Формирование связной речи детей дошкольного возраста в старшей группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 03:27, курсовая работа

Описание работы

Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи – рассуждения (объяснительная речь, речь –доказательство, речь – планирование), а также сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы развития связной речи детей

дошкольного возраста в старшей группе…………………………………..6

1.1. Вопросы развития связной речи дошкольников в психолого-

педагогической литературе ………………………………………………..6

1.2. Возрастные особенности детей дошкольного возраста. Старший

дошкольный возраст…………………………………...…………..……....11

1.3. Особенности развития связной речи дошкольников………………..14

1.4. Краткие выводы по главе первой…………………………………..…18

Глава 2. Эмпирические исследования формирования связной речи

детей дошкольного возраста в старшей группе……………………….... 20

2.1. Характеристика группы и результаты констатирующего этапа

исследования…………………………………………………………..……20

2.2. Организация игр и упражнений во всех видах деятельности с целью


формирования связной речи детей старшего дошкольного

возраста………….…………………………………………………………..27

2.3. Итоги результатов исследовательской работы………………………30

Заключение………………………………………………………………...34

Список использованной литературы………………………………..….37

Приложение

Файлы: 1 файл

оля.docx

— 58.79 Кб (Скачать файл)

Дидактические игры и упражнения грамматического содержания – важное средство стимулирования языковых игр  детей, их поисковой активности в  сфере грамматики.

В дошкольном возрасте ведущее  место занимают совместные со взрослым игры: сюжетно – отобразительные, подвижные, музыкальные, пластические упражнения, игры – драматизации, инсценировки, кукольный театр, элементы игры и драматизации при рассматривании картин, рисовании, лепке, аппликации. Их широкий общеразвивающий эффект рождает в детях положительные эмоции, стимулирует игровую и речевую активность. Тем самым создаются естественные условия для спонтанного возникновения языковых игр, заимствований из произведений фольклора и художественной литературы.

Формирование личности человека в большой степени зависит  от педагогического воздействия, от того, насколько рано его начинают оказывать. Детский сад имеет  целью всестороннее развитие детей  – физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание, которое  осуществляется в процессе обучения речи.

Основными формами развития речи являются:

Работа по развитию речи детей в свободном общении  их с воспитателем, со всеми другими  работниками детского сада, общении  их друг с другом;

Специальные занятия по развитию речи.

Свободное речевое общение  ребенка в детском саду происходит:

в быту;

во время прогулок;

в процессе игр;                                   

при ознакомлении с окружающими (с общественной жизнью и природой во все времена года);

в процессе труда;

во время праздников и  развлечений;

во время не речевых  специальных занятий: по формированию элементарных математических представлений, рисованию, лепки, конструированию, физкультуре, музыкальных.

Специальное занятие по развитию речи вводятся на третьем году жизни  ребенка, чтобы сделать его более  способным к усвоению речи в свободном  общении, к усвоению речи как средства общения и познания, так и средства регулирования собственного поведения.

Соблюдение условий, способствующих формированию речи дошкольника, возможно, будет не только направить процесс  развития речи в нужное русло, но и  следить за формированием речи и  при необходимости корректировать.

Проанализированные нами условия представляют собой далеко не полный перечень условий, необходимых  для развития речи. В каждом конкретном случае, с каждым конкретным ребенком необходим индивидуальный подход. Тем  не менее, перечисленные нами условия  должны быть созданы во всех случаях.

1.2. Возрастные  особенности детей дошкольного  возраста.

Старший дошкольный возраст 

 

 

   На этом возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Все чище становится произношение, более развернутые фразы, точнее высказывания. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребенка появляется и более критическое отношение к речи сверстников. При описании предметов и явлений он делает попытки передавать свое эмоциональное отношение.   

Обогащение и расширение словаря осуществляется не только за счет существительных, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счет названий отдельных частей, деталей  предметов, глаголов, а также суффиксов  и приставок, которые дети начинают широко употреблять. Все чаще в речи ребенка появляются собирательные  существительные, прилагательные, обозначающие материал, свойства, состояние предметов. За год словарь увеличивается  на 1000 – 1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно. К концу  шестого года ребенок более тонко  дифференцирует собирательные существительные, например не только называет слово  животное, но и может указать на то, что лиса, медведь, волк – это дикие звери, а корова, лошадь, кошка – домашние животные. Дети используют в своей речи отвлеченные существительные, а также прилагательные, глаголы. Многие слова из пассивного запаса переходят в активный словарь.   

Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще  далек от свободного пользования  словами. Хорошей проверкой и показателем полноценного владения словарем является умение детей подбирать противоположные по смыслу слова (анонимы) – существительные (вход – выход), прилагательные (хороший – плохой), наречия (быстро – медленно), глаголя (говорит – молчит); подбирать прилагательные к существительным (Какой может быть дождь? – Холодный, сильный, грибной, мелкий, кратковременный.),наречия к глаголам (Как может говорить мальчик? – Быстро, хорошо, медленно, четко, тихо, громко и т.д.); близкие по смыслу слова – синонимы (ходить – идти, шагать, топать, вышагивать и др.).   

Предлагая детям такие  задания, нетрудно убедиться, что их словарь все еще недостаточно богат прилагательными, наречиями, глаголами, да и слова, близкие по смыслу, они могут подобрать в  недостаточном количестве и не всегда удачно. Ошибки в употреблении слов возможны и при пересказах сказок, когда ребенок вкладывает в слово  неправильное значение. В рассказах  детей иногда наблюдаются неточности в употреблении союзов, предлогов (например, вместо предлога между используются слова в середине).   

Совершенствование связной  речи невозможно без овладения грамматически  правильной речи. На шестом году ребенок  овладевает грамматическим строем и  пользуется им достаточно свободно.   

В структурном отношении  речь значительно усложняется не только за счет простых распространенных предложений, но и сложных; возрастает объем высказываний. Все реже ребенок  допускает ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных  и прилагательных; часто правильно  употребляет родительный падеж  существительных во множественном  числе (окон, ламп, карандашей). Он легко образует существительные и другие части речи при помощи суффиксов (учит детей – учитель, читает книги – читатель,строит дома – строитель), прилагательные из существительных (ключ из железа – железный, банка из стекла –стеклянная).    

Однако в речи детей  все еще встречаются грамматические ошибки: неправильное согласование существительных  с прилагательными в косвенных  падежах, неправильное образование  формы родительного падежа множественного числа некоторых существительных («грушев» вместо груш), изменение по падежам несклоняемых существительных («На «пианине» стоят часы»).   

Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на ошибки своих детей, исправляют их, давая правильный образец.   

В диалогической (разговорной) речи ребенок в соответствии с  вопросом и темой разговора использует как краткие, так и развернутые  ответы.   

У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого  передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или  иные события, свидетелем которых он был. Стремясь к тому, чтобы его  высказывание было правильно понято, ребенок довольно охотно поясняет детали своего рассказа, специально повторяет  отдельные его части. Он способен рассказывать не только о событиях ближайших дней, но и о давно прошедших (например, зимой рассказывает о том, как он отдыхал летом на даче, как вместе с дедушкой собирал грибы, ловил рыбу, купался в пруду и пр.).    

В этом возрасте ребенок  уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. Но при составлении рассказа по картинке он еще часто концентрирует свое внимание главным образом на основных деталях, а второстепенные, менее важные часто опускает. 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

1.3. Особенности развития связной речи  дошкольников 

 

 

          Словарь, грамматические формы  речи – все это только средства, только абстрактно выделенные стороны  или моменты речи. Основным в речевом  развитии ребенка является все перестраивающееся  и совершенствующееся умение пользоваться речью как средством общения. В зависимости от изменения форм этого общения изменяются и формы  речи. Сначала общения у ребенка  происходит лишь с его ближайшим  непосредственным окружением. Вкрапленные  в непосредственный контакт с  близкими отдельные высказывания, просьбы, вопросы и ответы отливаются в разговорную диалогическую форму. Лишь затем появляется потребность передать, отобразив его в речевом плане, более или менее обширное смысловое целое (описание, объяснение, рассказ), предназначенное и для постороннего слушателя и ему понятное. Тогда развивается связная речь, умение раскрыть мысль в связном речевом построении.          

Развитие связной речи имеет особое значение. Развитие словаря, овладение грамматическими формами  и т.п. включаются в нее и в  качестве частных моментов.          

Для самого говорящего, всякая подлинная речь, передающая мысль, желание  говорящего, является связной речью (в отличие от отдельного зависимого слова, извлеченного из контекста речи), но формы связности в ходе развития изменились. Связной в специфическом, терминологическом смысле слова  называют такую речь, которая отражает в речевом плане все существенные связи своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи  не осознаны и не представлены в  мысли говорящего, либо потому, что, будучи представлены в мысли говорящего, эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи. Связность речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя. Связная речь – это такая речь, которая может быть вполне понятна на основе ее собственного предметного содержания. Для того чтобы ее понять, нет необходимости специально учитывать ту частную ситуацию, в которой она произносится; все в нейпонятно для другого из самого контекста речи; это контекстная речь.          

Речь маленького ребенка  сначала отличается в более или  менее значительной степени обратным свойством: она не образует такого связного смыслового целого – такого контекста, чтобы на основании только его  можно было вполне ее понять; для  ее понимания необходимо учесть ту конкретную более или менее наглядную  ситуацию, в которой находится  ребенок и к которой относится его речь. Смысловое содержание его речи становится понятным, лишь будучи взято совместно с этой ситуацией: это ситуативная речь.          

Когда у ребенка развивается  контекстная связная речь, она  не наслаивается внешне над ситуативной  и не вытесняет ее; они сосуществуют, причем ребенок пользуется то одной, то другой в зависимости от содержания, которое надо сообщить, и характера  самого общения.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием  мышления и связано с усложнением  детской деятельности и формами  общения с окружающими людьми.     

В подготовительном периоде  развития речи, на первом году жизни, в  процессе непосредственно-эмоционального общения со взрослым закладываются основы будущей связной речи.    

В эмоциональном общении  взрослый и ребенок выражают разнообразные  чувства (удовольствие или неудовольствие), а не мысли. Постепенно отношения  взрослого и ребенка обогащаются, расширяется круг предметов, с которыми он сталкивается, а слова, которые  раньше выражали только эмоции, начинают становиться для малыша обозначениями  предметов и действий. Ребенок  овладевает своим голосовым аппаратом, приобретает умение понимать речь окружающих. Понимание речи имеет огромное значение во всем последующем развитии ребенка, является начальным этапом в развитии функции общения. Складывается особый тип общения, при котором взрослый говорит, а ребенок отвечает мимикой, жестом, движением.          

На основе понимания, сначала  очень примитивного, начинает развиваться  активная речь детей. Ребенок подражает  звукам и звукосочетаниям, которые  произносит взрослый, сам привлекает внимание взрослого к себе, к какому-нибудь предмету. Все это имеет исключительное значение для развития речевого общения  детей: зарождается намеренность голосовой  реакции, ее направленность на другого  человека, формируются речевой слух, произвольность произнесения (С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин). [4; 253], [18; 203]

К концу первого – началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но они преимущественно  выражают желания и потребности  ребенка. Только во второй половине второго  года жизни слова начинают служить  для малыша обозначениями предметов. С этого момента ребенок начинает использовать слова для обращения  к взрослому и приобретает  возможность посредством речи вступать в сознательное общение со взрослым. Слово для него имеет смысл целого предложения. Постепенно появляются первые предложения, сначала из двух, а к двум годам из трех и четырех слов. К концу второго года жизни ребенка слова начинают грамматически оформляться. Дети выражают свои мысли и желания более точно и ясно. Речь в этот период выступает в двух основных функциях: как средство познания мира. Несмотря на несовершенство звукопроизношения, ограниченность словаря, грамматические ошибки, она является средством общения и обобщения.    

Информация о работе Формирование связной речи детей дошкольного возраста в старшей группе