Формирование представлений о животных у детей 4-5 лет в свете интеграции образовательных областей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена тем, что проблемы формирования знаний о животных у детей младшего дошкольного возраста с использованием игровых обучающих ситуаций приобрели первостепенное значение. Мир природы – это удивительно сложный, многогранный мир. Особое место в нем отведено животным: они составляют лишь два процента от всего животного на земле, но, несмотря на это, роль в биосфере огромна. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и живых организмов, человек получает уже в детстве. Для развития дошкольников большое значение имеет понимание ими многообразия живой природы: жизненных форм, строения, размеров, условий обитания. Животные и растения окружают ребенка с самого рождения.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирование представлений о животных у
детей 4-5 лет в свете интеграции образовательных областей
Интеграция как средство организации образовательного процесса: системообразующий фактор интеграции 4
Формирование представлений о животных у детей 4-5 лет в свете интеграции образовательных областей 10
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Практическое изучение уровня сформированности представлений о животных у детей 4-5 лет в свете интеграции образовательных областей
Выявление уровня сформированности представлений о животных у детей 4-5 лет в свете интеграции образовательных областей 23
Формирование представлений о животных у детей 4-5 лет в свете интеграции образовательных областей 36
Анализ сформированности представлений о животных у детей 4-5 лет в
свете интеграции образовательных областей 39
Выводы по второй главе 44
Заключение 45
Список используемой литературы 46

Файлы: 1 файл

Актуальность исследования обусловлена тем.doc

— 619.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Таблица 2

 

Результаты констатирующего эксперимента по контрольной группе

 

Имя ребенка

Уровень сформированности экологических знаний

 

Отношение

к миру

природы

о мире

животных

о растительном мире

о неживой природе

о временах года

Средняя оценка в баллах

Общий уровень

 

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Катя Ш.

8

С

10

С

12

С

13

В

8

С

10,2

С

Эльвира М.

9

С

9

С

10

С

11

С

9

С

9,6

С

Вова К.

7

Н

5

Н

8

С

8

С

6

Н

6,8

Н

Петя М.

10

С

8

С

9

С

10

С

8

С

9,0

С

Олег С.

9

С

8

С

11

С

11

С

10

С

11,8

С

Миша А.

13

В

10

С

13

В

13

В

13

В

12,4

С

Катя У.

7

Н

9

С

7

Н

10

С

8

С

8,2

С

Галя И.

7

Н

8

С

8

С

9

С

7

Н

7,8

С

Марина П.

12

С

13

В

13

В

13

В

14

В

13,0

В

Вадим Б.

13

В

10

С

13

В

13

В

12

В

12,2

С

В среднем по гр.

9,5

С

9,0

С

10,4

С

11,1

С

9,5

С

9,9

С


 

 

 

 

Условные обозначения уровней: В - высокий, С - средний, Н - низкий.

 

 

Рис.1. - Уровень сформированности экологических знаний и отношения к миру природы (в баллах)

 

Сравнивая результаты диагностики экспериментальной и контрольной групп (табл. 1-2, рис.1), констатируем:

 

1. Дошкольники экспериментальной  и контрольной групп в целом  показали средний уровень сформированности  экологических знаний и экологически  правильного отношения к миру  природы - соответственно 10,0 и 9,9 баллов.

 

2. Уровень знания дошкольников  экспериментальной и контрольной  групп о мире животных одинаков - 9,5 балла.

 

3. Уровень знания о растительном  мире и уровень экологически  правильного отношения к миру  природы у дошкольников экспериментальной  группы ниже, чем у дошкольников контрольной группы соответственно на 0,4 и 0,1 балла.

 

4. Уровень знаний о неживой  природе и временах года у  дошкольников экспериментальной  группы выше, чем у дошкольников  контрольной группы на 0,5 балла.

 

Кроме того, сравнивая распределение оценок результатов деятельности дошкольников в процентном соотношении (табл. 3), приходим к выводу, что в целом показатели дошкольников из экспериментальной группы более "разбросаны", у них больше, чем у дошкольников контрольной группы как высоких, так и низких оценок, что усложняет работу с группой.

 

 Таблица 3

 

Оценки результатов деятельности дошкольников экспериментальной и контрольной групп в констатирующем эксперименте (в %)

 

Уровни

Уровень сформированности экологических знаний

 

Отношение

к миру

природы

о мире

животных

о растительном мире

о неживой природе

о временах года

Средняя оценка в баллах

Общий уровень

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

Эксп. гр.

Контр. гр.

 

Высокий уровень

20

20

10

10

40

20

40

40

20

20

20

10

Средний уровень

60

50

50

80

50

70

50

60

60

60

60

80

Низкий уровень

20

30

40

10

10

10

10

0

20

20

20

10


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Формирование представлений  о животных у детей 4-5 лет в  свете интеграции образовательных областей

 

 

Формирующий эксперимент

 

Целью формирующего педагогического эксперимента являлся выбор наиболее эффективного способа повышения уровня экологической воспитанности старших дошкольников.

 

Задачи формирующего эксперимента:

 

1) разработать комплекс мероприятий, на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни, по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников с помощью формирования на занятиях системы знаний о животных.

 

2) апробировать разработанный мной  комплекс на дошкольниках экспериментальной группы.

 

 При разработке комплекса  мероприятий - на занятиях в ДОУ  и в повседневной жизни дошкольников - я опиралась на следующие  источники:

 

- программы, направленные на экологическое  воспитание дошкольников: "Наш  дом - природа" (Н. А. Рыжова, 1998), "Юный эколог" (С. Н. Николаева, 1999), " Программа экологического воспитания старших дошкольников" (Л. Бобылева, О. Дупленко, 1998), "Семицветик" (В. И. Ашиков и С. Г. Ашикова, 1997);

 

- методические рекомендации: Н. Рыжова (1998, 2003-2004), В. Зебзеева (1998), Т. Зенина (2000), С. Н. Николаева (2002, 2004), Л. Павлова (2002) и др.

 

Результаты диагностики дошкольников экспериментальной группы, полученные в ходе констатирующего эксперимента, позволили конкретизировать стоящие перед нами задачи:

 

1. В ходе формирующего эксперимента  была учтена разница в уровнях  сформированности экологических  знаний и экологического отношения  к миру природы у отдельных  дошкольников экспериментальной  группы: 20% из них показали высокий, а 20% - низкий уровень, причем Артур З. показал высокий, а Галя Ф. - низкий уровень во всех 5 заданиях. Следовательно, к этим дошкольникам был особенно необходим индивидуальный подход.

 

2. При составлении комплекса  занятий в ДОУ и самостоятельной  деятельности дошкольников учитывались результаты по каждому из 5 заданий констатирующего эксперимента. Особое внимание уделялось развитию тех экологических знаний, в освоении которых дошкольники испытывали затруднения - знания о животном (средний балл 9,5) и растительном (8,6) мире, отношению к миру природы (9,4).

 

Занятия строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Мною были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

 

Большое значение я придавала исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения я обращала внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Был проведен, в частности, цикл наблюдений за обитателем уголка природы – хомячком. Большое внимание уделялось общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому мы постоянно выводили своих воспитанников на прогулки, экскурсии. Содержанием проводимых с дошкольниками экскурсий являлось обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экскурсии дети собирали природный материал для коллекций, исследовали растения, почву, воду, камни и т.д.

 

Большое значение придавалось ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.

 

На занятиях по физической культуре обучении детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям проводилось в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок должен был воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т.д. Образно-подражательные движения развивают у дошкольников творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ сформированности представлений о животных у детей 4-5 лет в

свете интеграции образовательных областей

 

 

Контрольный эксперимент

 

Цель контрольного эксперимента - проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий - на занятиях и в повседневной жизни - по повышению уровня экологического воспитания старших дошкольников. Для определения эффективности проделанной работы, мною был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте. Результаты контрольного эксперимента представлены в табл. 4-5 и рис. 2.

Таблица 4

 

Имя ребенка

Уровень сформированности экологических знаний

 

Отношение

к миру

природы

о мире

животных

о растительном мире

о неживой природе

о временах года

Средняя оценка в баллах

Общий уровень

 

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Таня В.

11

С

10

С

11

С

12

С

11

С

11,0

С

Женя К.

12

С

10

С

12

С

14

В

12

С

12,0

С

Света К.

8

С

8

С

10

С

11

С

9

С

9,2

С

Оля Г.

13

В

14

В

14

В

14

В

13

В

13,6

В

Алеша Д.

11

С

9

С

13

В

12

С

11

С

11,2

С

Марат М.

12

С

12

С

14

В

14

В

12

С

12,8

С

Саша Л.

13

В

10

С

12

С

13

В

11

С

11,8

С

Маша С.

14

В

13

В

14

В

15

В

14

В

14,0

В

Галя Ф.

8

С

9

С

9

С

10

С

7

Н

8,6

С

Артур З.

14

В

13

В

14

В

15

В

14

В

14,0

В

В среднем по гр.

11,6

С

10,5

С

12,3

С

13,0

В

11,4

С

11,8

С

Информация о работе Формирование представлений о животных у детей 4-5 лет в свете интеграции образовательных областей