Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 15:43, курсовая работа
Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей. Игра для ребенка – не просто интересное времяпрепровождение, но способ изучения внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений. В игре вырабатываются организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие. Потребность в игре и желание играть необходимо, использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМО-ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ В ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЕ…………
6
1.1 Проблема дидактической игры как метод развития ребенка в истории педагогической мысли……………………………………
6
1.2 Формирование положительных взаимоотношений у дошкольников в процессе игровой деятельности…………………
12
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЕ...
16
2.1. Описание методов исследования………………………………..
16
2.2. Обсуждение результатов констатирующего эксперимента…
24
2.3. Рекомендации по планированию дидактических игр………..
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
31
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения. Это может подсказать педагогу, какие игры полезны для развития положительных взаимоотношений детей, в чём они сильны, в чём отстают.
Дидактические игры кратковременны (10-20мин);
Очень важно во всё время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей, стараться, чтобы в это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.
Необходимо предоставлять детям возможность играть в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и занятием, в перерывах между занятиями, на прогулке, во второй половине дня. Игры в утренние часы способствуют созданию у детей бодрого, радостного настроения на весь день, что способствует положительным взаимоотношениям в коллективе. Каждый может заняться любимыми играми, по желанию объединиться с друзьями. Не редко дети приходят в детский сад с определенными игровыми намерениями, продолжают начатую накануне игру. Если завтрак прервал игру, необходимо предоставить детям возможность снова возвратиться к ней после завтрака, в перерыве между занятиями. При этом следует учитывать характер предстоящего занятия. Перед физкультурным занятием предпочтительны спокойные игры, а если занятие требует однообразного положения, желательны более активные подвижные игры или словесные с двигательным компонентом. Необходимо чтобы время, отведенное для игр, было полностью отдано игре. Иногда из-за чрезмерной загруженности детей организованной учебной деятельностью или из-за нерационального использования времени-время игры сокращается. Этого нельзя допускать![14]
Планируя дидактические игры, педагогам необходимо заботиться об усложнения игр, расширения их вариативности (возможно придумывание более сложных правил).
На занятиях используются те дидактические игры, которые можно проводить фронтально, со всеми детьми. Они используются в качестве метода закрепления, систематизации знаний детей.
При планировании дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе необходимо, чтобы новые игры, взятые на занятии, затем проходили в блоке совместной деятельности с детьми и использовались детьми в их самостоятельной деятельности, являясь при этом высшим показателем способности занять себя деятельностью, требующей приложения умственных усилий.
Дидактические игры в большинстве случаев проводятся тогда, когда дети уже получили на занятиях определенные знания и навыки, иначе будет достаточно трудно осуществить игру.
Например, ребенок только на основе знаний может на ощупь определить предмет в «волшебном мешочке» и назвать его или найти сходные или различные качества изображаемых на картинках предметов. Эти игры опираются на способность детей сознательно запоминать и воспроизводить то, что они воспринимали. Необходимо, чтобы в дидактических играх определенных результатов достигали все дети, а не только те, которые проявляют себя наиболее активно.
Дидактические игры можно использовать и для проверки знаний и умений детей. Важным показателем результатов обучения является усвоением пройденного на занятиях всеми детьми.[17]
Чаще всего это проверяется дидактической игрой, в процессе которой, педагог устанавливает, на сколько правильно поняли и усвоили содержание занятия не только способные, но средние и слабые дети, какие взаимоотношения проявляются в процессе игры. Выявив уровень знаний и умений детей, необходимо наметить дальнейшую работу по устранению недостатков.
Дидактическая игра – это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети знания обстоятельно, или поверхностно и умеют ли они их применить, когда это нужно. Дети усваивают знания тем полнее, чем шире их можно применить на практике в различных условиях. Достаточно часто бывает, когда ребенок усваивает на занятии определенные знания,но не умеет использовать их в измененных условиях.
В связи с тем, что дидактическая игра является незаменимым средством преодоления различных трудностей в формировании положительных взаимоотношений детей, необходимо планировать использования дидактических игр в индивидуальной работе с детьми. Как часто и много? По мере необходимости, очень индивидуально, в зависимости от потребностей и уровня развития детей. Индивидуальная работа с детьми с использованием дидактических игр может планироваться по всем видам и типам игр. Индивидуальные дидактические игры, которые организует воспитатель, создают благоприятные условия для непосредственного контакта с ребенком, помогают глубже выяснить причины отставания ребенка, способствуют более активному упражнению в учебном материале.
.
Выводы по второй главе:
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается, главным образом, в процессе совместной игры.
Пяти- семилетние дошкольники, посещающие детский сад, с большим желанием объединяются в различной деятельности, прежде всего в игре. Между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские отношения: они предпочитают именно с теми или иными товарищами играть, трудиться, разговаривать, делиться радостями и огорчениями.
В шестилетнем возрасте дети правильно выделяют хорошие качества у детей, умеют правильно оценивать поступки детей. Они делают правильные выборы.
В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. Большинство дидактических игр является коллективными. Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношений среди людей.
Дидактические игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности. Если они проводятся живо, умелым педагогом, дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что безусловно увеличивает их значение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общение и игра – основное условие развития ребенка. Общение - важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Общение характеризуется особой потребностью, несводимой к другим жизненным потребностям ребенка. Последняя, определяется через продукт деятельности, как стремление к оценке и самооценке, к познанию и самопознанию.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается, главным образом, в процессе совместной игры. Для детей разных возрастов характерны различные формы общения друг с другом: в предметной деятельности, в игре, в учении, может иметь место сочетание различных форм совместной деятельности и общения.
Л. С. Выготский говорил, что только через общение с другими людьми мы становимся самими собой. Формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста существенно зависит от того, как организовано общение детей этих возрастов и не в меньшей степени от того, как общаются взрослые —воспитатели и родители.
Общение и совместная игра — это та основа и ткань, на которой строится вся жизнь детей. Культивирование общения в группах детского сада и на уроках в школе является одной из важнейших целей и в то же время, основным средством воспитания и обучения.
Таким образом, опыт общения со сверстниками у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ, является необходимым для формирования положительных взаимоотношений: от эмоций к чувствам, от невербальных знаков общения к вербальным, от проигрывания ситуаций с предметами-заместителями к принятию на себя роли, от подражания к саморегуляции.
В первой главе нашей
работы мы изучили психолого-
Высокий уровень коммуникативных умений является залогом успешной адаптации ребенка в любой социальной среде.
В нашем исследовании мы определили следующую гипотезу: уровень положительных взаимоотношений у старших дошкольников повысится, при следующих условиях:
если использовать в работе с детьми комплекс педагогических условий: создавать мотивацию на общение и приобретение коммуникативных умений; знакомить младших дошкольников со средствами и способами общения и коммуникативными умениями;
если средствами формирования положительных взаимоотношений у старших дошкольников будут выступать дидактические игры коммуникативного содержания.
Задача педагогической технологии в коммуникативном процессе заключается в том, чтобы активизировать ребенка, оснастить его способами совершения коммуникативной деятельности и стимулировать в нем индивидуальный выбор.
По итогам диагностического исследования можно сделать вывод о том, что педагогические условия для формирования положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста созданы и проведенная работа была эффективной.
Но необходимо провести работу с детьми экспериментальной группы с низким уровнем коммуникативных умений.
Гипотеза подтверждена и эксперимент закончен.
ЛИТЕРАТУРА
Приложение 1
Прежде чем оставить социоматрицу необходимо, расположить фамилии всех детей группы по алфавиту и присвоить каждому ребенку порядковый номер.
Далее, фамилии располагаются на разлинованном листе бумаги по вертикали. По горизонтали сверху листа наносятся порядковые номера по числу детей в группе. Ниже помещена примерная таблица, на которой удобно проиллюстрированы принципы ее использования. Обозначаются все выборы, полученные каждым из детей.
Подсчитывают число общих и взаимных выборов, количество детей попавших в группу «предпочитаемых», «принятых» и «изолированных», и уровень благополучия взаимоотношения (УБВ) в группе. Выбор означает «+».
Затем проводят сравнительный анализ количества выборов у детей. На основании данных определяют статусное положение каждого ребенка и распределяют всех детей по условным статусным категориям.
1 «предпочитаемые» - 6-7 выборов и более
2 «принятые» - 3-5 выборов
3 «не принятые» - 1-2 выбора
4 «изолированные» - не получившие ни одного выбора.
Далее определяется УБВ в группе:
Соотносят число членов группы, находящихся в благополучных статусных категориях (1-2) с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (3-4). УБВ высокий при 1+2 больше 3+4; средний при 1+2=3+4 (при незначительном расхождении); низкий при значительном конечном преобладании числа членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях. Важным показателем УБВ является также «индекс изолированности», т.е. процент членов группы, оказавшихся в 4 статусной категории (он не должен превышать 15-20%). Эмоциональное благополучие или самочувствие детей в системе личных взаимоотношений зависит от числа взаимных выборов. Поэтому определяют индекс сплоченности (ИС), ИС=(Р1/Р)* 100%, где Р1 – число взаимных выборов; Р – общее число выборов.
Имя и фамилия ребенка, № п\п (кто выбирает) |
Кого выбирают | |||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 | |