Формирование положительных взаимоотношений старших дошкольников в дидактической игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей. Игра для ребенка – не просто интересное времяпрепровождение, но способ изучения внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений. В игре вырабатываются организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие. Потребность в игре и желание играть необходимо, использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМО-ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ В ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЕ…………


6
1.1 Проблема дидактической игры как метод развития ребенка в истории педагогической мысли……………………………………

6
1.2 Формирование положительных взаимоотношений у дошкольников в процессе игровой деятельности…………………

12
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЕ...

16
2.1. Описание методов исследования………………………………..

16
2.2. Обсуждение результатов констатирующего эксперимента…
24
2.3. Рекомендации по планированию дидактических игр………..
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
31
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА (1).doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

 Есть два варианта  включенного наблюдения: наблюдаемые  знают о том, что их поведение  фиксируется исследователем; наблюдаемые  не знают, что их поведение  фиксируется (например, дети, играющие в комнате, одна стена которой - зеркало Гезелла. В любом случае важнейшую роль играет личность психолога – его профессионально важные качества. При открытом наблюдении через определенное время люди привыкают к психологу и начинают вести себя естественно, если он сам не провоцирует «особое» отношение к себе. В том случае, когда применяется скрытое наблюдение, «разоблачение» исследователя может иметь самые серьезные последствия не только для успеха, но и для здоровья и жизни самого наблюдателя [40].

 Цель наблюдения определяется  общими задачами и гипотезами  исследования. Эта цель, в свою  очередь, определяет используемый  тип наблюдения, т.е. будет ли  оно непрерывным или дискретным, фронтальным или выборочным и  т.п. 

 Что касается способов регистрации получаемых данных, то, по-видимому, в процессе первоначальных наблюдений лучше использовать не составленные заранее протоколы, а развернутые и более или менее упорядоченные дневниковые записи. По мере систематизации этих записей можно выработать вполне адекватную задачам исследования и в то же время более лаконичную и строгую форму протокольных записей.

 Результаты наблюдений  обычно систематизируются в виде  индивидуальных (или групповых) характеристик.  Такие характеристики представляют  собой развернутые описания наиболее существенных особенностей предмета исследования. Тем самым результаты наблюдений являются одновременно исходным материалом для последующего психологического анализа. Переход от данных наблюдения к объяснению наблюдаемого, являющийся выражением более общих законов познания, свойственен и другим неэкспериментальным (клиническим) методам: анкетированию, беседе и изучению продуктов деятельности.

 Наблюдение является  незаменимым методом, если необходимо  исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя [30].

Метод наблюдения является ведущим. Наблюдения психолога и  воспитателя за поведением детей во время игры дает богатые данные.

Мы провели наблюдение за поведением детей в дидактических играх в группе ДОУ. Фиксировались контакты детей, проявление тех или иных нравственных качеств, способов общения, эмоции, отношение. Обработка протоколов наблюдения была проведена по следующей схеме анализа:

1. Как ребенок относится  к сверстникам в ходе дидактической игры (равнодушно, отрицательно, положительно), отдает ли кому предпочтение и почему?

2. Оказывает ли другому  помощь и по какой причине  (по собственному желанию, по  просьбе сверстника, по предложению  взрослого) и как он это делает (охотно, неохотно и т.д.)?

3.Замечает ли эмоциональное  состояние другого, в каких  ситуациях и как на это реагирует?

4. Проявляет ли заботу  по отношению к сверстнику (постоянно,  иногда, эпизодически); что побуждает  его заботиться о других; в  каких действиях выражается его  забота?

5. Как реагирует на  успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, реагирует не адекватно – завидует успеху другого, радуется его неудаче)?

В зависимости от степени  представленности или отсутствия в  действиях ребенка того или иного  качества (доброжелательность, забота, драчливость, агрессивность и т.д) были определены критерии оценки:

+2 балла – наличие  качества;

+1 балл – эпизодиченское  проявление;

0 баллов– отсутствие  качества;

-1 балл – эпизодическое  проявление противоположного качества;

-2 балла – наличие  противоположного качества.

Методика  Т.А. Репиной «Секрет». Т.А. Репина разработала и начиная с 1968г. широко использовала экспериментальную игру «Секрет». В основу ее положен социометрический эксперимент «выбор в действии». Методика заключается в том, что испытуемый по секрету дарит 3 детям из группы в соответствии со своим желанием подарки (прячет в шкафчики), предварительно определив степень их привлекательности.

Экспериментальная игра «Секрет» - это вариант параментрической социометрии. В основном используется положительный критерий, но можно  использовать и отрицательный: «Если бы я дала тебе много картинок, трем детям из вашей группы. Кому бы ты не дал картинки?». Я.Л. Коломинский принял следующую школу, укрепив статусные подгруппы:

1) - подгруппа (звезды  – 6 и более выборов);

2) - (принятые и предпочитаемые 3-5 выборов);

3) - (не принятые 1-2 выбора);

4) - (изолированные –  0).

Наиболее ярко проявляются  отношение детей в общении  со сверстниками, и в первую очередь  нерегламентированном воспитателем. Данные об этом общении воспитателя с  дошкольниками можно получить наблюдая за детьми в групповой комнате или на участке. Т.А. Репина была разработана экспериментальная методика, названная методикой одномоментных срезов структуры группы дет. сада в свободном общении.[14]

Эта методика предназначена  в первую очередь для выявления общей картины реального общения в конкретной возрастной группе. Методика позволяет обнаружить микрообъединения, которые возникают среди детей при свободном общении в группе, определить численный и половой состав этих игровых объединений, а также увидеть детей, которые чаще остальных играют в одиночку. Методика срезов позволяет получить данные о контактировании детей, построить модель групповой структуры, учитывая принадлежность ребенка к какому-либо микрообъединению в период свободного общения, когда дети принимают к той или иной микрогруппе по собственному желанию, проанализировать отношение, проявляющиеся в свободном общении дошкольников. В период для свободных игр и занятий экспериментатор многократно фиксирует все имеющиеся в определенные моменты времени детские объединения и детей, играющих в одиночку.

С помощью этой методики без больших затрат времени можно  вскрыть не только структуру группы в свободном общении, но и не менее  успешно зафиксировать и изучить  некоторые важные параметры, характеризующие групповое общение в целом, а также индивидуальные особенности общения отдельных детей – членов группы. Методика с используемыми приемами математической обработки является вариантом актометрической групповой методики. Заменить и зафиксировать с помощью этой методики особенности деятельности детей во всех игровых объединениях группы не возможно. Эта задача решается с помощью методики многократных хронометрических наблюдений за общением и деятельностью отдельного ребенка в группе, и в особенности за проявлениями его инициативности, возникающих конфликтов, за изменением характера деятельности и отношений в различных групповых объединениях. [14]

Методика «Секрет» была адаптирована для нашего исследования по формированию у детей старшего дошкольного возраста гуманных отношений к сверстникам в игре.

Подготовка  исследования. Подготовить картинки (красочные, сюжетные), по 3 штуки на каждого ребенка и 6—8 запасных.

Проведение  исследования. Исследование проводят с детьми 6—7 лет в виде игры «Секрет», которая организуется в первую половину дня вместо занятий. Каждого ребенка «по секрету» от остальных просят по собственному выбору подарить предложенные ему 3 картинки трем детям группы. Игру проводят двое взрослых, не работающих в группе (воспитатель другой группы, методист или заведующий). Ее можно провести в раздевальной комнате, здесь ставят подальше друг от друга 2 детских столика с двумя стульчиками у каждого (один стул для ребенка, другой — для взрослого).

Перед началом эксперимента ребенку говорят: «Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру. По секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые I картинки». Для облегчения выполнения задания можно сказать ребенку: «Ты будешь дарить ребятам, а они, наверное, подарят тебе». Далее ребенку дают 3 картинки и говорят: «Ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можно подарить картинки и тем ребятам, которые сейчас болеют».

При затруднении можно помочь малышу: «Можешь подарить тем детям, которые тебе больше всех нравятся, с которыми ты любишь играть». После того как ребенок сделает свой выбор, его спрашивают: «Почему ты в первую очередь решил подарить картинку... (называется имя сверстника, которое ребенок произнес первым)?» Затем говорят: «Если бы у тебя было много-много картинок и только трем детям из группы не хватило, кому бы тогда ты не стал давать картинку и почему?» Все ответы записывают, а на оборотной стороне картинки — имя сверстника, которому она подарена.[17]

Обработка данных. Подсчитывают число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в группы «предпочитаемых», «принятых», «не принятых». Проводят сравнительный анализ количества выборов у мальчиков и девочек. На основании данных определяют статусное положение каждого ребенка и распределяют всех детей по условным статусным категориям:

I «предпочитаемые» - 4 - 7 выборов;

II «принятые» - 3 - 5 выборов;

III «не принятые» - не получившие ни одного выбора.

Для того, чтобы данная методика изучения взаимоотношений принесла пользу необходимо составить социоматрицу.(Приложение 1)

 

2.2. Обсуждение результатов  констатирующего эксперимента

 

По полученным данным мы провели количественный и качественный анализ. Нами были получены следующие результаты.

Уже с первых дней наблюдения за дошкольниками в дидактической игре было видно, что дети избирательно относятся к своим сверстникам. Особенно это проявляется в игре. Дети часто тянуться к тем, кто активно принимает участие в дидактической игре. В процессе наблюдения некоторые дети никогда не играли одни. Очень редко с такими детьми возникали конфликты. Чаще всего они первыми шли на встречу другим дошкольникам. Старались уладить возникшие конфликты между детьми. Проявляли положительное отношение к сверстникам.

Среди детей выделялись дети, которые часто играли одни. На прогулке они общалась со всеми детьми, но играют с одним и тем же.

Часто конфликты со сверстниками возникали 20% дошкольников.

 

Диаграмма 1

Показатели  уровня развития общения по методике наблюдения

 

 

В ходе беседы удалось  установить контакт с испытуемыми, но некоторые из детей все же находились под напряжением и были несколько  скованы. Вопросы, предлагающие оценку межличностным отношениям в группе вызывали затруднения. Вопросы позволили выявить симпатии, а также к кому у испытуемого негативное отношение. Вопрос «Почему?», поясняющий выбор того или иного сверстника позволяет объяснить выбор негативного отношения к сверстникам. Причины разные: «злой», «плохой», «дерется», «жадный»… Большинство детей при выборе участников дидактической игры выбирают друг друга.

В результате игры «Секрет» мы я выяснили, какие отношения  у детей в группе, по каким критериям  дети выбирают себе друзей, какие качества ценят они у детей.

Анализ социометрических выборов показал, что взаимных эмоционально-положительных предпочтений в группе детей было много (Приложение 2). В результате этой игры выяснилось, что группа детей довольно дружная. Один член группы получил по 10 выборов, это – «предпочитаемый», он в группе лидер – 6%. «Принятых» членов группы, получивших 3-5 выборов, в группе 10 человек – 63% . «Не принятых» (1-2 выбора), таких 3 детей – 19%. «Изолированных» - 2 ребенка – 12%. Эти дети посещают детский сад очень редко, часто болеют, малоподвижны и необщительны.

По результатам игры «Секрет», был вычислен индекс сплоченности данной группы по формуле:

ИС= (Р1\Р) * 100%

Р1= 25

Р= 48

ИС= (25\48) * 100%

ИС= 52%

Индекс сплоченности не очень большой, поэтому, выделив микрогруппы, попыталась сплотить детей в общей деятельности (на коллективных занятиях, с помощью игр, эстафет, бесед с детьми и родителями, в совместном труде).

Диаграмма 2

Распределение взаимных предпочтений дошкольников по методике «Секрет» Т.А. Репиной

 

Вывод: в шестилетнем возрасте в процессе дидактической игры дети верно выделяют хорошие качества у детей, умеют справедливо оценивать поступки детей. Они делают правильные выборы. К концу дошкольного периода более отчетливо становится дифференцированное отношение (симпатия, антипатия). Характер взаимоотношений ребенка со сверстниками определяет и общее отношение ребенка к детскому саду.

Для того, чтобы дать объективную  оценку межличностным отношениям в  группе необходимо комплексное использование всех методов изучения межличностных отношений.

 

2.3. Рекомендации по планированию дидактических игр

 

Планирование дидактических  игр должно занимать значительное место  в планировании всей воспитательно-образовательной  работы с детьми. Являясь эффективным средством обучения воспитания положительных взаимоотношений, они могут быть составной частью занятия, а в группе старшего дошкольного возраста формой организации учебного и воспитательного процесса. Кроме того, в часы, отведённые для игр, дидактические игры планируются и организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально. В плане должен предусматриваться подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы.[17]

Информация о работе Формирование положительных взаимоотношений старших дошкольников в дидактической игре