Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 10:44, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена тем, что проблемы формирования знаний о животных у детей младшего дошкольного возраста с использованием игровых обучающих ситуаций приобрели первостепенное значение. Мир природы – это удивительно сложный, многогранный мир. Особое место в нем отведено животным: они составляют лишь два процента от всего животного на земле, но, несмотря на это, роль в биосфере огромна. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и живых организмов, человек получает уже в детстве. Для развития дошкольников большое значение имеет понимание ими многообразия живой природы: жизненных форм, строения, размеров, условий обитания. Животные и растения окружают ребенка с самого рождения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирование представлений о животных у
детей 4-5 лет в свете интеграции образовательных областей
Интеграция как средство организации образовательного процесса: системообразующий фактор интеграции 4
Формирование представлений о животных у детей 4-5 лет в свете интеграции образовательных областей 10
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Практическое изучение уровня сформированности представлений о животных у детей 4-5 лет в свете интеграции образовательных областей
Выявление уровня сформированности представлений о животных у детей 4-5 лет в свете интеграции образовательных областей 23
Формирование представлений о животных у детей 4-5 лет в свете интеграции образовательных областей 36
Анализ сформированности представлений о животных у детей 4-5 лет в
свете интеграции образовательных областей 39
Выводы по второй главе 44
Заключение 45
Список используемой литературы 46
Неоценимую пользу картины, слайды, видеофильмы могут оказать в ознакомлении детей с экосистемами, недоступными для непосредственного их восприятия, - морем, пустыней, Арктикой. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями воспитателя расширяют кругозор детей, формируют новые образы о природе.
На занятиях первично-ознакомительного типа с детьми можно рассматривать живые объекты природы, но только в том случае, если они оказались в детском саду случайно, поселились ненадолго. Например, кто-то из родителей весной принес ежа, педагог решил отнести его в лес (откуда, видимо, он и был взят), но сначала показать его детям. В этом случае все группы проводят занятия, на которых наблюдают за ежом, кормят, делают несложные опыты, чтобы показать, как он передвигается, как сворачивается, как шипит и подпрыгивает, демонстрируют его маскировочную окраску и пр. А потом старшие дошкольники проводят акцию, делают доброе дело, - относят ежа в лес. Если же еж долго живет в детском саду, то для знакомства с ним планируются циклы наблюдений, которые помогут детям постепенно накопить знания.
В середине занятия воспитатель планирует физкультминутку или смену деятельности: разговор с детьми, беседа, которые являются ведущим компонентом занятия, утомляют их - необходима разрядка в движении.
Занятия углубленно-познавательного типа. Содержание занятий, которые можно назвать углубленно-познавательными, направлено на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Тематика таких занятий определяется рядом конкретных зависимостей, которые, как показали исследования и практика детских садов, доступны пониманию и усвоению старшими дошкольниками. Это занятия, посвященные ознакомлению детей с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды, например ростом овощных культур, садовых растений, их сезонными изменениями и пр. Это занятия по ознакомлению детей с приспособленностью животных к среде обитания, например с маскировочной окраской животных, со способами их передвижения, защиты от врагов.
Углубленно-познавательное занятие - завершающее звено той или другой локальной системы работы с детьми. В старшей группе - беседа об осени в конце ноября после трехнедельных (по одной неделе в каждый осенний месяц) систематических наблюдений и ведения календаря или беседа о зимующих птицах в марте, в конце зимней подкормки птиц после регулярных наблюдений за ними. Очень результативны разнообразные виды опытнических работ, имеющих целью формирование представлений о маскировочной окраске животных.
Занятия углубленно-познавательного типа активно способствуют умственному воспитанию дошкольников. Дети обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Все это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника.
Занятия обобщающего типа. На занятии обобщающего типа воспитатель ставит цель выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление.
Что же может быть содержанием обобщенных представлений, формируемых в дошкольном возрасте? Практика обучения показывает, что обобщения должны строится на конкретных различных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе. Анализ программ воспитания в детском саду и методических пособий по ознакомлению с природой позволяет сделать вывод, что к ним относятся знания о многообразии растительного и животного мира, закономерных особенностях роста и развития растений, сезонных явлениях в природе.
В старшем дошкольном возрасте все конкретные занятия могут быть суммированы, обобщены. Появляется возможность показать дошкольникам единство форм в живой природе. Содержанием обобщенных представлений могут быть закономерно меняющиеся явления: рост и развитие растений, сезонные изменения в природе. На протяжении ряда лет дети наблюдают, как растут комнатные растения, овощи на огороде, цветы на клумбе. Накапливается большое количество ярких, разнообразных представлений. На их основе можно сформировать обобщенное представление о том, что растение развивается из семени, оно растет, цветет, образует новые семена. Для его роста нужны определенные условия: свет, тепло, влага, хорошая почва.
Аналогичным способом формируются обобщенные представления о временах года (сезонах). Например, у детей подготовительной группы можно сформировать представление об осени на основе трех групп признаков: изменений в неживой природе (день укорачивается, становится холоднее, чаще идут дожди, дуют холодные ветры); изменений в растительном мире (листва на деревьях меняет окраску и опадает, травы желтеют и вянут); изменений в живом мире (насекомые исчезают, перелетные птицы улетают на юг, звери готовятся к зиме). На протяжении ряда лет дети накапливали конкретные знания о том, что происходит с природой осенью. В старшем дошкольном возрасте важно осознание того, что преобразования происходят постепенно. Именно поэтому обобщенное представление об осени у дошкольников формировалось не только на основе ее характерных признаков, но и на их изменчивости.
Формирование обобщенных представлений происходит при пользовании словесного метода работы с детьми. Беседа с ними осуществляется в строго определенной последовательности вопросов, ответов, выводов - это алгоритм формирования обобщенного знания.
Обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей - умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Занятия комплексного типа. Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.
Комплексные занятия широко используются практикой дошкольного воспитания в разных сферах обучения детей. В области экологического воспитания комплексные занятия могут быть использованы в разных возрастных группах. Например, в конце осени с детьми старшей группы обычно проводится игровое занятие, на котором формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разную деятельность.
Первая часть занятия решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников. Воспитатель уточняет и обобщает представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности. Важную роль в этом процессе играет календарь природы, который дети вместе с воспитателем вели ежемесячно по одной неделе.
Вторая часть занятия предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности для дошкольников. К занятию организуется специальная небольшая выставка на тему осени: несколько репродукций знаменитых художников, художественная фотография, на которой могут быть изображены картины природы, дары осени, 1-2 современных пейзажа, натюрморта в живописи и графике. Осмотр выставки, переживание красоты - это другой вид деятельности, который несет в себе решение эстетических задач.
Третья часть занятия - это художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию. Это может быть и рисование пейзажа, букета осенних цветов в вазе, и аппликация грибов в траве или корзине или фруктов на блюде. Это могут быть поделки из природного материала. Педагогические задачи опять иные - развитие творческих способностей детей, их художественно-ручных умений.
Такое комплексное занятие, если оно правильно организовано, по времени может выходить за рамки обычного занятия - смена деятельности не вызовет усталости и скуки. Тем более что по своему усмотрению воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, сделать веселую физкультминутку.
Комплексные занятия могут быть организованы на самые разные темы. Например, занятие об овощах может включать беседу по картине "Уборка овощей на огороде", разыгрывание стихотворения Ю. Тувима в переводе С. Михалкова "Овощи", рисование или аппликацию плодов; занятие "Мы здоровыми растем, мы здоровье бережем" - это и разговор Айболита с детьми о здоровье, о том, как его сохранить, как поддерживать благоприятную окружающую среду, и физические упражнения или закаливающая процедура, и коллективное приготовление зеленой добавки к обеду из выращенного лука, чеснока, петрушки.
Комплексные занятия - это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному, интересно. Они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия.
Выводы по первой главе
По мнению воспитателей-практиков,
интеграция реализуется естественно при
изучении каких-либо явлений через смену
видов игровой деятельности детей. Но
на современном этапе развития дошкольного
образования педагоги дошкольных образовательных учреждений
стали искать пути совершенствования
процесса интеграции в направлении большей
целостности и прозрачности, объединения
образовательных областей, наиболее эффективно
обеспечивающих разностороннее развитие
детей с учётом их возрастных и индивидуальных
особенностей по основным направлениям
(физическому, социально-личностному,
познавательно-речевому, художественно-эстетическому).
Качественное осуществление
интеграции в дошкольном образовательном
учреждении возможно лишь при определении
форм интеграции, которые будут обеспечивать
синтез образовательных областей, взаимосвязь
разных видов деятельности и формирование
интегративных качеств личности дошкольника
в процессе воспитания, развития на основе
календарно-тематического планирования.
Формы интегративного процесса характеризуют
конечный продукт, приобретающий новые
функции и новые взаимоотношения педагога,
ребенка, родителей в течение одного дня,
одной недели. Такими интегративными формами
могут выступать совместные творческие
проекты и исследования, праздники, эксперименты,
экскурсии, сюжетно-ролевые игры.
Интеграция позволяет раскрыться
каждому ребёнку в совместной деятельности,
найти применение своих способностей
в создания коллективного и индивидуального
творческого продукта. Важным аспектом
является представление результатов этой
деятельности (на мероприятиях, где воспитатели,
родители, педагоги дополнительного образования
являются не наблюдателями, а активными
участниками).
Совместная деятельность субъектов
образовательного процесса характеризуется
как осуществление внутренних и внешних
связей процессов непрерывного образования
и развития, которые имеют такие характеристики,
как связь, взаимосвязь, единство, систематичность,
неравномерность, прерывность–непрерывность,
гибкость.
Коллективный субъект – это
функционирование детско-взрослой группы
людей, выполняющих совместную созидательную
деятельность на высшем уровне своей активности
через самоорганизацию, саморегуляцию,
согласование внешних и внутренних условий
осуществления этой деятельности. Значимой
составляющей совместной деятельности
является сотрудничество и сотворчество
в групповом субъекте – общение, переживание
радости, созидание, отсутствие привилегии
указывать, контролировать и оценивать.
В процессе этой деятельности чувствуют,
принимают, доверяют, открываются, планируют,
самостоятельно и совместно рефлексируют
[2].
Организация образовательного
процесса, направленного на реализацию
принципа интеграции образовательных
областей при формировании целостного
восприятия мира, предполагает, что содержание
этих областей будет усвоено более эффективно
в совместной деятельности на основе принципа
проблемности. Именно постановка и решение
творческой задачи обеспечивают единство
системы «значимый взрослый – содержание
образования – ребенок».
Интегрированная познавательная
задача – это такая проблемная задача,
которая включает субъектов образовательного
процесса в деятельность по установлению
и усвоению связей между структурными
элементами образовательных областей.
Интегрированные познавательные задачи
отражают общенаучный уровень, который
фиксирует отношения объективного мира:
«система–функция», «строение–свойство»,
«явление–сущность» и др.
Классификация интегрированных
познавательных задач возможна в соответствии
с содержательным, процессуальным и личностным
критериями. Одним из преимуществ организации
эффективного взаимодействия субъектов
образовательного процесса является создание
условий для поисковой деятельности детей
при решении интегрированных познавательных
задач. Совместный творческий поиск способствует
развитию природной любознательности.
Глава 2. Практическое изучение уровня сформированности представлений о животных у детей 4-5 лет в свете интеграции образовательных областей
2.1 Выявление уровня
Констатирующий эксперимент
Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня экологической воспитанности старших дошкольников.
Задачи констатирующего эксперимента:
1) определить критерии уровня
экологической воспитанности
2) подобрать диагностический
3) провести диагностику уровня
экологической воспитанности
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- во-первых, формирование осознанно-
- во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.
Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе. Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Критерии сформированности экологических знаний:
1) знания о мире животных;
2) знания о растительном мире;
3) знания о неживой природе;
4) знания о временах года.
Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников
Задание 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.
Оборудование. Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.