расставить 4 горшка? (1 и 3, 2 и 2, 3 и 1, 4 и 0.)
Б. Как она могла расставить 6 горшков на 2 окна поровну? Сколько на каждом?
B. Один горшок она уронила за окно. Сколько их осталось? (5) Как расставить оставшиеся горшки на два окна поровну? (Нельзя, один лишний.)
Упражнение 5
Цель. Моделировать ситуацию задачи на схеме.
Материалы. Рисунок на доске или схема из карточек и стрелок на фланелеграфе.
Задание.
Информация о работе Формирование навыков решения задач детей старшего дошкольного возраста