Формирование патриотических чувств младших школьников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 17:55, курсовая работа
Описание работы
Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Роль начальной школы в этом огромна, так как именно на этапе младшего школьного возраста важно привить детям чувство патриотизма. Именно поэтому, вопросы формирования любви к Родине в начальной школе являются достаточно актуальными. Проблема гражданско-патриотического воспитания чрезвычайно актуальна на современном этапе развития нашего общества. В последнее время наблюдается постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Широкое распространение получили равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессия, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 9 1.1 Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание» 9 1.2.Цели, задачи патриотического воспитания………………………………..15 ГЛАВА 2. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ ОРГАНИЗАЦИЯ ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 21 2.1. Формы патриотического воспитания во внеурочной деятельности, обзор Концепции патриотического воспитания граждан РФ 24 2.2.Организация работы по формированию патриотических чувств у младших школьников во внеурочной деятельности. 28 2.3.Методики оценки уровня сформированности патриотических чувств у младших школьников 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
Таким образом, понятие
патриотизм рассматривается многими педагогами
и учеными. Дадим определение патриотизма
как основного понятия в воспитательной
работе педагога. Патриотизм – это чувство
любви и уважения к Родине, которое необходимо
воспитывать в подрастающем поколении.
Понятие «патриотизм» неразрывно связано
с понятием патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание,
являясь составной частью общего воспитательного
процесса, представляет собой систематическую
и целенаправленную деятельность органов
государственной власти и общественных
организаций по формированию у граждан
высокого патриотического сознания, чувства
верности своему Отечеству, готовности
к выполнению гражданского долга и конституционных
обязанностей по защите интересов Родины.
Как один из видов многоплановой, масштабной
и постоянно осуществляемой деятельности
патриотическое воспитание включает социальные,
целевые, функциональные, организационные
и другие аспекты, обладает высоким уровнем
комплексности, то есть охватывает своим
воздействием все поколения, пронизывает
все стороны жизни: социально-экономическую,
политическую, духовную, правовую, педагогическую,
опирается на образование, культуру, историю,
государство, этносы. Оно является неотъемлемой
частью всей жизнедеятельности российского
общества, его социальных и государственных
институтов.2
Патриотическое
воспитание предполагает формирование
у граждан общественно значимых
ориентаций, гармоничного сочетания
личных и общественных интересов,
преодоление чуждых обществу
процессов и явлений, разрушающих
его устои и потенциал созидания.
Технология патриотического воспитания
должна быть направлена на
создание условий для национального
возрождения России как великой
державы.
По мнению многих авторов,
таких как Матушкин С.Е.,
Семыкиной Е. Н., Губанова Н.И. в условиях
борьбы с международным терроризмом патриотическое
воспитание граждан должно определяться
национальными интересами России и обеспечивать
активное участие граждан в обеспечении
ее безопасности от внешних и внутренних
угроз.
Особое значение в исследовании
вопросов патриотического воспитания
этого периода имеют работы В.А. Сухомлинского,
который считал, что школа должна воспитывать
у молодежи стремление к беззаветному
служению Родине, к активной трудовой
и общественной деятельности. Определяя
советский патриотизм как «благородную
любовь советского народа к своему социалистическому
отечеству». В.А. Сухомлинский подчеркивал,
что одной из главных воспитательных задач
школы является подготовка учащихся к
простому, будничному, повседневному труду
для общества, как к патриотической деятельности,
причем сама деятельность детей, организуемая
педагогом с данной целью, представляет
движущую силу формирования личности
растущего гражданина.
В работе М.А. Терентия
раскрываются признаки понятия «советский
патриотизм», разработана система преемственности
и последовательности изложения содержания
признаков советского патриотизма в структуре
учебника национальной литературы. Большой
интерес представляют предложенные автором
параметры выявления признака понятия:
занимаемое место признака понятия, степень
и глубина его проявления, на каком материале
проявляется данный признак (на положительном
или отрицательном). Особое внимание в
этот период уделялось исследованию вопросов
воспитания патриотизма в общественно
полезном труде, что было вызвано особенностями
развития общества, отраженными в Законе
о связи школы с жизнью.
Выделяя патриотическое
воспитание в относительно самостоятельное
направление воспитательной работы, необходимо
отметить его органическую взаимосвязь
с другими направлениями (нравственным,
трудовым, эстетическим и др. воспитанием),
что представляет собой гораздо более
сложное соотношение, чем части и целого.
Так, Е.А. Ануфриев обращает внимание на
систематическое глубокое обогащение
всех сторон воспитательной работы патриотическим
содержанием.
1.2. Цели и задачи
патриотического воспитания
Осуществление патриотического
воспитания основывается на совокупности
принципов, которая отражает общие закономерности
и принципы целостного педагогического
процесса, и специфику патриотического
воспитания учащихся общеобразовательной
школы.
М.А. Терентий относит
к их числу: обусловленность патриотического
воспитания развитием общества и происходящими
в нем событиями; координацию взаимодействия
школы, семьи и общественности в системе
патриотического воспитания; обусловленность
содержания, форм и методов, средств и
приемов историческими традициями русского
народа; зависимость содержания и методов
патриотического воспитания от возрастных
и индивидуальных особенностей учащихся;
диалектическое единство и органическую
взаимосвязь между учебным материалом
и содержанием внеклассных и внешкольных
мероприятий.
С учетом современных
подходов к воспитанию данная совокупность
принципов может быть дополнена. Важным
принципом, на наш взгляд, является интегративно-деятельностный
подход, что предполагает, во-первых, интеграцию
патриотического воспитания с другими
направлениями воспитательной работы
и процессов обучения, воспитания и развития
в целостном педагогическом процессе
и, во-вторых, решение задач патриотического
воспитания на основе включения воспитанников
в разнообразную по формам и содержанию
деятельность.
Изменения, происходящие
в современном обществе, находят отражение
в новых концепциях организации и осуществления
учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной
школе, что предполагает опору на новое
понимание основных педагогических понятий.
Это в полной мере относится и к процессу
патриотического воспитания, который,
по нашему мнению, должен осуществляться
на основе принципа гибкости и вариативности.
Первое означает своевременное реагирование
на изменение социально-педагогической
ситуации, а второе — использование разнообразных
сочетаний форм и методов педагогического
воздействия с учетом особенностей контингента
воспитанников, что обусловлено процессами
гуманизации системы образования, направленностью
педагогического процесса на создание
условий для развития личности каждого
воспитанника.
Важным принципом организации
воспитательной работы любого направления
является опора на положительное в личности
воспитанника. Данный принцип входит в
состав совокупности общих принципов
воспитания. В современных условиях он
дополняется еще одним аспектом — созданием
благоприятной психологической атмосферы
в процессе педагогического взаимодействия.
Раскрытие положительных
резервов личности воспитанника становится
возможным лишь в атмосфере благожелательности,
при наличии тесных эмоциональных контактов
педагога с детьми, что особенно важно
в патриотическом воспитании, основанном
на эмоциональном воздействии на воспитанников.
Развитие патриотических чувств, формирование
патриотических убеждений воспитуемых,
включение их в деятельность патриотического
характера требует организации воспитательной
работы на основе принципа опоры на положительное
и создания благоприятной психологической
атмосферы.
Процесс патриотического
воспитания, как и любой другой процесс,
имеет свою структуру, соответствующую
общей структуре целостного педагогического
процесса, и включает такие компоненты,
как цель, задачи, содержание, формы, методы,
средства и анализ результатов.
С учетом особенностей
патриотического воспитания в современном
обществе цель данного процесса определяется
как воспитание убежденного патриота,
любящего свою Родину, преданного Отечеству,
готового служить ему своим трудом и защищать
его интересы.
При формулировке цели
мы исходили из философских положений,
раскрывающих патриотизм как одну из составных
частей политической формы общественного
сознания, в которой отражается отношение
личности к Отечеству, Родине и которая
меняется в зависимости от уровня развития
самого общества, от экономического и
социального положения тех людей, которые
являются выразителями патриотических
чувств и идей.
Задачи и содержание
патриотического воспитания вытекают
из структуры понятия «патриотизм» и включают:
воспитание патриотических чувств, формирование
на основе патриотических знаний взглядов
и убеждений патриотического характера,
формирование положительного отношения
к патриотической деятельности, формирование
практических умений и навыков, необходимых
для самостоятельной деятельности патриотического
характера.
Цель патриотического
воспитания – развитие в российском обществе
высокой социальной активности, гражданской
ответственности, духовности, становление
граждан, обладающих позитивными ценностями
и качествами, способных проявить их в
созидательном процессе в интересах Отечества,
укрепления государства, обеспечения
его жизненно важных интересов и устойчивого
развития.
На современном
этапе развития нашего общества
достижение указанной цели по
патриотическому воспитанию осуществляется
через решение следующих задач:
- утверждение в
обществе, в сознании и чувствах
граждан социально значимых патриотических
ценностей, взглядов и убеждений,
уважения к культурному и историческому
прошлому России, к традициям, повышение
престижа государственной, особенно
военной, службы;
- создание и обеспечение
реализации возможностей для
более активного вовлечения граждан
в решение социально-экономических,
культурных, правовых, экологических
и других проблем;
- воспитание граждан
в духе уважения к Конституции
Российской Федерации, законности,
нормам общественной и коллективной
жизни, создание условий для обеспечения
реализации конституционных прав
человека и его обязанностей, гражданского,
профессионального и воинского долга;
- привитие гражданам
чувства гордости, глубокого уважения
и почитания символов Российской
Федерации – Герба, Флага, Гимна,
другой российской символики
и исторических святынь Отечества;
- привлечение традиционных
для России религиозных концессий
для формирования у граждан потребности
служения Родине, ее защиты как высшего
духовного долга;
- создание условий
для усиления патриотической
направленности телевидения, радио
и других средств массовой
информации при освещении событий
и явлений общественной жизни,
активное противодействие антипатриотизму,
манипулированию информацией, пропаганде
образцов массовой культуры, основанных
на культе насилия, искажению и фальсификации
истории Отечества;
- формирование расовой,
национальной, религиозной терпимости,
развитие дружеских отношений
между народами.
Реализация задач
патриотического воспитания граждан
Российской Федерации осуществляется
через более частные задачи
с учетом специфики субъектов
и объектов воспитания, условий,
в которых оно проводится, особенностей
их решения в экономической, социальной,
правовой, политической, духовной и
других сферах.
1. Формирование у детей
системы знаний о своей Родине, которая
может быть представлена следующим образом:
природоведческие и географические сведения
(географические особенности родного
края, климата, природы страны), сведения
о жизни своего народа (особенности быта,
труда, культуры, традиций), социальные
сведения (знания о достопримечательностях
родного города, столицы, страны, знания
названия страны, ее столицы, других городов,
государственной символики), некоторые
исторические сведения (о жизни народа
в разные исторические периоды, о подвигах
людей в годы Великой Отечественной войны,
знание исторических памятников города,
улиц).
2. Воспитание у
младших школьников интереса
к окружающему миру, эмоциональной
отзывчивости на события общественной
жизни.
Предполагает активизацию
эмоциональной сферы личности, воспитание
таких чувств как любовь к
родным и близким людям, родному
городу, уважение к истории народа,
восхищение произведениями народного
творчества, любви к природе, ненависти
к врагам.
3. Включение детей
в практическую деятельность
по применению полученных знаний.
Предполагает формирование у
младших школьников определенных
навыков и умений: умение отразить
накопленные знания в игре, художественной
и трудовой деятельности, умение
принять участие в общественно
направленном труде, умение бережно
относится к природе, результатам
труда других, умение отразить
знания в речи, общении со взрослыми
и сверстниками.
Таким образом, решая
задачи патриотического воспитания, каждый
педагог должен строить свою работу в
соответствии с местными условиями и особенностями
детей, учитывая следующие принципы:
- «позитивный центризм»
(отбор знаний, наиболее актуальных
для ребёнка данного возраста);
- непрерывность и
преемственность педагогического
процесса;
- дифференцированный
подход к каждому ребёнку, максимальный
учёт его психологических особенностей,
возможностей и интересов;
- рациональное сочетание
разных видов деятельности, адекватный
возрасту баланс интеллектуальных,
эмоциональных и двигательных
нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер
обучения, основанный на детской
активности.