Формирование представлений о животных у детей 4-5 лет в свете интеграции образовательных областей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена тем, что проблемы формирования знаний о животных у детей младшего дошкольного возраста с использованием игровых обучающих ситуаций приобрели первостепенное значение. Мир природы – это удивительно сложный, многогранный мир. Особое место в нем отведено животным: они составляют лишь два процента от всего животного на земле, но, несмотря на это, роль в биосфере огромна. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и живых организмов, человек получает уже в детстве. Для развития дошкольников большое значение имеет понимание ими многообразия живой природы: жизненных форм, строения, размеров, условий обитания. Животные и растения окружают ребенка с самого рождения.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирование представлений о животных у
детей 4-5 лет в свете интеграции образовательных областей
Интеграция как средство организации образовательного процесса: системообразующий фактор интеграции 4
Формирование представлений о животных у детей 4-5 лет в свете интеграции образовательных областей 10
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Практическое изучение уровня сформированности представлений о животных у детей 4-5 лет в свете интеграции образовательных областей
Выявление уровня сформированности представлений о животных у детей 4-5 лет в свете интеграции образовательных областей 23
Формирование представлений о животных у детей 4-5 лет в свете интеграции образовательных областей 36
Анализ сформированности представлений о животных у детей 4-5 лет в
свете интеграции образовательных областей 39
Выводы по второй главе 44
Заключение 45
Список используемой литературы 46

Файлы: 1 файл

Актуальность исследования обусловлена тем.doc

— 619.00 Кб (Скачать файл)

Курсовая: Тема: «Формирование представлений о животных у детей 4-5 лет в свете интеграции образовательных областей

 

 

 

Тут будет титульный!!!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение                                                                                                                 3

Глава 1. Теоретические основы формирование представлений о животных у

детей 4-5 лет в свете интеграции образовательных областей                           

  1. Интеграция как средство организации образовательного процесса: системообразующий фактор интеграции                                                           4
  2. Формирование представлений о животных у детей 4-5 лет в свете интеграции образовательных областей          10

Выводы по первой главе                                                                                    21

Глава 2. Практическое изучение уровня сформированности представлений о животных у детей 4-5 лет в свете интеграции образовательных областей  

  1. Выявление уровня сформированности представлений о животных у детей 4-5 лет в свете интеграции образовательных областей                        23
  2. Формирование представлений о животных у детей 4-5 лет в свете интеграции образовательных областей              36
  3. Анализ сформированности представлений о животных у детей 4-5 лет в

свете интеграции образовательных областей                                                    39

Выводы по второй главе                                                                                       44

Заключение                                                                                                                 45

Список используемой литературы                                                                         46

Приложения                                                                                                              49

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования обусловлена тем, что проблемы формирования знаний о животных у детей младшего дошкольного возраста с использованием игровых обучающих ситуаций приобрели первостепенное значение. Мир природы – это удивительно сложный, многогранный мир. Особое место в нем отведено животным: они составляют лишь два процента от всего животного на земле, но, несмотря на это, роль в биосфере огромна. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и живых организмов, человек получает уже в детстве. Для развития дошкольников большое значение имеет понимание ими многообразия живой природы: жизненных форм, строения, размеров, условий обитания. Животные и растения окружают ребенка с самого рождения. Воздействуя на его чувства и сознание, они являются важным условием накопления представлений, формирования обобщающих понятий и различных систем знаний. Проблему формирования у детей дошкольного возраста представлений о многообразии живых существ и их влияния на развитие интеллекта ребенка подробно исследовала С.Н.Николаева. Большинство работ С. Н. Николаевой посвящено особенностям формирования у детей дошкольного возраста представлений о многообразии животного мира. Исследования по формированию знаний о многообразии животного мира проводились А.М. Федотовой. Они были направлены на изучение особенностей знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста, сформировавшихся как в результате обучения, так и стихийно, изучение характера и объема конкретных и обобщенных знаний о птицах, рыбах, млекопитающих (зверях), насекомых, домашних и диких, хищных и нехищных животных; выявление умения детей группировать животных по указанным признакам, а также по самостоятельным определенным признакам (в заданиях на свободную группировку); выяснение, владеют ли старшие дошкольники умениями, необходимыми для формирования обобщений. Результаты исследования показали, что знания дошкольников о многообразии животного мира включают как конкретные, так и обобщенные...

Ознакомление детей младшей группы с домашними животными и дикими зверями по программе формирование у детей дошкольного возраста обобщенных С.Н. Николаевой требуется, чтобы дети на третьем и четвертом годах жизни различали в натуре и на картинках домашних животных (кошку, собаку, лошадь, корову, козу, кур), называли их, указывали несколько внешних признаков этих животных, узнавали и называли детенышей их. Дошкольников второй младшей группы учат наблюдать за повадками домашних животных (что они едят, как передвигаются, какие у них голоса), приучают заботиться о них, доброжелательно относиться к ним.

 

 

 

Глава 1 Теоретические основы формирование представлений о животных у

детей 4-5 лет в свете интеграции образовательных областей

 

1.1  Интеграция как средство организации образовательного процесса: системообразующий фактор интеграции 
 
В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определены подходы и принципы построения образовательного процесса, который должен строиться с учётом интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возрастными возможностями и особенностями детей дошкольного возраста. 
Принцип интеграции является инновационным и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, что предполагает получение целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и его гармоничное вхождение в социум.  
Понятие интеграции относится к общенаучным и заимствовано педагогической наукой из философии, где интеграция понимается как сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. В 1993 году на сессии ЮНЕСКО было принято рабочее определение интеграции как такой органической взаимосвязи, такого взаимопроникновения знаний, которое должно вывести ученика на понимание единой научной картины мира.  
Необходимость реализации принципа интеграции в дошкольном образовании заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Использование интеграции в дошкольном образовании объясняется прежде всего биологическим феноменом, который характеризуется интенсивным созреванием организма и формированием психики. Ребёнок дошкольного возраста в сравнительно короткий период проходит все стадии развития человечества.  
По мнению А.Ф. Яфальян, быстрое развитие ребёнка обеспечивают голографическое (целостное) и субсенсорное (сверхчувствительное) восприятие мира, которые являются врождёнными. Именно голографичность и субсенсорность позволили дошкольнику осваивать мир в короткие сроки, за 4–5 лет пройти этапы развития человечества. Высокая чувствительность, целостность восприятия мира дают ребенку возможность наиболее полно, объёмно, быстро и точно усваивать человеческий опыт. Обеспечение систематического функционирования интеграционного процесса позволяет создавать целостную систему развития у дошкольников познавательной активности и даёт возможность целостно воспринимать окружающий мир, не нарушая его природу.  
В дошкольной педагогике проблемой взаимосвязи видов детской деятельности с позиций комплексного и интегрированного подходов занимались Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, С.П. Козырева, Т.С. Комарова, Г.П. Новикова и др.  
Т.С. Комарова, например, рассматривает интеграцию как форму взаимосвязи, глубокого взаимопроникновения разного содержания образования детей дошкольного возраста, охватывающую все виды художественно-творческой деятельности. Она подчёркивает, что в интеграции один вид искусства выступает доминирующим, другой – сопутствующим, помогающим более широкому и глубокому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами. 
Однако интегрированные занятия как форма интегрированного образования дошкольников специально не изучались. Более того, до недавнего времени в ДОУ существовала предметная система обучения, воспитания и развития, и получалось, что знания оставались разрозненными, искусственно расчленёнными по предметному принципу.  
Проектирование образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении требует основания на принципе интеграции образовательных областей и комплексно-тематическом принципе, позволяющем интегрировать содержание дошкольного образования в рамках той или иной темы. Выбор темы и интегрируемых образовательных областей принадлежит педагогам, реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования с учетом индивидуальных особенностей детей и специфики условий осуществления образовательного процесса.  
В настоящее время разработка интегрированных занятий через синтез образовательных областей не является целью проектирования образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Принципиально новым подходом к дошкольному образованию является конструирование целостного интегративного процесса взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня (недели), в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающей действительности. 
 
Основные преимущества интегративного подхода в образовательном процессе заключаются в том, что он: 
 
1) является условием развития системы знаний, овладения основами наук;  
 
2) способствует формированию научной картины мира;  
 
3) позволяет достигать большего эффекта в развитии воспитанников;  
 
4) обеспечивает формирование качеств личности дошкольника для гармоничного вхождения в социум; 
 
5) реализует сотворчество детей и значимых взрослых как взаимодействие всех субъектов образовательного процесса . 
 
Структура содержания современного дошкольного образования усложнена включением органически взаимосвязанными направлениями, определенными ФГТ как необходимые компоненты всестороннего развития детей и целостной системы подготовки ребенка к обучению в школе. 
Поиск основания для объединения, выявление системообразующего фактора - важное условие интеграции содержания образования. С.Д. Кириенко под системообразующими факторами предлагает рассматривать идеи, явления, понятия, предметы, способные соединить компоненты системы, стимулировать деятельное проявление, сохранить определённую и необходимую степень свободы компонентов, обеспечить саморегуляцию новой системы и её саморазвитие. В соответствии с этими ориентирами в дошкольном и предшкольном образовании возможна систематизация вокруг категорий различного характера («живое», «неживое», «движение», «качество», «количество», «потребности» и др.), что даёт возможность получения детьми первоначальных образных представлений о разных «картинах» мира.  
Л.В.Трубайчук для эффективной организации интеграционного процесса в дошкольном образовании выделяет системообразующий фактор интеграции как «рабочей единицы», которым может быть любой компонент содержания дошкольного образования, качественные характеристики его участников. Ею выделены четыре системообразующих фактора: 
 
1. Основной системообразующий фактор - образовательные области. ФГТ выделяют 10 образовательных областей, которые не должны реализовываться в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения в чистом виде – необходим их синтез, нужна интеграция, которая обеспечит качественное и количественное изменения формирования качеств личности дошкольника. При этом нужно понимать, что образовательным областям придаёт целостность не столько их объединение, сколько проникновение одной области (или нескольких) в другую. 
2. Второй системообразующий фактор - интеграция образовательных областей на основе календарно-тематического планирования, которая определяет логико-содержательную основу целостного образовательного процесса.  
3. Третий фактор - интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной. Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разрозненные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта, в создание которого включены и педагоги, и дети, и родители. Таким образовательным продуктом могут выступать новое знание, рисунок, танец, спектакль, составленный ребёнком текст и др.  
В результате освоения интегративной деятельности у ребёнка формируются целостные социальные и психологические образования, интегрированные способы деятельности, легко переносимые из одной сферы в другую, индивидуальный стиль деятельности, освоение социального опыта, развитие творческих способностей.  
4. Четвёртый системообразующий фактор - формирование интегративных качеств личности, которые предусмотрены ФГТ в качестве конечного результата освоения основной общеобразовательной программы. По своей сути личность целостна, системна. В процессе личностного становления ребёнок постепенно обретает самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность как способность создавать и поддерживать свои отношения со средой. Интегральная индивидуальность каждой личности складывается в процессе воспитания, развития и обучения.  
И.Е. Емельянова рассматривает интеграцию как системообразующий фактор освоения научной картины мира и основу гармоничной социализации дошкольников. Она устанавливает структурные связи интеграции в содержании понятий и деятельности по освоению образовательных областей ФГТ. 
В Федеральном документе выделены линии воспитания (духовно-нравственное, гражданское, патриотическое, гендерное, воспитание здорового безопасного образа жизни) и единые воспитательные процессы, ориентированные на воспитание гражданина, любящего свой народ, свой край и свою Родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. ФГТ намечает также линии развития детей дошкольного возраста (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-речевое направления развития дошкольников). Интеграция образовательной деятельности должна учитывать и обеспечивать процессы воспитания и развития дошкольника. 
Интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приёмы и методы в единую систему на основе календарно-тематического планирования, выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становятся не занятия, а совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей.  
 
 
 
 
                                                                                                                        Таблица 1 

 

 
Образовательные 
 
области

 
Вид деятельности

 
Содержание деятельности

 
Познание

 
Проектная деятельность - составление схемы-карты космического маршрута

 
Дети обозначают планеты (Марс, Венера, Юпитер, Луна), на которых они делают остановки)

 
Исследовательская деятельность

 
Получение знаний о галактике, космических полётах, одежде космонавтов

 
Труд 

 
Конструирование ракеты из кубиков

 
Совместная деятельность по конструированию

 
Физическая культура 

 
Активная физическая деятельность

 
Разучивание гимнастики для космонавтов

 
Здоровье 

 
Исследовательская деятельность

 
Пища космонавтов

 
Безопасность 

 
Исследовательская деятельность  
 
Коммуникативная деятельность.

 
Охрана здоровья космонавтов 

 
Коммуникация 

 
Коммуникативная деятельность

 
Творческие рассказы о полёте, путешествии по Луне 

 
Чтение художественной литературы

 
Читательская деятельность

 
Чтение-слушание рассказов

 
Музыка

 
Художественно-творческая деятельность

 
Разучивание и исполнение песни о космосе

 
Художественное творчество

 
Художественно-творческая деятельность

 
Рисование на тему «Путешествие в Космос»

 
Социализация

 
Коммуникативная деятельность

 
Первичное представление о профессии

 
Сюжетно-ролевые игры в космонавтов


 
 
 
 
Таблица 2

 

 
Образовательные 
 
области

 
Вид деятельности

 
Содержание деятельности

 
Познание

 
Познавательная  
 
Исследовательская

 
Дети наблюдают пробуждение природы

 
Здоровье

 
Исследовательская

 
Дети решают проблему как сохранить здоровье весной

 
Коммуникация

 
Речевая

 
Творческое рассказывание о приметах весны

 
Безопасность 

 
Исследовательская  
 
Коммуникация 

 
Дети выясняют, какие опасности могут возникнуть зимой 

 
Труд

 
Творческая

 
Дети мастерят кормушки для птиц

 
Чтение художественной литературы

 
Читательская 

 
Чтение-слушание и разучивание стихов о весне

 
Музыка

 
Художественно-творческая 

 
Разучивание и исполнение песни о весне

 
Художественное творчество

 
Художественно-творческая деятельность

 
Рисование на тему «Мои открытия весной»

 
Социализация

 
Коммуникативная 

 
Первичное представление о деятельности землепашцев

 
Подвижные игры


 

1.2 Формирование представлений о животных у детей 4-5 лет в свете интеграции образовательных областей

 

 

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.).

Большое значение в научном обосновании методики ознакомления с природой сыграли исследования, которые начали проводиться в 1950-е годы на кафедрах дошкольной педагогики пединститутов. Одно из первых - исследование Э. И. Залкинд, посвященное ознакомлению дошкольников с птицами, - показало, как важна правильная организация чувственного восприятия объектов природы: продуманное руководство наблюдениями дает детям много впечатлений, которые преобразуются в конкретные и обобщенные представления, способствуют развитию речи.

В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детскими психологами (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость: 1) усложнения содержания обучения - привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2) построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.

Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер (НИИ дошкольного воспитания АПН). Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.

 

 В дошкольной педагогике  начались исследования по отбору  и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.

Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства - системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников.

Программа А. Вересова "Мы земляне" имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.

Информация о работе Формирование представлений о животных у детей 4-5 лет в свете интеграции образовательных областей