Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 15:43, курсовая работа
Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей. Игра для ребенка – не просто интересное времяпрепровождение, но способ изучения внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений. В игре вырабатываются организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие. Потребность в игре и желание играть необходимо, использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМО-ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ В ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЕ…………
6
1.1 Проблема дидактической игры как метод развития ребенка в истории педагогической мысли……………………………………
6
1.2 Формирование положительных взаимоотношений у дошкольников в процессе игровой деятельности…………………
12
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЕ...
16
2.1. Описание методов исследования………………………………..
16
2.2. Обсуждение результатов констатирующего эксперимента…
24
2.3. Рекомендации по планированию дидактических игр………..
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
31
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
Есть два варианта включенного наблюдения: наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем; наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (например, дети, играющие в комнате, одна стена которой - зеркало Гезелла. В любом случае важнейшую роль играет личность психолога – его профессионально важные качества. При открытом наблюдении через определенное время люди привыкают к психологу и начинают вести себя естественно, если он сам не провоцирует «особое» отношение к себе. В том случае, когда применяется скрытое наблюдение, «разоблачение» исследователя может иметь самые серьезные последствия не только для успеха, но и для здоровья и жизни самого наблюдателя [40].
Цель наблюдения определяется
общими задачами и гипотезами
исследования. Эта цель, в свою
очередь, определяет
Что касается способов регистрации получаемых данных, то, по-видимому, в процессе первоначальных наблюдений лучше использовать не составленные заранее протоколы, а развернутые и более или менее упорядоченные дневниковые записи. По мере систематизации этих записей можно выработать вполне адекватную задачам исследования и в то же время более лаконичную и строгую форму протокольных записей.
Результаты наблюдений
обычно систематизируются в
Наблюдение является
незаменимым методом, если
Метод наблюдения является ведущим. Наблюдения психолога и воспитателя за поведением детей во время игры дает богатые данные.
Мы провели наблюдение за поведением детей в дидактических играх в группе ДОУ. Фиксировались контакты детей, проявление тех или иных нравственных качеств, способов общения, эмоции, отношение. Обработка протоколов наблюдения была проведена по следующей схеме анализа:
1. Как ребенок относится к сверстникам в ходе дидактической игры (равнодушно, отрицательно, положительно), отдает ли кому предпочтение и почему?
2. Оказывает ли другому помощь и по какой причине (по собственному желанию, по просьбе сверстника, по предложению взрослого) и как он это делает (охотно, неохотно и т.д.)?
3.Замечает ли эмоциональное
состояние другого, в каких
ситуациях и как на это реагиру
4. Проявляет ли заботу
по отношению к сверстнику (постоянно,
иногда, эпизодически); что побуждает
его заботиться о других; в
каких действиях выражается
5. Как реагирует на
успех и неудачи других (равнодушен,
реагирует адекватно,
В зависимости от степени представленности или отсутствия в действиях ребенка того или иного качества (доброжелательность, забота, драчливость, агрессивность и т.д) были определены критерии оценки:
+2 балла – наличие качества;
+1 балл – эпизодиченское проявление;
0 баллов– отсутствие качества;
-1 балл – эпизодическое
проявление противоположного
-2 балла – наличие противоположного качества.
Методика Т.А. Репиной «Секрет». Т.А. Репина разработала и начиная с 1968г. широко использовала экспериментальную игру «Секрет». В основу ее положен социометрический эксперимент «выбор в действии». Методика заключается в том, что испытуемый по секрету дарит 3 детям из группы в соответствии со своим желанием подарки (прячет в шкафчики), предварительно определив степень их привлекательности.
Экспериментальная игра «Секрет» - это вариант параментрической социометрии. В основном используется положительный критерий, но можно использовать и отрицательный: «Если бы я дала тебе много картинок, трем детям из вашей группы. Кому бы ты не дал картинки?». Я.Л. Коломинский принял следующую школу, укрепив статусные подгруппы:
1) - подгруппа (звезды – 6 и более выборов);
2) - (принятые и предпочитаемые 3-5 выборов);
3) - (не принятые 1-2 выбора);
4) - (изолированные – 0).
Наиболее ярко проявляются отношение детей в общении со сверстниками, и в первую очередь нерегламентированном воспитателем. Данные об этом общении воспитателя с дошкольниками можно получить наблюдая за детьми в групповой комнате или на участке. Т.А. Репина была разработана экспериментальная методика, названная методикой одномоментных срезов структуры группы дет. сада в свободном общении.[14]
Эта методика предназначена в первую очередь для выявления общей картины реального общения в конкретной возрастной группе. Методика позволяет обнаружить микрообъединения, которые возникают среди детей при свободном общении в группе, определить численный и половой состав этих игровых объединений, а также увидеть детей, которые чаще остальных играют в одиночку. Методика срезов позволяет получить данные о контактировании детей, построить модель групповой структуры, учитывая принадлежность ребенка к какому-либо микрообъединению в период свободного общения, когда дети принимают к той или иной микрогруппе по собственному желанию, проанализировать отношение, проявляющиеся в свободном общении дошкольников. В период для свободных игр и занятий экспериментатор многократно фиксирует все имеющиеся в определенные моменты времени детские объединения и детей, играющих в одиночку.
С помощью этой методики
без больших затрат времени можно
вскрыть не только структуру группы
в свободном общении, но и не менее
успешно зафиксировать и
Методика «Секрет» была адаптирована для нашего исследования по формированию у детей старшего дошкольного возраста гуманных отношений к сверстникам в игре.
Подготовка исследования. Подготовить картинки (красочные, сюжетные), по 3 штуки на каждого ребенка и 6—8 запасных.
Проведение исследования. Исследование проводят с детьми 6—7 лет в виде игры «Секрет», которая организуется в первую половину дня вместо занятий. Каждого ребенка «по секрету» от остальных просят по собственному выбору подарить предложенные ему 3 картинки трем детям группы. Игру проводят двое взрослых, не работающих в группе (воспитатель другой группы, методист или заведующий). Ее можно провести в раздевальной комнате, здесь ставят подальше друг от друга 2 детских столика с двумя стульчиками у каждого (один стул для ребенка, другой — для взрослого).
Перед началом эксперимента ребенку говорят: «Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру. По секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые I картинки». Для облегчения выполнения задания можно сказать ребенку: «Ты будешь дарить ребятам, а они, наверное, подарят тебе». Далее ребенку дают 3 картинки и говорят: «Ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можно подарить картинки и тем ребятам, которые сейчас болеют».
При затруднении можно помочь малышу: «Можешь подарить тем детям, которые тебе больше всех нравятся, с которыми ты любишь играть». После того как ребенок сделает свой выбор, его спрашивают: «Почему ты в первую очередь решил подарить картинку... (называется имя сверстника, которое ребенок произнес первым)?» Затем говорят: «Если бы у тебя было много-много картинок и только трем детям из группы не хватило, кому бы тогда ты не стал давать картинку и почему?» Все ответы записывают, а на оборотной стороне картинки — имя сверстника, которому она подарена.[17]
Обработка данных. Подсчитывают число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в группы «предпочитаемых», «принятых», «не принятых». Проводят сравнительный анализ количества выборов у мальчиков и девочек. На основании данных определяют статусное положение каждого ребенка и распределяют всех детей по условным статусным категориям:
I «предпочитаемые» - 4 - 7 выборов;
II «принятые» - 3 - 5 выборов;
III «не принятые» - не получившие ни одного выбора.
Для того, чтобы данная методика изучения взаимоотношений принесла пользу необходимо составить социоматрицу.(Приложение 1)
2.2. Обсуждение результатов констатирующего эксперимента
По полученным данным мы провели количественный и качественный анализ. Нами были получены следующие результаты.
Уже с первых дней наблюдения за дошкольниками в дидактической игре было видно, что дети избирательно относятся к своим сверстникам. Особенно это проявляется в игре. Дети часто тянуться к тем, кто активно принимает участие в дидактической игре. В процессе наблюдения некоторые дети никогда не играли одни. Очень редко с такими детьми возникали конфликты. Чаще всего они первыми шли на встречу другим дошкольникам. Старались уладить возникшие конфликты между детьми. Проявляли положительное отношение к сверстникам.
Среди детей выделялись дети, которые часто играли одни. На прогулке они общалась со всеми детьми, но играют с одним и тем же.
Часто конфликты со сверстниками возникали 20% дошкольников.
Диаграмма 1
Показатели уровня развития общения по методике наблюдения
В ходе беседы удалось установить контакт с испытуемыми, но некоторые из детей все же находились под напряжением и были несколько скованы. Вопросы, предлагающие оценку межличностным отношениям в группе вызывали затруднения. Вопросы позволили выявить симпатии, а также к кому у испытуемого негативное отношение. Вопрос «Почему?», поясняющий выбор того или иного сверстника позволяет объяснить выбор негативного отношения к сверстникам. Причины разные: «злой», «плохой», «дерется», «жадный»… Большинство детей при выборе участников дидактической игры выбирают друг друга.
В результате игры «Секрет» мы я выяснили, какие отношения у детей в группе, по каким критериям дети выбирают себе друзей, какие качества ценят они у детей.
Анализ социометрических выборов показал, что взаимных эмоционально-положительных предпочтений в группе детей было много (Приложение 2). В результате этой игры выяснилось, что группа детей довольно дружная. Один член группы получил по 10 выборов, это – «предпочитаемый», он в группе лидер – 6%. «Принятых» членов группы, получивших 3-5 выборов, в группе 10 человек – 63% . «Не принятых» (1-2 выбора), таких 3 детей – 19%. «Изолированных» - 2 ребенка – 12%. Эти дети посещают детский сад очень редко, часто болеют, малоподвижны и необщительны.
По результатам игры «Секрет», был вычислен индекс сплоченности данной группы по формуле:
ИС= (Р1\Р) * 100%
Р1= 25
Р= 48
ИС= (25\48) * 100%
ИС= 52%
Индекс сплоченности не очень большой, поэтому, выделив микрогруппы, попыталась сплотить детей в общей деятельности (на коллективных занятиях, с помощью игр, эстафет, бесед с детьми и родителями, в совместном труде).
Диаграмма 2
Распределение взаимных предпочтений дошкольников по методике «Секрет» Т.А. Репиной
Вывод: в шестилетнем возрасте в процессе дидактической игры дети верно выделяют хорошие качества у детей, умеют справедливо оценивать поступки детей. Они делают правильные выборы. К концу дошкольного периода более отчетливо становится дифференцированное отношение (симпатия, антипатия). Характер взаимоотношений ребенка со сверстниками определяет и общее отношение ребенка к детскому саду.
Для того, чтобы дать объективную оценку межличностным отношениям в группе необходимо комплексное использование всех методов изучения межличностных отношений.
2.3. Рекомендации по планированию дидактических игр
Планирование дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Являясь эффективным средством обучения воспитания положительных взаимоотношений, они могут быть составной частью занятия, а в группе старшего дошкольного возраста формой организации учебного и воспитательного процесса. Кроме того, в часы, отведённые для игр, дидактические игры планируются и организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально. В плане должен предусматриваться подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы.[17]