Формирование положительных взаимоотношений старших дошкольников в дидактической игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей. Игра для ребенка – не просто интересное времяпрепровождение, но способ изучения внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений. В игре вырабатываются организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие. Потребность в игре и желание играть необходимо, использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМО-ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ В ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЕ…………


6
1.1 Проблема дидактической игры как метод развития ребенка в истории педагогической мысли……………………………………

6
1.2 Формирование положительных взаимоотношений у дошкольников в процессе игровой деятельности…………………

12
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЕ...

16
2.1. Описание методов исследования………………………………..

16
2.2. Обсуждение результатов констатирующего эксперимента…
24
2.3. Рекомендации по планированию дидактических игр………..
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
31
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА (1).doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ  ВЗАИМО-ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ В ДИДАКТИЧЕСКОЙ  ИГРЕ…………

 

 

6

1.1 Проблема  дидактической игры как метод  развития ребенка в истории  педагогической мысли……………………………………

 

6

1.2 Формирование положительных  взаимоотношений у дошкольников  в процессе игровой деятельности…………………

 

12

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЕ...

 

16

2.1. Описание  методов исследования………………………………..

 

16

2.2. Обсуждение  результатов констатирующего эксперимента…

24

2.3. Рекомендации  по планированию дидактических  игр………..

27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..

31

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………….

33

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………..

37


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей. Игра для ребенка – не просто интересное времяпрепровождение, но способ изучения внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений. В игре вырабатываются организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие. Потребность в игре и желание играть необходимо, использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.[25]

В настоящее время появилось  целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая  считает игру ведущим методом  воспитания и обучения детей, поэтому  упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) – это важнейший  путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А. П. Усовой, Е. И. Радиной, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, 3. М. Богуславской, Е. Ф. Иваницкой, А. И. Сорокиной, Е. И. Удальцовой, В. Н. Аванесовой, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми [12].

Данное научное исследование представляется весьма актуальным в силу того, что сегодня в педагогической литературе не достаточно широко исследован вопрос об влияние дидактических игр на формирование личности детей.

Цель данной работы: исследование влияния дидактических игр, используемых в повседневной жизни и на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста на их положительное взаимоотношение.

Объект исследования: процесс формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Предмет исследования: дидактическая игра как средство формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: уровень  положительных взаимоотношений у у детей старшего дошкольного возраста повысится, при следующих условиях:

если использовать в работе с  детьми комплекс педагогических условий: создавать мотивацию на общение  и приобретение коммуникативных умений; знакомить старших дошкольников со средствами и способами общения и коммуникативными умениями;×

если средствами формирования положительных взаимоотношений у детей будут выступать дидактические игры коммуникативного содержания.×

Задачи исследования:

1. Провести анализ  научно-методической и психолого-педагогической  литературы по проблеме.

2. Выявить эффективность дидактической игры как средства формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать рекомендации по планированию дидактических игр.

Практическая  значимость работы: непосредственное практическое применение дидактических игр в работе ДОУ

Структура работы: состоит из введения, теоретической части, практической части, заключения, списка литературы.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ  ДЕТЕЙ В ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЕ

 

1.1 Проблема дидактической игры  как метод развития ребенка  в истории педагогической мысли

 

Проблемы детской игры оказались в центре внимания с первых лет развития советского дошкольного воспитания. Методологической основой развития теории и практики детской игры стали марксистско-ленинские положения об игре как целенаправленной социальной деятельности и важном средстве воспитания. В советской дошкольной педагогике и в практике работы детских садов все более и более утверждалась (в активной борьбе с биологизаторскими теориями) мысль о том, что развитие ребенка, характер его деятельности (игровой, трудовой, учебной и др.) определяются условиями жизни и воспитания и что поступательное развитие личности не есть результат спонтанно проявляющихся, заложенных природой индивидуальных черт и качеств [25].

В созданном под руководством Н.К. Крупской в 1938 году программно-методическом документе «Руководство для воспитателя детского сада» подчеркивалась роль игры как специфической детской деятельности, как средства и метода всесторонней воспитательно-образовательной работы [24].

Такой подход имел существенное значение для утверждения позиций советской дошкольной педагогики.

Лучшие воспитатели  находили верные методы воздействия  на развитие содержания игры с учетом ее специфики и возрастных особенностей детей.

Существенное влияние на дальнейшее изучение проблемы детской игры оказала  педагогическая система А.С. Макаренко. Центральные ее положения относительно целей и методов коммунистического воспитания подрастающего поколения, роли коллектива в формировании личности ребенка и места игры в решении этих задач были взяты на вооружение передовой практикой [30].

В послевоенное время бурно стали  развиваться начатые еще в 20-е  годы Л.С. Выготским, а затем продолженные А.Н. Леонтьевым и Д.Б. Элькониным теоретические  и экспериментальные психологические  исследования, в том числе и  по проблемам игры. В работах педагогов и психологов появились новые фактические данные, подтверждающие, что игра возникает не самопроизвольно, как продукт чисто индивидуального творчества, а под влиянием социального окружения, в результате усвоения ребенком социального опыта и становится средством воспитания в условиях целенаправленного педагогического руководства.

Постепенно расширялся фронт педагогических исследований детской игры в целом, а также ее различных видов: сюжетно-ролевой, дидактической, подвижной. Педагоги и  психологи обращают внимание на необходимость изучения ребенка в игре для выбора более обоснованных методов, формирования игры и детских взаимоотношений в ней.

Важным этапом в развитии теории и практики детской игры явились  в 50-х годах работы А.П. Усовой. Предложенная ею система обучения на занятиях способствовала повышению уровня детских игр. Только совокупностью формирования всех видов деятельности – игры, труда, учения, подчеркивает А. П. Усова, можно достигнуть полноценных результатов в развитии личности ребенка [25].

В основе такого подхода  лежит принцип целенаправленного  воздействия на игру, установления связи между ее содержанием и  содержанием обучения в детском  саду, связи с соответствующей  возрасту трудовой деятельностью ребенка.

Дальнейшая разработка проблемы (50–70-е, годы) была направлена на более глубокое и всестороннее познание особенностей игры и детских взаимоотношений в ней, определение игры как формы организации жизни детей, благодаря чему могли бы расшириться и возможности педагогического управления этой деятельностью.

Обсуждая вопрос об игре как форме организации жизни  и деятельности детей, А.В. Запорожец  в предисловии к книге А.П. Усовой «Роль игры в воспитании детей» справедливо подчеркивает: чтобы нравственные нормы выполнялись дошкольниками не только под влиянием авторитета взрослого и использовались в качестве внешнего аргумента в их межличностных отношениях, например при разрешении ссор и конфликтов, а стали бы внутренними мотивами поведения, следует подготовить почву для их усвоения. Такая психологическая почва создается путем надлежащей организации практики взаимоотношений детей, как в процессе игры, так и в других видах деятельности [37].

В дружном коллективе, живущем содержательной, полноценной жизнью, дети приобретают  положительный социальный опыт и проникаются общностью чувств и стремлений задолго до того, как отчетливо осознают высокие моральные принципы. Важно, чтобы педагог выступал при этом не столько в роли обучающего, сколько в роли организатора. Именно эту роль А. С. Макаренко считал важнейшей и специфической в воспитательном процессе.

В психолого-педагогических исследованиях последних лет  уделяется внимание анализу структуры  сюжетов детских игр, показывается, какое значение для понимания дидактической игры, ее развития, а также для становления положительных взаимоотношений детей имеет возможность педагогического «управления» такими основными элементами, как сюжет и роль.[24]

В настоящее время перед дошкольными  специалистами стоит задача дальнейшего  изучения дидактической игры как формы организации жизни и деятельности детей.

Для современной дошкольной педагогики характерно стремление поставить дидактические игры детей на службу дидактики. Это сделано в школах для пяти-, семилетних детей в Англии. Стремление это вполне понятно, дидактические игры в их обычной форме широко разработаны, и новшества здесь внести трудно. Мало нового, к примеру, в содержании и форме дидактических игр на развитие речи, математических представлений и счета. Они стали традиционны. Педагогика овладевает еще не завоеванным дидактикой – ролевыми играми, и делается это не без успеха.[20]

Ярко выраженное дидактическое  направление игр в дошкольном воспитании определяется, конечно, общей  концепцией «воспитания через образование», характерной для педагогики XIX в.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.[25]

Дидактическая игра имеет  определенную структуру, характеризующую  игру как форму обучения и игровую  деятельность. Выделяются следующие  структурные составляющие дидактической  игры:

1) дидактическая задача;

2) игровые действия;

3) правила игры;

4) результат.

 Дидактическая задача  определяется целью обучения  и воспитательного воздействия.  Она формируется педагогом и  отображает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Игровые действия – основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

 В разных играх  игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, ролевые действия, отгадывания загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.[24]

Информация о работе Формирование положительных взаимоотношений старших дошкольников в дидактической игре