Формирование связной речи детей дошкольного возраста в старшей группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 03:27, курсовая работа

Описание работы

Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи – рассуждения (объяснительная речь, речь –доказательство, речь – планирование), а также сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы развития связной речи детей

дошкольного возраста в старшей группе…………………………………..6

1.1. Вопросы развития связной речи дошкольников в психолого-

педагогической литературе ………………………………………………..6

1.2. Возрастные особенности детей дошкольного возраста. Старший

дошкольный возраст…………………………………...…………..……....11

1.3. Особенности развития связной речи дошкольников………………..14

1.4. Краткие выводы по главе первой…………………………………..…18

Глава 2. Эмпирические исследования формирования связной речи

детей дошкольного возраста в старшей группе……………………….... 20

2.1. Характеристика группы и результаты констатирующего этапа

исследования…………………………………………………………..……20

2.2. Организация игр и упражнений во всех видах деятельности с целью


формирования связной речи детей старшего дошкольного

возраста………….…………………………………………………………..27

2.3. Итоги результатов исследовательской работы………………………30

Заключение………………………………………………………………...34

Список использованной литературы………………………………..….37

Приложение

Файлы: 1 файл

оля.docx

— 58.79 Кб (Скачать файл)

3. Воспитатель старшей  группы МБДОУ № 16 «Аленький  цветочек»   г. Южно-Схалинск А.Р. Скипина– педагогический стаж работы 15 лет.

На основе полученных результатов  группой экспертов были разработаны  критерии оценки знаний по развитию связной  речи, и был сделан первичный «срез» по определению уровня сформированности развития связной речи детей  экспериментальной и  контрольной групп.

Оценка велась побалльно.

8 – 9 баллов – высокий  уровень: использование в речи  простых распространенных и сложных  предложений, наличие правильно  оформленных предложений, использование  всех частей речи, правильно употребляет  простые грамматические формы,  не допускает ошибки при согласовании  прилагательных и существительных  в роде, числе, падеже; все звуки  произносит четко.

4 – 7 балла – средний  уровень: фразовая речь с элементами  лексико-грамматического и фонетико-фонематического  развития; затрудняется распространять  простые и строить сложные  предложения; пользуется всеми  частями речи; заметно преобладание  существительных и глаголов; страдает  навык словообразования и словотворчества.  Правильно употребляет простые  грамматические формы, не допускает  ошибки при согласовании прилагательных  и существительных в роде, числе  и падеже.

0 – 3 балла – низкий  уровень: простые конструкции  предложений; различаются некоторые  грамматические формы; ошибки  в употреблении форм числа,  рода глаголов, в изменении имен  существительных по числам.

В экспериментальной группе высокий уровень сформированности развития связной речи у 11,1% дошкольников, средний уровень сформированности развития связной речи у 38,9% дошкольников, низкий уровень сформированности развития связной речи у 50% дошкольников   (Приложение 6).

В контрольной группе высокий  уровень сформированности развития связной речи у 7,1% дошкольников, средний  уровень сформированности развития связной речи у 50% дошкольников, низкий уровень сформированности развития связной речи у 42,9% дошкольников       (Приложение 7).

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что занятия по ознакомлению с природой интересны не всем дошкольникам. У большинства детей интерес к природе характеризуется неустойчивостью, преобладающим является интерес к живой природе, особенно к животным. Также у многих  ребят недостаточно полно сформировались на житейском уровне первоначальные представления о природе, взаимосвязях в ней, роли человека в природе. А самое главное то, что у большинства детей  весьма условно воспитано бережное отношение к природе и оно никак не проявляется.

Проведенная работа на констатирующем этапе дала нам возможность перейти  к работе на формирующем этапе  с целью повышения уровня развития связной речи через организацию  игр и упражнений во всех видах  деятельности более эффективно.                       

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

2.2. Организация  игр и упражнений с

целью формирования связной речи детей старшего

дошкольного возраста            

 

 

 Формирующий этап проходил с декабря 2011 г. по апрель 2012 г. Педагогическая деятельность велась по программе: «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой.

С детьми проводились занятия  не только в группах, но и на участке, привлекая родителей, что позволило  в естественных условиях знакомить детей с объектами и явлениями природы, способствовало формированию представлений о взаимосвязях в природе, развивало наблюдательность и интерес к ней, эстетические чувства, любовь и бережное отношение ко всему живому. Тем самым это способствовало развитию связной речи дошкольников.

Был проведен цикл занятий  по развитию связной речи  в необычной форме – в виде занятий-путешествий, занятий – исследований, занятий – игр. В процессе занятий использовались игры и упражнения разной направленности. Темой одного из таких занятий – игр стала «Весна идет, весне дорогу». В процессе проведения данного занятия мы систематизировали знания детей, вели разъяснительную работу по воспитанию бережного отношения к природе (Приложение 8).    

Через многообразие новых  слов и понятий, речь становилась  более выразительной и связной.

Организуя игры и упражнения детей, мы рассказывали детям их содержание, предварительно вычленяя 1–2 важных правила. По ходу игр и упражнений  еще раз подчеркивали эти правила, показывали игровые действия, давали дополнительные правила.

При повторении правил у  детей обогащался словарный запас.

Обучение игре на первом этапе проходило так – рассказ  о содержании, ознакомление с правилами  в ходе игры. На следующем этапе  дети играли самостоятельно. Мы наблюдали  за игрой, помогали, исправляли ошибки, разрешали конфликты. Когда интерес к игре пропадал, мы давали новый ее вариант.

Методика проведения игр и упражнений предусматривала  следующие  требования:

1. Сделать игры и упражнения  занимательными, избежать сухости,  сохранить в игре то, что ее  отличало бы от занятий (бесед,  рассказов) и дидактических упражнений. Занимательность заключалась в  правилах, побуждающих ребенка думать. Кроме того, широко использовались  такие игровые элементы, как сговор, считалочка, разыгрывание фантов, соревнование. Разыгрывание фантов, которым заканчивалось  большинство игр, интересно само  по себе и требовало от детей  находчивости, умения владеть собой,  перевоплощаться и уметь рассказать  об этом.

2. Правила игры строились  так, чтобы играли двое, а остальные  ждали своей очереди. Активны должны были быть все: одни загадывают, другие отгадывают; одни называют предметы, другие их отсчитывают; одни придумывают рассказы-небылицы, другие слушают их и затем разоблачают и т.д. Такая разнообразная творческая деятельность детей способствовала развитию памяти, речи, фантазии. 

Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает в себя формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности. 
        Детей знакомила с новыми терминами и уточняла термины «звук», «слово», с которыми они уже познакомились. Для этого проводила игры и упражнения, в которых дети обучаются умению находить слова, близкие и разные по звучанию. Дети могут подобрать слова на заданный звук, установить наличие или отсутствие звука в слове. Подбирая те или иные игрушки и предметы, в названиях которых есть определенный звук, они начинали понимать, что звуки в слове разные, например, «Найди первый звук»    

Цель:  учиться четко выделять в слове первый звук.

Для этой игры нужна машина и разные игрушки, но среди них  обязательно должны быть слон и собака. 
Взрослый предлагает ребенку назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начинается со звука «с» (слон, собака). Если ребенок называет слово, в котором нет звука «с», то взрослый произносит это слово, выделяя каждый звук, например, кооошшшкааа. 
Взрослый сажает в машину гуся, машина не едет. 
— Машина не поедет, потому что в слове гусь звук «сь», а не «с». 
Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников. Причем такие упражнения можно проводить параллельно с подбором звуков в словах и фразах.    

Рассмотрим несколько  игр и упражнений для развития связной речи детей дошкольного  возраста в старшей группе. (Приложение 9).        

Завершая формирующий  этап по формированию связной речи детей дошкольного возраста в  старшей группе было отмечено, что  они стали более активны, организованы, что заметно повлияло на выразительность, четкость, умение образно говорить и более ясно объяснять свои мысли, чувства и эмоции.   

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

2.3. Итоги результатов  исследовательской работы 

 

На заключительном этапе  исследования (начало мая 2012 г.) нами с  помощью тех же методов, что и  на констатирующем этапе было повторно проведено тестирование развития связной  речи детей. Критерии оценки и задания  были теми же.

Результаты повторного исследования показали, что в экспериментальной  группе 33,3% детей (6 дошкольников) отнесены к высокому уровню, что заметно  превысило результат констатирующего  этапа исследования. Проявляют интерес  и эмоционально выражают свое отношение при общении. Эти дети находятся на высоком уровне.

В контрольной группе  на высоком уровне находятся  7,1% дошкольников (1 ребенок). 

Средний уровень выявлен  у 66,7% дошкольников (12 детей) экспериментальной  группы. Иногда затрудняются установить взаимосвязь. Эмоционально выражают свое. Работают после наводящих вопросов взрослого.

В контрольной группе  средний уровень выявлен у 57,1% детей (8 дошкольников).

В экспериментальной группе детей с низким уровнем знаний нет.

В контрольной группе по-прежнему 35,7% детей (5 дошкольников)   часто допускают ошибки. Проявляют слабый интерес и эмоционально не выражают отношение. Затрудняются установить взаимосвязь между деятельностью человека (Приложение 10,11).

На  заключительном этапе исследования  мы провели повторный «срез» уровней сформированности развития связной речи у детей  экспериментальной и контрольной групп. Оценивали мы детей по пятибалльной шкале. 

В экспериментальной группе на заключительном этапе выросло  количество детей с высоким уровнем  сформированности развития связной  речи и составило 27,8% детей, на констатирующем этапе количество детей с высоким  уровнем было 11,%. Количество детей  со средним уровнем сформированности развития связной речи в экспериментальной  группе  значительно увеличилось. На заключительном этапе  количество детей составило 66,7%, на констатирующем этапе – 38,9%.  Количество детей с низким уровнем сформированности развития связной речи значительно уменьшилось с 50% на констатирующем этапе до 5,6% на заключительном этапе (Приложение 12).

В контрольной группе   количество детей с высоким уровнем сформированности развития связной речи на заключительном этапе составило 14,3%, на констатирующем этапе составляло 7,1%. Количество детей со средним уровнем сформированности развития связной речи  на заключительном этапе составило 57,1%, на констатирующем этапе  было 50%. Количество детей с низким уровнем сформированности развития связной речи уменьшилось с 42,9% на констатирующем этапе до 28,6% на заключительном этапе (Приложение 13).

Определим при помощи методов  математической статистики достоверность  различий между значениями признака на заключительном этапе исследования.

Проверим значимость результатов  с помощью критерия Мак-Немара.

За критерии оценки мы взяли  пятибалльную шкалу.

Высокий уровень – 5 баллов

Средний уровень – 4 балла

Низкий уровень – 3 балла  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

Составим вспомогательную  таблицу. 

 

Имя, фамилия

Экспертная оценка развития связной речи

Сдвиг

до

после

1.Алиса А.

5

5

0

2. Сергей А.

4

5

+1

3. Ира Б.

3

4

+1

4. Михаил Б.

4

5

+1

5. Павел Г.

3

4

+1

6. Коля Г.

4

4

0

7. Валя Д.

3

4

+1

8. Эльвира Б.

4

5

+1

9. Римма И.

3

4

+1

10. Боря К.

3

4

+1

11. Дима К.

4

4

0

12. Света М.

3

4

+1

13. Юра Н.

3

4

+1

14. Максим О.

5

4

-1

15. Эдуард У.

4

4

0

16. Рита Ф.

3

4

+1

17. Даша Х.

3

3

0

18. Сергей Ц.

4

5

+1

Информация о работе Формирование связной речи детей дошкольного возраста в старшей группе