Оглавление
Введение
Патриотизм
– одна из важнейших черт всесторонне
развитой личности. У младших школьников
должно вырабатываться чувство гордости
за свою Родину и свой народ, уважение
к его великим свершениям и достойным
страницам прошлого. Роль начальной школы
в этом огромна, так как именно на этапе
младшего школьного возраста важно привить
детям чувство патриотизма. Именно
поэтому, вопросы формирования любви
к Родине в начальной школе являются достаточно
актуальными.
Проблема гражданско-патриотического
воспитания чрезвычайно актуальна на
современном этапе развития нашего общества.
В последнее время наблюдается постепенная
утрата нашим обществом традиционного
российского патриотического сознания.
Широкое распространение получили равнодушие,
эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная
агрессия, неуважительное отношение к
государству и социальным институтам.
В 2001 году
правительством Российской Федерации
была утверждена программа «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации».
В которой говорилось, что «Патриотическое
воспитание»- это систематическая и целенаправленная
деятельность по воспитанию у граждан
высокого патриотического сознания, чувства
верности своему Отечеству, готовности
к выполнению гражданского долга и конституционных
обязанностей»
Патриотическое
воспитание подрастающего поколения всегда
являлось одной из важнейших задач современной
школы, ведь детство и юность - самая благодатная
пора для привития священного чувства
любви к Родине. Многое требуется от школы:
ее роль в этом плане невозможно переоценить.
Что такое «патриотизм»?
«Патриотизм
– преданность и любовь к своему Отечеству,
к своему народу» С.И.Ожегов Толковый словарь
русского языка.
Патриотизм
является стержнем всех гражданских качеств личности. Сущность понятия «патриотизм»(от греческого
patris – родина) включает в себя любовь к
Родине, земле, где родился и вырос, гордость
за исторические свершения своего народа.
Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом,
чувством общечеловеческой солидарности
с народами всех стран.
Многие мыслители
и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма
в процессе личностного становления человека,
указывали на его (патриотизма) многостороннее
формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский
считал, что патриотизм является не только
важной задачей воспитания, но и могучим
педагогическим средством: "Как нет
человека без самолюбия, так нет человека
без любви к отечеству, и эта любовь дает
воспитанию верный ключ к сердцу человека
и могущественную опору для борьбы с его
дурными природными, личными, семейными
и родовыми наклонностями".
С малых лет
необходимо дать детям представление,
пусть даже самое простое, о месте и роли
их страны в мире. Тот, кто работает с младшими
школьниками, хорошо знает, насколько
трудно сформировать у детей 7-10 лет хоть
какое-то представление о малой и большой
родине. Но делать это, тем не менее, необходимо.
Без любви к Отечеству и уважению к его
истории и культуре невозможно воспитать
гражданина и патриота, сформировать у
ребенка чувство собственного достоинства,
привить ему положительные качества. Значимость
воспитания детей особенно остро обозначилась
в современный период - в связи с утратой
людьми нравственных ориентиров в собственной
жизни.
Считаю, что
воспитывать любовь и бережное отношение
к малой родине возможно только через
активную деятельность. Младшие школьники
чрезвычайно эмоциональны, и сухие сведения
их мало трогают, поэтому я отдаю предпочтение
активным формам и методам работы, таким
как: экскурсии по родному краю (в том числе
и виртуальные), музейные уроки, проектная
деятельность, праздники, совместные мероприятия,
конкурсы, викторины.
Чувству родины
и любви к ней, патриотизму, человек первоначально
обучается через ощущение матери и отца,
то есть в семье. Это чувство «родительского
дома» (при определённых условиях) и ложится
в основу любви к Родине, Отчизне. Семья
является школой понимания родины, школой
воспитания органической верности и привязанности
к ней. Родители должны стать для своих
детей примером отношения к своему городу,
к месту, где живёшь. Если в семье ребёнок
этого не чувствует, то вряд ли он услышит
слова учителя о долге, чести, ответственности.
К сожалению, семья сейчас переживает
не лучшие времена.
Проблема патриотического воспитания
является предметом значительного числа
исследований отечественных и зарубежных
ученых. Данные вопросы освещаются в трудах
В.Г. Белинского, К.А. Гельвеция, Н.А. Добролюбова,
А.П. Куницына, А.Н. Радищева, К.Д. Ушинского,
Н.Г. Чернышевского, И.М. Ястребцова и др.
Ценны в аспекте нашего
исследования слова К. Д. Ушинского, который
считал, что патриотизм является не только
важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим
средством. «Как нет человека без самолюбия,
– писал он, – так нет человека без любви
к отечеству, и эта любовь дает воспитанию
верный ключ к сердцу человека и могущественную
опору для борьбы с его дурными природными,
личными, семейными и родовым наклонностями».
В советской педагогике проблема патриотического
воспитанияподрастающего поколения разрабатывались
такими учеными, как
И.А. Каиров, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко,
М.А. Терентий,
В.И. Шахненко и др.
Так, идеологической основой процесса формирования чувства
патриотизма в условиях современной школы являются
духовно-нравственные ценности нации,
а его сущность может трактоваться как
развитие чувства личности, патриотического
сознания, доминантой которого служат
гуманистические духовные ценности своего
народа.
Данные
установки подтверждает, например, А. Г.
Вороненко, определяя, что сущность общечеловеческих аспектов
процесса формирования чувства патриотизма у детей заключается:
- в формировании понимания единства и
взаимозависимости мира, одинаковой значимости
для всех народов сохранения мира и разоружения;
- в проблеме экологии;
- в защите и сохранении мировой художественной
культуры;
- в экономическом, научном, культурном
сотрудничестве, а также общественной
активности в деле разрешения глобальных
противоречий;
- в высокой преданности Родине, чувстве
ответственности за ее судьбу и историю
Однако
за последнее время вопросам патриотического
воспитания стало уделяться мало внимания,
этому способствовало немало факторов:
усиленное насаждение средств массовой
информации мнения об ошибочном пути развития
России, отсутствие общей государственной
идеологии. Также воспитание патриотизма
затруднено отсутствием методической
литературы, в которых педагоги могли
бы найти рекомендации и советы по этой
проблеме. Помимо этого в классно-урочной
системе сейчас большее внимание уделяется
образовательным целям во многом несвязанным
с воспитанием патриотизма.
Проще сказать, за урок педагогу трудно
реализовать в полном объеме работу, связанную
с формированием данных чувств, и знания
в этой области дети получают отрывочные.
Выходом из сложившейся ситуации является
формирование патриотических чувств у
детей посредством внеурочной деятельности.
Данные противоречия
обусловили проблему исследования, заключающуюся
в недостаточной теоретической и методологической
базе по организации внеурочной деятельности
с целью формирования у младших школьников
патриотических чувств.
Данная проблема обусловила
выбор темы исследования «Организация
внеурочной деятельности по формированию
у младших школьников патриотических
чувств».
Цель исследования –
выявить методы и приемы, используемые
для организации внеурочной деятельности
по формированию у младших школьников
патриотических чувств.
Задачи исследования:
Дать понятие «патриотизм»,
«патриотическое воспитание»;
Рассмотреть задачи и
цели патриотического воспитания;
Изучить психолого-педагогические
основы формирования патриотических чувств
у младших школьников;
Выделить формы внеклассной
работы по формированию патриотических
чувств у младших школьников;
Проанализировать основные
положения Концепции патриотического
воспитания граждан Российской Федерации;
Проанализировать существующие
программы патриотического воспитания
младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект исследования
– процесс патриотического воспитания
младших школьников.
Предмет исследования
– внеурочная деятельность по
патриотическому воспитанию младших
школьников.
Гипотеза исследования
– грамотная организация внеурочной деятельности
является эффективным средством формирования
патриотизма младших школьников.
Методы исследования:
изучение педагогической и методической
литературы по проблеме исследования,
анализ и систематизация данных по выбранной
теме.
Работа состоит
из введения, трех глав, заключения,
списка использованной литературы.
Глава 1. Научные
основы патриотического воспитания младших
школьников
1.1 Понятие
«патриотизм», «патриотическое воспитание»
В монографических исследованиях
отмечается стремление авторов дать определение
патриотизма с разнообразных позиций.
П.М. Рогачев и М.А. Свердлин
в работе «Патриотизм и общественный прогресс»
отмечают: «Патриотизм, чувство любви
к Родине, воплощен в служении ее интересам,
занимает важное место в системе движущих
сил развития общества ... Настоящий патриотизм
означает не просто чувство любви к Родине,
он есть, прежде всего, высокое сознание
гражданской ответственности за судьбы
Родины, глубокое убеждение в необходимости
подчинять интересы каждого интересам
всех».
Немного шире рассматривает
патриотизм Н.И. Губанов. Отмечая, что патриотизм
— это служение людей Родине, он подчеркивает,
что «в нем различаются духовное содержание
— патриотические чувства и идеи — и проникнутые
этими чувствами и идеями действия, поступки
людей.
Подлинный патриотизм
есть глубокая преданность своему народу,
сочетающаяся с уважением к другим народам».
А.В. Русецкий указывает:
«Представляя сложное структурное образование,
патриотизм, в конечном счете, как бы разделяется
на две подсистемы: эмоционально-психологическую
(чувство любви к Родине, гордость за нее
и т.д.) и рационально-идеологическую (осознание
идей, действий, направленных на укрепление
Отечества и т.д.)».
Патриотизм (греч. πατριώτης
– соотечественник, πατρίς – отечество)
– нравственный и политический принцип,
социальное чувство, содержанием которого
является любовь к отечеству и готовность
подчинить его интересам свои частные
интересы.
Патриотизм предполагает
гордость достижениями и культурой
своей Родины, желание сохранять
её характер и культурные особенности
и идентификация себя с другими
членами нации, готовность подчинить
свои интересы интересам страны,
стремление защищать интересы
Родины и своего народа.
По мнению, Запорожец
А.В. патриотизм – это любовь к Родине,
преданность своему Отечеству, стремление
служить его интересам и готовность, вплоть
до самопожертвования, к его защите.
Патриотизм – это нравственная
основа жизнеспособности государства
и выступает в качестве важного внутреннего
мобилизующего ресурса развития общества,
активной гражданской позиции личности,
готовности ее к самоотверженному служению
своему Отечеству. Патриотизм как социальное
явление – цементирующая основа существования
и развития любых наций и государственности.
Исторический источник
патриотизма – веками и тысячелетиями
закреплённое существование обособленных
государств, формировавшие привязанность
к родной земле, языку, традициям. В условиях
образования наций и образования национальных
государств патриотизм становится составной
частью общественного сознания, отражающего
общенациональные моменты в его развитии.
Патриотизм, по мнению
Л. П. Крившенко, представляет собой значимую
часть общественного сознания, проявляющуюся
в коллективных настроениях, чувствах,
оценках, в отношении к своему народу,
его образу жизни, истории, культуре, государству,
системе основополагающих ценностей.
В работах Сластенина
В. А. отмечено, что патриотизм – это особая
направленность самореализации и социального
поведения граждан, критериями для которых
являются любовь и служение Отечеству,
обеспечение целостности и суверенитета
России, ее национальная безопасность,
устойчивое развитие, долг и ответственность,
предполагающие приоритет общественных
и государственных начал над индивидуальными
интересами и устремлениями и выступающие
как высший смысл жизни и деятельности
личности, всех социальных групп и слоев
общества.
Как отмечает Сухомлинский
В. А., патриотизм – это сознательно и добровольно
принимаемая позиция граждан, в которой
приоритет общественного, государственного
выступает не ограничением, а стимулом
индивидуальной свободы и условием всестороннего
развития гражданского общества. 1
В работах многих авторов,
таких как Толкачевой Т. М., Ушинского К.
Д., Филонова Г.Н., Харламова И. Ф. патриотизм
определен как одна из наиболее ярких
черт российского национального характера.
Российскому патриотизму присущи свои
особенности. Прежде всего, это высокая
гуманистическая направленность российской
патриотической идеи; веротерпимость;
соборность и законопослушание; общность
как устойчивая склонность и потребность
россиян к коллективной жизни; особая
любовь к родной природе.
В работах Казаевой Е.
А. патриотизм определяется на личностном
уровне и выступает как важнейшая, устойчивая
характеристика человека, выражающаяся
в его мировоззрении, нравственных идеалах,
нормах поведения.
Патриотизм проявляется
в поступках и в деятельности человека.
Зарождаясь из любви к своей малой Родине,
патриотические чувства, пройдя через
целый ряд этапов на пути к своей зрелости,
поднимаются до общегосударственного
патриотического самосознания, до осознанной
любви к своему Отечеству. Патриотизм
всегда конкретен, направлен на реальные
объекты. Деятельная сторона патриотизма
является определяющей, именно она способна
преобразовать чувственное начало в конкретные
для Отечества и государства дела и пос1тупки.