Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 15:43, курсовая работа
Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей. Игра для ребенка – не просто интересное времяпрепровождение, но способ изучения внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений. В игре вырабатываются организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие. Потребность в игре и желание играть необходимо, использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМО-ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ В ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЕ…………
6
1.1 Проблема дидактической игры как метод развития ребенка в истории педагогической мысли……………………………………
6
1.2 Формирование положительных взаимоотношений у дошкольников в процессе игровой деятельности…………………
12
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЕ...
16
2.1. Описание методов исследования………………………………..
16
2.2. Обсуждение результатов констатирующего эксперимента…
24
2.3. Рекомендации по планированию дидактических игр………..
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
31
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ
ВЗАИМО-ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ В |
6 |
1.1 Проблема
дидактической игры как метод
развития ребенка в истории
педагогической мысли………………………… |
6 |
1.2 Формирование положительных
взаимоотношений у |
12 |
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРШИХ |
16 |
2.1. Описание
методов исследования………………………… |
16 |
2.2. Обсуждение
результатов констатирующего |
24 |
2.3. Рекомендации по планированию дидактических игр……….. |
27 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
31 |
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………… |
33 |
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………… |
37 |
ВВЕДЕНИЕ
Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей. Игра для ребенка – не просто интересное времяпрепровождение, но способ изучения внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений. В игре вырабатываются организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие. Потребность в игре и желание играть необходимо, использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.[25]
В настоящее время появилось
целое направление в
Данное научное исследование представляется весьма актуальным в силу того, что сегодня в педагогической литературе не достаточно широко исследован вопрос об влияние дидактических игр на формирование личности детей.
Цель данной работы: исследование влияния дидактических игр, используемых в повседневной жизни и на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста на их положительное взаимоотношение.
Объект исследования: процесс формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: уровень положительных взаимоотношений у у детей старшего дошкольного возраста повысится, при следующих условиях:
если использовать в работе с детьми комплекс педагогических условий: создавать мотивацию на общение и приобретение коммуникативных умений; знакомить старших дошкольников со средствами и способами общения и коммуникативными умениями;×
если средствами формирования положительных взаимоотношений у детей будут выступать дидактические игры коммуникативного содержания.×
Задачи исследования:
1. Провести анализ
научно-методической и
2. Выявить эффективность дидактической игры как средства формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать рекомендации по планированию дидактических игр.
Практическая значимость работы: непосредственное практическое применение дидактических игр в работе ДОУ
Структура работы: состоит из введения, теоретической части, практической части, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ В ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЕ
1.1 Проблема дидактической игры как метод развития ребенка в истории педагогической мысли
Проблемы детской игры оказались в центре внимания с первых лет развития советского дошкольного воспитания. Методологической основой развития теории и практики детской игры стали марксистско-ленинские положения об игре как целенаправленной социальной деятельности и важном средстве воспитания. В советской дошкольной педагогике и в практике работы детских садов все более и более утверждалась (в активной борьбе с биологизаторскими теориями) мысль о том, что развитие ребенка, характер его деятельности (игровой, трудовой, учебной и др.) определяются условиями жизни и воспитания и что поступательное развитие личности не есть результат спонтанно проявляющихся, заложенных природой индивидуальных черт и качеств [25].
В созданном под руководством Н.К. Крупской в 1938 году программно-методическом документе «Руководство для воспитателя детского сада» подчеркивалась роль игры как специфической детской деятельности, как средства и метода всесторонней воспитательно-образовательной работы [24].
Такой подход имел существенное значение
для утверждения позиций советс
Лучшие воспитатели находили верные методы воздействия на развитие содержания игры с учетом ее специфики и возрастных особенностей детей.
Существенное влияние на дальнейшее изучение проблемы детской игры оказала педагогическая система А.С. Макаренко. Центральные ее положения относительно целей и методов коммунистического воспитания подрастающего поколения, роли коллектива в формировании личности ребенка и места игры в решении этих задач были взяты на вооружение передовой практикой [30].
В послевоенное время бурно стали
развиваться начатые еще в 20-е
годы Л.С. Выготским, а затем продолженные
А.Н. Леонтьевым и Д.Б. Элькониным теоретические
и экспериментальные
Постепенно расширялся фронт педагогических исследований детской игры в целом, а также ее различных видов: сюжетно-ролевой, дидактической, подвижной. Педагоги и психологи обращают внимание на необходимость изучения ребенка в игре для выбора более обоснованных методов, формирования игры и детских взаимоотношений в ней.
Важным этапом в развитии теории и практики детской игры явились в 50-х годах работы А.П. Усовой. Предложенная ею система обучения на занятиях способствовала повышению уровня детских игр. Только совокупностью формирования всех видов деятельности – игры, труда, учения, подчеркивает А. П. Усова, можно достигнуть полноценных результатов в развитии личности ребенка [25].
В основе такого подхода
лежит принцип
Дальнейшая разработка проблемы (50–70-е, годы) была направлена на более глубокое и всестороннее познание особенностей игры и детских взаимоотношений в ней, определение игры как формы организации жизни детей, благодаря чему могли бы расшириться и возможности педагогического управления этой деятельностью.
Обсуждая вопрос об игре как форме организации жизни и деятельности детей, А.В. Запорожец в предисловии к книге А.П. Усовой «Роль игры в воспитании детей» справедливо подчеркивает: чтобы нравственные нормы выполнялись дошкольниками не только под влиянием авторитета взрослого и использовались в качестве внешнего аргумента в их межличностных отношениях, например при разрешении ссор и конфликтов, а стали бы внутренними мотивами поведения, следует подготовить почву для их усвоения. Такая психологическая почва создается путем надлежащей организации практики взаимоотношений детей, как в процессе игры, так и в других видах деятельности [37].
В дружном коллективе, живущем содержательной, полноценной жизнью, дети приобретают положительный социальный опыт и проникаются общностью чувств и стремлений задолго до того, как отчетливо осознают высокие моральные принципы. Важно, чтобы педагог выступал при этом не столько в роли обучающего, сколько в роли организатора. Именно эту роль А. С. Макаренко считал важнейшей и специфической в воспитательном процессе.
В психолого-педагогических исследованиях последних лет уделяется внимание анализу структуры сюжетов детских игр, показывается, какое значение для понимания дидактической игры, ее развития, а также для становления положительных взаимоотношений детей имеет возможность педагогического «управления» такими основными элементами, как сюжет и роль.[24]
В настоящее время перед
Для современной дошкольной педагогики характерно стремление поставить дидактические игры детей на службу дидактики. Это сделано в школах для пяти-, семилетних детей в Англии. Стремление это вполне понятно, дидактические игры в их обычной форме широко разработаны, и новшества здесь внести трудно. Мало нового, к примеру, в содержании и форме дидактических игр на развитие речи, математических представлений и счета. Они стали традиционны. Педагогика овладевает еще не завоеванным дидактикой – ролевыми играми, и делается это не без успеха.[20]
Ярко выраженное дидактическое направление игр в дошкольном воспитании определяется, конечно, общей концепцией «воспитания через образование», характерной для педагогики XIX в.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.[25]
Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
1) дидактическая задача;
2) игровые действия;
3) правила игры;
4) результат.
Дидактическая задача
определяется целью обучения
и воспитательного воздействия.
В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, ролевые действия, отгадывания загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.[24]