Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:05, контрольная работа
Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. «Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни», - подчеркнуто Президентом РФ в послании Федеральному Собранию на 2011-2013 гг. Одним из направлений формирования здорового образа жизни является обеспечение безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства. В этой связи формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой для педагогического сообщества, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области родителей и работников ДОУ.
Методическая разработка
раздела основной общеобразовательной программы ДОУ
Образовательная область «Безопасность»
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»
Дзержинск 2013год
1.Пояснительная записка
2.Актуальность
Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. «Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни», - подчеркнуто Президентом РФ в послании Федеральному Собранию на 2011-2013 гг. Одним из направлений формирования здорового образа жизни является обеспечение безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства. В этой связи формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой для педагогического сообщества, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области родителей и работников ДОУ.
Усвоение социальной действительности ребёнком - процесс, во время которого он усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным.
В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека; идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирования основ безопасного поведения.
Безопасность жизнедеятельности - это наука о комфортном и травма безопасном взаимодействии человека со средой обитания.
Формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать. Для детей эту формулу можно зарифмовать в стихах:
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
Но возможно - всё избежать,
А где надо – на помощь позвать.
Т.Г. Хромцов
В соответствии с Федеральными
государственными требованиями в дошкольных
образовательных учреждениях
Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, Л.П.Анастасовой, К.Ю.Белой, Г.К.Зайцева, В.Н.Зимониной, О.Л.Князевой, Л.А.Кондрыкинской, И.Ю.Матасовой, Р.Б.Стеркиной, Л.Г.Татарниковой, Л.Ф.Тихомировой, Т.Г.Хромцовой и др.
Формирование основ
Необходимо выделить такие
правила поведения, которые дети
должны выполнять неукоснительно, так
как от этого зависит их здоровье
и безопасность. Эти правила следует
подробно разъяснять детям, а затем
следить за их выполнением. Однако безопасность
и здоровый образ жизни не просто
сумма усвоенных знаний, а стиль
жизни, адекватное поведение в различных
ситуациях. Кроме того, дети могут
оказаться в неожиданной
Именно поэтому изучение
образовательной области «
Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
-развитие игровой деятельности детей;
-приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
-формирование положительного отношения к себе;
-формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
«Программа воспитания и обучения в детском саду», которая реализуется в нашем ДОУ предусматривает знакомство детей с правилами уличного движения с младшей группы, с дальнейшим усложнением содержания, а также знакомства с правилами безопасного действия с предметами: ножницами, иглами (ручной труд, аппликация). В рамках ознакомления с природой предполагается знакомство детей с ядовитыми растениями и грибами. В старшем возрасте в разделе «Ознакомление с окружающим и развитие речи» от детей требуется знание своего домашнего адреса, фамилии, имени, отчества родителей.
В своей практической работе мы взяли за основу программу Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», где дан материал, с помощью которого у детей появится потребность следовать правилам поведения в экстремальных ситуациях
Авторы программы
Задачи работы с детьми 5-6 лет.
-Активизировать знания детей, приобретенные при изучении основ безопасной жизнедеятельности:
- Знать о том, какую
опасность таят в себе спички,
об опасности шалостей с огнем,
-Активизировать знания о:
- сигналах светофора,
о правилах перехода улицы,
о правилах поведения в
- об опасностях при контактах с животными.
- об осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
- о микробах и вирусах.
- о бытовых опасностях.
- о взаимосвязи и
Задачи работы с детьми 6-7 лет.
- формирование у детей
знаний об осторожном
- об осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми, о конфликтных ситуациях со сверстниками.
- о безопасном поведении во дворе, на улице, дороге, в городском транспорте, о правилах дорожного движения.
- о бережном отношении
к природе, о правилах
- развитие способности к предвиденью возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного, безопасного поведения.
Таким образом, анализ внешней и внутренней ситуаций позволил выявить следующие противоречия между:
Объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения им соответствующих умений и использованием образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности в дошкольных учреждениях;
Потребностью современной
реальности в личностях, владеющих
правилами безопасного
Главной задачей формирования основ безопасности является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях.
Данная проблема позволила определить цель.
Цель:
Задачи.
Констатирующий этап
Задачи:
1. Разработка критериев диагностики уровня сформированности основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Первичный мониторинг детей по вопросам основ безопасности жизнедеятельности.
3.Определение оптимальных педагогических условий формирования основ безопасности жизнедеятельности.
4. Определить методы ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности.
5.Отбор доступного детям содержания знаний и умений безопасного поведения в быту и установление последовательности его освоения.
6.Выявление уровня заинтересованности и компетентности родителей по вопросам формирования основ безопасности средствами анкетирования.
Педагогическая оценка уровня усвоения знаний проводили на основании систематических и целенаправленных наблюдений за дошкольниками в ходе организованной образовательной деятельности, в ходе совместной и самостоятельной деятельности. (Критерии оценки приобретенных знаний детей 5 – 6 лет в приложении №2)
Количественный анализ уровня сформированности знаний детей на констатирующем этапе (диаграмма №1)
Итак, мы получили следующие результаты: Дети проявляют заинтересованность к вопросам, но знания детей отрывочны, часто дети не могли вспомнить правила пожарной безопасности, правила личной безопасности: не могли вспомнить свой адрес, фамилию имя отчество родителей и.т.д., имеют расплывчатое представление о том, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными. К сожалению дети затруднялись ответить, чтобы они делали в неожиданных ситуациях. Но все хорошо усвоили, что не знакомым людям нельзя доверять ( у каждого ребенка было свое мнение).
На данном этапе определили качество знаний об основах безопасности. Для этого мы использовали исследования И.Я. Лернера. (приложение №3)
Качественный анализ результатов обследования уровня сформированности знаний детей на констатирующем этапе
(диаграмма №2)
Таким образом, анализ ответов показал, что в основном дети интересуются данной темой, но общие знания и представления детей об основах безопасного поведения схематичны и разрознены, что соответствуют среднему уровню, а это говорит о недостаточном уровне знаний детей по основам безопасности жизнедеятельности, и необходимости усиленной работы над пробелами в этой области знаний.
Проанализировав методическую литературу по данной теме, мы установили, что формирование знаний ОБЖ у детей дошкольного возраста возможно при соблюдении комплекса педагогических условий:
1. Отбор доступного детям
содержания знаний и умений
безопасного поведения в быту
и установление
2. Применение поэтапной
методики, обеспечивающей единство
формирования знаний и умений,
как основы безопасного
3. Осознание педагогами
и родителями необходимости