Формирование связной речи детей дошкольного возраста в старшей группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 03:27, курсовая работа

Описание работы

Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи – рассуждения (объяснительная речь, речь –доказательство, речь – планирование), а также сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы развития связной речи детей

дошкольного возраста в старшей группе…………………………………..6

1.1. Вопросы развития связной речи дошкольников в психолого-

педагогической литературе ………………………………………………..6

1.2. Возрастные особенности детей дошкольного возраста. Старший

дошкольный возраст…………………………………...…………..……....11

1.3. Особенности развития связной речи дошкольников………………..14

1.4. Краткие выводы по главе первой…………………………………..…18

Глава 2. Эмпирические исследования формирования связной речи

детей дошкольного возраста в старшей группе……………………….... 20

2.1. Характеристика группы и результаты констатирующего этапа

исследования…………………………………………………………..……20

2.2. Организация игр и упражнений во всех видах деятельности с целью


формирования связной речи детей старшего дошкольного

возраста………….…………………………………………………………..27

2.3. Итоги результатов исследовательской работы………………………30

Заключение………………………………………………………………...34

Список использованной литературы………………………………..….37

Приложение

Файлы: 1 файл

оля.docx

— 58.79 Кб (Скачать файл)

На третьем году жизни  быстрыми темпами развиваются как  понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный  запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются самой простой, естественной и первоначальной формой речи –  диалогической, которая сначала  тесно связана с практической деятельностью ребенка и используется для налаживания сотрудничества внутри совместной предметной деятельности. Она состоит в прямом обращении  к собеседнику, содержит выражения  просьбы и помощи, ответы на вопросы  взрослого. Такая грамматически  малооформленная речь маленького ребенка ситуативна. Ее смысловое содержание понятно лишь в связи с ситуацией. Ситуативная речь больше выражает, чем высказывает. Контекст заменяют жесты, мимика, интонация. Но уже в этом возрасте дети учитывают в диалоге при построении своих высказываний то, как их поймут партнеры. Отсюда эллиптичность в построении высказываний, остановки в начатом предложении.    

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного  практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение  планирующей функции речи. В ролевой  игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму  монологической, контекстной. 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

1.4 Краткие выводы  по главе первой 

 

Связная речь является главным  основным показателем умственного  развития и общего кругозора дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем. Поэтому очень важно научить  ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании.

Связная речь – это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему. Этому  необходимо учить не только на занятиях в детском саду, но и дома, в  свободное время. Чтобы дошкольник имел широкий кругозор, полезно много  рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии, стихи.

Богатый словарный запас  является основной базой для формирования связной речи у наших детей. Необходимо обогащать словарь ребенка новой  лексикой, объяснять каждое новое  слово и вводить в активный словарь, упражнять его в правильном проговаривании слов, словосочетаний и предложений.

Главное стремиться и организовывать работу так, чтобы обучить детей  новым речевым формам, способствовать формированию эталонов, образцов, правил данной деятельности. Ребёнку будет  легче излагать свои мысли и в  повседневной жизни, и при обучении в школе, если он специально обучается  этому в занимательной, интересной форме под руководством взрослого. Поэтому создаётся интерес к занятию с самых его первых минут и поддержание интереса на всём его протяжении – залог успешного результата деятельности всех её участников. Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических методов, приёмов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности.

Словесные игры развивают, формируют  мышление и речь детей в доступной, занимательной форме. Они проводятся в кругу семьи, в свободное  время как отдых, как развлечение.

В лексических играх нужно  учить детей классифицировать предметы, выделять существенные признаки (цвет, форму, величину, качество), группировать предметы по материалу и назначению, учить устанавливать простые  связи, сравнивать предметы, явления  природы, действия. В словесных играх  ребенок учится быть внимательным, активным, развивает любознательность, слуховое внимание, сообразительность.

Полезно помнить, что для  формирования связной речи надо много  беседовать с детьми, разнообразить  их жизнь, насыщать новыми впечатлениями, сведениями о разных сторонах окружающей действительности.

Старайтесь больше времени  проводить с детьми, разговаривайте с ними, играйте!

Употребляют существительные  обозначающие названия профессий; глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей. Употребляют правильно предлоги и точно по смыслу, а также прилагательные глаголы. 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

Глава 2.  Эмпирическое исследование формирования связной речи детей дошкольного возраста в старшей группе

2.1. Характеристика  группы и результаты констатирующего

этапа исследования  

 

Наше исследование мы проводили  в  МБДОУ № 16 «Аленький цветочек» г. Южно-Сахалинска в ноябре 2011 г. В качестве участников исследования выступили дети двух старших групп. 

Старшую группу «Пчелки» мы сделали экспериментальной группой  – в группе 18 дошкольников,  вторую старшую группу «Юнга» мы сделали контрольной группой – в группе 14 дошкольников. Занятие по развитию речи проводится 1 раз в неделю в обеих группах по типовой программе воспитания и обучения М. Васильевой.

В экспериментальной группе дети любознательны, отличаются активностью, проявляют интерес к занятиям. Дети дружные, любят играть, создают  устойчивые игровые объединения. Воспитатели  группы пользуются у детей уважением.

На констатирующем этапе  были использованы методы исследования: наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование знаний дошкольников, экспертная оценка, метод математической статистики.

На констатирующем этапе  исследования нами на занятиях по развитию речи было проведено наблюдение за детьми обеих групп (экспериментальной и контрольной) с целью выяснения, как развита связная речь в процессе занятий, общения, совместных игр, театрализованных представлений, экскурсий, проведения утренников.

В ходе наблюдения мы выяснили, что у детей  развит интерес к  занятиям по развитию речи. Но дети на занятиях пассивны, не проявляют инициативы, невнимательны. Воспитатель в процессе занятий  включает мало наглядного материала, не проводит беседы, игры и упражнения, помогающие формировать у детей развитие связной речи. На занятиях не  используются дидактические игры экологического содержания. Речь ребят в процессе ответов односложная (Приложение 1). 

В процессе исследования на констатирующем этапе мы провели  открытое анкетирование родителей, которое ставило перед собой цель – выяснить какими методами родители активизируют словарь детей дома.              

Проанализировав беседу с  родителями, мы выяснили, что многие родители регулярно посещают: музеи, парки, кинотеатры и т. д., но при этом не обсуждают с ребенком увиденное; не читают детям художественных произведений, считая, что все необходимые знания ребенок получает в детском саду.               

Таким образом, не обсуждая с ребенком услышанное и увиденное, родители не активизируют словарь детей (Приложение 2).

Следующим методом нашей  работы был анализ предметно –  развивающей среды, цель которого, изучить  условия, созданные в группе, для  развития активного словаря детей.               

Таким образом, проанализировав  развивающую среду, выяснилось, что  в группе есть различные дидактические  игры, также есть определенная игровая  зона. Весь игровой материал находится  в доступном для детей месте, и соответствует возрастным особенностям детей, но, несмотря на разнообразие игр, в группе отсутствовали настольно  – печатные игры, направленные на развитие активного словаря детей.               

Помимо игрового материала, также в группе, имеется информационный стенд для родителей, в котором  указаны воспитательно – образовательные  задачи на квартал, объявления и т. д. Рекомендации по развитию речи детей  отсутствовали, данные рекомендации давались педагогами только в устной форме.              

Была проведена диагностика (авторы Ушакова О. С., Струнина Е. М.). Целью этого метода являлось: вывить уровень сформированности речевого развития детей старшего дошкольного  возраста. [19; 166]              

Диагностическое обследование проводилось индивидуально с  каждым ребенком в течение 15 – 20 минут. Для обследования, задания предлагались без наглядных средств, но на знакомых словах. Большое значение уделялось  формулировке вопроса, особенно при  выполнении  речевых заданий, на выявление:

умения подбора синонимов  и антонимов к именам прилагательным и глаголам;

способности к точному (в  смысловом отношении) употреблению слов;

навыков выполнения различных  творческих заданий (речевых заданий);

навыков составления разных типов высказываний.

Оценка по заданиям давалась в количественном выражении (по баллам). При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и  правильности, оценки помогают выявить  уровни речевого развития детей:

3 балла (высокий уровень)  – ребенок, полностью справился  с заданием, работу проделал самостоятельно, без помощи взрослых, при выполнении  задания проявил смекалку.    

2 балла (средний уровень)  – ребенок допускал неточности, отдельные ошибки, на выполнения  задания потратил большее количество  времени.

1 балл (низкий уровень)  – ребенок не соотносит ответы  с вопросами взрослого, повторяет  за ним слова, демонстрирует  непонимание задания.     

Данное обследование состояло из двух серий заданий. В первой серии, обследовался лексико – грамматический строй речи ребенка, во второй серии  – связная речь.

Речевые задачи для детей  старшего дошкольного возраста заключаются  в следующем:

Лексико – грамматический строй речи.

Выявляются умения:    

1. Активизировать имена  прилагательные и глаголы, подбирать  точные по смыслу слова к  речевой ситуации;    

2. Подбирать синонимы  и антонимы к заданным словам  разных частей речи;    

3. Понимать и употреблять  разные значения многозначных  слов;    

4. Дифференцировать обобщающие  понятия (дикие и домашние животные);     

5. Образовывать названия  детенышей животных (лиса – лисенок,  корова - теленок); подбирать однокоренные  слова; согласовывать имена существительные  и имена прилагательные в роде  и числе;    

6. Образовывать трудные  формы повелительного и сослагательного  наклонения (спрячься! потанцуй! искал  бы); родительного падежа (зайчат, жеребят,  ягнят);    

7. Строить сложные предложения  разных типов.    

Связная речь.    

Развитие связной речи по специальным критериям, которые  характеризуют основные качества связного высказывания (описание рассказа по серии  сюжетных картин или на самостоятельно выбранную тему).    

1. Содержательность (в повествовании  – умение придумать интересный  сюжет, развернуть его в логической  последовательности; в описании  – раскрытие микротем, признаков и действий);    

2. Композиция высказывания;     

3. Грамматическая правильность  построения простых и сложных  предложений, правильное согласование  слов в словосочетаниях и предложениях;     

4. Разнообразные способы  связей между предложениями;    

5. Разнообразие лексических  средств (использование разных  частей речи, образных слов –  определений, сравнений, синонимов,  антонимов).    

6. Звуковое оформление  высказывания (плавность, интонационная  выразительность, изложение в  умеренном темпе).

(Приложение 3). Результаты  исследования показали, что в  экспериментальной группе  5,6% детей (1 ребенок) использовал в речи простые  распространенные и сложные предложения, все части речи, все звуки произносит четко. Этот дошкольник отнесен к высокому уровню.

В контрольной группе детей, находящихся на высоком уровне нет.

Средний уровень выявлен  у 44,4% дошкольников (8 детей). Дети используют фразовую речь с элементами лексико-грамматическими  и фонетика - фонематическим развитием; затрудняются распространять простые и строить сложные предложения; страдает словообразование. Правильно употребляет простые грамматические формы.   

В контрольной группе  средний уровень выявлен у 42,9% детей (6 дошкольников).

50% детей (9 дошкольников) допускают ошибки в употреблении  форм числа, рода глаголов, в  изменении имен существительных  по числам. Простые конструкции  предложений.

В контрольной группе выявлено 57,1% детей (8 дошкольников) с низким уровнем  сформированности экологических знаний (Приложение 4, 5).

Для проведения экспертной оценки на констатирующем этапе была собрана группа экспертов в составе  трех человек:

1. Заведующая МБДОУ №  16 «Аленький цветочек» г. Южно-Сахалинск  Ж.В. Пчельникова – категория высшая, педагогический стаж работы 28 лет.

2. Заместитель заведующей  по учебно-воспитательной работе  МБДОУ № 16 «Аленький цветочек»  г. Южно-Схалинск В.Н. Подугольникова  – высшая категория, педагогический стаж работы 27 лет.

Информация о работе Формирование связной речи детей дошкольного возраста в старшей группе