Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 10:44, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена тем, что проблемы формирования знаний о животных у детей младшего дошкольного возраста с использованием игровых обучающих ситуаций приобрели первостепенное значение. Мир природы – это удивительно сложный, многогранный мир. Особое место в нем отведено животным: они составляют лишь два процента от всего животного на земле, но, несмотря на это, роль в биосфере огромна. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и живых организмов, человек получает уже в детстве. Для развития дошкольников большое значение имеет понимание ими многообразия живой природы: жизненных форм, строения, размеров, условий обитания. Животные и растения окружают ребенка с самого рождения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирование представлений о животных у
детей 4-5 лет в свете интеграции образовательных областей
Интеграция как средство организации образовательного процесса: системообразующий фактор интеграции 4
Формирование представлений о животных у детей 4-5 лет в свете интеграции образовательных областей 10
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Практическое изучение уровня сформированности представлений о животных у детей 4-5 лет в свете интеграции образовательных областей
Выявление уровня сформированности представлений о животных у детей 4-5 лет в свете интеграции образовательных областей 23
Формирование представлений о животных у детей 4-5 лет в свете интеграции образовательных областей 36
Анализ сформированности представлений о животных у детей 4-5 лет в
свете интеграции образовательных областей 39
Выводы по второй главе 44
Заключение 45
Список используемой литературы 46
Таблица 2
Результаты констатирующего эксперимента по контрольной группе
Имя ребенка |
Уровень сформированности экологических знаний | |||||||||||
Отношение к миру природы |
о мире животных |
о растительном мире |
о неживой природе |
о временах года |
Средняя оценка в баллах |
Общий уровень | ||||||
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития | |
Катя Ш. |
8 |
С |
10 |
С |
12 |
С |
13 |
В |
8 |
С |
10,2 |
С |
Эльвира М. |
9 |
С |
9 |
С |
10 |
С |
11 |
С |
9 |
С |
9,6 |
С |
Вова К. |
7 |
Н |
5 |
Н |
8 |
С |
8 |
С |
6 |
Н |
6,8 |
Н |
Петя М. |
10 |
С |
8 |
С |
9 |
С |
10 |
С |
8 |
С |
9,0 |
С |
Олег С. |
9 |
С |
8 |
С |
11 |
С |
11 |
С |
10 |
С |
11,8 |
С |
Миша А. |
13 |
В |
10 |
С |
13 |
В |
13 |
В |
13 |
В |
12,4 |
С |
Катя У. |
7 |
Н |
9 |
С |
7 |
Н |
10 |
С |
8 |
С |
8,2 |
С |
Галя И. |
7 |
Н |
8 |
С |
8 |
С |
9 |
С |
7 |
Н |
7,8 |
С |
Марина П. |
12 |
С |
13 |
В |
13 |
В |
13 |
В |
14 |
В |
13,0 |
В |
Вадим Б. |
13 |
В |
10 |
С |
13 |
В |
13 |
В |
12 |
В |
12,2 |
С |
В среднем по гр. |
9,5 |
С |
9,0 |
С |
10,4 |
С |
11,1 |
С |
9,5 |
С |
9,9 |
С |
Условные обозначения уровней: В - высокий, С - средний, Н - низкий.
Рис.1. - Уровень сформированности экологических знаний и отношения к миру природы (в баллах)
Сравнивая результаты диагностики экспериментальной и контрольной групп (табл. 1-2, рис.1), констатируем:
1. Дошкольники экспериментальной
и контрольной групп в целом
показали средний уровень
2. Уровень знания дошкольников
экспериментальной и
3. Уровень знания о растительном
мире и уровень экологически
правильного отношения к миру
природы у дошкольников
4. Уровень знаний о неживой
природе и временах года у
дошкольников
Кроме того, сравнивая распределение оценок результатов деятельности дошкольников в процентном соотношении (табл. 3), приходим к выводу, что в целом показатели дошкольников из экспериментальной группы более "разбросаны", у них больше, чем у дошкольников контрольной группы как высоких, так и низких оценок, что усложняет работу с группой.
Таблица 3
Оценки результатов деятельности дошкольников экспериментальной и контрольной групп в констатирующем эксперименте (в %)
Уровни |
Уровень сформированности экологических знаний | |||||||||||
Отношение к миру природы |
о мире животных |
о растительном мире |
о неживой природе |
о временах года |
Средняя оценка в баллах |
Общий уровень | ||||||
Эксп. гр. |
Контр. гр. |
Эксп. гр. |
Контр. гр. |
Эксп. гр. |
Контр. гр. |
Эксп. гр. |
Контр. гр. |
Эксп. гр. |
Контр. гр. |
Эксп. гр. |
Контр. гр. |
|
Высокий уровень |
20 |
20 |
10 |
10 |
40 |
20 |
40 |
40 |
20 |
20 |
20 |
10 |
Средний уровень |
60 |
50 |
50 |
80 |
50 |
70 |
50 |
60 |
60 |
60 |
60 |
80 |
Низкий уровень |
20 |
30 |
40 |
10 |
10 |
10 |
10 |
0 |
20 |
20 |
20 |
10 |
2.2 Формирование представлений
о животных у детей 4-5 лет в
свете интеграции образовательн
Формирующий эксперимент
Целью формирующего педагогического эксперимента являлся выбор наиболее эффективного способа повышения уровня экологической воспитанности старших дошкольников.
Задачи формирующего эксперимента:
1) разработать комплекс мероприятий, на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни, по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников с помощью формирования на занятиях системы знаний о животных.
2) апробировать разработанный
При разработке комплекса
мероприятий - на занятиях в ДОУ
и в повседневной жизни
- программы, направленные на экологическое воспитание дошкольников: "Наш дом - природа" (Н. А. Рыжова, 1998), "Юный эколог" (С. Н. Николаева, 1999), " Программа экологического воспитания старших дошкольников" (Л. Бобылева, О. Дупленко, 1998), "Семицветик" (В. И. Ашиков и С. Г. Ашикова, 1997);
- методические рекомендации: Н. Рыжова (1998, 2003-2004), В. Зебзеева (1998), Т. Зенина (2000), С. Н. Николаева (2002, 2004), Л. Павлова (2002) и др.
Результаты диагностики дошкольников экспериментальной группы, полученные в ходе констатирующего эксперимента, позволили конкретизировать стоящие перед нами задачи:
1. В ходе формирующего
2. При составлении комплекса
занятий в ДОУ и
Занятия строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Мною были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Большое значение я придавала исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения я обращала внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Был проведен, в частности, цикл наблюдений за обитателем уголка природы – хомячком. Большое внимание уделялось общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому мы постоянно выводили своих воспитанников на прогулки, экскурсии. Содержанием проводимых с дошкольниками экскурсий являлось обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экскурсии дети собирали природный материал для коллекций, исследовали растения, почву, воду, камни и т.д.
Большое значение придавалось ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.
На занятиях по физической культуре обучении детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям проводилось в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок должен был воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т.д. Образно-подражательные движения развивают у дошкольников творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию и т.д.
свете интеграции образовательных областей
Контрольный эксперимент
Цель контрольного эксперимента - проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий - на занятиях и в повседневной жизни - по повышению уровня экологического воспитания старших дошкольников. Для определения эффективности проделанной работы, мною был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте. Результаты контрольного эксперимента представлены в табл. 4-5 и рис. 2.
Таблица 4
Имя ребенка |
Уровень сформированности экологических знаний | |||||||||||
Отношение к миру природы |
о мире животных |
о растительном мире |
о неживой природе |
о временах года |
Средняя оценка в баллах |
Общий уровень | ||||||
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития |
Оценка в баллах |
Уровень развития | |
Таня В. |
11 |
С |
10 |
С |
11 |
С |
12 |
С |
11 |
С |
11,0 |
С |
Женя К. |
12 |
С |
10 |
С |
12 |
С |
14 |
В |
12 |
С |
12,0 |
С |
Света К. |
8 |
С |
8 |
С |
10 |
С |
11 |
С |
9 |
С |
9,2 |
С |
Оля Г. |
13 |
В |
14 |
В |
14 |
В |
14 |
В |
13 |
В |
13,6 |
В |
Алеша Д. |
11 |
С |
9 |
С |
13 |
В |
12 |
С |
11 |
С |
11,2 |
С |
Марат М. |
12 |
С |
12 |
С |
14 |
В |
14 |
В |
12 |
С |
12,8 |
С |
Саша Л. |
13 |
В |
10 |
С |
12 |
С |
13 |
В |
11 |
С |
11,8 |
С |
Маша С. |
14 |
В |
13 |
В |
14 |
В |
15 |
В |
14 |
В |
14,0 |
В |
Галя Ф. |
8 |
С |
9 |
С |
9 |
С |
10 |
С |
7 |
Н |
8,6 |
С |
Артур З. |
14 |
В |
13 |
В |
14 |
В |
15 |
В |
14 |
В |
14,0 |
В |
В среднем по гр. |
11,6 |
С |
10,5 |
С |
12,3 |
С |
13,0 |
В |
11,4 |
С |
11,8 |
С |