Формирование представлений о животных у детей 4-5 лет в свете интеграции образовательных областей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена тем, что проблемы формирования знаний о животных у детей младшего дошкольного возраста с использованием игровых обучающих ситуаций приобрели первостепенное значение. Мир природы – это удивительно сложный, многогранный мир. Особое место в нем отведено животным: они составляют лишь два процента от всего животного на земле, но, несмотря на это, роль в биосфере огромна. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и живых организмов, человек получает уже в детстве. Для развития дошкольников большое значение имеет понимание ими многообразия живой природы: жизненных форм, строения, размеров, условий обитания. Животные и растения окружают ребенка с самого рождения.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирование представлений о животных у
детей 4-5 лет в свете интеграции образовательных областей
Интеграция как средство организации образовательного процесса: системообразующий фактор интеграции 4
Формирование представлений о животных у детей 4-5 лет в свете интеграции образовательных областей 10
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Практическое изучение уровня сформированности представлений о животных у детей 4-5 лет в свете интеграции образовательных областей
Выявление уровня сформированности представлений о животных у детей 4-5 лет в свете интеграции образовательных областей 23
Формирование представлений о животных у детей 4-5 лет в свете интеграции образовательных областей 36
Анализ сформированности представлений о животных у детей 4-5 лет в
свете интеграции образовательных областей 39
Выводы по второй главе 44
Заключение 45
Список используемой литературы 46

Файлы: 1 файл

Актуальность исследования обусловлена тем.doc

— 619.00 Кб (Скачать файл)

 

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

 

Разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни показал свою эффективность: уровень экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников экспериментальной оказался выше, чем у дошкольников контрольной группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М, 1997.

 

2. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное  воспитание. – 2005, N 7. С. 2-5; N 11. - с. 51-54.

 

3. Балаценко Л. Работа с родителями  по экологическому воспитанию  детей // Ребенок в детском саду. - 2002. - N 5. - с. 80-82.

 

4. Бобылева Л., Дупленко О. О программе  экологического воспитания старших  дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 36-42.

 

5. Бобылева Л. Бывают ли "полезные" и "вредные" животные? // Дошкольное  воспитание. - 2004. - N 7. - с. 38-46.

 

6. Большакова М., Морева Н. Народные  названия растений как одно  из средств формирования интереса  к природе // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 12-20.

 

7. Букин А. П. В дружбе с людьми  и природой. - М.: Просвещение, 2004. –  с. 111-113.

 

8. Васильева А. И. Учите детей  наблюдать природу. – М, 2002. –  с. 56.

 

9. Зебзеева В. О формах и методах  экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004.- N 7. - с. 45-49.

 

10. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 7. - с. 31-34.

 

11. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое  развитие в процессе ознакомления  с окружающим // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 3-9 12. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.

 

13. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. – 2006. - N 3. - с. 10-12.

 

14. Йозова О. Наглядные пособия  в экологическом воспитании // Дошкольное  воспитание. - 2005. - N 5. - с. 70-73.

 

15. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.

 

16. Королева А. Земля - наш дом // Дошкольное  воспитание. - 2004. - N 10. - с. 34-36.

 

17. Кочергина В. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 6. - с. 50-53.

 

18. Левина Р. Метеоцентр в детском  саду, или экология и творчество // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 8. - с. 49-53.

 

19. "Мы" - Программа экологического  образования детей / Н. Н. Кондратьева  и др. – С-Пб: Детство-пресс, 2003. - 240 с.

 

20. Марковская М. М. Уголок природы  в детском саду / Пособие для  воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2004. - 160 с.

 

21. Мир природы и ребенок: Методика  экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – С-Пб.: Детство-пресс, 2003. - 319 с.

 

22. Николаева С. Н. Юный эколог: программа  и условия ее реализации в  детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. – с. 119.

 

23. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.

 

24. Николаева С. Н. Обзор зарубежных  и отечественных программ экологического  образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. - 2002. - N 9. - с. 52-64.

 

25. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания  дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 5. - с. 26-34.

 

26. Рыжова Н. О проекте "Стратегии  экологического образования в Российской Федерации" // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 10. - с. 18-20.

 

27. Рыжова Н. Экологический проект "Здравствуй, дерево" // Дошкольное  воспитание. - 2002. - N 3. - с. 38-47.

 

28. Соломенникова О. Диагностика  экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. - N 2 - с. 21 - 27.

 

29. Целищева И., Большакова М. Дикие  животные: интегрированные занятия  по ознакомлению с природой  и развитию элементарных математических  представлений // Дошкольное воспитание. – 2005. - N 11. - с. 53-64.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

Приложение 1

 

Цикл наблюдений за хомяком

 

• Здравствуйте, я хомячок!

 

Цель. Вызвать эмоциональное положительное отношение к хомяку, желание наблюдать за ним.

 

Ход наблюдения

 

Посмотрите. Кто это?

 

Хомяк большой или маленький? Это взрослое животное или детеныш?

 

Какого цвета хомяк? Чем покрыто его тело? Какая у него шерстка? Погладьте его.

 

Похож ли хомяк на мышонка? Чем похож? Чем отличается?

 

Назовем его Пик, как и мышонка, про которого мы читали у Виталия Бианки. Согласны?

 

Что хомяк делает? Как он себя ведет? Боится ли он нас?

 

Куда он лезет? Что ему помогает?

 

Посмотрите и запомните, где Пик. Закройте глаза, а теперь откройте. Где он сейчас? Что делает?

 

Хомяк спокойное животное или подвижное? Легко ли его поймать?

 

Задание для самостоятельного наблюдения. Хомяк очень интересное и забавное животное. Понаблюдайте за ним. Если увидите что-то интересное в его поведении, расскажите всем нам.

 

• Устроим хороший дом для хомячка.

 

Цель. Показать, что хорошие условия для хомячка, при которых он будет себя нормально чувствовать, не болеть - это просторная клетка (или аквариум), подстилка из песка или опилок, домик или норка, в которых хомяк устроит гнездо, лесенка, колесо для бега, приспособление для туалета. Учить оказывать помощь в оборудовании (квартиры) для зверька.

 

Ход наблюдения.

 

Посмотрим, где живет Пик?

 

В каком домике ему удобно жить - в просторном или тесном?

 

Что на дне домика? А песок чистый? Что надо сделать, чтобы он был чистым? Света, помоги мне собрать песок из клетки и просеять его.

 

Зачем вообще в клетке нужен песок?

 

Где Пик устроил себе гнездо? Верно, в домике. Этот домик как норка. В нем он любит прятаться, спать. В нем складывает свои запасы.

 

Что есть еще в клетке хомяка? Пользуется ли он лестницей?

 

А что это за баночка? Правильно, туалет. Хомяк - очень чистоплотное животное, и мы должны помогать ему, поддерживать чистоту.

 

Хорошо ли жить Пику в его домике, если созданы все условия для того, чтобы он ни в чем не нуждался?

 

Чтобы Пик не скучал, поставим в домик колесо и посмотрим, что он с ним будет делать?

 

• Хорошо ли хомяку в новых условиях?

 

Цель. Учить замечать, как хомяк ведет себя в новой обстановке (воспитатель заранее переносит хомяка в новый домик), какие совершает действия, правильно оценивать их. Определять самочувствие хомяка, учить делать выводы, отвечая на вопросы хорошо ли устроено его жилье? Чего не хватает, что можно улучшить?

 

Ход наблюдения.

 

Где живет Пик?

 

Чем является клетка для хомяка?

 

Хороший ли у него домик? Как можно это определить? (понаблюдать за его поведением). Давайте понаблюдаем за хомяком. Что делает? Чем занят? (Ходит вокруг стенок, обнюхивает, шевелит носиком и усиками. Все осматривает, везде лазает. Знакомится с обстановкой. Все выяснил, ему нечего опасаться. Ему не страшно.)

 

Что видите на дне клетки? Зачем мы туда насыпали песок?

 

Что за баночка в клетке хомяка? (Туалет). Можно ли его назвать чистоплотным?

 

Чем для него является домик? (Норкой). Для чего норка хомяку? кто еще живет там же, где и Пик, то есть в норке? (Мышонок).

 

Что делает Пик в норке?

 

Какие действия совершает с колесом?

 

Не боится ли Пик? Не болеет ли он? Как это определить?

 

Когда чаще можно увидеть хомячка, днем или вечером? С чем это связано?

 

В конце наблюдения можно предложить детям нарисовать Пика в его домике.

 

• Что и как ест хомяк.

 

Цель. Выяснить, что и как ест хомяк? Какую еду предпочитает? (До наблюдения хомяка не кормить).

 

Ход наблюдения.

 

Отгадайте загадку:

 

- Серый зверек, в группе живет,

 

Дружит с ребятами,

 

Морковку, зерно грызет.

 

Как зовут нашего хомяка?

 

Что он делает? Как думаете, что он ищет? (Еду.) Да, мы его еще не кормили, и он проголодался.

 

Что мы можем ему предложить? Чем угостить? Давайте дадим ему хлеба. Саша, положи в домик Пика хлеб. Что он его ест?

 

Давайте дадим Пику овса. Будет ли он его есть? Как он себя ведет? Куда он его носит? Зачем? (Делает запасы.)

 

Угостим его морковкой. Пришлась она ему по вкусу? Как он ест морковку? Что он с ней делает? Какие у него зубы?

 

Как вы думаете, что больше всего ему понравилось из корма? Почему?

 

В конце наблюдения дать задание понаблюдать за тем, какой корм Пик любит больше всего.

 

5. Как хомяк делает запасы 

 

Цель. Показать, что у хомяка есть защечные мешки, в которых он может переносить еду в свое гнездо - запасать ее.

 

Ход наблюдение.

 

Что больше всего из еды любит Пик?

 

Давайте проверим. Света, положи ему на блюдечко разный корм. Что он делает? Какой корм взял первым? Любит ли он его?

 

Что делает теперь? (Набираем корм.)

 

Посмотрите, что с ним происходит (Он как шарик надувается).

 

Куда он пошел? Каким вернулся из домика? (Похудевшим).

 

Чем Пик занялся снова? Каким он опять стал?

 

Как думаете, что делает хомяк в домике? ( Оставляет корм, делает запасы).

 

Что ему помогает переносить корм (Защечные мешки.)

 

На что они похожи? а в чем мы переносим продукты? (В сумке).

 

Запасливый ли хомяк.

 

Кто еще, как и хомяк, делает запасы? (Мыши).

 

Какие у него зубы? Верно, острые - ему обязательно надо давать веточки деревьев, чтобы он мог точить зубы.

 

В конце наблюдения предложите детям положить веточку в клетку хомяка.

 

6. Хомяк - чистоплотный зверек.

 

Цель. Учить замечать, как Пик ужинает за собой, умывается, чистит шерсть, аккуратно пользоваться туалетом, какие при этом совершает действия.

 

Ход наблюдения.

 

Давайте угостим Пика. Расскажите, как он ест. (Вытираем салфеткой)

 

Вот Пик и поел, давайте посмотрим, что он стал делать? (Умываться.) покажите как.

 

А как он чистит свою шерстку?

 

Погладьте хомяка. Какая у него шерсть? (Белая, мягкая, короткая).

 

А что это за баночка? (Туалет.)

 

Пользуется ли ей Пик? Кто видел? Аккуратно ли он пользуется туалетом?

 

Каким одним словом можно назвать Пика, который следит за собой, умывается, чистит шерсть, аккуратно ходит в туалет? (Чистоплотным).

 

Хорошо ли он себя чувствует? ( Пик весел, подвижен, шерстка гладкая, блестит.)

 

Предложите детям зарисовать, как хомяк ухаживает за собой.

 

7. Как хомяк отдыхает?

 

Цель. Выяснить режим отдыха и бодрствования зверька в течение дня.

 

Наблюдать, в каком месте.

 

Ход наблюдения.

 

В какую часть суток мы чаще всего видим Пика?

 

Как он себя ведет? Что делает?

 

Вывод. Днем хомяк больше спит, более активным он становится к вечеру, а вот ночью - бодрствует. Значит, хомяк ведет ночной образ жизни.

 

• Чем хомяк отличается от мышонка?

 

Цель. Закрепить представления о внешнем облике зверька (туловище круглое, толстенькое, голова большая, шеи почти нет, на голове небольшие уши, глазки как бусинки, подвижный нос, вокруг которого множество усов. Лапки короткие, пальчики маленькие с острыми когтями. Тело покрыто мягкой пушистой шерстью рыжеватого цвета.) Хомяк отличается от мышонка (и от других животных) тем, что не имеет хвоста.

 

Ход наблюдения.

 

Где живет наш Пик? Расскажите, какой он. Какая у него шерстка? Погладьте его.

 

Что он сейчас делает? Что ему помогает бегать? Какие лапки у хомяка?

 

Что вы видите на его лапках?

 

Что помогает ему бегать, не наталкиваться на предметы? Какие у него глаза?

 

Что сейчас делает хомяк? (Обнюхивает все.) С помощью чего он это делает? Какой у него нос?

 

Что еще помогает ему узнать об опасности? Какие у него уши? Как он прислушивается? В каком положении при этом у него уши? Все тело? А есть ли у него шея?

 

На кого похож Пик?

 

Чем он отличается от мышонка? У каких животных тоже нет хвоста, как и у Пика?

 

9. Как передвигается хомяк?

 

Цель. Уточнить способы перемещения хомяка (ходит, бегает, спрыгивает, ловко бегает в колесе; может лазать. Бегает не очень быстро: ноги короткие). Молодой хомяк много двигается, взрослый больше спит (особенно днем).

 

Ход наблюдения.

 

Что делает Пик? (Бегает по клетке)

 

Посмотрим на его лапы, какие они у него, длинные или короткие? Как вы думаете, на каких лапках удобнее и быстрее бегать, на коротких или длинных?

 

Что у хомяка на лапках? (Коготки) Какие они? (Загнутые.) Что они позволяют хомяку делать? (Хорошо лазать, крепко держаться за перекладины клетки.)

Информация о работе Формирование представлений о животных у детей 4-5 лет в свете интеграции образовательных областей