Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 09:11, курсовая работа
Цель исследования- определить систему работы по формированию основ безопасности дорожного движения у детей 4-5 лет.
Объект исследования - основы культуры безопасности в ДОУ как системно-образовательный процесс.
Предмет исследования- процесс формирования основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения в воспитательно-образовательной деятельности у детей 4-5 лет.
Гипотеза. Осознанное усвоение основ безопасности безопасности дорожного движения будет осуществляться более эффективно, если:
1.эта работа будет вестись целенаправленно;
2.создать специальные условия воспитания: уголок в группе по ПДД, папка передвижка для родителей «Дети на дороге», настольно-печатные игры., разнообразные дидактические игры;
3.учитывать индивидуально-типологическиеособенности в работе с дошкольниками:
Введение 3
Глава 1. Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности 6
1.1.Понятие «основы безопасности жизнедеятельности» 6
1.2 Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами 11
безопасного поведения на улице 11
Глава 2. Экспериментальная работа по основам безопасности жизнедеятельности детей 4-5 лет 24
2.1. Организация и проведение эксперимента 24
2.2 Система работы по формированию основ безопасности дорожного движения средних дошкольников 29
Заключение 38
Список литературы 39
Приложение 42
Таким образом, по мере изменений условий жизни человека, по мере возрастания модернизации, изменяются правила безопасности жизнедеятельности человека, они усложняются, и все более требуют повышенного изучения и обучения им детей.
Одно из ведущих направлений в деле предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма является работа с педагогическим коллективом, которая становится основополагающим механизмом запуска всей системы взаимодействия между различными звеньями воспитательно-образовательного процесса, решающего масштабную задачу –формирование массовой культуры правильного поведения на дорогах. Эта деятельность должна выстраиваться на основании следующих принципов:
1. Принцип целенаправленности– содержание и формы работы должны определяться целью и задачами.
2. Принцип комплексности
предполагает согласованную и
непротиворечивую реализацию
3. Принцип дифференцированного подхода применяется, в работе с педагогами и родителями, а также при конкретизации целей и задач.
4. Принцип позитивной
мотивации выражается в
Управленческая составляющая заключается в организации выполнения перечисленных задач, анализе и прогнозировании. Для ДОУ – это, прежде всего:
Для реализации поставленных задач необходимо создать оптимальную структуру управления ДОУ, делегировать ряд полномочий. В детском саду должна быть разработана система, в которой четко видна иерархия управления, подчинения и взаимодействия.
Для реализации задач по обучению дошкольников правилам дорожного движения необходимо проводить соответствующую работу с педагогическим коллективом. А в целях повышения эффективности работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольному чреждении необходимо дополнительно осуществить:
Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Вопросы воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста являются составной частью всех современных комплексных программ, реализуемых в ДОУ. Эта работа должна осуществляться в рамках всех разделов и направлений общеобразовательной программы дошкольного образования через: игру, воспитание навыков поведения, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественную литературу, конструирование, изобразительное искусство, музыкальное творчество.
Именно в детском саду все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения. И в этом коллективу воспитателей дошкольного учреждения отводится ведущая роль. Поэтому сам педагог должен овладеть всем комплексом вопросов и проблем, составляющих основу безопасного движения. При реализации поставленных задач воспитатель должен исходить из следующего: главная ценность, которую приобретает ребёнок в детском саду, состоит в ряде навыков и привычек. Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания.
Количество приобретаемых знаний детьми в детском саду очень важно только в связи с приобретением навыков и привычек таких, как: сознательное отношение к своим и чужим поступкам (правильно – неправильно, подражать – не подражать), умение переводить мысль в дело (машина поехала –можно переходить – перешёл). Не меньшее значение имеет и привычка обуздывать свои порывы и желания (бежать – но нельзя, потому что горит красный сигнал светофора). Важна, привычка сосредоточивать внимание, самостоятельно справляться с встречающимися затруднениями. Всегда нужно помнить, что детский сад – учреждение по преимуществу воспитательное. И поэтому задача воспитателя состоит не столько в обучении правилам дорожного движения, сколько в воспитании безопасного поведения у детей на улице, на дорогах, в транспорте.
Педагогический процесс дошкольного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, выстраивается в соответствии с годовым планом учреждения. Для повышения педагогического мастерства воспитателей создаётся перспективный план работы для всех возрастных групп, определяются цели и задачи для каждого возраста, подбираются и систематизируются печатные и дидактические материалы и пособия для дошкольников; методическая литература для воспитателей, рекомендации для родителей. Проводятся педсоветы, диспуты, деловые игры, семинары-практикумы, где воспитатели получают рекомендации, материал для работы с родителями и детьми. На педсоветах и совещаниях обсуждаются вопросы совершенствования педагогического процесса, делается анализ дорожно-транспортного травматизма в районе, городе; обсуждается планирование работы по формированию у детей безопасного поведения, изучается передовой опыт организации работы с детьми по привитию им навыков культурного поведения на улице.
В условиях вариативности и разнообразия содержания, форм и методов работы по формированию у детей безопасного поведения на улице не может быть предложено единой модели планирования. Каждое дошкольное учреждение должно определить свои возможности(используемые программы и методики, материальную базу), а также более широкие –климатические, социокультурные и другие региональные особенности. К работе в данном направлении необходимо привлекать всех имеющихся в ДОУ специалистов и педагогов дополнительного образования. Тематические планы воспитателей и специалистов должны быть скоординированы таким образом, чтобы избежать повторов и последовательно развёртывать определённые темы.
При планировании не накладываются ограничения на выбор материалов, оборудования, методических приёмов. Важно, учитывая опыт детей, подбирать и использовать их адекватно возрастным особенностям и целям развития. Реализация планирования в каждом дошкольном учреждении может осуществляться по-разному. Выбор приоритетных направлений работы должен определяться конкретными условиями проживания детей, месторасположением детского сада и маршрутами движения. Безопасность на улице и дорогах актуальней для детей, живущих в городе или посёлках городского типа, а не в сельской местности, поэтому соответствующему разделу в городских детских садах уделяется времени и внимания больше.
Главная цель работы педагогов по профилактике детского дорожного травматизма в ДОУ – формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города, посёлка. Она реализуется путём решения нескольких задач:
· усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
· формирование у детей
качественно новых двигательных
навыков и бдительного
· развитие у детей
способности к предвидению
Основные аспекты взаимодействия ребёнка с «территорией дорожного движения»:
· Ребёнок – пешеход
· Ребёнок –пассажир
· Ребёнок –водитель детских транспортных средств (велосипеда, самоката, санок, роликовых коньков и др.)
Эти аспекты являются основой при построении системы работы в ДОУ по ознакомлению дошкольников с Правилами дорожного движения.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она не должна выноситься в самостоятельный раздел, а входить логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Когда и сколько времени отводить на тот или иной вид деятельности с детьми в данном направлении определяет сам воспитатель в зависимости от условий, темы, сезонности, состояния детей, вида занятий и т.д.
Для каждой возрастной группы необходимо определить цели и ориентиры, к которым должен стремиться воспитатель в своей работе с детьми. Целесообразно объединять некоторые темы (правила поведения на улице –оказание помощи – инвалидность), так как привлечение материалов из другого раздела поможет объяснить детям, какими могут быть последствия правильного и неправильного поведения на улице. К одним и тем же вопросам надо многократно возвращаться, стимулировать интерес ребят, привлекая к этому виду работы всех участников педагогического процесса: педагогов, родителей, общественность, бывших выпускников
1. Игровая деятельность:
-подвижные игры;
-дидактические игры;
-настольно-печатные игры;
-сюжетно-ролевые игры;
-игры-драматизации и театрализованные игры;
-игровые практикумы на транспортной площадке.
2. Познавательная деятельность.
Занятия.
Теме ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения может быть отведена часть занятия по любому разделу программы или занятие по ознакомлению с окружающим полностью.
На занятиях по развитию речи рекомендуется использовать различные методы и приёмы по знакомству с правилами безопасного поведения, с основными видами и характеристиками движения, причинами и способами их измерения:
-рассматривание картин и иллюстраций;
-составление описательных рассказов по картине;
-составление рассказов из личного опыта;
-разучивание стихотворений
-разыгрывание игровых
обучающих ситуаций
-решение проблемных задач и ситуаций
-слушание аудиозаписей песенок, сказок
-просмотр мультфильмов, слайдов.
На занятиях по продуктивным видам деятельности целесообразно выполнять индивидуальные и коллективные работы соответствующей тематики, используя спектр возможностей для моделирования с различными материалами; раскрашивать картинки в книжках-раскрасках;
В конструктивной деятельности предлагать детям строительный материал, при помощи которого можно построить дороги. Переезд, перекрёсток, различные здания, транспорт.
На занятиях по развитию элементарных математических представлений необходимо создать условия для освоения правил уличного движения, связанных с дифференцированием пространственных направлений (по какой стороне тротуара надо ходить, как обходить стоящий транспорт, где переходить улицу); следует учить пользоваться планами, схемами, моделями (найти дорогу по словесному описанию, по рисунку, схеме);решать логические задачи, задачи-шутки.
Беседы, викторины.
Данные формы работы проводятся с целью выявления имеющихся знаний и представлений детей, определения направлений, по которым необходимо проводить в дальнейшем специальное обучение.
Игровые проекты: «Добрая дорога детства», «Дорожная азбука», «Школа Светофорика», «Школа Спасайкина», «Азбука пешехода».
Разрабатываются и проводятся с целью более «глубокого погружения» ребёнка в проблему и вовлечения в работу взрослых участников дорожного движения.
3.Чтение художественной литературы.
Педагог должен подбирать произведения, в которых наиболее ярко описаны правила безопасного поведения на улице.
Методика работы с художественным произведением предполагает:
· выразительное,эмоциональное чтение произведения;
· повторное чтение произведения и вовлечения детей в несложный анализ содержания, подводя их к осознанию причины нарушения правил и возможности их избежать;
· беседа с детьми по содержанию, используя
иллюстрации книги и
· разучивание рифмованных правил или стихов.
В рамках художественно-изобразительной деятельности следует организовывать:
-конкурсы рисунков;
-выставки моделей, макетов;
-изготовление атрибутов к
В рамках художественно-речевой
-вечера загадок;
-викторины;
-конкурсы стихов и рассказов;
-развлечения, праздники;
-спектакли, театрализованные
В ходе игр, инсценировок, викторин дети постигают и закрепляют важные правила пешехода. Проведение праздников, развлечений является эффективной формой работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и обучению правилам дорожного движения.
Средняя группа (4 – 5 лет).
В этом возрасте нервная система детей также неустойчива и склонна к быстрому истощению, условные рефлексы быстро образуются и также быстро исчезают. Потребность в движении преобладает над осторожностью, процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения. У детей данного возраста выражено стремление подражать взрослым и более старшим детям, свойственна переоценка своих возможностей.
Поле зрения ребёнка 4-5 лет на 20%меньше, чем у взрослого. Когда дети бегут, они смотрят только вперёд, в направлении бега. Поэтому машины слева и справа остаются ими незамеченными. Они видят только то, что находится напротив. Реакция у детей также замедленная. Чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, у ребёнка уходит 3-4 секунды, что может оказаться опасным для жизни.
Из-за маленького роста у ребёнка шаг не такой длинный, как у взрослого, поэтому, пересекая проезжую часть, он дольше находится в зоне опасности.
У детей маленького роста центр тяжести тела заметно выше, чем у взрослых, - во время быстрого бега и на неровной дороге, споткнувшись, они неожиданно могут упасть, потеряв равновесие.
Информация о работе Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности