Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 09:11, курсовая работа
Цель исследования- определить систему работы по формированию основ безопасности дорожного движения у детей 4-5 лет.
Объект исследования - основы культуры безопасности в ДОУ как системно-образовательный процесс.
Предмет исследования- процесс формирования основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения в воспитательно-образовательной деятельности у детей 4-5 лет.
Гипотеза. Осознанное усвоение основ безопасности безопасности дорожного движения будет осуществляться более эффективно, если:
1.эта работа будет вестись целенаправленно;
2.создать специальные условия воспитания: уголок в группе по ПДД, папка передвижка для родителей «Дети на дороге», настольно-печатные игры., разнообразные дидактические игры;
3.учитывать индивидуально-типологическиеособенности в работе с дошкольниками:
Введение 3
Глава 1. Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности 6
1.1.Понятие «основы безопасности жизнедеятельности» 6
1.2 Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами 11
безопасного поведения на улице 11
Глава 2. Экспериментальная работа по основам безопасности жизнедеятельности детей 4-5 лет 24
2.1. Организация и проведение эксперимента 24
2.2 Система работы по формированию основ безопасности дорожного движения средних дошкольников 29
Заключение 38
Список литературы 39
Приложение 42
Содержание
Актуальность проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей -воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
На основании Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.
Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.
Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.
Значительный пласт работы – это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения на дорогах у дошкольников - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций, особенностей поведения в них и умение правильно вести себя в различных ситуациях, применить эти знания. Эта проблема весьма актуальна, ведь от нее может зависить здоровье и жизнь самого дорогого - наших детей.
Цель исследования- определить систему работы по формированию основ безопасности дорожного движения у детей 4-5 лет.
Объект исследования - основы культуры безопасности в ДОУ как системно-образовательный процесс.
Предмет исследования- процесс формирования основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения в воспитательно-образовательной деятельности у детей 4-5 лет.
Гипотеза. Осознанное усвоение основ безопасности безопасности дорожного движения будет осуществляться более эффективно, если:
1.эта работа будет вестись целенаправленно;
2.создать специальные условия воспитания: уголок в группе по ПДД, папка передвижка для родителей «Дети на дороге», настольно-печатные игры., разнообразные дидактические игры;
3.учитывать индивидуально-
4.использовать разнообразные методы и приемы воспитания: работа с родителями, беседы с детьми на темы по Правилам дорожного движения, сюжетно-ролевые игры и дидактические упражнения
Цель и гипотеза исследования определили задачи:
1.Изучить методическую, психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.
2.Выявить возможности детей 4-5 лет в овладении основами кльтуры безопасности дорожного движения.
3.Определить эффективные методы ознакомления детей с основами безопасности дорожного движения.
Методы исследования:
-изучение и анализ психолого-
-индивидуальные беседы с
-чтение художественной
-целевые прогулки
-сюжетно-ролевые игры
-анкетирование родителей
-педагогический эксперимент.
База исследования МДОУ № 109 г.Улан-Удэ. В эксперименте принимали участие 20 детей 4- 5 лет.
Основы безопасности жизнедеятельности - область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.
В большинстве случаев опасные ситуации создает сам человек, нарушающий общепринятые правила поведения.
Опасная ситуация может возникнуть на дороге, если пешеход переходит проезжую часть в неустановленном месте или на красный свет светофора, если человек нарушает правила пожарной безопасности, если не соблюдает правила общественной безопасности и общественного порядка.
Опасность - это свойство элементов системы «человек - среда обитания», способное причинять ущерб людям, природной среде и материальным ресурсам.
По характеру воздействия на человека все опасности разделяются на вредные и травмирующие.
Вредные воздействия приводят к ухудшению самочувствия человека или к заболеванию (если воздействие продолжительно). Сюда относятся: воздействие токсичных веществ, содержащихся в атмосферном воздухе, воде, продуктах питания; недостаточность освещения; повышенная или пониженная температура воздуха; снижение содержания кислорода в воздухе помещения.
Травмирующие воздействия приводят к травмам и гибели людей при однократном действии, характеризуются неожиданностью и быстротой. Электрический ток, падающие предметы, действие подвижных частей различных установок и средств транспорта, падение, разгерметизация систем повышенного давления, часто приводящая к взрывам и пожарам, - все это травмирующие факторы. [17, c.43]
Дети травмируются не только во время стихийных бедствий, в военных ситуациях, но и в быту, в школе, при транспортных катастрофах. Организм ребенка значительно тяжелее реагирует на повреждения, что связано с недостаточным развитием жизненно важных систем, несовершенством компенсаторных возможностей.
Изучение причин травм у детей показывает, что чаще всего они происходят по прямой или косвенной вине взрослых. Очень важно, для того чтобы воспитать ребенка и привить ему правила безопасного поведения в быту, взрослые сами их знали и неукоснительно соблюдали. [5, c.69]
Безопасность
Занятия по ОБЖ направлены на формирование у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, и, в идеале оказывать само- и взаимопомощь.
Условия и ритмы современной жизни, высокий уровень механизации на производстве и в быту, рост преступности, социальная нестабильность особенно остро сказываются на детях. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его уязвимости.
Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность.
У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий.
Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их, не сделать излишне настороженными, но подготовить к полноценной жизни, полной неожиданностей.
Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка. Необходимо подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях. [9,c.8]
Несомненно, что основам безопасной жизнедеятельности надо специально обучать. Знания о зонах риска в повседневной жизни и способах спасения в них нужны не только взрослым людям. Эти знания, пусть элементарные, в равной степени нужны и учащимся начальной школы, и старшеклассникам и даже маленьким воспитанникам детских дошкольных учреждений. Чем раньше начинать работу по просвещению детей о существующих в жизни опасностях и подготовке к действиям в них, тем раньше учащиеся приобретут опыт безопасного поведения. Обучать человека, как вести в разных обстоятельствах, создающих угрозу для его нормального сосуществования, труда и отдыха, необходимо систематически и планомерно, а не эпизодически, от случая к случаю. Лишь таким образом можно развить умения и навыки, направленные на сохранение жизни, укрепление здоровья и улучшение состояния окружающей природной и социальной среды.
Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.
Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, обогащенности жилища людей техникой.
Трудами многих ученых на
протяжении многих десятилетий созданы
научные предпосылки для
В отечественной дошкольной педагогике советского периода проблема охраны жизни и здоровья детей была признана очень важной и практическое выражение находила в некоторых программных документах, методической литературе и опыте дошкольного воспитания. Так, в конце 20-30-х годов в работах по трудовому воспитанию О.Дегтяренко, Н.Ковальковской, Э.Краснопольского и др. отмечалось, что детей дошкольного возраста необходимо знакомить с некоторыми вопросами техники безопасности в быту, включающими правила обращения с потенциально опасными предметами. В проекте “Программы работы дошкольных учреждений (по видам деятельности)” (1932) была сделана попытка определить объем данных умений в каждой возрастной группе.
Однако в 1936-1937 годах при переработке программ детского сада данные вопросы из нормативных документов исключаются. Возникшие у ряда практических работников трудности (недостаточность методического обеспечения, отсутствие необходимых пособий и вследствие этого желаемого результата в развитии детей и приобретении ими знаний) привели к заключению, что материал, формирующий представления о бытовой и других видах техники, чересчур сложен и его следует исключить из методики работы с дошкольниками. И хотя в дальнейшем ряд ученых (Л.И.Грехова, Т.В.Земцова, Л.М.Кларина, Н.Н.Никандров и др.), изучая вопросы ознакомления дошкольников с техническими явлениями, обнаружили, что детям доступны сведения о электричестве, механических и физических явлениях, а также об устройстве бытовых и транспортных машин, проблема обеспечения безопасности при работе с ними должного отражения в программных документах дошкольного образования 1964-1985 г.г. не нашла.
Однако, вопросы профилактики
дорожно-транспортного
По словам А.М.Якупова, такая разработанность проблемы повлияла на то, что в “дошкольных образовательных учреждениях до сих пор больше внимания уделяется изучению с детьми правил дорожного движения”, чем воспитанию остальных составляющих безопасного поведения ребенка (дома, на улице, в природе).
В 1960-1980-е годы о профилактике несчастий с дошкольниками как дома, в детском саду, так и на улице говорили в основном медицинские работники. Но, как отмечают исследователи, решение этого вопроса оказалось не под силу специалистам в области классической медицины, ибо они не знакомы со спецификой учебного процесса в дошкольном учреждении.
Анализ литературы показывает, что большинство исследователей педагогов предлагают использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности, такими, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий, игровые персонажи.
Под культурой безопасности жизнедеятельности ребенка ученые подразумевают совокупность трех компонентов: осознанного отношения к жизни и здоровью человека, знаний о безопасности жизнедеятельности человека и умений оберегать, поддерживать свои жизнь и здоровье.
Анализ литературы позволил составить нам характеристику ребенка, обладающего культурой безопасности жизнедеятельности: это ребенок, у которого сформированы представления о безопасности жизнедеятельности, который мотивирован к охране своих жизни и здоровья, а также окружающих его людей, общества в целом. Это ребенок, знающий свои возможности и верящий в собственные силы, выполняющий правила безопасного поведения в быту, имеющий опыт безопасного поведения в быту.
Информация о работе Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности