1 класс «Я, ты, он, она
– вместе дружная семья…».
2 класс «Я люблю
моё Заполярье».
3 класс «Пусть
не померкнет никогда веков
связующая нить».
4 класс «Нас много,
а родина одна – Россия».
Реализация программ
предполагает сформированность: начальной
системы краеведческих знаний, устойчивого
интереса к историческому прошлому своей
семьи, малой родины и России, уважительного
и бережного отношения к памятникам архитектуры
и культуры; любви и бережного отношения
к родной природе; посильного служения
Отечеству: активная жизненная позиция,
интерес к познанию, стремление к самовыражению
и самореализации; инициативность и творчество
в труде, бережное отношение к результатам
труда, осознание значимости труда;
уважительного и доброжелательного отношения
к людям, самоуважения и соблюдение правил
культуры.
Таким образом, анализ
программ по патриотическому воспитанию
младших школьников позволил выделить
возможные формы активных воспитательных
мероприятий:
1. Мероприятия, посвящённые
важным историческим датам
2. Деловые игры;
3. Диспуты, викторины;
4. Исследовательская
деятельность,
5. Коллективные
творческие дела;
6. Смотры-конкурсы, выставки;
7. Соревнования;
8. Экскурсии, поездки,
походы;
9. Трудовые
дела: акции, операции
10. Тренинги общения
11. Устный журнал
«Путешествие по городам»;
12. Конкурс творческих
проектов (альбомы, презентации, сочинения,
рисунки, плакаты)» У фамильного
древа»;
13. Виртуальная экскурсия
«Путешествие в прошлое и настоящее»
(в детство наших родителей, бабушек,
дедушек, дальних и близких родственников,
нашего города, края, страны)
14. Семейные гостиные:
- «Духовно нравственные
основы русского народа».
- «Пишем историю
своей семьи».
- «Родословная
семьи»
- «Передача героических
и трудовых традиций семьи
новым поколениям».
15. Создание семейных
книг «Гордость нашей родни»,
«Трудовая слава моей семьи»,
«Наши династии» и др.
Организация работы по формированию
патриотических чувств младших школьников
во внеурочной деятельности.
3.1. Методики
оценки уровня сформированности
патриотических чувств у младших школьников
Метод «Беседа» предназначен
для изучения представлений детей о нравственных
качествах 6-7 лет (1 класс). Цель метода
– это развитие обобщенных представлений
о доброте, честности, справедливости,
дружбе. Складывается отрицательное отношение
к таким моральным качествам, как хитрость,
лживость, жестокость, себялюбие, трусость,
леность.
Вопросы для беседы:
Кого можно назвать хорошим
(плохим)? Почему?
Кого можно назвать честным
(лживым)? Почему?
Кого можно назвать добрым
(злым)? Почему?
Кого можно назвать справедливым
(несправедливым)? Почему?
Кого можно назвать щедрым
(жадным)? Почему?
Кого можно назвать смелым
(трусливым)? Почему?
Выясняют соответствие
представлений о нравственно-волевых
качествах возрасту. Делается вывод о
том, как меняются эти представления с
возрастом.
Далее приведем методику
диагностики эмоционального компонента
духовно-нравственного развития «Сюжетные
картинки» дл детей 1-2 классов автора Р.Р.
Калининой. Ребенку предоставляются картинки
с изображением положительных и отрицательных
поступков сверстников. Ребенок должен
разложить картинки так, чтобы с одной
стороны лежали те, на которых нарисованы
хорошие поступки, а с другой – плохие,
объясняя свой выбор.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок
неправильно раскладывает картинки
(в одной стопке картинки с
изображением плохих и хороших
поступков), эмоциональные реакции
неадекватны или отсутствуют.
1 балл – ребенок
правильно раскладывает картинки,
но не может обосновать свои
действия; эмоциональные реакции
неадекватны.
2 балла – ребенок
правильно раскладывает картинки,
обосновывает свои действия, эмоциональные
реакции адекватны, но выражены
слабо.
3 балла – ребенок
обосновывает свой выбор (называет
моральные нормы); эмоциональные
реакции адекватны, ярки, проявляются
в мимике, активной жестикуляции
и т.д.
Также рассмотрим методику
«Что такое хорошо и что такое плохо?»,
которая заключается в том, что учащихся
просят привести примеры: доброго дела,
свидетелем которого ты был; зла, сделанного
тебе другими; справедливого поступка
твоего знакомого; безвольного поступка;
проявления безответственности и др. Степень
сформированности понятий о нравственных
качествах оценивается по 3-х бальной шкале:
1 балл – если
у ребенка сформировано неправильное
представление о данном нравственном
понятии;
2 балла – если
представление о нравственном
понятии правильное, но недостаточно
четкое и полное;
3 балла – если
сформировано полное и четкое
представление.
Рассмотрим методику
диагностики Н.П. Капустиной уровня воспитанности
учащихся 1 – 2- х классов.
Я оцениваю
себя вместе с родителями
Меня оценивает учитель
Итоговые оценки
1. Любознательность:
мне интересно учиться
я люблю мечтать
мне интересно находить
ответы на непонятные вопросы
мне нравится выполнять
домашние задания
я стремлюсь получать
хорошие отметки
2. Трудолюбие:
я старателен в учебе
я внимателен
я помогаю другим в делах
и сам обращаюсь за помощью
мне нравится помогать
родителям, выполнять домашнюю работу
мне нравится дежурство
в школе
3.Бережное отношение
к природе:
к земле
к растениям
к животным
к природе
4. Мое отношение к
школе:
я выполняю правила для
учащихся
я добр в отношениях с
людьми
я участвую в делах класса
и школы
5. Красивое в моей
жизни:
я аккуратен в делах
я опрятен в одежде
мне нравится красивое
вокруг меня
я вежлив в отношениях
с людьми
6. Как я отношусь к
себе:
я управляю собой
я соблюдаю санитарно-гигиенические
правила ухода за собой
у меня нет вредных привычек
Оценка результатов:
3 – всегда
4 – часто
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая
позиция
По каждому качеству
выводится среднеарифметическая оценка.
В результате каждый ученик имеет 6 оценок.
Они складываются и делятся на 6. Средний
балл – уровень воспитанности.
5 – 4,5 – высокий
уровень
3,9 – 2,9 - средний уровень
4,4 – 4 – хороший
уровень
2,8 – 2 – низкий уровень
Таким образом, диагностика
уровня развития патриотических чувств
у младших школьников может производиться
по данным методикам: методика «Что
такое хорошо и что такое плохо?», методика
Н.П. Капустиной уровня воспитанности
учащихся 1 – 2- х классов, методика
диагностики эмоционального компонента
духовно-нравственного развития «Сюжетные
картинки» дл детей 1-2 классов автора Р.Р.
Калининой, методика «Беседа», предназначенная
для изучения представлений детей о нравственных
качествах 6-7 лет.
Заключение
Таким
образом, можно сделать следующие выводы
в ходе нашего исследования: воспитание
патриотизма следует начинать со знакомства
с историей и бытом русского народа, а
делать это лучше всего в историко-краеведческом
музее. Музей вносит достойную лепту в
воспитание патриотизма учащихся и помогает
воспитать в наших детях чувство достоинства
и гордости, ответственности и надежды,
раскрывает истинные ценности семьи, нации
и Родины.
Уважение
к своей стране, к ее национальным традициям,
истории и богатой культуре является основой
любого воспитания. Невозможно вырастить
настоящего гражданина и достойного человека
без уважительного, трепетного отношения
к своим истокам. Каждая травинка, лесной
или полевой цветок, нежный шелест ветра
напоминают нам о Родине. Мы росли и учились
любить свою страну и уважать традиции
и национальные особенности народов, которые
ее населяют.
Понятие патриотизм как
чувство любви и уважения к Родине, которое
необходимо воспитывать в подрастающем
поколении рассматривается В. А. Сухомлинским,
К. Д. Ушинским, А.В. Запорожец, Н.И. Губановым
и другими.
Цель патриотического
воспитания – развитие в российском обществе
высокой социальной активности, гражданской
ответственности, духовности, становление
граждан, обладающих позитивными ценностями
и качествами, способных проявить их в
созидательном процессе в интересах Отечества,
укрепления государства, обеспечения
его жизненно важных интересов и устойчивого
развития.
Задачами патриотического
воспитания младших школьников являются:
Формирование у детей
системы знаний о своей Родине;
Воспитание у младших
школьников интереса к окружающему миру,
эмоциональной отзывчивости на события
общественной жизни.
Включение детей в практическую
деятельность по применению полученных
знаний.
Концепция патриотического
воспитания граждан Российской Федерации
- документ, отражающий совокупность официально
принятых взглядов на государственную
политику в области патриотического воспитания.
Основной целью Концепции является определение
места и роли воспитания патриотизма у
российских граждан как важнейшего направления
деятельности общества и государства.
Период младшего школьного
возраста по своим психологическим характеристикам
наиболее благоприятен для воспитания
патриотизма, так как младший школьник
отвечает доверием взрослому, ему присуща
подражательность, внушаемость, эмоциональная
отзывчивость, искренность чувств. Знания,
впечатления, пережитые в детстве, остаются
с человеком на всю жизнь.
Внеурочная деятельность
по формированию патриотических чувств
у младших школьников включает разнообразные
формы работы, такие как классный час,
интегрированный классный час, экскурсия,
родительское собрание, диспут, круглый
стол, конкурс, викторина, клуб веселых
и находчивых, станционная игра, встреча
с интересными людьми.
Вот почему важным условием патриотического
воспитания детей считаю тесную взаимосвязь
с родителями. Главной формой работы с
родителями было и остаётся родительское
собрание. Уже на самом первом собрании
знакомлю родителей со словами А.С. Макаренко:
«Хотите, чтобы были хорошие дети, - будьте
счастливы. Разорвитесь на части, используйте
все свои таланты, ваши способности, привлеките
ваших друзей, знакомых, но будьте счастливы
настоящим человеческим счастьем».
Дети младшего школьного возраста очень восприимчивы, любознательны, отзывчивы,
они легко откликаются на все инициативы,
искренне сочувствуют и сопереживают.
Именно в этот период происходит формирование
духовно-нравственной основы ребенка,
чувств, эмоций, мышления, механизмов социальной
адаптации в обществе, начинается процесс
осознания себя в окружающем мире, личностной
актуализации в нем. Данный отрезок жизни
человека является наиболее благоприятным
для эмоционально-психологического воздействия
на ребенка, так как его образы восприятия
очень сильны и ярки. Это позволяет задерживать
их в памяти надолго, а иногда и на всю
жизнь, что очень актуально в воспитании
патриотизма.
Актуальность
формирования чувства патриотизма в младшем
школьном возрасте нашла свое отражение
и в содержании «Федерального государственного
образовательного стандарта начального
общего образования». В нем указывается,
что портрет выпускника начальной школы
включает в себя такие личностные характеристики,
как любовь к своему народу, краю и Родине;
уважение и принятие ценности семьи и
общества; любознательность, активность
и заинтересованность в познании мира
и т. д. Освоение учащимися основной образовательной
программы начального общего образования
должно, в частности, иметь и личностные
результаты, отражающие уровень сформированности
основ российской гражданской идентичности,
чувства гордости за свою Родину, российский
народ и историю отечества, осознания
своей этнической и национальной принадлежности
в контексте принятия ценностей многонационального
российского общества и другое.
Результаты
констатирующего эксперимента показывают,
насколько цель заключалась в выявлении
уровня нравственно-патриотического воспитания.
В
качестве исходного материала, на котором
изучался нравственно-патриотический
опыт младших школьников, были выбраны
такие моральные нормы, как «ответственность»
и «доброжелательность. На указанные признаки
моральных норм мы ориентировались при
определении особенностей нравственно-патриотического
опыта испытуемых.
При
определении особенностей нравственно-патриотического
опыта младших школьников использовались
следующие критерии: степень соответствия
нравственно-патриотической норме знаний,
отношений и способов поведения учащихся;
обобщенность знаний; их глубина и широта;
степень устойчивости.
Для
оценки нравственно-патриотических знаний
испытуемых выделялись такие проявления,
как: понимание ими содержания моральных
норм; знание способов поведения; знание
переживаний, возникающих у человека в
случае соблюдения или не соблюдения моральных
норм.
О
нравственно-патриотическом отношении
узнавали: по оценочным суждениям школьников;
по поступкам другого человека; о своих
поступках, а также по особенностям выполнения
моральной деятельности и их мотивам.
I. На первом этапе
исследования учащимся двух вторых и двух третьих
классов были предложены задания в виде
вопросов: Скажи, как ты думаешь, что такое
ответственность? Как обычно ведёт себя
ответственный человек? Как
обычно ведёт себя безответственный человек?
Скажи, как ты думаешь, что такое доброжелательность?
Как обычно ведёт себя доброжелательный
человек? Как обычно ведёт себя недоброжелательный
человек?
Анализ
ответов и высказываний, испытуемых 2-го
класса показывает, что нравственно-патриотические
знания неоднозначны для своей выборки.
В контрольных и экспериментальных классах,
необходимо, прежде всего, выделить испытуемых,
ответы и высказывания которых, свидетельствует
о том, что эти школьники (в сравнении с
другими) неправильно понимают содержание
моральных норм. В ситуации морального
выбора, испытуемые обычно предлагают
способы поведения, не соответствующие
нравственно-патриотической норме. Мы
выделяем этих школьников в группу с низким
уровнем нравственного опыта.