Формирование навыков решения задач детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – теоретическое обоснование и апробация педагогических условий формирования навыков решения задач детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования навыков решения задач детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить методику формирования решения задач детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить уровень сформированности навыков навыков решения задач детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать программу формирования навыков решения задач детей старшего дошкольного возраста и проверить ее эффективность.

Файлы: 1 файл

4071 Формирование навыков решения задач детей старшего дошкольного возраста.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

У Мартышки день рождения. Чтобы не забыть, что нужно сделать, она попросила Попугая нарисовать ей план — что поставить на стол. Попугай нарисовал такой план:

Что это может означать? Где у Попугая обозначены полки  с посудой, а где — стол? (3 чашки  с одной полки и 1 чашку с  другой полки поставили на стол. На столе стоит4 чашки.)

Упражнение 6

Цель. Моделировать ситуацию задачи на схеме.

Материалы. Рисунок на доске или схема из карточек и стрелок на фланелеграфе.

Задание.

Пришли гости —  Удав и Слоненок. А потом с чашками кое-что произошло. Попугай нарисовал такую картинку: Что могло произойти, что тут изображено? (Было 4 чашки. Две чашки унесли на кухню, две — осталось. Или: две — разбили, две — осталось.)

Примечание. Легко видеть, что стрелки на схеме моделируют направление и вид действия. Сходящиеся стрелки моделируют объединение, дети их обычно так и воспринимают. Расходящиеся стрелки — удаление части. На данной схеме не задано однозначно, какая часть удалена, а какая оставлена. Пока это несущественно. В дальнейшем, когда один из элементов схемы заменится на знак вопроса, т. е. произойдет переход к структуре «задача», станет однозначно понятно, что удалили и что надо найти. Направление движения стрелок полезно показать руками, чтобы дети осознавали смысл схемы, моделируя ее через собственную кинестетику (движения рук).

Упражнение 7

Цель. Закреплять умение составлять схему ситуации.

Материалы. Фланелеграф, карточки с цифрами и стрелки из бархатной бумаги.

Способ выполнения. Дети составляют сюжетный рассказ и изображают его с помощью схемы.

Задание. Составить схему  по этим картинкам:

Как обозначить на схеме, что здесь произошло?

Рассказ может быть, например, таким: «Было 3 яблока и 2 яблока в двух вазах. Их сложили в одну вазу. В ней стало 5 яблок». Схема выглядит следующим образом:

Примечание. Педагог обращает внимание на то, что это пока не задача, а рассказ с числами. Нет нужды вводить в такой рассказ вопрос.

Упражнение 8

Цель. Составлять рассказ  по схеме (задание обратное предыдущему).

Материалы. Фланелеграф, карточки с цифрами, стрелки.

Способ выполнения. Педагог  предлагает готовую схему на фланелеграфе.

Задание. Рассказать историю  по этой схеме:

Рассказ может быть, например, таким: У Мартышки было 5 горшков 

с цветами. Один она уронила  за окно. Осталось 4.

Другой вариант: У Мартышки было 5 бананов. 4 она съела, а одним  угостила Слоненка.

Упражнение 9

Цель. Закреплять умение составлять выражения и схемы  по рисунку.

Материалы. Рисунки ситуаций задач.

Задание. Составить записи по рисункам и рассказы по картинкам. Ко всем рисункам можно составлять схемы.




Информация о работе Формирование навыков решения задач детей старшего дошкольного возраста