Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:05, контрольная работа

Описание работы

Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. «Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни», - подчеркнуто Президентом РФ в послании Федеральному Собранию на 2011-2013 гг. Одним из направлений формирования здорового образа жизни является обеспечение безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства. В этой связи формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой для педагогического сообщества, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области родителей и работников ДОУ.

Файлы: 1 файл

Методическая разработка безопасность.docx

— 155.18 Кб (Скачать файл)

В группе есть «места уединения», дающие возможность ребёнку одному порисовать, посмотреть книгу, подумать. Но есть место и для коллективных игр, занятий, для проведения экспериментов.

Одной из основных задач  - обогащение игровой среды такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей. Мы изготовили разнообразные учебные пособия по ознакомлению детей с основами безопасности: альбомы «Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», «Служба «101», «102», «103», «Спичка - невеличка», «Пожары», «Опасные ситуации в жизни детей» (ребенок и другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка).

Для развития познавательной активности детей важно, чтобы информация заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала  ребёнка к её поиску. С этой целью  в группе отведено место, где разложены  разные дидактические игры «Черный  ящик», «Умники и умницы», «Добрые  и плохие поступки», «Что необходимо пожарному?», «Горит - не горит», «Предметы - источники пожара», «Разложи картинки по порядку», «Собери картинку».

Таким образом, развивающая среда, обогащенная дидактическими играми, атрибутами, пособиями, способствующие формированию основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.

Работа с родителями

Большая роль в данной программе  отводится семье. Семья - первый институт, в котором закладываются основы будущей личности, родители и педагоги должны предъявлять ребёнку единые, обоснованные и понятные ему требования. Поэтому без активного участия  родителей, мы не сможем решить поставленные задачи в полном объёме.

В результате своей работы мы решили подробным образом ознакомить родителей с программой, используя  разнообразные формы работы:

 

  1. Групповые и индивидуальные консультации;
  2. Беседы;
  3. Домашние задания для изучения материала и решения задач, которые трудно было решить в условиях детского сада.

Также я хотела вас ознакомить с темами родительских собраний, бесед, папок-передвижек, консультаций-практикумов, которые я проводила в своей  группе:

  • «Не оставляйте детей без присмотра».
  • «Что нужно делать при пожаре».
  • «Как знакомить детей с основами безопасности».        
  • «Ожог у ребенка» (консультация ст.м/с).
  • «Как устанавливать елку».
  • «Не допускайте шалостей с огнем».
  • «Как вести себя во время пожара».
  • «Ребенок и огонь: обеспечить безопасность».        
  • «Отчего происходит пожар».
  • «Предметы, требующие осторожного обращения».
  • «Использование и хранение опасных предметов».        
  • «Личная безопасность».
  • «Обращение с электрическими приборами».
  • «Правила поведения при пожаре»

При организации работы по формированию представлений об основах  безопасности жизнедеятельности используется следующий учебно- методический комплекс:

  • Комплексная  программа «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой.
  • Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина. Основы безопасности детей дошкольного возраста.
  • Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности.
  • Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников
  • Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников.
  • Овчаренко Л.Н. Предотвратить беду.
  • Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья.
  • Саулина, Т.Ф. Три сигнала светофора
  • Хромцева, Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту

Для реализации поставленных задач нами был разработан  перспективный план, который представлен в приложении №1.

Планируемые результаты:

  1. Формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
  2. Развитие основ экологической культуры ребенка и становления у него ценностей бережного отношения к природе.
  3. Развитие представлений о строении человеческого организма и формирование ценностей здорового образа жизни.
  4. Формирование представлений о безопасном поведении во дворе, на улице, в общественном транспорте.
  5. Формирование таких интегративных качеств, как

 

  • овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
  • любознательный, активный;
  • эмоционально отзывчивый;
  • овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений,
  • соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
  • способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме),
  • овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности; овладевший необходимыми умениями и навыками;

Контрольный этап

Цель: Выявить динамику знаний в формировании знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Подобрать диагностический  инструментарий.

2. Выявить динамику формирования  знаний о безопасности жизни  у детей старшего дошкольного  возраста.

3. Сравнительный анализ  сформированности знаний о безопасности  жизни у детей старшего дошкольного  возраста.

Для исследования использовалась та же методика, что и в констатирующем этапе

 

Количественный анализ результатов обследования                                                    на контрольном этапе

Сравнительный анализ сформированности знаний о безопасности жизни у  детей старшего дошкольного возраста

На данном этапе, как итог работы, нас также как и на констатирующем этапе интересовали не только количественные показатели, но и определение качества знаний.

 

 

 

Качественный  анализ результатов обследования на контрольном этапе (Диаграмма №3)

В диаграмме прослеживается явная динамика повышения уровня сформированности знаний о безопасности жизни у детей как в количественном измерении, так и в качественном. Это не только сформировало в полной мере для их возраста знания по основам безопасности жизнедеятельности, но и открыло «коммуникативные каналы» детей. Они объясняли друг другу и нам свою точку зрения свои переживания по этому вопросу, подбадривали друг друга, контролировали, оценивали, не соглашались, спорили. Было отмечено, что отношения в группе улучшились, у них появилась потребность в анализе своих слов и действий, повысилась культура поведения.

Динамика формирование интегративных качеств (диаграмма №4)

Таким образом, проводя такую  работу по ознакомлению детей с основами безопасности мы добились того, что  дети продемонстрировали высокий уровень  знаний и умений в решении поставленных задач. У детей появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме, желание выявлять и вникать  в существующие в нашем мире связи  и отношения. Появилась потребность  утвердиться в своем отношении  к окружающей действительности, следовать  правилам поведения в определенных ситуациях. Этим самым мы сохраняем  жизнь и здоровье детей, способствуем формированию осознанного поведения  в опасных ситуациях. Обучая детей  личной безопасности, я училась и  сама. Воспитывая детей, возможно, мы поможем  и взрослым.

Вывод: Таким образом,

  • В процессе целенаправленной работы по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности происходит постепенное осознание детьми их смысла. Дети начинают выделять источники опасности в быту, способы обращения с потенциально опасными предметами домашнего обихода, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности.
  • Научившись поступать определенным образом в игровых условиях, воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами быта, дошкольники намного увереннее чувствуют себя в реальной жизни.
  • Планомерная деятельность со стороны взрослых, направленная на формирование опыта безопасного поведения в быту является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит пропедевтический, профилактический характер.

  

Перспективы на будущее:

1. Обогащение развивающей среды для работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников.

2.Выступление на педагогическом совете в ДОУ с целью ознакомления с результатами системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.

3.Внедрение данной системы работы в педагогический процесс дошкольного учреждения.

4. Формирование массовой культуры безопасности у всех участников образовательного процесса.

 

 

 

 

Приложение №1

Перспективный план

по основам  безопасности жизнедеятельности 

для занятий с  детьми старшего дошкольного возраста

№ занятия

Тема занятия

Цели

Месяц

старшие группы

подготовительные  группы

старшие группы

подготовительные  группы

1.

Транспорт.

Транспорт. Азбука безопасности.

- уточнить представление  детей о транспорте;

- развитие у детей быстроты  мышления, смекалки и речевой  активности

- развитие у детей доброжелательного  отношения друг к другу;

- закрепить знания у  детей о разных видах транспорта;

- закрепить знания у  детей о ПДД;

- развитие у детей быстроты  мышления, смекалки и речевой  активности

сентябрь

2.

Вежливые пассажиры.

В городском транспорте. ПДД.

- познакомить детей с  правилами поведения в транспорте;

- развитие у детей культуры  поведения

- закрепить знания у  детей правил этичного и безопасного  поведения в городском транспорте;

- развитие у детей культуры  поведения

сентябрь

3.

Безопасность на дорогах.

Светофор и дорожные знаки.

- познакомить детей с  правилами дорожного движения;

- помочь детям понимать  дорожную символику и её специфику  (на примере дорожных знаков);

- развитие у детей самостоятельности,  быстроты реакции, смекалки

- продолжать знакомить  детей с правилами дорожного  движения и сигналами светофора;

- научить детей различать  и понимать, что означают дорожные  знаки;

- развитие у детей самостоятельности,  быстроты реакции, смекалки

октябрь

4.

Безопасность на природе

Будем беречь и охранять природу

- познакомить детей с  теми опасностями, которые их  поджидают, когда они с родителями  выезжают на природу; 

- познакомить детей с  некоторыми ягодами и грибами;

- познакомить детей с  правилами пожарной безопасности  в лесу

- воспитывать у детей  бережное отношение к природе;

- развить представления  о том, какие действия вредят  природе, портят её, а какие  способствуют её восстановлению;

- научить детей составлять  рассказы по сюжетным картинкам;

- уточнить знания детей  о деревьях;

- научить детей правилам  поведения в лесу

октябрь

5.

Безопасность при обращении  с животными

Контакты с животными

- познакомить детей с  правилами общения с животными

- закрепить у детей  знания о безопасном обращении  с животными;

- научить детей заботиться  о животных

ноябрь

6.

Эта спичка-невеличка

Правила пожарной безопасности

- показать детям значение  огня в жизни человека;

- дать знания о необходимости  безопасного обращения с огнём;

- познакомить с правилами  пожарной безопасности

- закрепить знания детей  о правилах пожарной безопасности;

- сформировать у детей  знания об опасности шалостей  с огнём и об опасных последствиях  пожаров в доме;

- научить детей правильно  звонить по телефону «01» в  случае возникновения пожара

ноябрь

7.

Пожарная безопасность

Табак. Пассивное курение

(в рамках декады «SOS»)

- продолжить знакомить  детей с правилами пожарной  безопасности;

- познакомить детей с  правилами поведения при пожаре

- объяснить детям, что  табакокурение – болезнь, которая  вызывает сильные изменения в  организме;

- объяснить детям, что  вдыхание табачного дыма некурящими  людьми также опасно и вредно;

- формировать привычку  избегать табачного дыма;

- познакомить со знаками  «Не курить!» и «Место для  курения»

декабрь

8.

Безопасность в доме

Безопасное поведение  в быту

 

- познакомить детей с  такими опасностями дома как:  острые, колющие и режущие предметы, электроприборы, стиральные машины, лекарства и бытовая химия,  газ, балкон, лестничные перила, лифт

- закрепить у детей  представление об опасных для  жизни и здоровья предметах,  с которыми они встречаются  в быту, об их необходимости  для человека, о правилах пользования  ими;

- предостеречь детей от  несчастных случаев в быту

декабрь

9.

Личная безопасность дома

Электробезопасность

 

- познакомить детей с  правилами безопасного поведения  при ситуации "если незнакомый  человек звонит в дверь"

- закрепить у детей  представление об электроприборах,  об их значении для людей,  об электрическом токе;

- научить детей правильно  использовать электроприборы и  соблюдать меры безопасности;

- развитие у детей быстроты мышления, смекалки и речевой активности

январь

10.

Один дома

Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома

- познакомить детей с  основами безопасного поведения  в ситуации "один дома"

- рассмотреть и обсудить  с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить детей правильно себя вести в таких случаях

февраль

11.

Правила безопасности дома (практическое занятие)

Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице

- закрепить знания детей  о правилах безопасного поведения  дома

- рассмотреть и обсудить  с детьми опасные ситуации  возможных контактов с незнакомыми  людьми на улице, научить детей правильно себя вести в таких случаях;

- способствовать развитию  у детей осторожности и осмотрительности  в общении с незнакомыми

февраль

12.

Личная безопасность на улице

Внешность человека может  быть обманчива

 

- познакомить детей с  правилами безопасного поведения  на улице

- объяснить ребёнку, что  приятная внешность незнакомого  человека не всегда означает  его добрые намерения

март

13.

Безопасность в играх  на улице

Насильственные действия незнакомого взрослого на улице

 

- познакомить детей с  правилами безопасного поведения  в играх на улице;

- познакомить детей с  правилами безопасного пребывания  на солнце в жаркую погоду

- рассмотреть и обсудить  с детьми ситуации насильственных  действий со стороны взрослого  на улице;

- научить детей правильно  себя вести в ситуации насильственного  поведения незнакомого взрослого 

март

14.

Безопасность на льду

Безопасность в городе

 

 

- познакомить детей с  правилами безопасного поведения  на льду

- рассмотреть и обсудить  с детьми различные опасные  ситуации, которые могут возникнуть  в городских условиях, в играх  во дворе, при катании детей  на  велосипеде (самокате, роликовых  коньках);

- научить детей правилам  поведения в таких ситуациях

апрель

15.

Безопасность на воде

Как устроено тело человека

- познакомить детей с  правилами безопасного поведения  на воде

- познакомить детей с тем, как устроено тело человека

апрель

16.

Оказание первой помощи

Что бывает, когда глаза  не берегут

- познакомить детей с  правилами оказания первой помощи  при ушибах, ссадинах, порезах, укусах  насекомых, ожогах, попадании мусора в глаза, обморожениях.

- познакомить детей с тем, как сохранить хорошее зрение и профилактикой заболевания глаз

май

17.

О пользе купания и умывания

Личная гигиена. Микробы  и вирусы

 

- рассказать детям о пользе купания и умывания;

- привитие детям культурно-гигиенических  навыков

- развить у детей понимание  значения и необходимости гигиенических  процедур;

- дать детям элементарные  представления о возбудителях  инфекционных болезней (микробах, вирусах)

май


 

 

 

 

 

 

Приложение 1 А

Непосредственно организованная образовательная  деятельность

в подготовительной группе

на тему «В мире опасных предметов».

Образовательная область «Безопасность».

Цель: Дать детям знания о правилах пользования колющими, режущими предметами. Дать знания о предметах, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовая плита, печка, электрические розетки, включенные электроприборы); о предметах, которые взрослые должны хранить в недоступных местах (бытовая химия, лекарства, режуще-колющие инструменты). Воспитывать у детей аккуратность в работе с опасными предметами (иголка, ножницы, нож).

Оборудование: иллюстративный материал по теме «Опасные предметы быта», Материал к занятию: Карточки с точным изображением предметов; опасные предметы: инструменты – пила, топор, молоток, гвоздь, нож, клещи, спички; 
швейные принадлежности – катушка ниток, иголка, ножницы; 
лекарственные препараты – таблетки, йод, микстура, градусник, шприц; 
игрушки – мяч, кубик, мелкие резиновые игрушки, кукла.

Ход занятия.

1. Игра «Подбери игрушку Танюшке»

(Дети выбирают из коробки  картинки с изображением предметов:  инструменты, игрушки, швейные  принадлежности и лекарства, те  предметы, которыми, по их мнению, может играть кукла Таня). 
Когда задание будет выполнено, предложить детям обосновать свой выбор. 
В ходе беседы сделать выводы: можно/нельзя играть опасными предметами. Почему? Что может произойти? Как поступить, если получил травму? (Помазать йодом, вызвать скорую помощь – 03). Что нужно сделать, если случился пожар? (Позвонить по номеру 01, назвать имя, фамилию, адрес).

2. Работа с иллюстративным материалом. Воспитатель показывает иллюстрации с изображением опасных ситуаций (неправильное пользование иглами , ножом, розеткой, лекарствами, молотком, спичками, газовой плитой, ножницами) и комментирует каждую иллюстрацию.

 

1. Не играй со спичками – это опасно!

Я спичек коробок нашел

И высыпал его не стол,

Хотел устроить фейерверк  –

Все полыхнуло, свет померк!

Не помню больше ничего!

Лишь пламя жжет меня всего…

Я слышу крики, шум воды…

Как много от огня беды!!

Для забавы, для игры

Спичек в руки не бери.

Не, шути, дружок, с огнем,

Чтобы не жалеть потом.

Сам огня не разжигай

И другим не позволяй.

Даже крошка-огонек

От пожара недалек.

Газ на кухне, пылесос ли,

Телевизор ли, утюг,

Пусть включает только взрослый,

Информация о работе Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста