Формирование патриотических чувств младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Роль начальной школы в этом огромна, так как именно на этапе младшего школьного возраста важно привить детям чувство патриотизма. Именно поэтому, вопросы формирования любви к Родине в начальной школе являются достаточно актуальными.
Проблема гражданско-патриотического воспитания чрезвычайно актуальна на современном этапе развития нашего общества. В последнее время наблюдается постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Широкое распространение получили равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессия, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1 Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание» 9
1.2.Цели, задачи патриотического воспитания………………………………..15
ГЛАВА 2. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ ОРГАНИЗАЦИЯ ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 21
2.1. Формы патриотического воспитания во внеурочной деятельности,
обзор Концепции патриотического воспитания граждан РФ 24
2.2.Организация работы по формированию патриотических чувств у младших школьников во внеурочной деятельности. 28
2.3.Методики оценки уровня сформированности патриотических чувств у младших школьников 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

Файлы: 1 файл

патриотическо вопитание курсовая.docx

— 69.02 Кб (Скачать файл)

 

 

Глава 2. Внеурочная деятельность и её организация по воспитанию патриотических чувств у младших школьников

 

2.1.  Формы  патриотического воспитания во  внеурочной деятельности

 

Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности включает в себя различные формы: классный час, родительское собрание, экскурсия, праздник, круглый стол, диспут, конкурс, викторина, клуб веселых и находчивых, станционная игра, встреча с интересными людьми и др.

Подробнее остановимся на некоторых из них.

Классный час - это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.

Типы классного часа: нравственный классный час  («Что такое хорошо? Что такое плохо?», «Урок мира», «Есть такая профессия – Родину защищать»). Целями такого классного являются:

1. Просвещение учащихся  с целью выработки собственных  нравственных взглядов, суждений, оценок;

2. Изучение, осмысление  и анализ нравственного опыта  поколений;

3. Критическое осмысление  и анализ собственных нравственных  поступков, поступков сверстников  и одноклассников;

4. Развитие нравственных  личностных качеств (доброта, желание  помогать людям, умение признавать  свои ошибки, отстаивать свою  точку зрения и уважать чужую, и др.).

Интеллектуально-познавательный классный час  («Город, в котором я живу», «Лес – богатство нашей Родины») ставит целью:

1. Развивать познавательный  интерес учащихся.

2. Развивать умение  осознавать свои индивидуальные  возможности, стремление к самосовершенствованию.

Тематический классный час  («Государственные символы России», «Мои права и обязанности») ставит целью:

1. Развивать кругозор  учащихся;

2. Способствовать  духовному развитию учащихся, формированию  их интересов и духовных потребностей.

Информационный классный час («Широка ты, моя Отчизна!», «Исторические уголки родного города») ставит целью:

1. Формирование у  учащихся сопричастности к событиям  и явлениям общественно-политической  жизни своей страны, своего города, района;

2. Применение знаний, полученных на уроках;

3. Формирование своего  отношения к происходящему;

4. Развитие исследовательских  умений.

Экскурсия — специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой-либо экспозиции. Под экскурсией понимают «форму организации учебно-воспитательного процесса, позволяющего проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и прочее».3  

Экскурсия выполняет несколько функций: функция научной пропаганды; функция информации; функция формирования интересов; функция расширения культурного кругозора; функция организации культурного досуга.

Проведение экскурсий способствует:

1. Углублению знаний учащихся о родине, своём родном крае, месте рождения;

2. Углублению знаний об истории, традициях, культуре народов России;

3. Воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам.

Родительские собрания – форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки, опыта воспитания.

Родительские собрания – это школа воспитания родителей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.

Существуют следующие виды родительских собраний: организационные, тематические, собрания-диспуты, итоговые, собрания-консультации.

Работа в рамках патриотического воспитания ведется главным образом на тематических родительских собраниях («Учим детей общаться», «Права ребенка»).

Таким образом, внеурочная деятельность по формированию патриотических чувств у младших школьников включает разнообразные формы работы, такие как классный час, интегрированный классный час, экскурсия, родительское собрание, диспут, круглый стол, конкурс, викторина, клуб веселых и находчивых, станционная игра, встреча с интересными людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обзор Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ».

 

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации  - документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания.

Основной целью Концепции является определение места и роли воспитания патриотизма у российских граждан как важнейшего направления деятельности общества и государства.

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

- утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

- создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

- воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;

- привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

- привлечение традиционных для России религиозных концессий для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга;

- создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;

- формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

Реализация задач патриотического воспитания граждан Российской Федерации осуществляется через более частные задачи с учетом специфики субъектов и объектов воспитания, условий, в которых оно проводится, особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной и других сферах.

Принципами патриотического воспитания являются:

- принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации;

- принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения. Он указывает на разноуровневую включенность в воспитание гражданина-патриота таких факторов, как семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, производственный коллектив, регион проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями, общества в целом;

- принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;

- принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования и такого фактора формирования патриотизма, как социально ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;

- принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и т.д.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Основными группами граждан, выступающими объектами патриотического воспитания, являются: семья, молодые граждане и молодежные общественные объединения; военнослужащие; трудовые коллективы предприятий, организаций, учреждений, предприниматели; представители законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные и муниципальные служащие; творческая интеллигенция и представители средств массовой информации; преподаватели и воспитатели; представители традиционных для России религиозных концессий как носители духовно-нравственных идеалов и традиций российского народа.

Теоретические положения и практические рекомендации, изложенные в Концепции, являются основой для решения важнейших задач патриотического воспитания, повышения активности граждан Российской Федерации к выполнению социально значимых функций в различных сферах жизни общества.

Концепция ориентирована на переоценку ряда традиционных представлений в области патриотического воспитания и создание условий для инновационных тенденций в организации, формах и методах практической деятельности соответствующих государственных институтов по формированию патриотического сознания граждан Российской Федерации.

Концепция имеет открытый характер, опирается на демократические принципы. Предполагается участие в ее совершенствовании и развитии всех органов государственной власти, регионов страны, общественных объединений, научных союзов и организаций на основе их собственных инициатив.

 

 

 

 

2.3. Программы по  формированию патриотических чувств  у младших школьников во внеурочной  деятельности

 

В данном параграфе мы провели анализ имеющихся программ по патриотическому воспитанию в начальной школе и выделили основные цели и  задачи.

Многие программы по патриотическому воспитанию разработаны педагогами начальных классов, все они соответствуют концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ». Содержание программ предполагает развитие гражданско-патриотического воспитания в начальной школе, воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Программы представляют собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирающихся на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Основная цель программ формирования основ патриотизма – воспитание  качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к  истории, традициям культуре своей семьи, малой родины, Отечества в целом.

Воспитательные задачи программ:

- формирование толерантности школьников через   пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям; одноклассникам.

- формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению родословной своей семьи, истории, культуры, традиций своего края,  родины, жизни земляков, верно служивших и служащих Родине;

- приобщение юного поколения россиян к духовному наследию, богатствам отечественной культуры, как истоку, с которого начинается восхождение к высоким образцам российской и мировой культуры.

Принципы реализации программ:

- личностно- ориентированная направленность: формирование ведущих интегративных качеств личности;

- деятельностный подход: воспитание и развитие личности  в результате  практической деятельности;

- оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе;

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность.  Переход к систематическому обучению создаёт условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями. Поэтому в системе самосовершенствования личности субъект воспитания на данном этапе развития получил условное название «исследователь». Реализация программ в основном рассчитана на весь курс начального образования и представляет собой четыре ступени развития. К примеру, в программе «Мой мир, моя Родина» разработанной заместителем директора по  воспитательной работой одной из московских школ В. А. Солодовниковой четыре этапа следующие:

Информация о работе Формирование патриотических чувств младших школьников