Формирование патриотических чувств младших школьников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 17:55, курсовая работа
Описание работы
Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Роль начальной школы в этом огромна, так как именно на этапе младшего школьного возраста важно привить детям чувство патриотизма. Именно поэтому, вопросы формирования любви к Родине в начальной школе являются достаточно актуальными. Проблема гражданско-патриотического воспитания чрезвычайно актуальна на современном этапе развития нашего общества. В последнее время наблюдается постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Широкое распространение получили равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессия, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 9 1.1 Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание» 9 1.2.Цели, задачи патриотического воспитания………………………………..15 ГЛАВА 2. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ ОРГАНИЗАЦИЯ ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 21 2.1. Формы патриотического воспитания во внеурочной деятельности, обзор Концепции патриотического воспитания граждан РФ 24 2.2.Организация работы по формированию патриотических чувств у младших школьников во внеурочной деятельности. 28 2.3.Методики оценки уровня сформированности патриотических чувств у младших школьников 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
Глава
2. Внеурочная деятельность и её организация
по воспитанию патриотических чувств
у младших школьников
2.1. Формы
патриотического воспитания во
внеурочной деятельности
Патриотическое воспитание
во внеурочной деятельности включает
в себя различные формы: классный час,
родительское собрание, экскурсия, праздник,
круглый стол, диспут, конкурс, викторина,
клуб веселых и находчивых, станционная
игра, встреча с интересными людьми и др.
Подробнее остановимся
на некоторых из них.
Классный час - это форма
воспитательной работы, при которой школьники
под руководством педагога включаются
в специально организованную деятельность,
способствующую формированию системы
отношений к окружающему миру.
Типы классного часа: нравственный
классный час («Что такое хорошо? Что
такое плохо?», «Урок мира», «Есть такая
профессия – Родину защищать»). Целями
такого классного являются:
1. Просвещение учащихся
с целью выработки собственных
нравственных взглядов, суждений, оценок;
2. Изучение, осмысление
и анализ нравственного опыта
поколений;
3. Критическое осмысление
и анализ собственных нравственных
поступков, поступков сверстников
и одноклассников;
4. Развитие нравственных
личностных качеств (доброта, желание
помогать людям, умение признавать
свои ошибки, отстаивать свою
точку зрения и уважать чужую,
и др.).
Интеллектуально-познавательный
классный час («Город, в котором я живу»,
«Лес – богатство нашей Родины») ставит
целью:
1. Развивать познавательный
интерес учащихся.
2. Развивать умение
осознавать свои индивидуальные
возможности, стремление к самосовершенствованию.
Тематический классный
час («Государственные символы России»,
«Мои права и обязанности») ставит целью:
1. Развивать кругозор
учащихся;
2. Способствовать
духовному развитию учащихся, формированию
их интересов и духовных потребностей.
1. Формирование у
учащихся сопричастности к событиям
и явлениям общественно-политической
жизни своей страны, своего города,
района;
2. Применение знаний,
полученных на уроках;
3. Формирование своего
отношения к происходящему;
4. Развитие исследовательских
умений.
Экскурсия — специально
организованное передвижение участников
с целью демонстрации им какой-либо экспозиции.
Под экскурсией понимают «форму организации
учебно-воспитательного процесса, позволяющего
проводить наблюдения и изучение различных
предметов и явлений в естественных условиях
или в музеях, на выставках и прочее».3
Экскурсия выполняет
несколько функций: функция научной пропаганды;
функция информации; функция формирования
интересов; функция расширения культурного
кругозора; функция организации культурного
досуга.
Проведение экскурсий
способствует:
1. Углублению знаний учащихся
о родине, своём родном крае, месте рождения;
2. Углублению знаний об
истории, традициях, культуре народов
России;
3. Воспитанию гражданского
самосознания и причастности к родным
истокам.
Родительские собрания
– форма анализа, осмысления на основе
данных педагогической науки, опыта воспитания.
Родительские собрания
– это школа воспитания родителей, формирующая
родительское общественное мнение, родительский
коллектив.
Существуют следующие
виды родительских собраний: организационные,
тематические, собрания-диспуты, итоговые,
собрания-консультации.
Работа в рамках патриотического
воспитания ведется главным образом на
тематических родительских собраниях
(«Учим детей общаться», «Права ребенка»).
Таким образом, внеурочная
деятельность по формированию патриотических
чувств у младших школьников включает
разнообразные формы работы, такие как
классный час, интегрированный классный
час, экскурсия, родительское собрание,
диспут, круглый стол, конкурс, викторина,
клуб веселых и находчивых, станционная
игра, встреча с интересными людьми.
Обзор Концепции патриотического
воспитания граждан Российской Федерации
и государственной программы «Патриотическое
воспитание граждан РФ».
Концепция патриотического
воспитания граждан Российской Федерации
- документ, отражающий совокупность официально
принятых взглядов на государственную
политику в области патриотического воспитания.
Основной целью Концепции
является определение места и роли воспитания
патриотизма у российских граждан как
важнейшего направления деятельности
общества и государства.
Патриотизм - это любовь
к Родине, преданность своему Отечеству,
стремление служить его интересам и готовность,
вплоть до самопожертвования, к его защите.
На личностном уровне
патриотизм выступает как важнейшая устойчивая
характеристика человека, выражающаяся
в его мировоззрении, нравственных идеалах,
нормах поведения.
На макроуровне патриотизм
представляет собой значимую часть общественного
сознания, проявляющуюся в коллективных
настроениях, чувствах, оценках, в отношении
к своему народу, его образу жизни, истории,
культуре, государству, системе основополагающих
ценностей.
Патриотическое воспитание,
являясь составной частью общего воспитательного
процесса, представляет собой систематическую
и целенаправленную деятельность органов
государственной власти и общественных
организаций по формированию у граждан
высокого патриотического сознания, чувства
верности своему Отечеству, готовности
к выполнению гражданского долга и конституционных
обязанностей по защите интересов Родины.
На современном этапе
развития нашего общества достижение
указанной цели осуществляется через
решение следующих задач:
- утверждение в обществе,
в сознании и чувствах граждан социально
значимых патриотических ценностей, взглядов
и убеждений, уважения к культурному и
историческому прошлому России, к традициям,
повышение престижа государственной,
особенно военной, службы;
- создание и обеспечение
реализации возможностей для более активного
вовлечения граждан в решение социально-экономических,
культурных, правовых, экологических и
других проблем;
- воспитание граждан
в духе уважения к Конституции Российской
Федерации, законности, нормам общественной
и коллективной жизни, создание условий
для обеспечения реализации конституционных
прав человека и его обязанностей, гражданского,
профессионального и воинского долга;
- привитие гражданам
чувства гордости, глубокого уважения
и почитания символов Российской Федерации
- Герба, Флага, Гимна, другой российской
символики и исторических святынь Отечества;
- привлечение традиционных
для России религиозных концессий для
формирования у граждан потребности служения
Родине, ее защиты как высшего духовного
долга;
- создание условий для
усиления патриотической направленности
телевидения, радио и других средств массовой
информации при освещении событий и явлений
общественной жизни, активное противодействие
антипатриотизму, манипулированию информацией,
пропаганде образцов массовой культуры,
основанных на культе насилия, искажению
и фальсификации истории Отечества;
- формирование расовой,
национальной, религиозной терпимости,
развитие дружеских отношений между народами.
Реализация задач патриотического
воспитания граждан Российской Федерации
осуществляется через более частные задачи
с учетом специфики субъектов и объектов
воспитания, условий, в которых оно проводится,
особенностей их решения в экономической,
социальной, правовой, политической, духовной
и других сферах.
Принципами патриотического
воспитания являются:
- принцип системно-организованного
подхода, который предполагает скоординированную,
целенаправленную работу всех государственных
и общественных структур по патриотическому
воспитанию граждан Российской Федерации;
- принцип адресного подхода
в формировании патриотизма, предполагающий
использование особых форм и методов патриотической
работы с учетом каждой возрастной, социальной,
профессиональной и других групп населения.
Он указывает на разноуровневую включенность
в воспитание гражданина-патриота таких
факторов, как семья, ближнее окружение,
учебное заведение, этнокультурная среда,
производственный коллектив, регион проживания
с его экономическими, социальными, культурными
и другими особенностями, общества в целом;
- принцип активности
и наступательности, который предусматривает
настойчивость и разумную инициативу
в трансформации мировоззрения граждан
и их ценностных установок, ориентированных
на национальные интересы России;
- принцип универсальности
основных направлений патриотического
воспитания, предполагающий целостный
и комплексный подход к ним, необходимость
использования и такого фактора формирования
патриотизма, как социально ценный опыт
прошлых поколений, культивирующий чувство
гордости за своих предков, национальные
традиции в быту и внутрисемейных отношениях,
учебе и подходах к труду, методах творчества;
- принцип учета региональных
условий в пропаганде патриотических
идей и ценностей, означающий пропаганду
идей и ценностей не только общероссийского
патриотизма, но и местного или регионального,
характеризующегося привязанностью, любовью
к родному краю, городу, деревне, улице,
предприятию, спортивной команде и т.д.
Эти принципы взаимосвязаны
и реализуются в единстве.
Основными группами граждан,
выступающими объектами патриотического
воспитания, являются: семья, молодые
граждане и молодежные общественные объединения;
военнослужащие; трудовые коллективы
предприятий, организаций, учреждений,
предприниматели; представители законодательной,
исполнительной и судебной власти, государственные
и муниципальные служащие; творческая
интеллигенция и представители средств
массовой информации; преподаватели и
воспитатели; представители традиционных
для России религиозных концессий как
носители духовно-нравственных идеалов
и традиций российского народа.
Теоретические положения
и практические рекомендации, изложенные
в Концепции, являются основой для решения
важнейших задач патриотического воспитания,
повышения активности граждан Российской
Федерации к выполнению социально значимых
функций в различных сферах жизни общества.
Концепция ориентирована
на переоценку ряда традиционных представлений
в области патриотического воспитания
и создание условий для инновационных
тенденций в организации, формах и методах
практической деятельности соответствующих
государственных институтов по формированию
патриотического сознания граждан Российской
Федерации.
Концепция имеет открытый
характер, опирается на демократические
принципы. Предполагается участие в ее
совершенствовании и развитии всех органов
государственной власти, регионов страны,
общественных объединений, научных союзов
и организаций на основе их собственных
инициатив.
2.3. Программы по
формированию патриотических чувств
у младших школьников во внеурочной
деятельности
В данном параграфе мы
провели анализ имеющихся программ по
патриотическому воспитанию в начальной
школе и выделили основные цели и задачи.
Многие программы по
патриотическому воспитанию разработаны
педагогами начальных классов, все они
соответствуют концепции патриотического
воспитания граждан Российской Федерации
и государственной программой «Патриотическое
воспитание граждан РФ». Содержание программ
предполагает развитие гражданско-патриотического
воспитания в начальной школе, воспитание
патриотизма и формирование гражданственности.
Программы представляют собой определенную
систему содержания, форм, методов и приемов
педагогических воздействий, опирающихся
на принципы социальной активности, индивидуализации,
мотивированности, взаимодействия личности
и коллектива, развивающего воспитания
и единства образовательной и воспитательной
среды.
Основная цель программ
формирования основ патриотизма – воспитание
качеств человека, которые составляют
основу его коммуникативной, гражданской
и социальной активности, развитие творческих
способностей, воспитание уважения к
истории, традициям культуре своей семьи,
малой родины, Отечества в целом.
Воспитательные задачи
программ:
- формирование толерантности
школьников через пробуждение и
укрепление родственных чувств и отношений
к родителям, братьям и сестрам, старшим
и младшим членам семьи, к близким людям;
одноклассникам.
- формирование у воспитанников
и их родителей интереса к изучению родословной
своей семьи, истории, культуры, традиций
своего края, родины, жизни земляков,
верно служивших и служащих Родине;
- приобщение юного поколения
россиян к духовному наследию, богатствам
отечественной культуры, как истоку, с
которого начинается восхождение к высоким
образцам российской и мировой культуры.
Принципы реализации
программ:
- личностно- ориентированная
направленность: формирование ведущих
интегративных качеств личности;
- деятельностный подход:
воспитание и развитие личности в результате
практической деятельности;
- оптимальное сочетание
индивидуального воспитания, самовоспитания
и воспитания в коллективе;
Ведущей в младшем школьном
возрасте становится учебная деятельность.
Переход к систематическому обучению
создаёт условия для развития новых познавательных
потребностей детей, активного интереса
к окружающей действительности, к овладению
новыми знаниями и умениями. Поэтому в
системе самосовершенствования личности
субъект воспитания на данном этапе развития
получил условное название «исследователь».
Реализация программ в основном рассчитана
на весь курс начального образования и
представляет собой четыре ступени развития.
К примеру, в программе «Мой мир, моя Родина»
разработанной заместителем директора
по воспитательной работой одной из
московских школ В. А. Солодовниковой четыре
этапа следующие: